О СТРАТЕГИИ ТАТАРСКОГО НАРОДА

Мы продолжаем свои комментарии и предложения к эскизу «Стратегии развития татарского народа», обсуждаемой сейчас в Татарстане (плановый срок принятия — сентябрь 2019 года). В этой части цикла статей будут рассмотрены цивилизационные аспекты стратегии. Сейчас в ней упор сделан на национальное, тогда угрозы и возможности идут со стороны цивилизационной.

Есть три понимания стратегии: военный (греки, стратагемы) — путь достижения успеха/победы, используя ресурсы, время, место и обстоятельства; метафизический (латиняне, страты) — путь восхождения, взгляд сверху для захвата и удержания Будущего; китайский — бесконечный путь хитрости достижения победы без и до применения силы, когда противная сторона сама совершит необходимые действия.

Сейчас эскиз стратегии греческий, однобокий, отсутствуют латинский и китайский подходы. Причем центральным является латинский — он же фундаментальный, метафизический, цивилизационный, выводящий на Бытие и Будущее. Тогда и хитрость есть на чем строить (3), и ресурсы совсем иные возникают (1).

Поэтому для Татарстана необходимы все три наполнения своей стратегии. В том числе и хитростью, коль скоро она свойственна татарам, — например, во взаимоотношениях с Россией. Понуждение России мягкой силой к необходимым действиям в сорезонанс своей стратегии развития и захвата Будущего, к выходу России на те же самые концептуальные высоты взгляда сверху. «Спасись сам, и спасутся многие». Хороший пример — он тоже заразителен.

Все последующее изложение будет это иметь в виду, чтобы в конечном итоге пересобрать стратегию (3:1).

Часть №3 цикла статей будет «поднята» в два-три приема — не хочется ее пробегать телеграфно. Одновременно это позволит более основательно подготовить переход к будущей прикладной, модельной части цикла.

ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ АСПЕКТ

Цивилизационный аспект в стратегии необходим. Он определяет то высшее качество социума, которое ставится целью достичь в стратегии, и то высшее качество, за счет которого это предполагается достичь. «Вход — выход». На входе имеем социальные качества человека, на выходе — социальные качества общества.  Пробег между входом-выходом может быть описан как эйдос (программа) развития человечества: «первочеловек Адам — проточеловек — люден (сейчас) — человек — Коллективный Разум/человечество — максимальное подобие Бога». И цивилизационный аспект решает предельную задачу — не уклониться от этой линии. Текущий этап — это переход от людена к человеку, с захватом этапа формирования Коллективного Разума.

Сегодня на входе — принципы либерализма «свобода–равенство–братство» и меркантилизм, «человек экономический» (homo economicus), на выходе — глобализм и подчинение всего экономическому, капитализация как развитие и форма представления о самих себе (капитализируются страна и человек, отсюда и термин «человеческий капитал»). Но необходимость выхода из системного мирового кризиса предполагает переопределить текущие вход и выход, сменить их качества.

Цивилизационный аспект стратегии имеет четыре уровня: трансцендентный, метафизический, социальный и операционный, прикладной. Поэтому призван соединить для нации «что вверху, то и внизу».

На трансцендентном уровне идет обращение к первоисточникам Бытия, уяснение связи между Ничто и Нечто как базовой паре всех отношений, задаются вопросы «кто мы?», «куда и зачем идем?», «каковы наши ценности/мотивация на стыке человеческого и божественного?», «каков наш образ жизни, нацеленный на перспективу?». Если цивилизация не способна ответить на эти вопросы, то она перестает существовать (С. Дацюк).

На метафизическом уровне формируется мировоззрение — представление о законах Бытия, критерии жизнеспособности (по Ю. Забродоцкому), критерии сингулярности-связности (горней физики по Ю. Кулакову), природосовместимых технологиях и происходит осознание своей ментальности и архетипа (например, тюркского), которые тоже суть природоподобные.

На социальном уровне формируются Цивилизационный Общественный Договор (сегодня это лозунг либерализма «свобода-равенство-братство», священство частной собственности и др.), модель социального развития (например, модель Татарстана), этика.

На операционном уровне формируются практики работы с целым, множественным, гармонией, со-резонансами, саморазвитием и эволюцией. Среди них — фрактальные подходы и техники «само» (самоопределение, самоорганизации, саморазвития и др.). Сегодня они фокусируются вокруг Коллективного Разума как нового вида субъекта и бесконфликтных практик взаимодействия.

Если обобщить смысл этих четырех уровней, то цивилизационный аспект характеризует способность нации быть сосудом Бытия и гармонизировать с ним, гармонизируя себя. Подобное с подобным.

Важно: фрактальные подходы из математики и чисто природного явления начинают переходить в социальную практику. Фракталы тут — это «маленькие Вселенные», самодостаточные целостности. Многомерные кубиты Реальности и со-Бытия в них. Это выводит на совершенно новые управленческие и экономические практики сшивки между собой таких различных мерностей, как человек (4-х мерен), компания (3-х мерна), государство (2-х мерно) и внешний мир для всех них (1-мерно, «явление, внешняя среда»).

Исторически и до сего времени троица «человек — компания — государство» всегда существовала как неравновесная — всегда в ней кто-то занимал ведущую силовую позицию. Раньше — государство, теперь — крупные компании, ТНК. Человек же всегда был в проигрыше и задавлен (ресурс, человеческий капитал). Но возникли тенденции «перехода хода» — коллективные объединения людей, вооруженных IT-технологиями (финтех, пиринг, криптовалюта), начинают размывать позиции ТНК и государств. Но это опять неравновесность, конфликт.

Идеальным вариантом является сбалансированность этой тройки (схема Уробороса). Привести к ней могут лишь фрактальные подходы — совмещения между собой различных мерностей этих участников (4-3-2-1). Мир сегодня начинает переходить на сетевые фрактальные соцструктуры, работающие на ризомных принципах — «соединения без объединения».

Тогда фрактальная целостность человека — это гармония внутренняя (тела-души-разума-воли-архетипа-смысла жизни) и гармония внешняя (включенность в процессы самоорганизации и принадлежность общему большому делу, миссионерскому, пассионарному).  Фрактальная целостность компании — это не ее миссия, но пересечение личных проектностей ее сотрудников (истинная система мотивации). Фрактальная целостность государства — это принцип справедливости, принципы жизнеустройства, набор ценностей и образ Будущего.

Сказанное означает, что стратегия развития татарского народа в своем воплощении также должна подразумевать фрактальную основу взаимодействия и развития, выразив для себя указанные фракталы человек-компания-государство гармонично.

Обращаем также внимание: определение мотива «зачем живем?» шире и не сводится к национальному. Национальное тут всплывает как ответ — «Да, это мы, татары, за это беремся в Вечности». В противном случае это не есть цивилизационный подход к самим себе, а уровнем ниже, чисто национальный. Но именно такой подход сейчас заложен в стратегию. Поэтому у ее авторов и татарского народа выбор — самоопределяться цивилизационно или нет?

Однако, выбор тут может быть совершен с несколько другой стороны и вместо народа — крупным капиталом Татарстана, а президент поддержит. Если капитал увидит, что новые экономические модели на иных цивилизационных началах окажутся более конкурентоспособными и создадут ситуацию форпоста Татарстана в России, усилят Казань как вторую-третью столицу, в т. ч. на пути хитрости. В этом случае опережающая цивилизационность будет служить охранной грамотой. А федерация цивилизаций — перспективной идеей.

Примечание: драйвером и модератором движения на иных цивилизационных началах в Татарстане может быть и Ак Барс Банк. Если перейдет к модели банкинга 3.0. Он наиболее к этому потенциально готов — к цивилизационному инжинирингу, но об этом еще не знает (банку будет посвящена отдельная глава).

Если раньше Татарстан (модель «Корпорация Татарстан») защищался активами, выведенными в ТАИФ, офшорами и блокированием пропуска московских банков на свою территорию, то теперь наступает черед защищаться более высоким цивилизационным уровнем. От обороны переходить к цивилизационному прорыву. Опережающий выигрывает. А цена вопроса верно подмечена на круглом столе в «БИЗНЕС Online»: «Если что, то мы будем исчезать совместно с русскими» (Д. Исхаков). Хотя была и другая точка зрения: «Мы можем России помочь?.. Нет, более того, мы максимально должны устраниться от участия в каких-либо делах» (Нияз Игламов).

Концептуальность, опирающаяся на цивилизационные высоты– сегодня самое слабое место Москвы, России. И именно это (отсутствие) нам сегодня предлагает законсервировать В. Сурков. Но именно новая цивилизационная концептуальность — для всего мира, тюрок и России — должна возникнуть в Татарстане, чтобы можно было говорить, что хоть в чем-то первенство перешло к Казани. (На круглом столе утверждалось об историческом соперничестве столиц Москвы и Казани и о переходе активности к последней).


ЧАСТЬ 3.1.  ТАТАРСТАН — МЕСТО ВСТРЕЧИ ИЗМЕНИТЬ НЕЛЬЗЯ


ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ КОД

Необходимо увязать между собой две стратегии и цивилизационный код Татарстана. Это важно. Две стратегии — это стратегия «Татарстан-2030» (принятая в 2015 году) и «Стратегия развития татарского народа».

Вызов времени состоит в том, что должно произойти формирование нового цивилизационного кода Татарстана и его заливка в качестве НЕСУЩЕЙ ОПЕРАЦИОННОЙ И МОДЕЛЬНОЙ ОСНОВЫ в «Стратегии-2030» и национального развития.

И тогда важно понимать, что есть цивилизационный код и какие операционные основы он предлагает. На круглом столе в «БИЗНЕС Online» также ставился вопрос о коде татарской нации: что это такое? (Ю. Шамильоглу, Г. Габдрахманова)

Мы сейчас не будем разворачивать всю теорию цивилизационного кода, но вычленим важные его характеристики:

A. Цивилизационный код определяет национальное, а не наоборот. Национальное привносит сюда лишь свой архетип, ментальность. Человечество едино и все более становится таковым. Поэтому код всех объединяет, давая возможность национальному (нациям) взаимодействовать между собой.

B. Основан на законах Бытия и вытекающих из них природоподобных практиках, в том числе организационных и экономических. Он содержит в себе четыре уровня — трансцендентный, метафизический, социальный и операционный, увязывая их воедино в любой точке их применения.

C. Это код роста и развития. Он по-своему описывает и задает всю цепочку (эйдос) развития человека в терминах «само» — «самоидентификация — утверждение мечты и смысла жизни — свободные коммуникации/социальность/общество — проектная реализация смысла жизни и соучастие в большом деле».

D. Этому же соответствует оперирование уровнями мышления (по В. Езерскому): 1 (сология) — мышление целостностью/единством, 2 (диология) — мышление выбором/двойственностью, числовым взаимодействием, 3 (триология) — мышление возможностями/триединством, речевым взаимодействием, 4 (кварталогия) — мышление невозможным/скоростями, временем, связкой «ощущение–состояние–образ–действие», 5 (квинталогия) — мышление явлениями/самоорганизацией, натуральным взаимодействием и цепочкой «слово — ощущение — состояние — образ — действие», взаимодействием на авось («дуракам всегда везЕт»), 6 (секстология) — мышление импульсами/сразу, «нЕчто» как импульс», 7 (септалогия) — мышление просторами/существующим и нерожденным, «нИчто как пустота».

E. Как код роста и развития, он содержит практики охвата (линейного расширения, экспансии, «плоский лабиринт») и построения объема целостных отношений (сферические, фрактальные подходы). По совокупности — практики работы с множественностью на принципах «соединения без объединения», ризомных. Здесь остается один шаг до формирования Коллективного Разума на основе цивилизационного кода (как нового субъекта и типа бесконфликтных коммуникаций).

F. Работает со всеми видами времени – хронос, кайрос, циклос. В каждом явлении и задаче сводит их воедино и тем самым гармонизирует процессы, стоящие за этими временами. Упор при этом — всегда на Будущее, т. к. единственно разумная стратегия — это способствовать прорастанию Будущего в настоящем (по П. Друккеру).

G. Код апеллирует к коллективной Мечте и Образу Будущего и определяет способы их достижения — Цивилизационный Общественный Договор, тип экономических отношений и модели создания стоимости/развития.

H. Код связан с Эволюцией и ее задает для нации, человечества. Он есть не только взгляд назад, в Историю, но еще и императив движения в Будущее. Именно в этом качестве код распадается на свои различные эйдосы — объективные, метафизические программы Бытия для человека и нации. Умение оперировать ими и есть применение кода, его заливка в различные стратегии, программы, проекты и т. п. Название и качество такого применения — цивилизационные инновации, цивилизационный инжиниринг как зонтичные технологии человечества. Нынешний этап их освоения — переход к фрактальным и организмическим (живым) оргструктурам.

I. Наконец, код тотален — присутствует всегда и во всем. Он как воздух — мы им дышим, но не замечаем. Это высший тип коллективной ментальности и высшая форма самости нации. Переход от неосознанности к осознанному УПРАВЛЕНИЮ СВОИМ ЦИВИЛИЗАЦИОННЫМ КОДОМ и есть цивилизационный инжиниринг.

Правильно выстроенный код увязывает «трансцендентное — абстрактное — конкретное/частное». Пробегает всю эту цепочку, иначе это не код. И эта же цепочка есть сердцевина целостного мировоззрения, о необходимости перехода к которому недавно заявил Римский Клуб.

В операционном, чисто утилитарном смысле цивилизационный код Татарстана — это совокупность новых образовательных, управленческих и экономических практик, отражающих новые цивилизационные принципы. Главное в них — это оперирование множественностью, схваченной через ФРАКТАЛЬНЫЕ построения, и выход на СОРЕЗОНАНСЫ и АВТОМАТИЗМ процессов развития. Именно социальные фракталы реализуют полностью идеи целостности человека, компании, государства и их сцепку как различных мерностей (4-3-2-1), о которых мы говорили в предыдущей главе. И только через соцфракталы возможно выйти на сорезонансы в отношениях — получить эффекты «бесплатного роста», «бесплатной/гибридной стоимости».

Всякое новое — это снятие или отодвигание институциональных и ментальных границ, изменение общества и его институций. Без этого новые практики не нужны и не приживутся. Но именно это создает главную сложность их внедрению — инерция общества. Цивилизационный код — это и есть сдвигание границ, главный символьный актив нации. По сути, он очерчивает — куда границы возможного и допустимого должны сдвинуться.

Читатель заметил, что мы не дали прямого определения цивилизационного кода, но указали его функциональные нагрузки и некоторые точки привязки (к законам Бытия, типам мышления и др.). Это сделано осознанно — любое определение будет заведомо неполным. Подобно тому, как любому определению «человека» всегда можно противопоставить вопрос: «А чем вас не устраивают еще 100 альтернативных определений?»

Поэтому пойдем дальше. Имея целью показать, что в каждом частном случае капитализируется не проблема и ее решение, а стоящий за этим метод. Чем он универсальнее — тем ценнее. Следовательно, нет ничего дороже самого абстрактного, универсального (метафизического) метода, в т. ч. цивилизационного кода. Это совпадает с известным: нет ничего практичнее хорошей теории.

Цивилизационный код — это еще и метод. Но многие его таковым не видят. Поэтому задача Татарстана — начать капитализировать свой цивилизационный код, применяя его в главном, в прорывном, в своем движении к Будущему!

В качестве примера-задачи возьмем стратегию «Татарстан-2030». Она по определению нацелена на прорывное и Будущее.

«А НЕ ЗАМАХНУТЬСЯ ЛИ СРАЗУ НА ВИЛЬЯМА ШЕКСПИРА?»

Сначала напомним про стратегию «Татарстан-2030». Разработчик — Леонтьевский центр, Санкт-Петербург, принята в 2015 году. В ее основе модель глобальной конкуренции и территориального развития «Галактика» (идея компании AV Group). Модель исходит из преимущественно материальных и рыночных факторов, в т. ч. человеческого капитала. Республика в ней есть некий гравитационный центр благодаря лучшим факторам и предложениям всем интересантам. Вокруг них выписан обширный список программных действий. Успех определяется тем, что эти действия из области «лучших», «современных», «создающих привлекательность» и т. п. Формула: «успех = концентрация факторов + раньше всех = (bestpractices + инвестиции) + раньше всех».

Мировоззренческая максима тут, очевидно, следующая — мир конкурентен и побеждает тот, у кого лучшие факторы конкуренции. Прирост качества тут — инвестиционный (финансовый, интеллектуальный).

Мы не будем обсуждать цели стратегии — они уже данность. Нас будет интересовать — как можно усилить все ее мыслимые эффекты? По затратам, времени (скорости), рискам, конкурентоспособности, капитализации, росту влияния Татарстана и т. д. И какими образом тут может проявиться цивилизационный код?

Для этого возьмем одну из структур «Стратегии-2030». Она сотовая, ячейки (с. 222). Ими и займемся.

Понимаем, что ячейки выражают точки приложения усилий стратегии и зоны прорыва республики на глобальном рынке. К ним же привязаны все программы действий. Ячейки образуют общее пространство инвестиций и капитализации Татарстана. Это некая его суммарная доходность в будущем. По каждой ячейке и от синергии между ними.

Но возникает тонкий момент. Нет ли тут упущений, незаметных глазу? Есть ли скрытый потенциал стратегии, который не увидели ее разработчики и правительство республики как ее оператор? Ответ: упущения есть, и они значительные, в том числе экономического плана.

Упущения связаны с тем, что для стратегии по умолчанию используется классическая модель экономики и бизнеса, из области уходящей индустриальной эпохи. Это неполный подход и упущение части потенциальной прибыли и капитализации. Можно сказать, что данная схема недокапитализирована изначально — по типу примененной к ней моделей создания стоимости (классической).

Тогда как необходим полный, гибридный подход — совмещение классической и постклассической моделей бизнеса, которые соответствуют индустриальной и постиндустриальной эпохам соответственно (1+1).

В чем смысл (пост)классических подходов и моделей? Для ответа дадим их сравнительную характеристику по полной развертке — на их операционном, метафизическом и трансцендентном уровнях. Эти три уровня присутствуют в любом экономическом явлении, в бизнесе, но большинство населения знает только об операционном уровне. Образование и бизнес тренинги «под Запад» тому виной.

А. Классическая модель бизнеса, инвестиций и создания стоимости в «Стратегии-2030». Ее операционная формула такая:

Ячейки Стратегии   →   Рынок   →   Капитализация ячеек на рынке/риски

Капитализация возникает на финише, на рынке, потом. Стандартная схема: вложились, развились, вышли на рынок и взяли на нем причитающееся. Есть ячейки и есть рынок. Это две различные данности — по разные стороны баррикад. Время — хронос, линейное, «утром деньги, вечером стулья». И стратегия тут — о развитии (есть еще «свитие»). Суть операционализма — извлечение прибыли из рынка/спроса.

На метафизическом уровне эта формула читается так: чтобы пройти по этой цепочке до финиша, нужно правильно выстроить транзакции, регламентирующие разделенности: между компаниями, компаниями и рынком, компаниями и сотрудниками. Способы регламентации — законодательство, контракты, цены труда и товара на рынке. Метафизика тут — в разрушении максимы Бытия «все едино и все одно» и извлечении из этого прибыли. Считайте, что это подход Князя Мира сего, а не Бога. Тем более что Бог изначально указал на пагубность служить мамоне, золотому тельцу.

На трансцендентном уровне эта формула читается так: цепочка состоится, если деньги (финансы, кровь экономики) будут конвертировать Пустоту/Ничто в Нечто… Потребность просит товар. Но деньги просят Власть. Самая сильная власть у Источника — у Пустоты. И оперирование с Пустотой является самым эффективным способом делать деньги и прибыль в глобальном масштабе и в долгую, на века.

Известны четыре способа такого майнинга денег и прибыли из Пустоты (тут мы солидарны с веждистами, А. Девятов, Москва). Это кредит (долговая эмиссия денег из ничего), условно Рокфеллеры. Это валютные обменные операции, операции с алмазами и наркотиками (условно Ротшильды). Это производство смыслов (Ватикан). С переходом в постиндустриализм возникает четвертый способ — капитализация времени кайрос как доступа к очереди распределения конечной прибыли и участию в переменах (по обладанию концептуальной силой), условно Барухи, кабалисты и Китай.

Но мы предлагаем Татарстану пятый путь, т. к. все четыре ему и России закрыты. Еще одну трансценденцию — пятую. «Замахнуться на Вильяма, понимаете ли, нашего Шекспира?» По трем принципиальным причинам. Первая: Ничто, Пустота также многолики, как и Нечто, поэтому не все пути перехвачены. Вторая: на дворе мировой системный кризис, следовательно, существующие способы глобального заработка себя исчерпали. Нужен новый способ и также уходящий корнями в трансценденцию. Третья: татары (монголы) уже один раз в Истории упустили свой цивилизационный шанс стать родоначальниками современной экономики. Именно Чингисхан разрешил хазарам (евреям, венецианским купцам) начать официально заниматься ростовщичеством, банковским бизнесом, кредитами. И с этого момента ловушка захлопнулась — евреи, кабалисты вошли на вершину пирамиды Власти, финансовой системы мира (см. на купюру в $1). Мы не говорим, хорошо это или плохо. Это просто факт.

Но факт состоит и в том, что именно татары и русские — как прямые наследники Великой Империи Чингисхана, единого государства народов И-Го — опять могут стать родоначальниками НОВОЙ ВЕРСИИ ЭКОНОМИКИ, ЕЕ НОВЫХ ОСНОВАНИЙ И МОДЕЛЕЙ СОЗДАНИЯ СТОИМОСТИ, БИЗНЕСА, ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ. Породив один раз, породить и во второй. Но только оставив за собой первенство и его капитализировав. На примере и основе стратегии «Татарстан-2030».

В эту сторону нужно смотреть еще и потому, что другие наследники империи Чингисхана — Китай и Казахстан — в эту сторону пока не смотрят никак и не формулируют новую трансценденцию. Так, Казахстан (Н.Назарбаев) предлагает лишь идею акме-капитала (блага) и акметализма, финансового Ноевого Ковчега. Китай — программу Датун, единения народов Нового Шелкового Пути вокруг общего блага, но модель экономики при этом почти та же, хоть и в азиатской версии (2-х контурная финансовая система и проч.). Тем самым свято место пока пусто!

ПЯТЫЙ ПОДХОД. ПОСТКЛАССИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ

Общий замысел состоит в том, чтобы перехватить инициативу у кабалистов, глобальных финансистов, пользуясь кризисом их системы и начать самим задавать цивилизационные правила в новой модели экономики и общежития, используя для этого «Стратегию-2030». Если уж конкурировать глобально, так конкурировать во всей бытийной глубине и масштабе. «Если уж жениться, так на королеве». Или, как говорят психологи, трудно и почти невозможно пойти на 99,99%, но легко и просто на все 100%. Преградой являются эти принципиальные доли 0,01%, «последний шаг» — решиться пойти на 100%.

Это психологическое ограничение в головах и больше нигде — что отдельного человека, что целой страны, что республики. Никто не идет на 100%. Так и не случаются личные смыслы жизни, личные счастья и счастье республики. Рядом с психологическим ограничением живет и ментальное — преклонение перед Западом, поверхностное знание своей истории, архетипа и т. д. Словом, предательство своей цивилизационной самости. Но манкурты глобально конкурировать не могут.

Самая сильная, глобальная и предельная практика — это практика Творения. От малого до великого. Следовательно, ее и нужно брать за основу с тем, что прийти к своему цивилизационному варианту модели общежития и экономики вокруг «Стратегии-2030». Стратегия тут играет роль вектора в Будущее, канала сборки коллективных усилий и, одновременно, матричную, фасеточную основу такому движению. Если угодно, то ячеистая структура «Стратегии-2030» — это фазированная решетка/локатор Татарстана, через которую он смотрит в Будущее. Другого локатора у Татарстана нет.

Сейчас же стратегия — пуста, пока не локатор. Это больше расчерченный лист (ячейки), но он не заполнен нужным образом.

Концептуальная основа нашего предложения изображена на рис. 4:

Следует выстроить и соединить между собой две базовые цепочки — механизма Творения (0-1-2-3-всё), преломленного на экономические и социальные практики, и механизма гармонизации человека-компании-государства-внешней среды (как различных мерностей 4-3-2-1). Во все это — залить свою собственную концептуальность и цивилизационный код. И дело сделано.

Но если кабалисты и англосаксы построили мировую систему на конвертации Ничто в Нечто/товар через «разделяй и властвуй» (уставной капитал, долговая эмиссия и кредит, валютные курсы), то нужна новая система перевода Ничто в Нечто как Целого, чтобы сРАЗу. Принцип такого перевода «соединяй и созидай/твори». Это абсолютно противоположный подход.

Из алгоритма Творения: «Дао рождает одно, одно рождает два, два рождает три, три рождает все множество вещей» кабалисты сразу оседлывают вторую фазу — раздвоения, рождения «два», и лишают всех нас первой фазы — рождения «одного», «Раза», «Целого» (т.к. два, три и более — это уже «Единое»). Всем предлагается капитализировать выход — прибыль на рынке, тогда как сильные мира сего капитализируют вход (правила) и саму Схему. На этом сегодня построено современное мировоззрение и все глобальные практики, в т. ч. экономические. За точное следование им пастве выдаются бонусы — кредитные рейтинги, сертификаты на бизнес тренингах, нобелевские премии, инвестиции. Но эта система пришла к финишу — системному кризису с перезагрузкой.

Поэтому концептуальность и цивилизационный код Татарстана должны быть направлены на место в цепочке Творения «Рождение Одного/РАЗа» — «целого», «гармоничного», «самодостаточного, фрактального». Это и есть деятельное приближение к Богу, т. к. мы сдвигаемся к техникам Начала Творения. Это и есть Предельный Кайрос — уметь не только успеть к переменам, но и их порождать фактом создания Целого в любой своей цели и задаче.

Целое — это новый источник стоимости и капитализации и форма нового экономического субъекта, агента.

В результате на вход в экономическую модель «Стратегии-2030» Татарстан будет подавать иные версии Ничто/Пустоты — Воля свободного человека, Мечты и Смыслы каждого, Коллективная Мечта и Образ Будущего, Дары (разность потенциалов). Это значит, что каждая из этих версий-оснований является входным Ресурсом и Активом Новой Экономики. При условии, что они получат цивилизованную форму перевода из трансцендентной стадии в деятельную. В этом, собственно, и состоит существо новых практик и моделей управления. И мы помним, что они составляют операционное ядро цивилизационного кода, т. к. каждый действует сообразно себе и свой самости.

Единственной адекватной формой проявления и реализации этих новых активов являются процессы «САМО» и возможности для них. Самоопределения, самореализации и т. д. Поэтому новые правила игры — это тотально выстроенный вход в «Стратегию-2030» на принципах «само», ризомы.

Мы каждую из названных версий Ничто/Пустоты рассмотрим отдельно чуть позже, т. к. на этом этапе наша задача — это показать лишь концептуальное место для возникновения цивилизационных приоритетов у Татарстана, за счет чего можно оказаться впереди многих.

Но сейчас для примера прокомментируем Волю свободного человека как Актив экономики. Сейчас она взаимоувязана с лозунгом либералов и масонов «свобода-равенство-братство» и по факту допускается лишь как соответствующая законодательству и иным формам регламентации и регистрации прав человека. Свобода тут — это «свод ободов», ограничений, т. е. она подчинена глобальным правилам игры. Она — вторична по отношению к ним, поэтому является ресурсом и формой предоставления своей рабочей силы как товара или личного капитала/компетенций. Тем самым судьба Свободы и Воли становятся в зависимость от внешнего спроса на них или от корпоративных форм эксплуатации (найма). Поэтому отношение к Свободе и Воле сегодня подчиняется принципу «бизнес и ничего личного». И это — цивилизационная сторона дела. К счастью, это можно поправить.

Развернутая схема трансценденции для «Стратегии-2030» представлена на рис. 5:

Повторяем, Татарстан должен по-своему войти в каждую точку на этой схеме — выйти на все этапы механизма Творения и бизнеса без исключения. Главное — перехватить вход. «Кто танцует правила, тот танцует основную прибыль и Будущее».

Перехват трансцендентного начала у кабалистов не отменяет их глобальные практики, но позволяет их исправить или резко понизить в статусе. И это логично: если у Татарстана появляются козырные карты, то все остальные автоматически понижаются в статусе и биты. Так:

— вместо долгового кредита (потребность в проекте) — проектное финансирование, исламский банкинг, 2-х контурное финансирование (как в Китае и СССР), объединение активов в фондо-ресурсной модели хозяйствования, краудфандинг, ICO и т. п.;

— вместо долговой эмиссии денег — децентрализованная эмиссия криптовалюты;

— вместо регистрационной регламентации и ограничений — blockchain;

— вместо «разделяй и властвуй» и всей институциональной (затратной) инфраструктуры вокруг этого — «соединяй и твори». При этом ясно, что разделение является объективным моментом перехода от «1» к «2» — возникновения противоположностей из РАЗа, что и отражает диалектика. Но точно также, как Антихрист внешне похож на Христа, но все же «анти», т. е. является искаженной сутью при внешнем правдоподобии, точно также «разделение» подменяет «различение». И в природе не столько разделение, сколько «размножение» — множение РАЗа. Живая клетка не делится, но множится;

— вместо централизованной оценочной деятельности (рейтинги, валютные биржи) как внешнего бизнеса — лишь учетная функция денег между участниками проектов, а деньги должны быть едины (тут надо солидаризироваться с президентом Казахстана Н.Назарбаевым и его идеей единой эмисии);

— вместо воли и тела человека как товара (рабочей силы) — свободные проектные отношения на основе складчины личных могуществ, меритократия.

В результате перезаливки входа в «Стратегию-2030» и коррекции старых инструментов (там, где это окажется возможным и разумным) возрастает число точек и видов капитализации стратегии (рис.6). Это дополнительная капитализация от смены моделей бизнеса, от минимизации управленческих затрат по теореме Р. Коуза, от перевода части рынка (без учета конечного потребителя) в кооперационную цепочку стоимости, от перевода части конкуренции в кооперационные стратегии по Дж. Нэшу и Р. Ауманну. Плюс все остальные типовые способы получения доходности.

Дополнительными эффектами при реализации «Стратегии-2030» становятся: ускорение всех процессов, минимизация управленческих и бюрократических процедур и затрат, уход из-под санкций минфина США переходом на учетно-депозитарные отношения внутри проектов, минимизация заемных средств и др. Часть их них мы рассмотрим отдельно в других частях цикла статей.

Формула новой модели создания стоимости и бизнеса применительно к ячеистой структуре «Стратегии-2030» может быть следующей:

Свитие в ячейке «2030» → Развитие/сорезонансы  →  Рынок  →  Капитализация

Модель и сеть отношений «само» как постиндустриальная модель бизнеса должна служить добавочной опцией к уже существующей экономической модели «Стратегии-2030». Нет необходимости что-либо менять в официальных механизмах ее реализации — нужно лишь сводить обе модели воедино. Например, если стоит задача роста числа национальных школ и под это выделяются бюджетные средства, то прежде чем их тратить, есть смысл «выкинуть» на рынок/биржу идей вопрос: «А что есть современная национальная школа в XXI веке с учетом всех вызовов и возможностей? Кто и какие методики может предложить для таких школ? Кто готов войти в долевой пул интеллектуальной, IT и иных составляющих в такие школы? Кто готов инвестировать в такие идеи? И т. д.» В результате такого запроса откликом со всего мира появятся отдельные идеи, методики, цельные проекты и возможности их взаимоувязки, выбора. Выбор же может осуществляться различными способами — через грантовую систему и долевой вклад в ФМХ под национальные школы, где одним из вкладов также будут бюджетные средства.

Этот пример показывает, что бюджетным средствам должны усилиться смарт-подходами, навигацией со стороны рынка идей. Это иная логика поведения, чем просто бюрократическая деятельность министерств.

И тогда надо будет говорить о расширенной версии всего пространства «Стратегии-2030».

Напоследок пару слов о механизме свития, благодаря которому и возможны все проявления «само» и этапы Творения в том числе.

ВСТРЕЧА

В алгоритме Творения: «Дао рождает одно, одно рождает два, два рождает три, три рождает всё множество вещей» важны промежуточные этапные точки — сами моменты рождения, порождения, возникновения. По сути, Бытие есть бесконечные акты таких рождений.

Говорят: «Случается (рождается) то, что встречается». Произошла встреча — вот и событие случилось и со-бытиё в нем началось. Следовательно, каждая фаза Творения (и ее прохождения в экономике, в модели «2030») организуется по механизму ВСТРЕЧИ. Обобщенное метафизическое название этому механизму — СВИТИЕ. Благодаря свитию далее происходит развитие. Как на примере ДНК.

Наша задача — запустить специфические механизмы свития для каждой ячейки «Стратегии-2030». Главная цель в них — это выйти на функциональное со-бытиё участников (человека-компании-Татарстана) в каждой ячейки. Новыми механизмами тут являются: фондово-ресурсный механизм хозяйствования, технологии бесконфликтного взаимодействия и образования ризомных субъектов, стимулирующие принципы инвестиций ImpactInvesting или «зеленых облигаций» (Международной ассоциацией рынков капитала, ICMA) и др. Первые два мы будем рассматривать позже, пока же можем рекомендовать предварительно ознакомиться с вводными статьями по ним здесь и здесь.

Важно, что со-бытиё понимается не просто как совместное время и место препровождения в реале и виртуале, но как следование Природе и ее базовому разнообразию (функциональности) во всем. В частности различению на мужское и женское, активное и пассивное, на хронос-кайрос-циклос, на универсальное и уникальное, старое-новое, отцы-дети и т. д. Наконец, важно свитие таланта и мечты — как для отдельного человека (самореализация), так и для общества в целом (реализованное общество).

Так, например, нельзя просто говорить о Казани отвлеченно, но важно видеть Казань для женщин, для мужчин, для стариков, молодежи и тогда выходить на целостное видение гармоничных вариантов со-бытия всех них в ней.

Нужно поставить задачу: «Татарстан — место встречи изменить нельзя». В нем теперь встречаются воля и мечты людей и новые цивилизационные начала мира. И далее отсюда все остальное. Казань должна стать Меккой новой трансцендентности — в довесок к тому, как на карте мира есть места духовности, места элитного образования, технологического прорыва (Кремниевая долина) и т. п. Если Чингисхан дал шанс евреям, и они им воспользовались, то теперь Татарстан должен дать шанс самому себе и им воспользоваться. История тут должна совершить новый виток.

На этом концептуальная часть по цивилизационному аспекту стратегий закончена. Далее необходимо рассмотреть более прикладные вещи стратегий во взаимоувязке с цивилизационным аспектом.

Продолжение следует.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции