«Яндекс.Такси» планирует пересмотреть систему расчета с таксистами и ввести гарантированный элемент дохода Фото: «БИЗНЕС Online»

«Яндекс.Такси» начал «пилот»

Агрегатор «Яндекс.Такси», в адрес которого периодически раздаются обвинения в демпинге и невыносимых зарплатных условиях для водителей, планирует пересмотреть систему расчета с таксистами и ввести гарантированный элемент дохода. Об этом сегодня сообщили источники «Коммерсанта» на рынке пассажирских перевозок. Они уточнили, что речь идет, в частности, о бонусах за количество выполненных заказов или же гарантированном заработке за час работы.

Сам агрегатор пока с комментариями не спешит, уверяя только, что прорабатывает много вариантов поощрения водителей. Глава гильдии такси Московской торгово-промышленной палаты Богдан Коношенко заявил изданию, что сервис «Яндекс.Такси» уже запустил в тестовом режиме систему фиксированного дохода водителей в некоторых регионах, например в Воронеже. Она работает следующим образом: таксист, который проводит на линии 8 часов подряд, вне зависимости от наличия заказов получает от агрегатора гарантированную сумму.

Дополнительные выплаты водителям агрегатора тестируются в регионах, включая Воронеж, Казань, Волгодонск, подтвердил директор таксопарка «Букет» (партнер «Яндекс.Такси») Денис Огнев. Председатель общественного совета по развитию такси в регионах Ирина Зарипова также знает, что «Яндекс.Такси» намерен вводить схему с выплатой гарантированного дохода. Ранее за введение минимальной зарплаты водителей такси, которую выплачивали бы агрегаторы, выступил департамент транспорта Москвы. В столичной мэрии предлагали компаниям ориентироваться на «среднюю месячную зарплату водителя автобуса» — около 65–70 тыс. рублей.

Сейчас сложившаяся оплата водителей выглядит так: 15% от суммы заказа (она фиксированная, зависит от расстояния и времени суток) забирает «Яндекс.Такси» как агрегатор, еще 5% — таксопарк, в котором работает конкретный водитель. Плюс всегда были различные фиксированные опции: например, стоимость заказа для водителя не может быть меньше 110 рублей (без учета процентов агрегатору): если поездка очень короткая, клиент платит 69 рублей, а «Яндекс» доводит эту сумму до 110.

Идея с гарантированным доходом напоминает систему, которую хотят ввести для водителей автобусов, отвязав их зарплату от выручки. Напомним, с таким предложением, опираясь на опыт Самары, выступил глава МВД по РТ Артем Хохорин, который призвал прекратить таким образом небезопасные гонки между водителями. В конце января председатель комитета по транспорту исполкома Казани Айдар Абдулхаков подтвердил, что такая реформа действительно готовится — зарплату водителя привяжут к соблюдению графика движения и безаварийной езде, а не к количеству перевезенных пассажиров. Получается, по тому же пути хочет пойти и «Яндекс».

В таксопарках Татарстана пока о каких-либо нововведениях не слышали Фото: «БИЗНЕС Online»

«уже не знают, как еще удержать водителя»

В таксопарках Татарстана пока о каких-либо нововведениях не слышали.  «У меня есть централизованная рассылка „Яндекс.Партнерам“ — не водителям, а именно таксопаркам. Ничего такого они не присылали — может, где-то в других городах… В Казани пока ничего не тестируется. Да и непонятно, зачем это делать», — говорит Владимир Козлов, директор казанского таксопарка «Хороший таксист», партнер «Яндекс.Такси».

По его словам, систему с гарантированной оплатой вводить нецелесообразно: она скорее приведет к снижению зарплат водителей. «Если бонусы будут привязаны ко времени, у водителей упадет мотивация и они будут меньше работать, даже если у них какие-то проблемы вроде кредитов и ипотеки. Потому что теряется прямая связь зарплаты с тем, сколько они отработали и выполнили заказов. Если поощрение привязывать к количеству выполненных заказов — все еще хуже. Короткие заказы будут в почете, а от длинных водители будут максимально пытаться отказываться, а это приведет к проблемам у клиентов. Надо, конечно, посмотреть, что они придумали, но исходя из того, что есть, — это бред», — полагает Козлов.

«БИЗНЕС Online» на условиях анонимности (водители хоть и ругают «Яндекс», но все же боятся санкций) поговорил с несколькими таксистами, работающими с сервисом, — те тоже не в курсе планирующихся нововведений. «Пока ни о каких изменениях мы не слышали. Если что-то и будет, то очень маленькая сумма, которая не устроит водителей. Тем не менее я считаю, что „Яндекс“ со временем вытеснит всех остальных, потому что большое количество машин и гарантированно много заказов. Я вот сейчас вас отвезу и уверен, что в течение 5 минут получу новый заказ. И еще один, и еще. Только так и работаем. Чтобы здесь что-то заработать, надо работать в режиме пылесоса!» — говорит водитель белого Volkswagen, по всей форме обклеенного в стиле агрегатора.

«Нет, ни о каких нововведениях я не слышал, — качает головой другой таксист. — Они сначала их введут, потом нас поставят перед фактом, как это обычно делается».

«Яндекс» это делает под соусом, мол, мы заботимся о водителях, — убежден еще один участник рынка. — Хотя по правде они никогда не заботились о водителях. Если это премия, бонус за выполненное количество заказов, то такая система работает еще с прошлого лета: выполни 150 заказов за неделю — получи 2700 рублей премии. Если у вас короткая поездка, вы заплатите 69 рублей, а мне «Яндекс» доведет субсидией до 110 рублей. Я так понимаю, что они думают о том, чтобы убрать субсидию и, соответственно, оставить только бонусы. В нашем примере теперь поездка для вас и для меня будет стоить 69 рублей, но, если я выполню их условия, мне будет дополнительная премия». Водитель, впрочем, подозревает подвох и здесь: он допускает, что компания введет бонусы, но скажет, что проезд, например, теперь стоит не 9 рублей за километр, а 5 рублей за километр. «Мы даже не знаем, какой, по мнению «Яндекса», доход у водителя должен быть в час», — пожимает он плечами.

«Агрегаторы из-за своего демпинга уже не знают, как еще удержать водителя, но поднимать цену на поездку не хотят. „Яндекс“ фактически вынуждает принимать каждую заявку, поскольку если ты не принял, то у тебя снижается активность (4 балла), и следующие 4 поездки ты не видишь конечную точку. Поэтому вынужден всегда держать активность на 100 процентов и выполнять невыгодные тебе заявки. Поэтому часто говорят, что „Яндекс“ — это рабство», — убежден таксист из Gett. Он рассказал, что в этой компании есть что-то похожее на фиксированные выплаты — называется акциями. «Допустим, водитель выполнил три заявки в период с 6 утра до 8 утра — получил 150 рублей. Но я бы назвал это не фиксированным доходом, а справедливой ценой, без этих акций цены Gett просто смех. Они пытаются так нам компенсировать. У „Яндекса“ тоже подобное было в летний период (как правило, когда подработчики отдыхают или уходят на стройки и водителей становится мало). Сервис присылал недельные квесты, например, 150 заявок за 2700 рублей и тому подобное», — говорит он.

«Гарантированный заработок за час работы был в Uber в свое время. Причем он был такой, что агрегатору приходилось компенсировать работу водителя, добавляя ему до 50 процентов. Но это было связано с тем, что компания захватывала рынок. Сейчас у них цели такой не стоит. Цены в „Яндексе“ ниже, чем в других таксопарках Татарстана, но часовой заработок водителя выше. Проблема в том, что население, видимо, не видит других способов заработать и трудится в „Яндексе“. Если бы 10 процентов перестали там работать, то автоматически цены на поездки бы выросли. А так, хоть водители и ругаются на низкие зарплаты, на самом деле их все устраивает. Причем я подозреваю, что „Яндекс“ может еще снизить цены процентов на 20. Потому что их цель, с одной стороны, загрузить водителей работой и обеспечить минимальную цену поездки для клиента — с другой. Потому что водителей на линии много, если они сидят без работы — надо снижать цены», — уверен Козлов.

Обвинения в адрес «Яндекс.Такси» периодически возникают у татарстанских таксистов: водители жалуются, что агрегатор демпингует, отбивает клиентов и вынуждает местных игроков снижать цены Фото: «БИЗНЕС Online»

 «ЯНДЕКС.ТАКСИ» В ТАТАРСТАНЕ: АТАКИ КОНКУРЕНТОВ И КИНУТЫЕ ВОДИТЕЛИ

Напомним, обвинения в адрес «Яндекс.Такси» периодически возникают у татарстанских таксистов: водители жалуются, что агрегатор демпингует, отбивает клиентов и вынуждает местных игроков снижать цены. Буквально 4 марта в спорткомплексе «Факел» состоялось собрание нижнекамских таксистов, на которое пришли более 80 человек. Директора городских компаний просили водителей вернуться в родное лоно. Впрочем, закамские таксисты давно пытаются потеснить федеральный сервис. В таксопарке «Камилла», например, появилась программа «Лайт». Поездка по городу в рамках этой программы стоит 60–70 рублей, а водителю компания доплачивает сверху заказа еще 20 рублей.

Сами же таксисты поначалу атаковали конкурентов из «Яндекс.Такси» «холодными заказами» — звонили, а потом отменяли поездку. Жаловались на ложные вызовы и другие федералы. Доходило и до драк. Например, в то же лето нижнекамский водитель «Яндекс.Такси» сообщил о нападении —  ранее ему будто бы угрожали компании-конкуренты. Мужчина утверждал, что нападавшие целились в горло, но поранили лишь руку — он якобы закрывался от ударов. Позже нижнекамские компании подали коллективную жалобу в УФАС на «Яндекс.Такси», но делу это особенно не помогло. Страсти временно поутихли, но этой зимой недовольство проявилось снова.

А у казанских таксистов в этом году нашлась новая тема для обсуждения: они написали в прокуратуру кипу жалоб на одного из партнеров «Яндекс.Такси» — московскую компанию «Лан-Гоу Групп», которая не расплатилась за работу с сотнями водителей в новогодние праздники. Ущерб заявители оценивали в несколько миллионов рублей, причем выяснилось, что у многих водителей нет никаких трудовых договоров, а риски со стороны таксопарков «Яндекс.Такси» никак не страхует и не может оперативно решить проблему. И, судя по рассказу одного из таксистов, денег водители так и не увидели. 

Сегодня сервис «Яндекса» охватывает более 130 городов России, стран СНГ и Прибалтики, работает в Сербии. К агрегатору подключены свыше 200 тыс. водителей. При слиянии с Uber в июле 2017 года «Яндекс» вложил в новую структуру $100 млн, а Uber — $225 млн, созданный же ими новый актив оценивался в $3,7 миллиарда. Выручка за 2017 год превысила 9 млрд рублей. Добавим также, что сегодня капитал «Яндекс.Такси» целиком хранится в офшоре: 99,9% принадлежит «Яндекс.Такси Б.В.» и 0,1% — «Яндекс.Такси Холдинг Б.В.», обе компании прописаны в Нидерландах.