БОРЬБА С ПРОБКАМИ В КАЗАНИ ОБОЙДЕТСЯ ФЕДЕРАЛЬНОМУ БЮДЖЕТУ В 1 МЛРД. РУБЛЕЙ 

Сегодня на деловом понедельнике в мэрии были озвучены две новости. Во-первых, власти Казани намерены довести  безналичную систему оплаты в общественном транспорте до европейского уровня. Сделать это планируется за счет кратного расширения числа пунктов пополнения электронных проездных и внедрения инновационных разработок. Во-вторых, оптимизацией транспортных потоков в Казани займется итальянская адаптивная система – OMNIA.

УХОД ОТ «СЕРОГО НАЛА» 

Сегодня на аппаратном совещании в исполкоме Казани обсуждались две темы, в последнее время наиболее актуальные среди населения столицы. Первая касается системы безналичной оплаты в общественном транспорте.  Как сообщил председатель комитета по транспорту исполкома Казани Айдар Абдулхаков, в настоящее время в Казани услугами электронной системы оплаты проезда пользуются свыше 341 тысячи человек. Причем количество пассажиров, предпочитающих такую систему оплаты, резко возросло после того, как в конце прошлого года были внедрены дифференцированные тарифы на городской транспорт. В частности, отметил Абдулхаков, разница между наличной и безналичной оплатой составляет 2 рубля в пользу последней.

 Председатель комитета продемонстрировал диаграмму с показателями пользования электронными проездными по годам России и Европы. Судя по всему, в России у Казани конкурентов пока нет: по данным комитета по транспорту, в столице Татарстана 76 процентов пассажиров от всего количества пользующихся общественным транспортом предпочитают оплачивать проезд транспортной картой. У других городов-миллионников эти цифры едва дотягивают до 40 процентов.

Однако в мире эти показатели выглядят по-другому. В Париже, к примеру, более 85 процентов населения пользуются транспортной картой. В Сеуле – 95 процентов!

 Выслушав данную информацию, мэр Ильсур Метшин заметил: «Нам бы дотянуть до Парижа, а там – посмотрим». И добавил, что от внедрения транспортной карты выиграли все: пассажиры экономят на расходах, не мучаются с мелочью в транспорте, компании же таким образом могут контролировать свои расходы и четко фиксировать количество поездок по городу.

– Это цивилизованный подход, - резюмировал Метшиа, - и уход от «серого нала». 

ЗАПЛАТИТЕ ЗА ПРОЕЗД С …МОБИЛЬНИКА 

Похоже, что в ближайшем времени казанцы вообще забудут о том, что такое оплата наличными в транспорте. Поскольку одним из главных условий экспансии системы в массы, является удобство при пополнении карты, планируется значительно расширить сеть пунктов пополнения, в том числе и терминалов. Пока же в Казани 327 таких пунктов. И хотя эти показатели намного выше, чем в других городах  в Казани на 10 тыс. пользователей приходится 11 терминалов, в  Самаре, к примеру, - 6, Екатеринбурге - 5), власти считают, что и этого недостаточно. К 2012 году планируется довести количество пунктов до 524 единиц, к 2014 году – до 600. Кстати, возможно, что горожанам придется по душе еще два ноу-хау городских властей. Первое уже практически готово к реализации:  уже в этом году планируется запустить терминалы сети «Казпей», расположенные непосредственно на остановках общественного транспорта.

Следующий проект представляется достаточно фантастичным: как сообщил Абдулхаков,  дальнейшее развитие безналичной системы специалисты связывают с возможностью оплаты проезда посредством мобильного телефона. Сейчас прорабатываются технические условия и ведутся переговоры с крупными операторами сотовой связи – ОАО «Вымпелком», ОАО «Мегафон», «ОАО «МТС», – сказал председатель комитета. Он также сообщил, что до конца года планируется ввести пополнение счета транспортной карты с помощью смс-сообщений. К 2013 году – перейти к внедрению технологии беспроводного пополнения транспортных карт и оплаты проезда, а еще через два года – обеспечить оплату проезда в онлайн-режиме с помощью мобильного телефона.

Последнее заявление весьма удивило журналистов, наблюдавших за выступлением Абдулхакова. Представителям СМИ докладчик рассказал, как это будет выглядеть в «реале»: «Сим-карта телефона будет работать в таком же режиме, что и транспортная карта. То есть, средства с телефона будут считываться тем же устройством, что считывает с электронного проездного. Вы просто поднесете телефон к валидатору, и – все». 

УПРАВЛЕНИЕ ПОТОКОМ ЗА 5 СЕКУНД 

Следующая тема совещания, без сомнения, заинтересует всех без исключения горожан. Речь шла об оптимизации транспортных потоков Казани на основных артериях города.

О развитии системы управления дорожным движением (АСУДД), доложил директор МБУ «Автоматизированная система управления дорожным движением Казани» Ринат Калимуллин. Необходимость внедрения подобной системы очевидна: за семь лет число транспорта в Казани выросло более чем в два раза – с 140 тыс. единиц до 283 тыс.! Это, конечно, с одной стороны, говорит о росте благосостояния казанцев, с другой – такое количество транспорта (и это без учета гостей столицы) значительно снизило пропускную способность дорог города. В чем мы все ежедневно являемся свидетелями. Однако выход их ситуации есть – во внедрении адаптивной системы управления транспортом.   Как сообщил Калимуллин, рабочая группа АСУДД, изучив мировой опыт внедрения адаптивной системы, пришла к выводу, что наиболее оптимальной для Казани является итальянская система управления городским транспортом OMNIA.

Основной концепцией данной системы является предоставление приоритета определенным видам общественного транспорта на перекрестках со светофорным регулированием и повышение мобильности частных автомобилей при возникновении задержек. Работа системы основана на сборе и анализе текущих данных, поступающих с детекторов транспорта, и данных с навигационного оборудования общественного транспорта.     

Калимуллин ознакомил с принципом работы данной системы: детектор транспорта подсчитывает количество подъезжающего к перекрестку транспорта и отправляет данные посредством оптоволоконной связи в ЦУП. Полученная информация анализируется программой, и выбирается необходимый режим работы светофорного объекта. Выбранный режим отправляется обратно на перекресток. Время на выполнение данных операций составляет не более 5 секунд.

Автобусы, приближаясь к перекрестку, подают сигнал, и оборудование светофора, приняв его, либо продлевает время горения зеленого сигнала, либо включает его заблаговременно. 

Полная стоимость проекта адаптивной АСУДД по Казани составляет 980 млн. рублей – причем эти средства выделяет федеральный бюджет в рамках подготовки к Универсиаде..  На сегодня фактически выделены 300 млн. рублей.

Как сообщил журналистам Калимуллин, на первом этапе (к 2013 году) планируется построить систему на 95 светофорных объекта и 16 развязках, что находятся на маршрутах Универсиады.

Ильсур Метшин поинтересовался, насколько увеличивается пропускная способность дорог при использовании данной системы?

– Минимум на 15-20 процентов, - ответил Калимуллин.

–  Это огромное количество времени! - выслушав ответ, воскликнул Метшин. – И эта система не велосипед, ею давно весь мир пользуется. Конечно, это удовольствие недешевое, но задача  поставлена и надо жестко ее внедрять! 

Елена Фадеева