«Страх ошибиться и получить наказание со стороны взрослых — распространённая проблема в детском хоккее» «Страх ошибиться и получить наказание со стороны взрослых — распространенная проблема в детском хоккее»

КАК НУЖНО ОТНОСИТЬСЯ К ОШИБКАМ

Страх ошибиться и получить наказание со стороны взрослых — распространенная проблема в детском хоккее. Некоторые тренеры говорят: «Не бойся!», «Не переживай, это ерунда». Но такие установки для спортсменов как об стенку горох. Хоккеистам необходимо от 2 до 48 часов на самостоятельное переживание проигранных соревнований. Им надо дать возможность прочувствовать горе поражения, свое состояние безнадежности. Хочется плакать — плачь. Важно дать позитивную установку на совершение ошибки. Тренер, который порой становится для ребенка не просто наставником, но и другом, умеющим заинтересовать спортсмена, должен понимать, что каждому игроку свойственно ошибаться. В конце концов, не ошибается только тот, кто ничего не делает.

Если правильно относиться к страхам начинающих спортсменов, понимать причины их возникновения, то они чаще всего исчезают бесследно. В 2010-м я была на стажировке в Австрии в Университете им. Зигмунда Фрейда (или, как его, любя, там называют, Фройда), где познакомилась с арт-терапией — одним из центральных психотерапевтических направлений работы с детьми. Данное направление также помогает в коррекции и снятии страха, тревожности и агрессивности юных спортсменов. Сначала у меня были сомнения, сработает ли арт-терапия с хоккеистами, но я так сильно заразилась идеей, что решила попробовать.

Мы взяли тетрадный лист и разделили его пополам. На одной стороне нужно было описать свои плюсы, на другой — минусы: что я сделал правильно, а что — нет? Оказалось, что детям очень нравилось анализировать свое поведение. Они погружались в работу. С помощью арт-терапии дети учатся мириться со своими эмоциями. Я совершил ошибку. Я принял ее. Не просто так, а чтобы измениться и исправить ее.

КАК РАБОТАТЬ С ДЕТЬМИ ИЗ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ

В последнее время наметилась тенденция — детей в хоккей приводят мамы. По статистике, на 1000 браков приходится 817 разводов. К сожалению, институт семьи разрушается, детям недостает мужского «я», поэтому мамы хотят восполнить недостаток отцовского воспитания в спортивной секции. Они думают, что в хоккей играют настоящие мужчины и тренер сможет дать то, чего не хватает в семье.

Два года назад на семинаре в российской федерации баскетбола ко мне подошел именитый тренер (не буду называть его фамилию) и задал вопрос: «Скажите, как быть с детьми, у которых преобладает женское начало?» В тот момент я только приступила к работе над пособием и благодаря этому вопросу включила туда раздел по работе с родителями — он называется «Как работать с детьми из неполных семей».

И как? Это очень сложный вопрос, но, если быть максимально краткой, можно выделить два фактора.

Во-первых, тренеру нужно быть авторитетом для ребенка. Он должен придерживаться не авторитарного, не демократического, а именно авторитетного стиля руководства, ведь в таком возрасте дети воспринимают любое слово, сказанное наставником, поэтому он не должен выделять в команде любимчиков и отверженных. Дети должно быть одинаковыми, какое бы у них ни было положение в семье.

Во-вторых, маме нужно все-таки оставаться женщиной, даже если семья пережила развод. Не надо показывать, что ты выполняешь роль и отца, и мамы. Мы не можем идти против природы. Временами маме нужно показывать свою слабость сыну, чтобы ребенок мог, например, подать пальто, взять тяжелую сумку, пропустить тебя первой, чтобы джентльменские качества будущего мужчины сохранились в семье.

«Тренер должен создать такие условия в группе, чтобы все общались на равных» «Тренер должен создать такие условия в группе, чтобы все общались на равных»

ПОЧЕМУ В СЕКЦИИ ВАЖНО ОБЩАТЬСЯ НА РАВНЫХ

Иногда тренеры делятся проблемой, что дети не понимают слова «нет» и «нельзя». В хоккее данное обстоятельство усложняется тем, что это спорт богатых родителей. Дети воспитываются в духе вседозволенности и, попадая в ДЮСШ, получают звездную болезнь. Аналогичная проблема была у моих студенток, которые проходили практику в центре гимнастики. Мы обсуждали ее решение на семинаре. Представим такую ситуацию. Тебе всю дорогу говорят: «Кызым, ты самая красивая!» Получив такой эталон воспитания, ты сталкиваешься с серьезным внутриличностным конфликтом в секции по художественной гимнастике: «Я же самая красивая! Я же самая успешная! А откуда здесь другие самые красивые и самые успешные?»

Это модель превосходства, модель тщеславия. Я плюс, а все остальные — минус. Гораздо лучше, когда действует система «Я плюс, ты плюс». Тренер должен создать такие условия в группе, чтобы все общались на равных. Когда тренер хвалит отдельных учеников в группах, где занимаются ребята дошкольного возраста, остальные поднимают руку и спрашивают: «А я молодец?» Поэтому наставнику важно хвалить всех. Более того, нужно проговаривать имена детей и объяснять, за что именно ты хвалишь.

С наказаниями та же ситуация. У гиперактивных детей бывает проблема. Они понимают, что их наказали, но не понимают, за что именно. Поэтому им нужно проговаривать, что конкретно в их поведении не понравилось вам. Ребенок должен осознать свою вину, чтобы не допустить такую же ошибку в дальнейшем. Но нельзя переходить границы, только критиковать и показывать ребенку, что он ничего не представляет без достижений.

Следует избегать и обратного. Иногда ребенка позиционируют самым талантливым, самым умным, самым сильным. Родители замечают и признают свое чадо только тогда, когда он подходит их идеальной модели, тем самым дают понять, что, лишь будучи «самым-самым», он сможет заслужить их любовь. Это тоже приводит к нарушениям в психологическом развитии.

КАК ОБСТАНОВКА В СЕМЬЕ ВЛИЯЕТ НА ТРЕНИРОВКИ

Участились факты детской жестокости и агрессивности не только в школе, но и в спорте. Агрессивные тенденции формируются у юного спортсмена задолго до того, как он приходит в спорт, но при неблагоприятных условиях они могут усилиться. В основном это зависит от детско-родительских отношений. В семьях, где возникают конфликты, а то и разводы, где родители менее удовлетворены работой, своим материальным положением, кредитами, жилищными условиями, тревожность детей только возрастает. 

Для изучения агрессивности мы использовали методику получения обратной связи «Ежик». Кроме диагностического характера методика носит и психотерапевтический, т. к. ребенок непроизвольно примеряет ситуацию на себя. Говорим детям: «По дороге мне попался ежик. Он попросил вам передать письмо. Там пять вопросов. Сможете ответить?»

Почему ежик? Это милое животное, но, если взять его на руки и погладить, можно уколоться. Я раздаю всем листы А4, делю их на пять частей. Дети не умеют в этом возрасте писать, поэтому я прошу их рисовать. Один из вопросов: «Когда ты приходишь в спортивную секцию, тебя раздражают остальные дети?» Если нет, то надо нарисовать солнышко; если да — тучку. Некоторые даже прорисовывали у тучки капли дождя или молнии.

Подведя итоги, я обратилась к тренерскому штабу. В 98% случаев результаты теста подтверждались: дети действительно вели себя в секциях агрессивно — дрались и оскорбляли других.

«На раннем этапе спортивной карьеры важно научить ребёнка трудиться, действовать в интересах своей команды, до конца отдавать свои силы победе, выкладываться и не жалеть себя» «На раннем этапе спортивной карьеры важно научить ребенка трудиться, действовать в интересах команды, до конца отдавать силы победе, выкладываться и не жалеть себя»

ВАЖНО РАЗВИТЬ ВНУТРЕННЮЮ МОТИВАЦИЮ

Известный отечественный психолог Александр Асмолов говорил, что современные дети много знают и умеют, но ничего не хотят. Как это проявляется в хоккее? Поначалу ребят интересуют внешние атрибуты спорта: экипировка, грамоты, призы и пр. Без всего этого они не смогут найти мотивацию заниматься.

В моей практике был такой пример. Ребенок из самодостаточной семьи захотел заниматься хоккеем. Папа на радостях обмундировал его и повел в секцию. Проходит одна тренировка, вторая, третья. На этом всё. Малыш говорит: «Пап, я больше не буду играть». На раннем этапе спортивной карьеры важно научить ребенка трудиться, действовать в интересах команды, до конца отдавать силы победе, выкладываться и не жалеть себя. Дети должны найти ответы на вопросы «Хочу ли я?», «А надо ли это мне?», «Что для меня вообще хоккей?». И в этом им должен помочь тренер.

Чтобы объяснить ребятам, что все зависит только от них и их желания, я использую притчу «Мудрец и бабочка». Один человек решил придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить. Он хотел взять бабочку в руки и спросить, живая она или нет. Если бы тот сказал «мертвая» — он бы просто разжал ладони и выпустил живую бабочку. Если бы сказал «живая» — он сильнее сжал бы и убил бабочку. Но мудрец предугадал обе ситуации и сказал: «Все в твоих руках». Услышав эту историю, дети понимают, что мы сами в ответе за свои поступки.