Софья Федекина: «Я делаю все, что могу, но волшебного человека-спонсора пока не нашла. Разово нашему театру помогают, и это уже хорошо» Софья Федекина: «Я делаю все, что могу, но волшебного человека-спонсора пока не нашла. Разово нашему театру помогают — и это уже хорошо» Фото: Олег Спиридонов

«ПОКАЗЫВАЕШЬ СПЕКТАКЛЬ — И БОЛЬШЕ ПОЛОВИНЫ ЗРИТЕЛЕЙ ВООБЩЕ НЕ ПОНИМАЮТ, ЧТО ТЫ ХОЧЕШЬ СКАЗАТЬ»

— Софья Юрьевна, в этом году в Челнах прошел 15-й по счету фестиваль «Действующие лица». Расскажите, какова география участников. Есть ли среди них новые?

 — В этом году к нам впервые приезжали два театра из Санкт-Петербурга, один коллектив из Нижнего Новгорода и Орла. Были и постоянные участники — театр «О.С.Т.» из Екатеринбурга, «Сад» из Похвистнево, «Новая сцена» из Переславля-Залесского, а также режиссерский курс ПГИК из Перми. Всего во время фестиваля было показано 25 спектаклей. В этом году было очень много желающих — можно было бы взять всех, но я данной мне властью половину отмела. Хочется качества.

 — На что ориентируетесь при выборе спектаклей для фестиваля?

 — На заданную тему и качество исполнения. Иногда ты понимаешь, что какая-то тема может не сойтись с тем, что ты хочешь показать людям на фестивале. Я однозначно не хочу брать сюда спектакли жесткой современной драматургии. Не потому, что я против этого... они просто не в тематике. Я не хочу показывать людям, как кого-то убили, расчленили, зарезали, изнасиловали, а таких тем много сегодня задается. Про это правда не хочется говорить. Бывает, что смотришь спектакль — ребята вроде милые, а качества нет. Видишь, что это немного «самоделочка». Таким я говорю: либо приезжайте на день дебюта, либо когда перейдете на более качественный уровень.

В рамках фестиваля мне хочется делать акцент на живых человеческих историях. Хочется умных и хороших драматургов и писателей. Тендряков, Мрожек, Гоголь, Экзюпери — эти имена говорят сами за себя. Сам материал диктует определенную ответственность и качество. Опять же я не против современной драматургии — есть специальные фестивали, посвященные ей. Там другие задачи, другие позиции, планы. Я не против поисков, они должны быть обязательно, но только не для самоутверждения.

«В рамках фестиваля мне хочется делать акцент на живых человеческих историях. Хочется умных, хороших драматургов и писателей» «В рамках фестиваля мне хочется делать акцент на живых человеческих историях. Хочется умных и хороших драматургов и писателей» Фото: Олег Спиридонов

 — Что представил «Ключ»?

 — В этом году от нашего театра было три работы — я выставила свой спектакль «Сказки Тонино и байки о нем», Аслу Хазанова представила «Человека из Подольска», а Александр Маркин — «Запретный танец».

 — Зрители говорят, что в «Человеке из Подольска» много «челнинских», провинциальных, тем.

— Если говорить словами из пабликов, то у нас в России есть три города: Москва, Санкт-Петербург и все остальное — извините за выражение, Мухосранск. И каждый ощущает, что он не в Санкт-Петербурге, не в Москве. Когда ты живешь в провинциальном городе, ты можешь себя как угодно уговаривать, но у тебя все равно есть какое-то пренебрежение к тому месту, где ты находишься. Все хотят куда-то уехать, рвануть — где-то там будет рай…. Многие привыкают. Но я бы сказала так: мы все находимся в неудачном месте. Второй город республики, а для России он вообще ничего не значит. Мы где-то там, на отшибе, у нас ничего не происходит. Все движение в столицах, там есть какая-то попытка прожить творческую историю. Я понимаю, почему 90 процентов людей из нашего театра уезжают именно в эти города, даже не в Казань. Да, там трудно, жестко, но там есть вероятность, что тебя поймут. Там ты говоришь с людьми на одном языке, а здесь показываешь спектакль — и больше половины зрителей вообще не понимают, что ты хочешь сказать. Говорят: «Мы не поняли». Например, в спектакль «Сказки Тонино и байки о нем» я вставила три важные для меня цитаты из фильмов. Я понимаю, почему об этом говорю. Но кроме меня еще, может, человек 10 понимают — и все. Я не знаю, хорошо это или плохо. Мне хочется, чтобы зрители сами догадывались, учились, развивались. Есть ощущение, что в Челнах люди вообще не понимают, что такое театр, и от этого грустно.

«Сейчас нам осталось два важных дела. Во-первых, хорошие конструкции для зрительских мест. Кроме того, стулья, которые мы для фестиваля насобирали по школам, нам ситуацию не спасут» «Сейчас нам осталось два важных дела. Во-первых, хорошие конструкции для зрительских мест. Кроме того, стулья, которые мы для фестиваля насобирали по школам, нам ситуацию не спасут» Фото: Олег Спиридонов

— Во сколько обычно обходится организация фестиваля «Действующие лица»?

 — 400–500 тысяч — полное проведение. Мы чувствуем, что должны поддержать такие же театры, как мы. К нам не поедут, как в Санкт-Петербург, просто чтобы на памятники посмотреть. Поэтому я, как организатор, должна обязательно оплатить проживание участников, работу критиков, призы. У нас есть небольшой вступительный взнос — 500 рублей с человека. Мы берем самый минимум по сравнению с другими городами. В том же Минске фестивальный взнос такой, что можно без штанов остаться. Стоит сказать, что «плюс» по итогам у нас небольшой. Я не знаю, как строятся продюсерские дела, но могу предположить, что легче привезти в город одного раскрученного певца, чем устраивать фестиваль театров.

 — Кто помогает вам с финансированием?

 — Последние три-четыре года нам помогало министерство культуры — спасибо ему огромное. Там была фондовая поддержка в 99 тысяч рублей. В этом году поменялись условия, фонда не стало. Мы ездили в министерство, пытались пробиться, но ничего не получилось. В Год театра нам ни копейки не дали — обижаться не хочется, но это данность. Хотите — проводите с нуля, ваше дело. От города в том году нам дали дипломы, автобусы предоставили…. Нам часто говорят, что мы плохие хозяева и ничего не можем. Я же стучусь везде, где могу... может, я неправильно стучусь, что-то не так делаю. Я очень сложный человек. Моя мама говорила: «Твою простоту все будут принимать за что-то другое».

«Мне хочется, чтобы зрители сами догадывались, учились, развивались» «Мне хочется, чтобы зрители сами догадывались, учились, развивались» Фото: «БИЗНЕС Online»

«ПО МНЕНИЮ ЧИНОВНИКОВ, МЫ ДОЛЖНЫ РАБОТАТЬ НА ИДЕЮ»

 — Многие помнят громкую историю переезда «Ключа» из общежития НГПИ в помещение МЦ «Нур». С тех пор прошло больше полугода — как обстоят дела на новом месте?

  — Все лето в помещении шел ремонт, мы заехали осенью. Сейчас нам осталось два важных дела. Во-первых, хорошие конструкции для зрительских мест — у нас уже есть проект, выверенный до последнего болта, сумма подсчитана. Кроме того, стулья, которые мы для фестиваля насобирали по школам, нам ситуацию не спасут. Эти две позиции основные. Конечно, есть свет, звук — хочется вывести все это на какой-то новый уровень, но пока речь только о самом необходимом.

 — В соцсетях вы сообщили, что организуете сбор средств в помощь театру. Сколько уже удалось собрать?

 — На данный момент около 55 тысяч — это и на проведение фестиваля, и на стулья. Я помню по имени каждого человека, который нам помог. Да, сейчас это необходимо. Было бы в сутках больше часов, мы бы все делали сами. В «Ключе» никто не ленится, у нас не получится быть эгоистом — если ты пришел сюда как потребитель, в телефончике посидеть, то уйдешь отсюда. Хотя, вот опять же, когда обращаемся куда-нибудь, нам говорят: «Вы такие здоровые лбы, идите сами все делайте. Вы не инвалиды, зачем вам помогать? У нас есть статьи расходов на социальные проекты, вы под них не попадаете». Получается какой-то замкнутый круг. И все дают столько умных советов! Советчиков миллион, но никто не помогает. Я говорю: «Не советуйте, а помогите, я буду благодарна». Я делаю все, что могу, но волшебного человека-спонсора пока не нашла. Разово нашему театру помогают — и это уже хорошо.

«Мне кажется, что у нас в Татарстане тоже очень много интересных коллективов — просто они, как и мы, сидят в каком-то своем измерении» «Мне кажется, что у нас в Татарстане тоже очень много интересных коллективов — просто они, как и мы, сидят в каком-то своем измерении» Фото: Олег Спиридонов

 — Может, проблема в разном образе мышления у управленцев и творческих людей? Во время разговоров они зачастую просто не способны услышать друг друга, потому что говорят на разных языках.

 — Это разные миры, разные представления. По их мнению, театр должен работать на идею — мы должны поддерживать депутатов или, прости господи, плясать с шариками на Дне молодежи либо на других заказных мероприятиях. Я очень злая на это, потому что мне подобное кажется показухой. Где здесь душа, творчество?

При этом я всегда говорю: у меня есть огромное уважение к людям из администрации, потому что они по-другому существуют. Но порой чувствую себя фриком. Я абсолютно по-другому мыслю. Мне хочется говорить людям о том же Тонино Гуэрра. Может быть, я не человек этого города. Иногда думаю: что я тут делаю? Мне тяжело, туго здесь общаться. В Челнах бедный кукольный театр не знает, куда деваться, — и это как бы данность. Я говорю открытым текстом: если бы мэр нашего города любил и понимал театр, мы чувствовали бы поддержку. Я прекрасно знаю, как, например, руководство в Похвистнево относится к театру, — разговаривала с администрацией города. У нас театр где-то на 10-м месте, на первых — спорт, дороги, канализация. При этом, когда вы пойдете спрашивать, вам скажут: «Нет, это неправда». Но если бы это была неправда, то я бы видела, что на мой фестиваль пришел хоть один представитель мэрии. Я не вижу этих людей. Мне часто говорят: «Вы не умеете с нами работать». Может, и правда не умею. Когда так говорят, я понимаю, что нужно сидеть и не шевелиться... тогда ты будешь удобен.

«Мне нравятся люди, которые приходят в наш театр — они какие-то другие, немного потерянные, заброшенные, ищущие какой-то честности. Я буду последним человеком, если я их обману» «Мне нравятся люди, которые приходят в наш театр, — они какие-то другие, немного потерянные, заброшенные, ищущие какой-то честности. Я буду последним человеком, если обману их» Фото: Олег Спиридонов

ТВОРЧЕСКИМ ЛЮДЯМ НУЖНО ГОВОРИТЬ: «ТЫ УМНИЦА, МОЛОДЕЦ, ТЫ ТАЛАНТ…»

— Что нужно для развития любительского театрального движения?

 — Есть три составляющие. Первая — это энтузиазм самих театралов, вторая — администрация города, которая не сидит и равнодушно не наблюдает со стороны, третья — менталитет самого города. В разных регионах по-разному. Например, Екатеринбург, Ижевск — это города, где люди влюблены в театр. Мне кажется, что у нас в Татарстане тоже очень много интересных коллективов — просто они, как и мы, сидят в каком-то своем измерении. При этом всегда заметно, когда фестиваль полностью администрированный. Вот в Барановичах есть театральный фестиваль, о котором многие хорошо отзываются. Первое, что я увидела, когда приехала туда, — подушки для детей, приколоченные гвоздями к полу. Для меня фестиваль на этом и закончился. Это показатель, что жизни нет, что это все игра, а хочется, чтобы была настоящая, живая история.

 — У вашего театра есть звание народного. Что оно значит для вас?

 — Это профессиональное звание, которое выдают в министерстве культуры Татарстана. Оно присуждается коллективам, которые соответствуют определенным нормам. Но слово «народный» меня пугает — сразу представляется, что тут все ходят в кокошниках. Любительский театр «Ключ»…. В представлении большинства «любительский» — это что-то несерьезное. «Молодежный» — так у нас в театре есть люди за 40 с тремя детьми. Я бы сказала, что сейчас мы просто театр «Ключ» — без всяких званий, регалий и амбициозных позиций.

Мне как-то сказали: «Про вас не знают в городе, делайте больше рекламы». Мне хочется спросить: «Что вы вообще про театр знаете?» Наберите в поисковике «театры Челнов» — и вы увидите все, что есть. Посмотрите, поинтересуйтесь, сходите. А писать на весь город лозунг «Приходите!» — это чушь собачья. Кто интересуется театром, тот найдет, придет и услышит.

«Я говорю открытым текстом — если бы мэр нашего города любил и понимал театр, мы чувствовали бы поддержку» «Я говорю открытым текстом: если бы мэр нашего города любил и понимал театр, мы чувствовали бы поддержку» Фото: Олег Спиридонов

 — Расскажите о своих актерах. Кто приходит к вам играть?

 — У нас учебно-репертуарный театр. В этом году мы взяли две группы — детей и юниоров до 18 лет (мне не нравится слово «подростки»). Также у нас есть взрослые работающие актеры. Имеется договор с КАМАЗом — компания хочет, чтобы ее молодежь получала театральные знания и развивалась. Каждый ищет свою платформу, свое место под солнцем. Мне кажется, что в последний набор пришли люди, пытающиеся оторваться от пространства, которое их затягивает. Я задавала им вопрос: «Чего вам сейчас не хватает вокруг?» Почти все ответили одно и то же: «Не хватает честности». Ощущение, что тебя используют, обманывают, играют с тобой в игры. Куда ни придешь — везде система, какие-то рекламные трюки, обманки, призывы похудеть, заработать деньги…. Пространство искажено этим враньем. Мне нравятся люди, которые приходят в наш театр, — они какие-то другие, немного потерянные, заброшенные, ищущие какой-то честности. Я буду последним человеком, если обману их. Нам, творческим людям, порой очень сильно не хватает слов поддержки. Таким, как мы, нужно говорить: «Ты умница, молодец, ты талант. Ты можешь, ты самый лучший». И это должно быть по-настоящему.