Владимир Езерский и Игорь Козырев продолжают серию концептуальных статей, посвященных «Стратегии развития татарского народа» Владимир Езерский и Игорь Козырев продолжают серию концептуальных статей, посвященных «Стратегии развития татарского народа»

ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ АСПЕКТ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)

Мы продолжаем свои комментарии и предложения к эскизу «Стратегии развития татарского народа», обсуждаемой сейчас в Татарстане (плановый срок принятия — сентябрь 2019 года). На сайте всемирного конгресса татар («Милли Шура») размещен ее второй вариант. Сравнение с первым вариантом выполнено редакцией «БИЗНЕС Online» здесь.

Мы продолжим дальше свою логику — Татарстан и татары могут вписаться в глобальный мир (не будем говорить «конкурировать», так как есть более сильное поведение), только выйдя на цивилизационные высоты. Перейти из обоза в авангард перемен. Это же отвечает на искомые национальные вопросы «Кто мы?», «Зачем мы?» и «На что способны?».

Единственно правильный в данном случае Путь — это максимально осознанно воспроизвести механизм Творения в новых правилах и операционных практиках. Татарстану стать не «Кремневой долиной» (Иннополис), но «Когнитивной долиной» и Меккой новых человеческих и управленческих отношений. Забрать себе букву «С» из NBIC-технологий (в I стать первым уже поздно).

Мы не обсуждаем слайды эскиза нацстратегии в лоб: сегодня они одни, завтра — другие. Мы обсуждаем, чего в них нет — каким и на каких основаниях видится место Татарстана в мире. Это и есть главное, а стратегии потом могут быть разными — лишь бы про это. Более того, в последней части цикла статей мы дадим свою версию стратегии в полном развороте и с конкретными механизмами, которые уже работают, но проходят мимо Татарстана.

В Татарстане сейчас складывается уникальнейшая ситуация. Имея две разные по своей природе стратегии — «2030» и нацразвития (одна «кондовая», больше промышленная, индустриальная, «вещественная», а другая — чисто гуманитарная, духовная), — возникает возможность их совместить как разные качества. Залить в «2030» душу — общечеловеческую и национально-татарскую. Залить новый тип человеческих отношений. Продолжим о них.

ЧТО БЫЛО СКАЗАНО И НЕ СКАЗАНО

Предыдущая часть 3.1 цикла статей была посвящена цивилизационному аспекту. Он призван выполнить максиму «что вверху, то и внизу», вооружив для этого нацию эффективными трансцендентными практиками развития и ведения экономики. В человечестве всегда шла конкуренция за приватизацию трансценденции, источник высшей власти и право задавать всем остальным правила игры.

Сейчас эти правила в руках у мировой элиты, уходящей корнями к англосаксонским и франк-масонам и еврейству. И в этом смысле экономика всегда двухсекторна — сектор глобального дохода и сектор доходов от локальной конкуренции с себе подобными (на рынке). Глобальный доход — это конвертация Ничто/Пустота в капитализируемые правила для экономики и рынка (долговая эмиссия и кредит, кросс-курсы валют, рейтингование, организация кайрос-перемен) на принципах «разделяй и властвуй». Формами Пустоты тут являются потребность иметь (спрос), доверие (минимальная вероятность одновременного прихода клиентов в банк за своими деньгами) и др. Эти формы и являются входным ресурсом и правилами для глобальной экономики — «ты будешь иметь это в обмен на доверие к нам». И так как этими специфическими ресурсами владеют избранные, то они же и получают с них доход. Все остальные капитализируют только самих себя (компетенции, рабочую силу) или себе подобных (капиталисты).

И мы тогда предложили Татарстану включиться в поиск новых глобальных правил, коль старые пришли к системному кризису. Единственно верный шаг тут — это найти иные формы конвертации Ничто/Пустоты во входной ресурс экономики и новые правила игры в ней (по иному запустить Дао). Ими видятся: воля и таланты человека, предельные смыслы, мечты и образ будущего, разность потенциалов (различение). Принцип «соединяй и твори». Точки приложений усилий — обязательно по всем этапам цепочки со-Творения (Дао) без исключения. В том числе по формированию Целого/Раза, фрактальные подходы.

И это было бы новым витком в Истории от события, когда Чингисхан разрешил венецианским купцам (хазарам, евреям) заняться банковской деятельностью легально — получить в свои руки глобальные правила игры. Теперь татарам нужно позволить разрешить самим себе новые правила, не потеряв авторства.

Рассмотренное в части 3.1 касалось лишь одной ветки механизма Творения. Тогда как на самом деле механизм Творения двойной — когда из Ничего/Пустоты запускаются два базовых механизма — творение Словом и Дао, разворачивания автоматического процесса Эволюции/Развития, сотворенного Словом:

Творить — это вступать в отношения по поводу Творения. В экономике за содержание и логику таких отношений отвечают две науки — политэкономия и управление/менеджмент. Первая показывает, как механизм Творения/Дао переходит в стоимость (потраченное время жизни людей), цену и прибыль. Вторая — какие отношения и модели управления тут наиболее адекватные и развивающие. Капитал тут — преходящ, так как связан только с отношениями собственности.

И если Татарстан встанет на путь №5, к которому мы его призываем, то ему нужно будет понимать суть новых политэкономии и управления. Перейти к гибридной форме совмещения всех правил Игры, заказав козырями свой пятый путь. Игроки за карточным столом Мира сидят не с едиными картами, но с изготовленными собственноручно из механизма Творения. Кто какие смог. Судьей игры/выигрыша является спрос и поддержка — обратная связь от людей, и выбор — за кого болеть, в чью модель экономики и бизнеса перейти (переток человеческого капитала). Жизнь — Игра. Соединение граней. Вот Татарстан и должен соединить все грани — старых/новых правил Игры. Это более сильная позиция, чем конкурировать, — встать над Игрой. Почти по-китайски — стратегия как Путь хитрости.

Хитрый татарин — это не только тот, кто лучше других выживает (этот этап пройден), но тот, кто лучше других живет, сменив правила Игры.

Такова, если кратко, сердцевина цивилизационного подхода к стратегии развития татар и Татарстана. «Что вверху, то и внизу». Внизу это живет, повторим, как политэкономия и управление.

Поговорим о них, но по-своему. В метафизическом (обобщающем) прочтении. Покажем две фабулы — про Изобилие и про Стоимость в их новом понимании. И тогда — про новые компетенции и принципы управления. Этого должно хватить, чтобы потом обсудить новые модели бизнеса и развития для Татарстана и ряд других тем.

ПОЛИТЭКОНОМИЯ ТВОРЕНИЯ. ИЗОБИЛИЕ

Базовое отношение Бытия — это отношение между Ничто и Нечто. И это же — базовый контур управления с обратной связью и контур создания стоимости (полезного времени).

И задача человека, с Божьей помощью, извлечь для себя Изобилие из этого отношения — перевести Ничто в Нечто с прибытком для себя. Сотворить. И политэкономия именно об этом — о сотворении Изобилия из Ничто, породив для этого импульс, потенциал, толчок.

И мы знаем два мира изобилия — Рай и человеческих отношений. В Раю все уже есть, поэтому состояние блаженства. На Земле Рая пока нет (но завещен), поэтому состояние счастья. Поэтому политэкономия — о достижении состояния Счастья в Изобилии на Земле, то есть о нужном типе человеческих отношений, из которых все остальное возможно. Нужна «человеческая экономика» и адекватная политэкономия под нее.

И если Татарстан станет ВТОРЫМ ЧИНГИСХАНОМ, а не бледной тенью его наследника, то ему придется разработать эту политэкономию. Причем быстро, так как все для этого в прикладном смысле почти есть. Самым лучшим местом для этого является Ак Барс Банк, переведенный в режим банкинга 3.0 (о банке будет в другой части цикла). И он же, банк, должен будет стать главным модератором, оператором и акцептором новых моделей создания стоимости, бизнеса и управления, интегрировав их со всеми старыми. То есть быть оператором Гибридной/Переходной Экономики. Республика через пакет акций свой интерес отследит.

Человек в пределе может творить только три вещи — «кого-то» (себя, коллективного субъекта), «что-то» (изменять Мир) и «время/меру» (цепочки событий и смыслов в них, насыщенность Бытия). Человекостроение, изменение Мира и Эффективность.

На старте акта творения всегда один человек (инициатор) — на выходе многие. И такой человек не есть капиталист или управленец, но предприниматель — предпринимает изменение Мира для блага всех.

Эффективность есть маркер (KPI) приближения к состоянию Изобилия при минимальных затратах в единицу/отрезок времени. Предельный KPI — это максимальная продуктивность при нулевом времени (мгновенно, «раз и сРазу», «сигануть», где «сиг» минимальное время). Физическое препятствие такой скорости только одно — транзакции, полезные и бесполезные. Минимизация всех транзакций и есть высший тип управления и человеческих компетенций. Творить Мир экономно: кто это делает — тот впереди, главный, во Главе других (не будем называть это конкуренцией). 

Минимизировать возможно лишь при нескольких условиях. Если (а) источник транзакций (человек, компания, государство) исчезнет или будет вести себя экономно и тактично, (б) в случаях сорезонансов усилий, (в) если строятся фрактальные структуры (целые). В первом случае мы говорим о «чистой функции» и предельно идеальном случае. Во втором — о тактичности, согласованности на неограниченном масштабе неограниченного (открытого) списка участников, в результате чего возникают резкие приросты эффектов изобилия («бесплатной стоимости»). В третьем — целостном подходе, когда целостность уже многого не требует, — она совершенна. Работайте с совершенным, с Разом, а он имеет свои признаки — Идеал, Основание и Предмет деятельности (внедренный смысл). Идеал — это предельно возможная функциональность Раза, а не что мы себе решили. Об основаниях и предмете поговорим позже.

В Идеале, как точке, возникает момент, когда все исчезает и переходит в свою противоположность — Нечто переходит в Ничто (вспомните: «От любви до ненависти один шаг», «Хочешь спрятать — положи на открытое место», «Не решается трудная задача — отпусти ее и решение придет само», «Хочешь удержать любовь — дай свободу», китайская стратагема «отсутствующее присутствие»). Поэтому довести до Идеала — это тоже минимизировать затраты. Неидеальное — всегда затратно. Но, повторим, идеал — это не то, что вам кажется и хочется. Идеал — он про объективное, а не субъективное (мы к этому еще вернемся в разделе про компетенции).

Задача, чтобы исчез источник транзакций субъект, — не нова и давно подмечена. Генрихом Альтшуллером (основателем ТРИЗ): «Технический объект идеален, если его нет, а функция выполняется». Питер Друкер (основатель науки менеджмент): «Цель маркетинга — сделать усилия по сбыту ненужными. Его цель — так хорошо познать и понять клиента, что товар или услуга будут точно подходить последнему и продавать себя сами».

Если мы не можем пока отказаться от субъектности, то самый верный вариант в минимизации транзакций — это самоустраниться, не мешать, но лелеять. То есть «пустить все на самотек» — запустить процесс «САМО», самоорганизации и саморазвития, то есть образования целого без твоих усилий. И далее резонировать с этим, лелея, одобряя, поддерживая, делясь дарами (нет транзакций в даре). Это — всегда долевые и свободные отношения, а не контрактные. Русская поговорка «счастье не в воле, а в доле».

Итак, промежуточная формула Изобилия — это САМООРГАНИЗАЦИЯ в МИНИМАЛЬНО КОРОТКОЕ ВРЕМЯ В СОРЕЗОНАНСЕ и НА ПРОТИВОХОДЕ — ОТ ОБРАТНОГО, КОГДА ИДЕАЛЬНОЕ ДАЕТ ВОЗМОЖНОСТЬ «НЕЧТО» обратно перейти в «НИЧТО». Когда свое надо отпустить — «пусть будет».

Это означает, что (а) некорректно самому реализовывать свою Мечту, (б) некорректно самому организовывать и реализовывать свой бизнес.  Ни то ни другое не отвечает требованию «САМО» и KPI-эффективности, оба противоречат механизму Творения. Должно произойти совершенно другое: как только у вас появилась Мечта (видение лучшего качества Мира) и вы ею поделились со всеми, она должна максимально быстро обрасти встречными мечтаниями от других людей и/или их поддержкой и вниманием. Чтобы ее стали лелеять (уважать) и поддерживать своими встречными мечтаниями. На человека светят два Солнца: которое над головой и которое в душах других людей. Надо только, чтобы их лучи были направлены на вас. Это высокие, тонкие состояния истинного доверия между людьми и готовности взаимно сотрудничать.

Тут почти по Владимиру Ленину: «Идея только тогда становится материальной силой, когда она овладевает массами». Ваша мечта должна овладеть массами — массы должны встречно инвестировать в нее свои мечты. Лозунг «обогащайтесь!» неверен. Верно: «Взаимно обогащайтесь».

Пересечение мечтаний дает матрицу отношений со всеми, и взаимодействие в ней никак не может быть отношениями найма и контракта. Именно поэтому это не могут быть отношения вашего бизнеса, где вы других капитализируете как свой ресурс. Это отношения долевого сотрудничества и общего результата. Если на вас работают по контракту, то это значит, что они реализуют вашу, а не свою мечту. Они — почти рабы.

Этап творения и пересечения мечтаний предшествует этапу сотворения вещей (товаров). Это другой рынок — рынок мечтаний. И он предшествует рынку вещей. На обоих возникает своя стоимость и источники прибыли. Вскрыть и увязать все источники — задача новой политэкономии. Стоимость — это не только запакованное время, но и запакованные потенциальные результаты, Изобилие. Стоимость без результатов — бросовая (не путать с потребительной стоимостью).

Если время правильно минимизировалось (почти обнулилось до «сига» или «мига»), то оно станет максимально насыщенным, плотным и без транзакционных затрат перетока Изобилия из Ничто в Нечто. Что нам и нужно. Это же соответствует теореме Рональда Коуза (нобелевского лауреата) — всякий рост неудержим, если обнулены управленческие транзакции/издержки. Мы лишь пошли до конца — показали набор способов такого обнуления.

Время при работе с изобилием — только кайрос, так как люди исходят из Мечты, Будущего и его Образа.

Транзакционные условия на получение Изобилия диктуют нам не только способы минимизации транзакций, но и модели управления. Поэтому, если модели управления выстроены на правильной политэкономии, то бизнес, стратегии и т. д. имеют шансы на успех. О таких моделях управления — не сейчас. Но укажем их главную задачу — «ткнуть пальцем» в скрытое (непроявленное) Изобилие в конкретном Деле, Стратегии и т. п. Как только правильно ткнули пальцем, так сразу все поняли и запустили автоматический механизм развития в сторону Изобилия. Главное — толкнуть первый камень лавины.

ПОЛИТЭКОНОМИЯ ТВОРЕНИЯ. ПОТРЕБНОСТИ

Механизм Творения как переток Изобилия из Ничто в Нечто задает нам требование минимизации транзакций и времени. Этот же механизм, но уже как обмен Изобилием между Ничто и Нечто, задает нам другое требование и задачу. А именно: каким образом баланс между Ничто-Нечто перевести в баланс и цикл человеческих отношений «Отдал — Взял»? По сути, это задача о бескризисной экономике.

Человек участвует в обмене тремя вещами: мотивами, созданием стоимости (процессами овеществления и одухотворения), управленческой манипуляцией разделять и/или соединять. Мы будем на все это смотреть не с социологической точки зрения, а с метафизической. Как на частный случай объективных процессов. И тогда задачей является не мешать объективной стороне дела, механизму Творения и саморазвития.

Речь идет о новом механизме достижения балансов (win-win) в обмене между неограниченным числом участников (по Джону Нэшу и Роберту Ауманну, нобелевские лауреаты). Сразу укажем его суть — это баланс между параллельными процессами одухотворения и овеществления (товарного производства).

При этом одухотворение — такой же полноценный и равноправный экономический процесс, если дать ему такую возможность. И это не свечки в церкви продавать. И не затворническая работа над собой и посещение специализированных мест (церквей, мечетей и т. д.). Но вовлечение духовных потоков в самый базис создания Блага и Изобилия — в обмен духовным между людьми. Духовная потребность — это потребность изменить человеческий Мир к лучшему. Для этого надо предъявить свою Мечту как можно большему числу людей.

Тогда что есть духовное и материальное в политэкономии? Опять пойдем от Творения.

Механизм Творения един и осуществляется — создает на выходе сущее, как в материальной форме (овеществляется), так и не в материальной (одухотворяется). Виртуал и реал. На эти два процесса человек накладывает свои два мотива: изменить Мир и «жрать». В итоге имеем матрицу (2×2). И ее мораль: потребность изменить Мир имеет материальную и духовную формы осуществления, тоже верно и для воспроизводства себя. «Пожрать» — материальные и духовные средства удовлетворения (материальная и духовная пища). Как материальное все пронизывают, так и духовное. Творение не может быть однобоким по определению. Воплощено то, что одновременно духовно и материально.

Если в воплощении участвовал Человек, значит, возникла Стоимость — возникло Время его взаимоотношений с другими людьми. Поэтому материальное и духовное имеют свои экономические формы движения — стоимостной кругооборот, капитализация. Главная задача стоимости известна: структурировать время жизни людей, которое они собираются потратить в конкретном Деле.

Способы структуризации тоже известны и достаточны. Это: (а) соотнести компетенции человека с необходимым временем на осуществление материального и/или духовного (стоимость рабочей силы или личного вклада), (б) выбрать и упорядочить людей в Дело (наем на работу, долевое участие в проекте). Если структурирования не произошло, то нет и стоимости. Есть неструктурированный хаос — потенциальный рынок труда и идей.

Структурирование возможно двумя способами: принудительно, когда компания отбирает по найму людей и их упорядочивает в своем производственном процессе (возникает тарифная сетка оплаты и стимулирования) и свободно, когда люди объединяются в общие проекты или группы мечтаний (коллективное видение, Коллективный Разум). В свободном режиме структурирование происходит на внутреннем учете (а не на рыночной цене труда, идей) вклада каждого в общий проект. Вместо рынка здесь — меритократия и демократия участников (их КОН).

В конечном итоге люди структурируют свою совместность в материальном и духовном производстве — свободно или по найму. И эти два потока структуризации — вкладов и рабочей силы по найму — создают свои стоимости, свои отношения. В сумме — Полную Стоимость Творения людьми.

Наем — это логика «разделяй и властвуй» (контракт), англосаксонская, кабалистов, капитализма в современной индустриальной версии. Долевой вклад в совместный проект — это логика «соединения без объединения» (фондирования обязательств участия), артельная, кооперативная, гильдий, сетевая, капитализма в новой постиндустриальной версии.

Своя прибыль возникает в обоих экономических потоках. Прибыль в духовном экономическом обороте возникает из-за быстрого достижения высокой плотности знаний, идей и встречных мечтаний в единицу времени, от вовлечения рынка во внутрь цепочки стоимости. Время максимально насыщается духовно и с минимальными транзакциями, на сорезонансе. Становится изобильным. Прибыль в материальном обороте будет максимальной при условии автоматизма развития и самоорганизации.

Повторим, стратегия Татарстана «2030» — больше о материальном потоке, а стратегия национального развития — больше о духовном. Значит, стоит уникальная задача их совместить в едином экономическом обороте. Насытить стратегию нацразвития «облаком» (Big Data) встречных мечтаний татар и просто граждан республики, России и мира и распространить «облако» и на «2030» тоже.

НОВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ

На круглом столе в «БИЗНЕС Online» был поставлен вопрос — «кто есть татарин?» (Гульнара Габдрахманова, Айрат Файзрахманов, Руслан Айсин)

В эскизе №2 национальной стратегии от «Милли Шура» прямого ответа на этот вопрос нет. Но если подсобрать отдельные тезисы стратегии, то в результате может получиться ответ: это человек, который воспитан национально ориентированным семьей, образованием и культурой и способный вписаться в современный конкурентный мир.

Но в целом заявлено брутальное — способность конкурировать в глобальном мире. Вполне в духе бизнес-подхода и геополитической борьбы. Но такой же сильной является способность гармонизировать вокруг себя мир. Заодно она балансирует свою и чужие брутальности. И очевидно, что страна и народ, которые смогут это сделать, откроют новую страницу в мировой истории. Почему бы ими не стать Татарстану и татарам? И записать это в свои цели явно.

Вопрос самоидентификации весьма непростой. Тут можно порекомендовать следующие подходы: (а) использовать общецивилизационный и национальный (архетип, история) аспекты, (б) иметь сжатую и развернутую формулировки, (в) учитывать мейнстримы развития человечества, (г) отталкиваться от компетенций быть со-Творцом с Богом.

И тогда, если идти от позиции со-Творца, то ключевыми компетенциями будут две: способность сотворять себя и творить Мир — запускать процессы саморазвития и самоорганизации вокруг Мечтаний людей и Изобилия. Это приводит нас к новым компетенциям перехода к Человеческой Экономике и соучастия в экономическом обороте духовных и материальных потребностей. Задача Татарстана первенствовать в глобальном мире (не называем это «конкурировать») требует, чтобы эти компетенции в республике стали ключевыми.

Перечислим некоторые из них: (а) личное и коллективное человекостроение (или человекоустроение) — умение сознавать и синхронизировать свою и коллективную мечты, создавать сетевые структуры, в том числе новые субъекты — человечество и Коллективный Разум; (б) умение творить Словом; (в) умение оперировать целостностью, фракталами — Кубитом Реальности и Кубитом Мечты; (в) владение практиками сорезонанса и бесконфликтной коммуникации; (г) умение порождать, сосуществовать и управлять множественностью и различениями; (д) открытость и доверие на ризомных принципах; (е) умение модерирования — синхронизации и синкайризации (от слов «хронос» и «кайрос», видов времени и потоков событий). Масштаб замыкания — свой или коллективный проект и его неограниченное тиражирование, все человечество.

Отдельно выделим компетенцию находиться в состоянии Мечты — дара своей Мечты другим и принятие такого же дара от других своим вниманием и поддержкой. Это высокие частотные состояния открытости, доверия, творчества и личной беззащитности, в которых только и возможен сорезонанс мыслей, смыслов, идей, мечтаний, кажущегося (сигналов Бога). Если сегодня такие состояния в компаниях провоцируются на мозговых штурмах, оргиграх, тренингах, носящих характер временного допинга, то в духовном экономическом обороте это не допинг, а основа, причем осуществляемая новыми когнитивными технологиями, а не тренингами между наемными людьми.

Речь идет о Кубите Реальности и Кубите Мечты как новых управленческих и когнитивных моделях.

Поэтому вопрос «Кто есть татарин?» должен в себя включать оснащенность современными управленческими практиками и мировоззрением, восходящими к компетенциям со-Творения. А общая формулировка тут может быть такой. «Татарин открыто смотрит в Будущее, творит свою и национальную Мечту, меняя Мир к лучшему, подавая в этом пример всему Человечеству. Живет в гармонии с собой, с памятью предков и законами Бытия, Неба, Эволюции. Все его дела экологичны и правдивы».

КУБИТЫ РЕАЛЬНОСТИ И МЕЧТЫ

Они относятся к классу новых управленческих практик, вызванных к жизни новой политэкономией. Без распаковки на такие кубиты стратегии «2030» и особенно нацразвития вероятность их реализации будет гораздо ниже. Чтобы их применить, желательно, чтобы стратегия нацразвития была разбита на такие же ячейки, как и стратегия «2030», так как ячеистая структура хорошо структурирует пространство действий.

Два типа кубитов связаны между собой циклически. Отношения вокруг мечты реализуются в Кубите Мечты (КМ) и передается на вход управлению/воплощению Кубитом Реальности (КР). Текущие результаты идут опять на вход в КМ. Кругооборот мечтаний и экономики/бизнеса (время циклос). КМ строится на ризоме, так как коллективен. КР из другой оперы: его задача «ткнуть пальцем» в объективные для саморазвития — это основания, предмет и идеал деятельности, положенные в проекте для реализации Мечты.

Дадим им краткую характеристику.

Кубит Реальности. Выделяет в проекте/бизнесе внутренние, но объективные признаки для его успешности — основания, предмет деятельности и идеал. Ход начинается с верного определения Предмета деятельности, затем Основания и только потом предельной эффективности предмета деятельности — Идеала, условия, при котором предмет обнулится (Нечто перейдет в Ничто). Все три характеристики никакого отношения не имеют к тому, что вам хочется или в чем ваше субъективное видение идеала для вашего бизнеса. Это — объективные, входящие в бизнес/проект характеристики. Это реальность/истина вашего бизнеса.

Факт состоит в том, что люди часто не способны сформулировать объективные основания своей деятельности. Вместо них могут назвать свои интересы, мотивы, цели, законодательство, служебные инструкции, бизнес процессы и т. д. Нечто субъективное и нормативное. И почти никогда не формулируют Предмет деятельности, что в ней должно быть Идеалом и какие ее Основания. Формулируют миссии компаний, цели и задачи, продуктовую линейку и какую радость это принесет рынку («почему мы?»), но не предмет. И часто формулируют свой предмет деятельности ложно.

Приведем примеры ложных формулировок. Так, говорят, что «предмет деятельности бухгалтеров — это учет» (но учитывают все — снабженцы, кладовщики, кадровики; любой бизнес-процесс имеет ветку учета). Или «предмет деятельности IT-подразделений — это информатизация» (неверно, они поставляют железо и софт — средства, а суть информатизации в другом). Или «предмет деятельности такого подразделения компаний, как „Управление персоналом“ — это управление персоналом» (ложь: тетеньки из этого подразделения не управляют персоналом, у них другой предмет деятельности, и он свой). Или «на уроке русского языка в школе изучают русский язык» (ложь, там русский язык не изучают, но изучают грамматику, части речи, чистописание). И т. д. без конца. Ложная формулировка предмета выхолащивает деятельности и лишает многих потенциальных результатов, делает жизнь серой.

Или собственники, занимаясь бизнесом, не могут сформулировать, что такое «идеальный бизнес». В лучшем случае «это когда я им непосредственно уже не занимаюсь, он не создает проблем и рисков, и деньги сами сыпятся мне в карман». Опыт показывает, что педагоги не могут корректно ответить на вопрос: «В чем предмет обучения? В чем предмет образования? В чем предмет знания?»

Точно так же есть подозрение, что авторы эскиза стратегии не скажут нам, «что такое Идеальная Стратегия нацразвития».

Пример корректного Основания мы уже приводили в части №2 цикла статей в теме сингулярного образования. Там условием успешного перехода с формулы «1=100%» к формуле «1=20%» явилось основание — природные особенности работы мозга и памяти при усвоении и систематизации знаний. А необходимые методики уже опираются на эти особенности. Не будет их — не будет этой формулы и сингулярности.

Поиск Сетки Непрофанных Оснований стратегий есть мировоззренческая и управленческая задача их разработчиков. Основания потому точки опоры, что порождают автоматизм развития. Поэтому задача — оседлать волны автоматизма оснований. Короткая формула работы с основаниями такая:

«основание — локальная истина/идеал — саморазвитие — самоорганизация»

Синхронизация и синкайризация — два встречных процесса гармонизации трендов/хронос и постепенного проявления Будущего/кайрос. По сути, сведение воедино хроноса, циклоса и кайроса в объем времени. Синхронизация — это согласование того, что было и состоялось, прошлого. Синкайризации — того, что будет, взаимоувязка мечтаний, образов Будущего. Так как за ними стоят совершенно разные данности, люди, капиталы, разные риски и т. д., то это совершенно разные управленческие процессы. Но собираемые в один пакет. Режимы синхро- и синкайризация — это запуск процессов самоорганизации и автоматизма развития с опорой на эти три оси Кубита Реальности.

Завершая про Кубит Реальности, отметим такой тонкий момент. Если кубит определен, то строить стратегии по достижению целей — почти бессмысленное занятие за ненадобностью. Да, это противоречит привычным практикам современного бизнеса, но не противоречит смыслу самоорганизации и саморазвития. Пример бессмысленности вменять стратегии достичь цели смотрите здесь. Вывод: гораздо продуктивнее создавать условия, опираясь на основания и идеал, когда цели будут достигнуты сами — автоматически. И это же соответствует китайскому типу стратегии — пути хитрости.

Кубит Мечты. Схематично размечает комплекс когнитивных практик вызревания и масштабирования мечты на пространстве других мечтаний (других людей). Основных этапа тут два: когнитивный и инвестиционный. Последние переходят на вход в Кубит Реальности. Когнитивный этап состоит из 4 шагов: (1) «концепция» с выходом на презентацию Мечты всему миру как концептуальное проектирование для «захвата» чужих входящих возможностей и проектностей (потенциальной синергии), (2) «конструкция» как функциональное моделирование и стратегирование, предпроектная стадия, (3) «кондиция» — как допроектная стадия ресурсного и управленческого обеспечения Мечты и Модели с учетом сетки пересечений с партнерскими мечтами (рождение сети и экономической модели бизнеса на условиях Кубита Реальности); (4) «контракт» — выход на юридические стадии реализации проекта и сама его капитализация, тиражирование признания.

Отличий от привычных инновационных и инвестиционных (венчур, краудфандинг и др.) процессов несколько. Главное — тут нет одного проекта, но всегда Пул проектов/мечтаний, и они все разные. Каждый проект — открыт и подвижен, и это главное его сила. Поэтому «продается» вектор, а не товар, т. к. достижение целей основывается не на стратегии операционных действий (дорожных карт), но на процессах самоорганизации и саморазвития, «волны». Тем самым, грубо говоря, предлагается и продается волна. Инвестирование идет больше в развитие, чем в частный результат, а капитализация идет по двум направлениям — от доходов результатов и от долевого проникновения в чужие проекты через каскады самоорганизации (вовлечения ваших проектов через фондово-ресурсный, долевой механизм хозяйствования в чужие проекты). Словом, объединяются и капитализируются активный и пассивный режимы распространения проекта и его динамика (вектора).

ВЕРА, НАДЕЖДА, ЛЮБОВЬ

Завершая эту часть цикла статей, хотим вернуться к теме духовности. Мы уже говорили, что она должна быть и деятельной в том числе. А значит, полноправной базой экономического оборота, создавать свою стоимость и Изобилие. Эскиз стратегии нацразвития духовность видит в религиозном и культурно-образовательном качестве. Тем самым упущен важнейший ее аспект — соучастие в Творении с Богом как умение менять человеческий Мир, оперируя Изобилием Бытия.

И тут для Татарстана возникает еще одна возможность (наряду с первенством в новой политэкономии и превращения в «Когнитивную Мекку» или «Когнитивную долину»). Предложить Новую Модель Человечества как выход из системного кризиса, которая бы в себя включала и новое решение вопроса о соотношении материального и духовного в современной жизни. О чем речь?

Дело в том, что на территории Татарстана находятся две религии, у которых есть свои исторические и цивилизационные проблемы — это православие и ислам.

С получением томоса Украиной цивилизационный концепт «Москва Третий Рим и четвертому не бывать» приказал долго жить. И российскому православию теперь нужен новый концепт, чтобы на него опереться.

Группа веждистов (Андрей Девятов, Москва) видят в этом свой плюс — расчищена дорога для другого цивилизационного концепта России в рамках Нового Шелкового Пути, китайского проекта глобализации Датун (одного из трех геополитических проектов с тысячелетней историей). «Россия же с ее общинной традицией и опытом СССР может легко вписаться в мир „общего блага“. Причем с весьма достойным статусом старшей сестры  премудрой Софии — в семье народов не западных цивилизаций… Речь идет об отношениях „наставник (РФ) — покровитель (КНР“), как несущей конструкции грядущего „нового мирового порядка — Орды — повторившегося в цикле“ (novus ordo seclorum). А не о концепции „Россия — мост между Западом и Востоком“, навязываемой Западом со времен принятия Русью символики „Второго Рима“ (двуглавый орел лукавого византийства)».  Россия — это страна Востока, а не Запада. И наследница государства Чингисхана.

Исламские страны сегодня цивилизационно проигрывают Западу в социальной, научно-технической и экономической сферах. Это же относится и к православию. И у Татарстана есть опыт развития своей ветки ислама — джадидизма. Его отличало свое мощное мировоззренческое, философско-теологическое начало. Сегодня оно утеряно. Рафаэль Хакимов предлагает считать джадизм единственно традиционным исламом для татар: «Джадиды продолжили прерванную во времена Золотой Орды нить экономических реформ, провозгласив плюрализм мнений, объявив религию частным делом».

Какую религию и ее версию себе выбирать — дело верующих. Мы сейчас о другом: существует исторический запрос на переосмысление и религии тоже. Насколько она своим взглядом окормляет движение вперед? Конечно, можно сказать, что так вопрос не стоит, так как вера — о вечном, о сообщении с Богом, а отсюда все остальное во все времена. Но есть вера, и есть религия. И разговор с Богом не отменяет ориентирования в новых условиях жизни. Возможно, даже, наоборот, делает такой разговор на переломе эпох еще более необходимым.

Так или иначе, историческим драйвером в Будущее для России обозначается цивилизационная мудрость, явленная на собственном примере. Главный фокус такой мудрости — отношение к человеку и гармонизация семьи народов.

И в Татарстане тихо и самостоятельно даже появился новый символ такой мудрости — храм всех религий рядом с Казанью. Как Пантеон Богов. Это ли не знак Татарстану из дня сегодняшнего? Это ли не знак тому, что до сих пор все религии не создали между собой ничего, напоминающего светскую ООН? Разве номадическая культура — не объединяющая издревле? Разве не в этом один из мудрых цивилизационных шагов Чингисхана — разрешить быть всем религиям?

Фото: «БИЗНЕС Online»

Есть и другой момент. Люди свою духовную силу научились коллективно направлять всего лишь на два фокуса — на Бога и на свое государство в минуты его военных испытаний, угроз. Причем в православии и исламе вполне сохранились и элементы язычества — поклонение культовым местам, мощам, изображениям, вплоть до деревянных идолов. А местом повышенного духовного присутствия являются церковь и мечеть.

Но не пора ли начать также священно относиться и к человеку тоже, к его Мечтам, а местом повышенной духовной генерации считать саму республику? Когда трепетное отношение к человеку будет институализировано, но не так как сейчас? Когда новая институциональность будет всячески развернута вокруг Кубита Мечты, о котором мы писали выше.

Если мир движется в сторону все более свободных и раскрывающих человека сетевых и проектных отношений, то не должны ли стать церковь и мечеть необходимыми их участниками, коллективным держателем Сетки Новых Отношений в стране?

Татарстан завел себе Иннополис — игрушку или нет, вскрытие покажет. Но в любом случае это некоторый «профессиональный флюс», что-то местечковое для специалистов по IT-кодам, которых туда разместят компании из-за налоговых льгот. Если разместят. Никаких компетенций у самого Татарстана тут не возникает, и ни в чем его не засвечивает в глобальном мире конкурентным образом.

Мы к этой теме еще вернемся, когда будем говорить о Новой Казани — столицей чего мы ее видим. Но сама связка «Новый Человек — Новая Казань — Новые Религии — Новая сетка экономических отношений на духовной основе» достойна постановки вопроса и рассмотрения. При этом понимая, что «духовное» — это деятельно менять Мир к лучшему, что духовное также создает стоимость. Что «новыми» религии могут быть, так как религия — это комплекс мыслей и действие по поводу веры и на ее основе. Вера не есть религия. Вторая должна всегда адаптироваться к первой на злобу дня. В конце концов, есть некая связь между словами «Мечта» и «Мечеть».

Стоит задача начать по-новому соотноситься и с такими великими концептами человеческого Духа, как Вера, Надежда, Любовь. Это и будет одновременно и обновленной культурой, и обновленной духовностью, и человеческой экономикой. Не пора ли Татарстану начать смотреть на себя как в Зеркало и увидеть там все необходимое в себе самом? Малазийцы, арабы, турки и прочие, конечно, многому научат, но надо ли? Татарстан — ты кто и что сам?

РЕЗЮМЕ

На одних правильных лозунгах (текстах стратегий) в новый мир не впишешься. Мир всегда живет по правилам. Сегодня они меняются. Пока брутально. Из глобального мира ушла правда, терпимость и мудрость. Этого на мировой сцене не являют ни политики, ни религии, ни транснациональные компании. Ни один глобальный игрок. Нужно принципиально Новое и Иное.

У Татарстана ситуативно, сегодня складываются возможности собрать внутри себя пилотную модель новой экономики и новой модели общежития, поставив в центр Человека, соединив две стратегии — «2030» и нацразвития. И тогда подтянуть под это все необходимые новые социальные и экономические практики. Имея в их основе две теории и правила — новую политэкономию и новую сетку сетевых взаимоотношений вокруг мечтаний и проектов, сфокусированных на стратегиях Татарстана. Тогда такой коллективный фокус — деятельные духовные практики — и будет новой опцией к духовности вообще. Были же духовные правила когда-то вкраплены в бизнес староверов, в гильдиях. Опыт уже есть.

Новая политэкономия всегда сродни Дорожной Карте, но универсальна и поэтому сильнее чисто управленческой Дорожной Карты. Главное, чтобы стратегия национального развития не оказалась колоссом на глиняных ногах. Бог тоже создавал человека из праха, из глины. Но вдохнул в него Душу.

Какую и кто Душу вдохнул в «Стратегию национального развития татар»? И кто имеет смелость заявить — вот она, моя душа, и я готов ее вдохнуть в Будущее Татарстана, потому что у меня есть Мечта, такие же мечтающие со мной сотоварищи и вот наши проекты самоорганизации вокруг наших мечтаний? Кто вдохнет в глиняного истукана — стратегию «2030» — Душу, духовное наполнение из нацстратегии? Глина — «2030», душа — стратегия нацразвития.

На самом деле ответ известен — этим кто-то может быть только Коллективная Душа свободных людей, движущихся в режиме Коллективного Разума и собственной Проектности. Коллективная душа, проектно связанных и свободных людей, и есть Новый Чингисхан. Это не просто Чингисхан 2.0. — сетевой. Но на новых, а не старых моделях экономики, бизнеса и общежития. Иначе это будет попыткой надеть шапку на старую модель капитализма.

Не будет Чингисхана 2.0, будет просто государственная бюрократическая деятельность и KPI чиновникам, чтобы премию получить. Будут офшоры.

Нужно начать себе пересоздавать или, как говорят по отношению к России, преобразить себя в форме «модели Великий Чингисхан 2.0». У этой модели общежития есть своя политэкономия, опора на самоорганизацию, на сеть из личных мечтаний людей, новые практики. Эта сеть, чем она шире по пересечениям и сорезонансу людей и мечтаний, и есть Новое И-Го, государство общей судьбы.

В NBIC-техноценозе Будущего нужно захватывать букву «С» — организацию всего исходя из высоких смыслов и концептов. Явить мудрость деятельного взаимодействия людей. Она — от Бога и его Механизма Творения в практиках человеческих, в их политэкономии.

Все это и будет совмещением трех аспектов стратегий: операционно-ресурсной (греки), взгляда Свыше на Будущее (латиняне) и путь хитрости (китайцы).

На операционном уровне это должно свестись к оперированию в Татарстане такими кубитами (отношениями), как «вера — надежда — любовь», «мечта — мир — партнеры», «предмет — основание –– идеал».

Стратегия национального развития должна также носить «Характер» общественного договора между властью и народом. Сейчас же она в этой части стерильна.

Продолжение следует.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции