Рустам Курчаков Рустам Курчаков Фото: «БИЗНЕС Online»

КОГДА-ТО ТАТАРЫ УТРАТИЛИ ЭТО ПРИСУЩЕЕ ДРЕВНИМ ТЮРКАМ КАЧЕСТВО…

Изначальный смысл слова «БУСУРМАНЕ» — одно из обозначений людей с преобладанием образного, а не словесно-рассудочного мировосприятия.

«БУ» — указание на носителя данного качества.

«СУР/СЮР» — многозначное алтайское слово — это и образ, и изображение, лицо, душа человека, которая при жизни может покидать тело и снова возвращаться (ментальный двойник), а также призрак. Из этого же смыслового корня татарское слово «СЕР» (тайна, секрет), причем перемена смысла в историческом потоке живой речи указывает на то, что когда-то татары утратили это присущее древним тюркам качество — воспринимать образы незримого мира.

«МИН» обозначает Я и МЫ, то есть общность людей, обладающих данным качеством.

Таким образом, БУСУРМАНИН — это тот, кто воспринимает окружающий мир — Природу и людей — не через знаки и понятия, а непосредственно через явления-образы, причем не только видимые, но и незримые (то, что «образумившиеся» рационалисты называют духами, призраками и т. п.).

Сказанное не противоречит привычной трактовке, согласно которой бусурманами на Руси называли мусульман. Дело в том, что указанный выше смысл исторически более ранний — он раскрывает изначальное тенгрианское единобожие тюрков, поэтому так легко тюрко-татары приняли единобожие ислама после утраты единого образа Тенгри, расколовшегося на языческо-шаманские и обособленные религиозные культы.

Человек, которому знакомо, хотя бы краткими просветами, прирожденное свыше состояние живой Веры (сэлэт), не просто верит, а точно знает, что Тенгрэ, Бог (Бу-х), Ходай, Алла-х и другие имена — суть имена Одного и Того же Единого Создателя. Иного Сущего просто нет и быть не может.

У самого сердца АлтаяФото автора

ЛЕГКО ЛИ СТАТЬ СОВРЕМЕННЫМ «БуСурМаном»?

В связи с этим нельзя не сказать о так называемых тенгрианцах нашего времени. Это поветрие родилось вначале в качестве естественной реакции здравомыслящего человека на формально-обрядную религиозность и клерикальное лицемерие, которое встречается в доминирующих ныне конфессиях.

Однако в основе такой, внешне как бы «надрелигиозной», позиции на деле чаще всего лежит чрезмерная личная гордыня, которая выражается в претензии на обладание естественным, «природным», образным мировоззрением, то есть желание объявить себя современным «БуСурМаном» — в чем-то оно сродни пародийному «желанию быть испанцем», по Козьме Пруткову.

На деле же, как показывает практика, «тенгрианство» по мере привлечения новых адептов постепенно превращается в такой же культ, против которого выступало вначале — вспомним обращения к властям с предложением выстроить «храм Тенгрэ», продвижение тенгрианских символов и попытки наладить обрядность, заимствуя шаманские атрибуты.

Однако самое пагубное для подлинного образа Тенгрэ и понимания его роли в священной истории тюрков — это непримиримость некоторых «тенгрианцев» к исламу и мусульманам. Бессмысленная и бесплодная дискуссия «тенгрианцев» с исповедающими ислам затронула практически весь тюркский мир — характерный симптом того, насколько далеко уклонились современники от прямого пути Знающей Веры, указанного в завершающем кораническом откровении.

Очередной поворот Очередной поворот Фото автора

Для того чтобы возродить в себе прирожденную свыше способность прямого образного восприятия воли Создателя, современнику придется восстановить в своей памяти, самосознании и образе жизни всю цепочку познания и испытания единобожия своего народа. Впрочем, о том, что нужно для сборки жизнеспособной Веры в Билик наших дней, уже было сказано в прошлой заметке.

Главный критерий, как всегда, практика: является ли твоя вера, то есть основа твоего жизневосприятия, практически пригодной и выступает ли она мудрым учителем по жизни? Не раз приходилось быть свидетелем того, как «городские тенгрианцы», увлеченные спорами о своих догматах, не обращают внимания ни на рассвет, ни на взошедшую полную сияющую луну, как бы приглашающую человека пообщаться с Небом, Кук-Тенгрэ.

Они не различают белого и красного полнолуния — «ак энир» и «кызыл энир» (до сих пор сохранилось на Алтае, правда, смысл и там теперь уже мало кто понимает). А вот Виктор Цой, помнится, различал — если не головой, то сердцем, когда пел свою Печаль:

«…А над городом — ночь.

А над ночью — луна.

И сегодня луна каплей крови красна.

Дом стоит, свет горит,

Из окна видна даль.

Так откуда взялась печаль?»

Да, в принципе, можно и нужно стать, тем более что другого-то выхода, если осознал ситуацию до глубины, просто нет, стать и быть, уже в новом качестве... Акыллы-Иманлы (умным и уверовавшим) Бу-Сур-Ман.

МНОГОЛИКИЙ ОБРАЗ: …СЕР… СУРЭТ… СУРЭ…

Некоторые вещи и качества можно долго и бесполезно объяснять словами. Лучше воспользуемся примером образного восприятия (ограничимся первым четверостишием из цикла стихов).

Вот человек нашего времени задумался о тайне единства Знания-Веры:

«В чем же секрет Билика? …Сер… Сурэт… Сурэ… 

Стоишь со смущенным ликом 

пред внутренним светом ТАНгРА…»

Вот алтайский перевод этого образа (тилмеш-толмач Айару Тохтонова):

«…Сÿр… Сÿрет… Сура… 

Биликтиҥ учуры не де? Кайда? 

Кöгÿстеҥ чыккан ТаҥРа jаркыннаҥ 

Кемзинип, алаҥзып туруп каладыҥ…»

Как видим, здесь появляется прямое указание на центр-орган глубокого образного восприятия: кюгюс, средогрудие (в эзотерике это так называемая сердечная чакра — Анахата). В татарском языке это знание сохранилось в многозначном слове «кюн,эль» — душа, сердце, память, любовь, интуиция и т. д.

Свет-на-свет (ан-Нур)Фото автора

А вот татарский перевод того же образа (перевод-тэржемэ Наргуль), в котором сила внутреннего переживания заставляет человека «обратить глаза зрачками внутрь», а образ превращается в тайну, поэтому возникает вопрос: Я ли это?..

Мин ме соң ул 

Белик баскычының сере? 

Җан, Аң, Кан... (әллә Чаң?)

Эчке яктысыннан оялгандай 

Йөзен яшереп саҗдэгә китә Иман.

Если бы каждый спросил себя «Я ли это? Кто я есть на самом деле?» — толку было бы больше, чем от дискуссий об «идентичности», поиска «стратегий» и других попыток найти источник света, запершись в темной комнате.

Продолжение следует.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции