Тимур Дугин считает, что государство придумало новое правило, который будет оплачивать реальный бизнес, а деньги поступать прилипалам-классификаторам Тимур Дугин считает, что государство придумало новое правило, которое будет оплачивать реальный бизнес, а деньги поступят прилипалам-классификаторам Фото: «БИЗНЕС Online»

ИМЕЯ В ОСНОВЕ ЗДРАВУЮ ИДЕЮ, ПРИНЯЛИ ЗАПРЕТИТЕЛЬНЫЙ ЗАКОН

В основе этого закона стоит здравая идея единого стандарта присвоения звездности гостиницам. Для того чтобы соответствовать уровню 5 звезд, нужно отвечать одним критериям, уровню 1 звезды — другим. Абсурдность же закона заключается в том, что для соответствия уровню «без звезд» для гостиницы, не претендующей ни на что, тоже есть определенные критерии, невыполнение которых означает, что бизнес нужно будет либо прикрывать, либо отвечать тем критериям. Причем процедура классификации (присвоения звездности) ощутимо платная и оплачивается собственником бизнеса. Государство придумывает закон, который оплачивает бизнес, деньги поступают частным прилипалам — аккредитованным классификаторам (вообще, это тоже бизнес, но я бы отделил один, в основе которого лежит идея производства товара или предоставления услуги, от другого, в основе которого — доступ к чиновничьему ресурсу). А что имеет от этого бизнес? Об этом далее.

Итак, имея в основе здравую идею, приняли запретительный (а мы по-другому не умеем) закон, который ляжет тяжелым бременем для малых средств размещения. Я рад, что только запретить, а не расстрелять (что мы тоже умеем).

Я не буду перечислять все критерии, которые касаются гостиницы «без звезд». Приведу просто несколько примеров.

1. Вывеска. Никаких проблем с вывеской нет, если только вы не располагаетесь на этаже выше второго, потому что ее можно вешать только между первым и вторым. Соответственно, преимущественное право на вывеску имеют собственники/арендаторы первых и вторых этажей, а в некоторых случаях бывает, что и свободных мест для нее не осталось. Вывески должны располагаться в соответствии с концепцией здания. Здесь противоречие федерального закона с муниципальным (потому что только в Казани нужно согласовывать вывеску, в Москве этого не требуется). Не вешать вывеску = не пройти классификацию беззвездности = закрываться. НЕ СМЕШНО.

2. Услуги хранения багажа. Под услугами подразумевается то, что должно быть оборудовано место для хранения багажа гостей. Простые локеры, принятые в хостелах, для этих целей не подходят. Вопрос: где взять место? Положить багаж в комнату для персонала? Роспотребнадзор будет против. Оборудовать место в коридоре? Грубое нарушение норм противопожарной безопасности. Если не осталось комнат, которые ушли под хранение швабр и прочих моющих средств (требование СанПиНа), то придется жилую комнату под это дело приспособить. А теперь представьте малое средство размещения с 9 номерами (обычное количество у среднестатистического казанского хостела) — оно становится с 8 комнатами. Это означает лишение 11% выручки при сохранении расходов. А вы на минуту представьте, что введут закон, лишающий «Магнит» 10% выручки при сохранении расходов, — завтра же эта сеть магазинов закроется, потому что их чистая прибыль станет в районе 5% от выручки. НЕ СМЕШНО.

3. Наличие фонарика в каждом номере. Вообще-то это требование противопожарной безопасности. Зачем дублировать в другом законе, не имеющем отношения к противопожарной безопасности? Зачем дублировать? Ну хорошо, допустим, не было бы такой нормы противопожарной безопасности. Но закон же новый! Вы что, не знаете, что эру кнопочных телефонов сменили смартфоны, в которых помимо фотоаппаратов и камер есть еще и фонарик, и даже сам экран освещает достаточно хорошо в темноте? СМЕШНО.

Имея в основе здравую идею, приняли запретительный (а мы по-другому не умеем) закон, который ляжет тяжелым бременем для малых средств размещения Имея в основе здравую идею, приняли запретительный (а мы по-другому не умеем) закон, который ляжет тяжелым бременем для малых средств размещения Фото: pixabay.com

ПОТРЕБИТЕЛЬ ТАКЖЕ НЕ ВЫИГРЫВАЕТ ПОКА ОТ ЭТОГО ЗАКОНА

Я не хочу быть занудой, можно тут перечислять до бесконечности критерии (наличие двух полотенец, требования по обучению персонала, наличие тумбочки, коврика, корзины для мусора и прочее) беззвездности. Но каждый такой критерий (в случае его отсутствия), если ему можно соответствовать, увеличивает фиксированные либо переменные издержки. Что же бизнес от этого закона имеет? А бизнес требует много затрат на открытие и больший срок окупаемости, что негативно сказывается на инвестиционной привлекательности отрасли в лучшем случае, а в худшем — просто нужно закрывать лавку.

Еще раз хочу спросить: что, нельзя было подписать закон, который предоставлял бы право, а не обязанность средствам размещения получать звезды? Зачем, еще раз спрашиваю, чтобы получить статус гостиницы без звезд, нужно соответствовать каким-то критериям? Ответ простой: к ЗАПРЕТИТЬ И РАССТРЕЛЯТЬ добавилось еще и ЗАБАШЛЯТЬ. Нас отдали на кормление чиновникам во имя великой цели заботы о потребителях. Потому что если бы не запретительный закон, то частные прилипалы не заработали бы столько денег.

Но парадокс еще заключается в том, что этот закон направлен на уничтожение мелких средств размещения, находящихся в нежилом фонде. Этот закон не регулирует и не может регулировать деятельности таких сфер гостиничного рынка, как сдача в аренду жилых помещений, то есть квартиры, которые сдаются посуточно.

По моим оценкам, доля посуточников с 2016 по 2019 год на рынке предоставления средств проживания Казани (чтобы узнать, каков рынок средств проживания, нужно взять официальные данные Росстата по количеству койко-мест и сложить количество квартир, помноженное на число мест, выставленных на «Авито» посуточно) увеличилась с 30% до 40%. Мы систематически это оцениваем. Когда в первый раз изучили в 2016 году, то осознали, что наши конкуренты — это квартиры и именно на их цены нужно ориентироваться, чтобы иметь максимальную загрузку.

За три последних года я вижу увеличение доли посуточников на рынке предоставления средств проживания в Казани. Поскольку требования Роспотребнадзора, пожарных, санэпидемстанции, миграционной службы, налоговой и прочих за три года особо не менялись, то причина этому — классификация и присвоение звездности гостиницам. Дело в том, что гостиницы Казани, как города, принимающего гостей чемпионата мира по футболу, начали классификацию уже в 2016 году. Фактически этот закон замедлил скорость открытия новых средств размещения. Я могу сказать однозначно, что среди хостелов, которые открывались в 2017–2018 годах, очень мала доля тех, кто этим занимается долго — в основном начинали работать новички в расчете на чемпионат мира, в надежде на собственный бизнес и от незнания…

Уничтожение малых средств размещения должно привести к увеличению стоимости проживания в крупных гостиницах Уничтожение малых средств размещения должно привести к увеличению стоимости проживания в крупных гостиницах Фото: pixabay.com

Кто выиграл от данного закона? В первую очередь классификаторы, организации, которые занимаются присвоением звездности, чиновники, аккредитующие эти организации, различные учебные заведения и ассоциации — как минимум татарстанские точно.

Нашему хостелу присвоена категория гостиницы «без звезд». Мы можем с минимальными затратами получить категорию «2 звезды» (для этого нам достаточно ввести только завтраки). Но пока мы особо не видим экономического смысла, поэтому и не торопимся по причине того, что я не уверен в увеличении выручки, а расходы однозначно возрастут, так как введение завтраков подразумевает автоматическое повышение частоты прохождения медкомиссии сотрудниками.

Потребитель также не выигрывает пока от этого закона, потому что, во-первых, уничтожение малых средств размещения должно привести к увеличению стоимости проживания в крупных гостиницах. К счастью, этого не произошло, цены, наоборот, упали за последние три года за счет возрастающего увеличения доли посуточников на данном рынке. Во-вторых, закон неработающий: классификаторы присваивают звезды на основе выполнения не критериев звездности, а предписаний, непонятно пока кем контролирующихся. Поэтому по факту имеем закон с требованиями, но без органов, которые контролировали бы выполнение данных требований.

Поэтому следующим логичным этапом станет создание структуры либо передача полномочий уже существующим структурам по контролю за выполнением данного закона, то есть в экономике гостиничного бизнеса вырастет доля чиновников или частных прилипал за счет уничтожения мелкого бизнеса, и тогда можно уже будет ЗАБАШЛЯТЬ два раза: один — в момент прохождения классификации, другой — когда обнаружат, что не соответствуешь по факту критериям (потерялся фонарик).

Пока еще живой,
Тимур Дугин