Похоже, что знаменитые благотворительные трековые гонки на Кубок Салавата, прошедшие в минувший уик-энд в Челнах, в формате трековых гонок прошли в последний раз Похоже, что знаменитые благотворительные трековые гонки на Кубок Салавата, прошедшие в минувший уик-энд в Челнах, в формате трековых гонок состоялись в последний раз

КУБОК САЛАВАТА СО СЛЕЗАМИ НА ГЛАЗАХ

Похоже, что знаменитые благотворительные трековые гонки на Кубок Салавата, прошедшие в минувший уик-энд в Челнах, в формате трековых гонок состоялись в последний раз. «Трековые гонки как дисциплина автоспорта, к моему большому сожалению, умирают, идут к своему финишу. Сегодня в РФ есть российская серия кольцевых гонок (РСКГ), неплохо развивается ралли-кросс, хорошие гонщики, такие, например, как Тимур Тимерзянов или Айдар Нуриев, уезжают покорять европейские трассы. Не знаю, в чем причина такого положения дел именно в этой дисциплине, но, к сожалению, мне для того, чтобы наши соревнования состоялись, приходится лично каждому пилоту звонить и приглашать на гонку», — сетовал за несколько дней до начала соревнований их главный организатор Салават Фатхетдинов, общаясь с журналистами. 

Уже во время соревнований, которые Салават, напомним, провел в 23-й раз, он повторил сказанное. «Надо что-то новое придумывать. Зимний трек в стране, ты сам прекрасно видишь, умирает. Пока не знаю, как это все будет выглядеть и происходить, но название, конечно же, „Кубок Салавата“, останется. Возможно, начну проводить детские соревнования, соревнования по автокроссу, может быть, чтобы как-то поддержать этот вид и тех детей, которые данным видом занимаются. Возможно, буду проводить ипподромные зимние соревнования, но обязательно на автомобилях без шипов. В конце концов, могу перейти даже и на „Ледовые гонки“», — заявил народный артист корреспонденту «БИЗНЕС Online».

Трековые гонки, организованные знаменитым татарским певцом, в этом году являлись этапом Чемпионата и Кубка России, а также этапом Чемпионата Татарстана Трековые гонки, организованные знаменитым татарским певцом, в этом году являлись этапом чемпионата и Кубка России, а также чемпионата Татарстана

Напомним, трековые гонки, организованные знаменитым татарским певцом, в этом году являлись этапом чемпионата и Кубка России, а также чемпионата Татарстана. Но даже высочайший статус гонки количество участников ей не прибавил. К слову, для участия в Кубке России заявились всего 8 пилотов, а попробовать свои силы в чемпионате рискнули 11 гонщиков, из них 6 — Василий Кораблев, Айдар Нуриев, Тимур ТимерзяновРаис Минниханов (SK Timerkhan), Расуль Минниханов (AG Team) и Олег Жаворонков — из Татарстана.

Здесь хочется вспомнить начало нулевых — без всяких преувеличений золотые времена для трековых гонок не только в Татарстане, но и во многих других регионах страны, когда для участия на аналогичные соревнования или даже этап чемпионата РТ заявлялись по 40–45 пилотов. И попадание в «таблицу 16» для многих из них являлось несбыточной мечтой. Конкуренция в дисциплине была настолько высокой, что половине из приехавших на соревнования гонщиков удавалось лишь принять участие в квалификационных заездах и, не пройдя их сито, грузить машину на автовозы, возвращаться домой. Справедливости ради следует заметить, что в то время значительной популярности и интереса к гонкам со стороны как самих пилотов, так и зрителей добавляло участие в них первых лиц республики, а также действительно первоклассных пилотов, таких, например, как Фирдаус Кабиров, Сергей Петрухин, Роман Васильев, Абдулла Арифов и других. Сегодня такого, конечно, уже нет.


«И САНКЦИИ ЭТИ ЧУМОВЫЕ…»

Игорь Коновалов — председатель комитета трековых гонок российской автомобильной федерации и председатель коллегии спортивных комиссаров соревнований — в разговоре с «БИЗНЕС Online» признал, что и трековые гонки в частности, и автоспорт в целом в России находятся в кризисе.

«Во всех дисциплинах автоспорта, к сожалению, мы сегодня наблюдаем большой спад количества участников. Это тенденция общая. Так просели, что просто волосы дыбом встают! В конце 90-х годов мы уже проходили такой же период, когда на этап чемпионата в категории „Супершипы“ у нас заявлялись по 6–8 участников», — рассказал Коновалов. «Было такое же падение, как и сейчас. Сначала 16 участников собрать не могли, потом 12, потом вообще 6 машин только на гонку приезжали. Главная причина такого положения дел, я считаю, в стоимости участия в гонке. Нюансов очень много, мы знаем, что это произошло не вдруг, это вполне ожидаемый процесс. И экономическое состояние не лучшее в стране сейчас, и санкции эти чумовые. Все вместе накладывает определенный отпечаток… Все равно топовые команды используют импортные комплектующие, которые сегодня стоят просто космических денег. Сама машина, подготовленная по категории группы „N-1600“, стоит около 3 миллионов рублей, а также комплектующие, сюда же нужно приплюсовать расходы на переезды команды. В этом году у нас в чемпионате страны четыре этапа: в Усадах, в подмосковном Раменском, Кубок Салавата в Челнах и четвертый этап пройдет 8–9 марта в Ижевске. Всех механиков надо накормить, поселить, зарплату заплатить, представляете, во сколько это обходится владельцам команд?! Сегодня все считают деньги», — заявил председатель комитета трековых гонок, добавив, что уже на протяжении трех лет в РАФ ведутся разговоры о необходимости изменения технических требований, которые в итоге должны вылиться и в снижение стоимости спортивных машин.

По его словам, стоит задача уменьшить цену боевой машины как минимум в три раза. Не исключено, что новые требования будут введены уже к следующему сезону. Коновалов также рассказал, что РАФ в настоящее время ведет переговоры с потенциальными промоутерами дисциплины, чтобы благодаря трансляциям по ТВ придать развитию трековых ипподромных гонок в регионах новый толчок. Как отметил Коновалов, ТВ-трансляции очень сильно мотивируют участников соревнований. «Думаю, что в перспективе 2–3 лет ситуация должна выправиться», — оптимистично заявил он.   

О кризисе в трековых гонках порассуждал и исполнительный директор федерации автомотоспорта РТ Рафаэл Багаутдинов.

«Со следующего года, может быть, ледовые гонки пойдут получше, если трек совсем загнется», — рассказал он корреспонденту «БИЗНЕС Online». «Да и зима в нашей полосе стала непредсказуемая. Если раньше мы в Татарстане в декабре спокойно проводили трековые гонки, то сейчас и с января практически ушли, потому что этот месяц стал непредсказуемым. Все соревнования по линии РАФ только на февраль берем. Кроме этого, конечно же, и общая экономическая ситуация в стране серьезно сказывается. Автоспорт — очень затратный вид. Если раньше наши спортсмены готовы были покупать новые колеса и ехать в Омск за тысячи километров, чтобы принять участие в стартах, то сейчас все уже начали считать деньги. Все ведь стало намного дороже. И грузить машину в фуру, и везти всю команду куда-то далеко, желающих становится все меньше и меньше», — заявил он.

Выход из кризиса Багаутдинов видит в том, что в республике могут получить свое развитие ледовые гонки как менее затратные. «Ну представь сам, на первую гонку в чемпионате по треку нужно купить 6 колес. Ладно, потом требование снизили до 4 колес. Каждое стоит 15 тысяч рублей. Потом на каждую последующую гонку на переднюю ось еще по два колеса нужно покупать. Очень дорого! В „Ледовых гонках“ все, конечно, демократичнее», — отметил он.  

Большинство участников этапа Кубка страны, состоявшегося в субботу, ехали на «Ладах Калинах» Большинство участников этапа Кубка страны, состоявшегося в субботу, ехали на LADA Kalina

«СИЛА В ПРАВДЕ»

Большинство участников этапа Кубка страны, состоявшегося в субботу, ехали на LADA Kalina. Победителем стал представитель команды TAIF Motorsport Дмитрий Брагин, второе место занял Вячеслав Староверов из Сызрани, а «бронза» досталась казанцу Расулю Минниханову — из AG Team. Кстати, чтобы оформить третье место, ему пришлось принять участие в поединке с набравшим такое же количество очков, как и у него самого, Андреем Тюриным из Свердловской области. Минниханов в перезаезде вчистую проиграл старт, и два круга ему пришлось ехать в снежной пыли за машиной Тюрина, готовя атаку. И казанцу это удалось. На входе в предпоследний вираж у Минниханова получилось изящно перекрестить траекторию и обойти зашедшего слишком широко в вираж соперника, не отдавая уже своего преимущества до самого финиша.   

Официальное открытие соревнований состоялось в воскресенье. Участников приехали поприветствовать мэр автограда Наиль Магдеев, первый заместитель министра спорта РТ Халил Шайхутдинов, руководитель исполкома Ринат Абдуллин и другие.

«Сегодня в 23-й раз благодаря усилиям Салавата Фатхутдинова на челнинской земле в год 50-летия КАМАЗа проходят эти прекрасные красивые соревнования. Хочу поблагодарить Салавата и всю его команду за организацию соревнований. Погода благоволит проведению этих гонок, пусть на нашей трассе победит дружба, победит сильнейший!» — заявил мэр, обращаясь к многочисленным жителям окрестных комплексов, пришедшим посмотреть на гонки.

Шайхутдинов в приветственном слове напомнил про почин команды «КАМАЗ-Мастер», выигравшей месяц назад в Южной Америке уже 16-й по счету «Дакар», и о том, что параллельно с Кубком Салавата в городе проходит и ставший уже тоже знаменитым Камский лыжный марафон «Тимерман», для участия в котором заявились около 800 спортсменов, что, по его словам, говорит о том, что Челны — это город чемпионов. Шайхутдинов также поблагодарил болельщиков за то, что те нашли время и пришли на гонку.

Наилю Магдееву Салават за поддержку автоспорта подарил красивые настольные часы из малахита, выполненные в виде макета здания мечети Наилю Магдееву Салават за поддержку автоспорта подарил красивые настольные часы из малахита, выполненные в виде макета здания мечети

Когда слово для приветствия предоставили Салавату, тот заявил, что не собирается нарушать традицию и много говорить, поэтому сразу начал с вручения заранее заготовленных им подарков, как он выразился, «своим друзьям и партнерам». Так, памятных статуэток от народного артиста как выдающиеся гонщики были удостоены казанец Петрухин, блиставший в свое время на трековых и кроссовых трассах страны и становившийся, к слову, четырежды обладателем Кубка Салавата — не превзойденный до сих пор для других гонщиков результат, Владимир Гольцов из Ижевска — трехкратный чемпион СССР по ралли и 7-кратный чемпион СССР по трековым гонкам, челнинец Фарит Бадретдинов — 11-кратный чемпион СССР по автокроссу и трековым гонкам. Специального кубка от организатора соревнований за победу на «Дакаре» удостоилась и команда «КАМАЗ-Мастер». Салават вручил кубок победителю южноамериканского ралли-марафона Эдуарду Николаеву, приехавшему на гонку на своем «КАМАЗе», на фоне которого челнинцы целый день имели возможность сфотографироваться. Удостоилась памятного подарка знаменитая гоночная династия Жаворонковых из Нижнекамска и другие. Магдееву Салават за поддержку автоспорта подарил красивые настольные часы из малахита, выполненные в виде макета здания мечети. Можно предположить, что подарок был с намеком на долгострой соборной мечети «Джамиг», которую возводят с начала 90-х у мэрии города…

Салават вручил директору Набережночелнинского Дома ребенка Эльзе Курбановой сертификат на 100 тысяч рублей, которые должны быть потрачены на помощь обездоленным детям

Со словами «сила в правде» и пожеланиями «чтобы судейство было справедливым» Салават вручил подарки Коновалову и знаменитому пилоту Александру Сотникову из Курска, исполнявшему на соревнованиях функции главного судьи. А после этого вручил директору Набережночелнинского дома ребенка Эльзе Курбановой сертификат на 100 тыс. рублей, которые должны быть потрачены на помощь обездоленным детям.

Впервые участие в татарстанских гонках приняла «конюшня» из Чечни Akhmat Racing. Правда, чеченскими оказались лишь сами машины. Двумя хетчбэками KIA Rio, отличавшимися на фоне остальных болидов фирменной зеленоватой раскраской, управляли мастер спорта международного класса из Нижнекамска Жаворонков и мастер спорта из Тольятти Роман Агошков.

Лучшее время в квалификации, причем в обоих ее заездах, показал казанец Василий Кораблев — представитель набирающей силу команды «Парус» Лучшее время в квалификации, причем в обоих ее заездах, показал казанец Василий Кораблев — представитель набирающей силу команды «Парус»

Лучшее время в квалификации, причем в обоих ее заездах, показал казанец Кораблев — представитель набирающей силу команды «Парус», что говорило о весьма серьезной его заявке на победу в соревнованиях. Буквально несколько тысячных проиграли ему в квалификации Агошков, прошлогодний победитель Кубка Салавата Нуриев, Тимерзянов и тольяттинец Павел Кальманович (представляли AG Team). Все они, кстати, встретились на старте первого заезда, в котором первым к финишу удалось приехать Кальмановичу, вырвавшемуся в лидеры со старта заезда. Однако уже второй заезд гонки перемешал все карты. Не очень удачно ушедший со старта Кораблев в стартовом вираже цепляет бурт, его автомобиль высоко подскакивает — и в это время под его машину правой стороной залетает KIA Агошкова. Судьи поднимают желтые флаги, оба авто останавливаются, но продолжить движение самостоятельно смог только Кораблев. Сильно поврежденной машине тольяттинца потребовалась помощь эвакуатора.

В дальнейшем гонка прошла без особых эксцессов, разве что москвич Сергей Загуменнов никак не мог совладать с «особым» стартовым виражом ипподрома, раз за разом залетая на бурты и пропуская вперед своих соперников. Интересно также, что и за первое, и за третье место в гонке тоже потребовалось проводить перезаезды. К 11-му заезду у двух претендентов на третье место — Жаворонкова и Кораблева — набралось по 15 баллов, и, чтобы определить, кому из них достанется «бронза» этапа, требовался перезаезд. Наблюдавший с особым интересом за гонкой Салават в ответ на просьбу спрогнозировать результаты перезаезда заявил: «Они оба безбашенные, едут на все деньги, и я не удивлюсь, если оба умудрятся и не доехать до финиша…» Но чуть позже все же добавил: «Нет, наверное, все-таки Вася возьмет». Так и вышло: Кораблеву удалось вырваться вперед на старте, но на входе в вираж Жаворонков смог уйти «внутрь» и опередить своего визами. Однако на длиной прямой Кораблев сумел настигнуть и обойти нижнекамского пилота и удержать за собой это преимущество до самого клетчатого флага.

То же самое произошло и в лидирующей паре этапа Кальманович — Расуль Минниханов. У обоих в активе к 11-му заезду оказалось по 17 очков, и, чтобы выявить победителя, каждому нужно было побеждать еще раз. Кальманович стартовал весьма удачно и не предоставил Расулю ни единого шанса для атаки, выиграв 3-й этап чемпионата России в классе «N-1600».