Транспортной системе Татарстана пора готовиться к кризису. Начальник УГИБДД МВД РТ Рифкат Минниханов сегодня заявил на расширенном заседании коллегии министерства транспорта и дорожного хозяйства республики, что в Татарстане и Казани необходимо срочно активизировать все работы, связанные с транспортной инфраструктурой, учитывая как экономический кризис, так и приближающуюся Универсиаду. "После дефолта 1998 года мы на прежний уровень вышли только через пять лет. Если у нас будет серьезный кризис, мы лишь к 2013 году достигнем сегодняшних показателей", - сказал главный автоинспектор Татарстана, наиболее четко из всех выступавших выразив суть проблемы, стоящей перед Казанью.   

 

Рифкат Минниханов предупредил: через год-два могут начаться серьезные транспортные проблемы в Казани в связи с тем, что закупленные относительно недавно "красные автобусы" начнут ломаться – уже сейчас ГИБДД выявляет у них массу технических неисправностей. "Надо уже сейчас готовиться к их ремонту. А то ведь нам на них еще гостей возить!" - отметил начальник УГИБДД.

 

Основное содержание коллегии, собственно, и было посвящено Универсиаде-2013, в том числе тому, как столице Татарстана избежать транспортного коллапса к этому времени. Эта тема звучит все активнее: на минувшей неделе способы пересаживания горожан с личных автомобилей на общественный транспорт обсуждали и в Казгордуме с участием министра транспорта Ильдуса Фасхутдинова.    

 

Что же будет сделано в Казани для того, чтобы горожане смогли сохранить возможность перемещаться в нем? Как сообщил г-н Фасхутдинов, в столице Татарстана построят новый мост через Волгу, три автовокзала, 20 транспортных развязок и закончат первую линию метро. А чтобы совсем было все в порядке, министр транспорта РТ снова призвал горожан пересесть с личных авто в автобусы. Неясно, впрочем, было ли это обращение адресовано чиновникам, которыми был набит до отказа конференц-зал "Казанской ярмарки" (там  проходила коллегия) - когда на большом экране уже началось видео-приветствие министра транспорта РФ Игоря Левитина, опоздавшие тщетно искали свободные стулья.

 

- Транспорт должен быть привлекательным для людей, - убеждал министр. - А они должны понять, что для общественных интересов желательно меньше пользоваться личными машинами и больше - общественным транспортом. Думаете, в Европе машин нет? Есть. Но они на метро, трамваях и автобусах ездят. В принципе у нас есть хороший общественный транспорт. Но любой транспорт можно превратить в плохой, если неправильно составить расписание. Если набиться как селедки в бочке…

 

Руководитель исполкома Казани Рафис Бурганов погрузил собравшихся в раздумья. Суть его речи в двух словах была такова: если ничего не предпринимать, транспортный коллапс в Казани неминуем. Если же предпринимать, то проблем будет не меньше.

 

- Необходимый объем работ по улучшению дорожно-транспортной инфраструктуры города требует строительства 58 километров дорог на общую сумму 64 миллиарда рублей, включая 20 транспортных развязок и два моста, - сказал г-н Бурганов. Для полного представления о масштабе проблемы он мог бы добавить, что 64 млрд. – это примерно две трети годового бюджета всей республики…

 

Помимо дорог, наконец-то начнется работа над  приведением в надлежащий вид ворот в Казань. К 2013 году пропускная способность казанского аэропорта повысится до 5 млн. пассажиров в год.

Авиакомпания "Татарстан" закупит 11 новых самолетов, преимущественно Боинги-737. Двадцать новых судов типа "Метеор" и "Восход" будут приобретены для речного вокзала. А само здание было реконструировано (несмотря на то, что к 1000-летию Казани оно было полностью перестроено!). Железнодорожный вокзал за перенесут на улицу Воровского, что обойдется в гигантскую цифру - 127 млрд. рублей.

 

Во время универсиады пассажиропоток казанского метро составит 45 тысяч человек в час.

 

Оперативно перевозить такое количество сможет только подземный транспорт, считает руководитель исполкома.

 

- Но, чтобы воплотить задуманное, темпы освоения денег должны быть 8 миллиардов рублей в год, а не двух, как сейчас, - сказал Бурганов.

 

По его же словам, для Казани планируется приобрести 800 городских и туристических автобусов, 250 троллейбусов и 125 трамваев.

 

                                                                   *     *     *

 

Сказать, что планы Минтранса и исполкома Казани поражают воображение – не сказать ничего. Средства, которые требуются для приведения транспортной инфраструктуры столицы, просто фантастические. Крайне высока вероятность, что часть планов может не сбыться ввиду разворачивающегося кризиса и нарастающих финансовых проблем. Де факто, сейчас в республике никто из принимающих решения людей не может предсказать дальнейшее развитие событий в экономике, поскольку кризиса такого свой свойства мы еще не проходили. Впрочем, отчасти транспортная проблема может решиться сама – в случае, если доходы горожан снизятся настолько, что им действительно придется пересесть на общественный транспорт с личных автомобилей.

 

Владимир Казанцев