2019-й в России объявлен Годом театра. Пожалуй, это одна из тех сфер культуры, в которой республика чувствует себя достаточно уверенно 2019-й в России объявлен Годом театра. Пожалуй, это одна из тех сфер культуры, в которой республика чувствует себя достаточно уверенно Фото: kremlin.ru

С ЧЕМ ПРИШЛИ К ГОДУ ТЕАТРА

Говорят, что в министерстве культуры РТ зреет идея создания стратегии развития культуры в Татарстане на перспективу по аналогии с известной «Стратегией-2030». Если это так, то театральное искусство в ней должно занять важное и достойное место. И не только потому, что 2019-й в Российской Федерации объявлен Годом театра. Пожалуй, это одна из тех сфер культуры, в которой республика чувствует себя достаточно уверенно. Немаловажно, что и татарский театр — явление известное как минимум в профессиональном сообществе далеко за пределами татарского мира. И это в отличие от национального кино, находящегося в зачаточном состоянии, национального изобразительного искусства, зачастую остающегося вещью в себе, или, например, национальной эстрады, часто вызывающей исключительно чувство стыда.

Первый публичный театр открылся в Казани в 1791 году, регулярные оперные представления начались в 1874-м (то есть 145 лет назад). Впервые спектакль на татарском языке был представлен зрителям в 1906-м. А история балета в городе начинается с 1912 года, когда свою школу танцев здесь открыла Надежда Петипа, выпускница балетного отделения Петербургского театрального училища и дочь знаменитого балетмейстера Мариуса Петипа. В 1926 году состоялась премьера музыкальной драмы Карима Тинчурина «Голубая шаль», ставшей символом татарского театра. Одним словом, история этого вида искусства в наших краях глубока и разнообразна.

В Татарстане любят поспорить о театре, причем делать это с жаром и желательно разделившись, например, на консерваторов и революционеров от искусства, или же сделав то же самое по национальному признаку. Но, слава богу, есть о чем спорить и вокруг чего спорить. По тому ли пути идет Камаловский театр? Не пора ли переформатировать Шаляпинский и Нуриевский фестивали? Как и где нам организовать татарский музыкальный театр? Найдется немало профессионалов и любителей, готовых до хрипоты отстаивать свою точку зрения по этим вопросам. Причем не Казанью единой: театры Набережных Челнов, Буинска, Мензелинска все увереннее шагают в пространство, не ограничивая себя рамками республики. А спектакль «Магазин» Альметьевской татарской драмы в прошлом году и вовсе считался одним из фаворитов в престижнейшей номинации «Золотой маски» «Лучший спектакль малой формы». И пусть татарстанцы здесь лауреатами не стали, но вошли в другую театральную лигу. Зато «Маску» выиграл Нурбек Батулла.

Конечно, рейтинг «БИЗНЕС Online», в создании которого приняли участие два десятка экспертов (в том числе и тех, кто сам попал в итоговые топ-50), — это, конечно же, не истина в последней инстанции, но скорее попытка состояния театральной среды и замера настроений в ней.

1. ФАРИД БИКЧАНТАЕВ

Фарид Бикчантаев вот уже полтора десятка лет — лицо татарстанского театра Фарид Бикчантаев вот уже полтора десятка лет — лицо татарстанского театра Фото: «БИЗНЕС Online»

Вряд ли кого-то удивит лидерство в нашем рейтинге 56-летнего главного режиссера театра им. Камала. Фарид Бикчантаев вот уже полтора десятка лет — это лицо татарстанского театра. Один столичный критик, как-то отвечая на вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online» о том, замечают ли там театральную жизнь Казани, так и ответил: «Фарида в Москве уважают». Бикчантаев — это и собственное творчество, и руководство союзом театральных деятелей РТ, и педагогика, и активное участие в фестивальном движении. А в прошлом году главреж Камаловского еще и стал лауреатом престижной премии им. Станиславского.

2. ИРАДА АЮПОВА

Нынешний министр не из тех чиновников, которые привыкли ровно сидеть на месте Нынешний министр не из тех чиновников, которые привыкли ровно сидеть на месте Фото: «БИЗНЕС Online»

Высокие позиции министра культуры Татарстана в нашем списке выглядят некоторым авансом, но «БИЗНЕС Online» считает возможным их выдать Ираде Аюповой. Не секрет, что нынешний глава культурного ведомства республики — поклонница театрального искусства. Она лично общалась со Львом Додиным по поводу гастролей его МДТ в Казани, да и рождение долгожданного Качаловского фестиваля именно после прихода в минкульт Аюповой вряд ли можно считать случайным совпадением. Нынешний министр не из тех чиновников, которые привыкли ровно сидеть на месте, вот и сейчас ее уже в кулуарах называют «министром-революционером». Трудно пока сказать, чем обернутся эти возможные революции, но как минимум несколько руководителей театральных учреждений Татарстана, по нашей информации, пережили очень неприятные часы и минуты при общении с Аюповой о продлении их годовых контрактов.

3. АЛЕКСАНДР СЛАВУТСКИЙ

Бог и царь театра им. Качалова — едва ли не самая противоречивая фигура нашего рейтинга Бог и царь театра им. Качалова — едва ли не самая противоречивая фигура нашего рейтинга

Бог и царь театра им. Качалова — едва ли не самая противоречивая фигура нашего рейтинга. Все прекрасно знают, что в театре Александра Славутского в главных ролях, во всех смыслах этого слова, — жена, сын и сноха, а его спектакли интересуют лишь верных поклонников режиссера. Впрочем, они, эти поклонники, есть, и их не так уж мало. Однако с размахом проведенная реконструкция театра, на которую директор/худрук в свое время выбил у властей РТ аж 1 млрд рублей, а также эффектно проведенный в 2018-м Качаловский театральный фестиваль добавили ему серьезных вистов в глазах общественности. 71-летний Славутский, бесспорно, великолепный директор, и самые высокие зарплаты в республике у его артистов — лишнее тому доказательство. Добавляет веса нашему герою и статус депутата Госсовета РТ.

4. РАУФАЛЬ МУХАМЕТЗЯНОВ

В трудные 90-е менеджерский талант Мухаметзянова во многом позволил сохранить казанскую оперу на плаву В трудные 90-е менеджерский талант Мухаметзянова во многом позволил сохранить казанскую оперу на плаву Фото: «БИЗНЕС Online»

В это сложно поверить, но Рауфаль Мухаметзянов стал директором Татарского академического государственного театра оперы и балета им. Джалиля в 1981 году, когда Советским Союзом еще правил престарелый Леонид Брежнев. С тех пор развалился СССР, изобрели интернет и научились клонировать животных, а Мухаметзянов, которому в этом году исполняется 70 лет, по-прежнему на своем посту. В трудные 90-е менеджерский талант директора во многом позволил сохранить казанскую оперу на плаву, хотя и многие наработки тех лет — отсутствие собственной оперной труппы и многомесячные ежегодные гастроли по Голландии — кажутся сейчас анахронизмом, мешающим театру им. Джалиля двигаться вперед. Впрочем, на авторитете Мухаметзянова среди первых лиц это никак не сказывается, кажется, что любые его желания выполняются по первому требованию. Вот только нынешняя жизнь самого богатого театра все меньше имеет отношение к современному театральному процессу, отсюда и лишь 4-е место самого влиятельного человека из мира культуры Татарстана, занимающего свой нынешний пост уже 38 лет.

5. НИЯЗ ИГЛАМОВ

Едва ли не каждый театр республики непременно зовет Игламова на премьеру, чтобы тот оценил качество постановки Едва ли не каждый театр республики непременно зовет Игламова на премьеру, чтобы тот оценил качество постановки Фото: «БИЗНЕС Online»

Никого не должно смущать, что Нияз Игламов занимает скромную должность заведующего литературной частью Камаловского. Едва ли не каждый театр республики непременно зовет Игламова на премьеру, чтобы тот оценил качество постановки. 41-летний театральный критик, по сути, постпред Татарстана в экспертном театральном сообществе России, столько спектаклей по всей стране не смотрит, пожалуй, никто в РТ. Кроме, того завлит Камаловского традиционно — это главный двигатель жюри республиканской премии «Тантана», его мнение здесь очень весомо. И пусть есть люди, оспаривающие неофициальный титул Игламова как «театрального критика всея Татарстана», факты говорят об обратном.

6. ИННА ЯРКОВА

За несколько лет работы в качестве директора фонда  «Живой город» и творческой лаборатории «Угол» Инна Яркова стала широко известна во всем российском театральном миреФото: «БИЗНЕС Online»

За несколько лет работы в качестве директора фонда поддержки современного искусства «Живой город» и творческой лаборатории «Угол» Инна Яркова стала широко известна во всем российском театральном мире. И это при том, что рядовому местному зрителю, интересующемуся исключительно татарскими комедиями и классическими балетными постановками, это имя не скажет ничего. Но во многом именно благодаря продюсерским успехам Ярковой столичная критика постоянно относит Казань к числу главных российских центров экспериментального театра. В «Углу» ставят спектакли культовые для молодой и продвинутой публики режиссеры Дмитрий Волкострелов и Всеволод Лисовский, а ежегодные лаборатории «Живого города» — «Город АРТ-подготовка» и «Свияжск АРТель» — превратились в события всероссийского масштаба. Наконец, успешный дебют иммерсивного шоу «Анна Каренина», генпродюсером которого стала Яркова, только закрепили ее позиции и авторитет. В любом случае команда «Живого города» за несколько лет во многом изменила театральный ландшафт Казани и окрестностей.

7. ИЛЬГИЗ ЗАЙНИЕВ

Ильгиз Зайниев — главный «стахановец» в театральном мире РТ Ильгиз Зайниев — главный «стахановец» в театральном мире РТ Фото: «БИЗНЕС Online»

Первая пьеса ныне самого востребованного татарского драматурга Ильгиза Зайниева была поставлена, когда ему не исполнилось и 20. Сегодня автору 31 год, и его произведения ставят едва ли не в каждом татарском театре страны. При этом сам Зайниев активно разрабатывает и режиссерскую нишу, параллельно работая в родном Камаловском и русском ТЮЗе. А еще наш герой отметился и номинацией на «Золотую маску», причем как режиссер… кукольного театра («Сак-Сок» в Набережночелнинском театре кукол). В общем, Зайниев — главный «стахановец» в театральном мире РТ — хоть и признает, что много работать его заставляют, в том числе и банальные финансовые обстоятельства, но дает постоянный результат. К примеру, спектакль «Мэхэббэт FM», поставленный им по собственной пьесе, долгие годы был главным кассовым хитом театра им. Камала. В этом сезоне Зайниев представил публике «новый «Мэхэббэт FM» — комедию «Бию Пэрие» («Очарованный танцем»), которая, судя по первым результатам, будет «кормить» главный татарский театр еще много лет.

8. АЛЬБИНА ШАГИМУРАТОВА

Единственная в нашем списке настоящая мировая знаменитость Альбина Шагимуратова Единственная в нашем списке настоящая мировая знаменитость Альбина Шагимуратова Фото: «БИЗНЕС Online»

Единственная в нашем списке настоящая мировая знаменитость Альбина Шагимуратова вот уже много лет делает блестящую карьеру. Кажется, уже не осталось знаменитых в мире оперных домов, со сцен которых не звучали ее коронная Царица ночи из «Волшебной» флейты», Лючия из «Лючии де Ламмермур» и другие знаменитые партии. Долгие годы она оставалась солисткой театра им. Джалиля, безусловно, придавая тем самым казанской опере авторитет и лоск, несмотря на собственные редкие наезды в Казань. Недавно Шагимуратова объявила, что теперь является солисткой Мариинского театра, лишний раз обнажив проблемы оперного искусства в столице Татарстана. А еще знаменитая певица больше года назад говорила о создании при поддержке Рустама Минниханова своей оперной школы. Пока проект не релизован, но если у Шагимуратовой и правда есть менеджерские амбиции, то почему бы ей не возглавить со временем театр им. Джалиля?

9. НУРБЕК БАТУЛЛА

Нурбек Батулла стремительно ворвался в театральную элиту Татарстана Нурбек Батулла стремительно ворвался в театральную элиту Татарстана Фото: «БИЗНЕС Online»

30-летний хореограф и танцовщик Нурбек Батулла в 2018 году стремительно ворвался в театральную элиту Татарстана, завоевав сенсационную «Золотую маску» за спектакль «Алиф» и став буквально кумиром национального культурного сообщества. Теперь он главный хореограф татарского ТЮЗа им. Кариева, отвечает за пластику в спектаклях театров Альметьевска и Мензелинска и принимает самое активное участие в мероприятиях креативной татарской молодежи. Но свое нынешнее высокое место в нашем рейтинге ему еще предстоит доказывать.

10. МИХАИЛ КАЗАКОВ

Михаил Казаков — еще одна краса и гордость театра им. Джалиля Михаил Казаков — еще одна краса и гордость театра им. Джалиля Фото: ©Владимир Вяткин, РИА «Новости»

42-летний бас Михаил Казаков — еще одна краса и гордость театра им. Джалиля. Еще с 2001 года выпускник Казанской консерватории и ученик знаменитого педагога Галины Ластовки является солистом Большого театра, но о городе, который дал ему путевку в большую оперу, никогда не забывает. Вот и нынешний Шаляпинский фестиваль не обойдется без Казакова в его коронных партиях — Бориса Годунова, Гремина в «Евгении Онегине», Рамфиса в «Аиде». И пусть лучшие годы рано стартовавшего певца, возможно, уже позади, мировой звездой он так и не стал (например, в 2018-м международные ангажементы артиста ограничились скромными Страсбургом и Вроцлавом), а московские критики шутят, что «Казакова в Казани принимают за Шаляпина». В любом случае именитый бас — один из тех, на чьих плечах держится шаткая конструкция благополучного существования казанской оперы.

Сафарова и Ко явили столице Татарстана новый вид культурного досуга, и явно не собираются останавливаться на достигнутом Сафарова и Ко явили столице Татарстана новый вид культурного досуга и явно не собираются останавливаться на достигнутом Фото: «БИЗНЕС Online»

ХУДОЖНИКИ

Парад творческих единиц в нашем рейтинге начинают режиссеры. Пожалуй, самые перспективные в списке — это Диана Сафарова и Айдар Заббаров. Сафарова вместе с вышеупомянутой Ярковой, а также директором Свияжского музея-заповедника Артемом Силкиным, причастная ко всем успехам проектов фонда «Живой город», этой осенью выступила постановщиком иммерсивного спектакля «Анна Каренина», с успехом прокатывающегося сейчас в здании бывшего загса в центре Казани. Сафарова и Ко явили столице Татарстана новый вид культурного досуга и явно не собираются останавливаться на достигнутом. Ну а молодой режиссер Камаловского театра Заббаров и вовсе стал одним из героев года после того, как его работа «Тормышмы бу?» («И это жизнь?..») получила 6 номинаций на «Золотую маску». Теперь он ставит в «Современнике» и МХТ им. Чехова. Все увереннее себя чувствует в кресле главрежа казанского ТЮЗа Туфан Имамутдинов, хотя славу ему приносят пока в основном сторонние проекты, тот же «Алиф». Питерский режиссер с татарскими корнями Денис Хуснияров стал безусловным приобретением челнинских «Мастеровых», активно вписавшихся в фестивальную российскую жизнь. А вот позиции Рашида Загидуллина в театре им. Тинчурина не так прочны: за 26 лет его руководства Тинчуринский так и не стал местом притяжения для публики и профессионального сообщества.

Среди литераторов высокие позиции в нашем списке у Рената Хариса — автора либретто опер «Любви поэта», «Кара алтын» и «Сююмбике». А вот драматургов, за исключением Зайниева, в первых рядах у нас нет — и это объективные реалии театральной жизни Татарстана. Поэтому Мансур Гилязов и Ркаиль Зайдулла занимают место в четвертом десятке. Наконец, венчает наш список Зифа Кадырова, сценическое воплощение ее популярных женских романов — кассовые хиты татарских театров, к примеру, в Набережных Челнах и Альметьевске.

Наконец, композиторы. Резеда Ахиярова — единственная из них, чьи произведения доходят до сцены казанской оперы, а вот Эльмир Низамов регулярно пишет музыку для драматических спектаклей, причем в различных театрах республики. Ну а московско-питерский композитор Александр Маноцков, кажется, может добавить к себе еще и Свияжск в качестве место жительства. На острове-граде он уже поставил две части своей оперной свияжской трилогии. Первую из них, «Сны Иакова, или Страшно место», в марте покажут в Москве на фестивале «Золотой маски».

Ильфир Якупов вполне мог бы быть и в топ-10 —кто стоит во главе театра Камала, тот и определяет стратегии и тренды театрального менеджмента в РТ Ильфир Якупов вполне мог бы быть и в топ-10 — кто стоит во главе театра им. Камала, тот и определяет стратегии и тренды театрального менеджмента в РТ Фото: «БИЗНЕС Online»

МЕНЕДЖЕРЫ

Здесь у нас прежде директора татарстанских театров. Но тот же Ильфир Якупов вполне мог бы быть и в топ-10 — кто стоит во главе театра Камала, тот и определяет стратегии и тренды театрального менеджмента в РТ, считают эксперты «БИЗНЕС Online». Альметьевский театр за последние годы стал одним из самых заметных российских театров малых городов, поэтому высокие позиции Фариды Исмагиловой никого удивлять не должны. Айгуль Горнышеву из казанского ТЮЗа многие считают «кандидатом» на вырост, если удастся реализовать все задуманное вокруг реконструкции театра, то ее позиции явно усилятся. Раиль Садриев в Буинске за несколько лет совершил бескровную революцию в собственном театре, придумал фестиваль и лабораторию, теперь гастролирует по всей стране, выступает на фестивалях в Европе.

Фигуру Армандо Диамантэ — пиарщика и телеменеджера — в качестве директора «Мастеровых» театральное сообщество поначалу восприняло в штыки, но за несколько лет работы тот заставил многих изменить мнение о себе на прямо противоположное. И мнение, что этот челнинский театр — лучший русский театр в Татарстане, можно встретить довольно часто. Гузель Сагитова в рекордно короткий срок сумела вывести татарский ТЮЗ им. Кариева в ряды успешных театров. То ли еще будет, говорят наши эксперты. Зухра Митрофанова очень продуктивно работает с челнинским театром кукол, несмотря на проблемы со зданием, несколько лет назад здесь даже отметились попаданием в номинацию «Золотой маски». Директор казанского театра кукол «Экият» Роза Яппарова — также успешный менеджер, но против нее работает время — шефу «Экията» недавно исполнилось 70 лет.

редчайший пример владельца и директора казанского «Театра на Булаке» Виктора Степанцова показывает, что частные театры могут быть успешным бизнесом. Попал в наш рейтинг и Роберт Шаймарданов — директор Мензелинского драматического театра, заметного благодаря успехам на премии «Тантана» и работам режиссера из Якутии Сергея Потапова. Наконец, в этом же блоке у нас Данияр Соколов — директор фонда Sforzando, в портфолио которого, в числе прочего, есть и целая серия оперных спектаклей, сделанных с собственным оркестром и местными солистами. За эксперименты в области оперного искусства в Татарстане отвечает прежде всего именно Соколов.

Олег Лоевский — многолетний лидер лабораторного театрального движения в России Олег Лоевский — многолетний лидер лабораторного театрального движения в России Фото: «БИЗНЕС Online»

НАСТАВНИКИ

В блоке «Наставники» у нас нашлось место и для «легионера»: известный театральный деятель из Екатеринбурга Олег Лоевский — многолетний лидер лабораторного театрального движения в России, которое дало путевку в профессию сразу нескольким поколениям режиссеров. Лоевский — неизменный художественный руководитель лабораторий «Живого города» и желанный гость многочисленных профессиональных форумов в Татарстане.

Разиль Валеев на правах депутата Госсовета РТ и руководителя профильного культурного комитета также имеет солидный вес в интересующей нас сфере, многочисленные артисты, выпестованные фестивалем «Созвездие-Йолдызлык» Дмитрия Туманова, служат в драматических и музыкальных театрах. Две оперные примы Татарстан — Зиля Сунгатуллина и Венера Ганеева — теперь еще известны и как педагоги: одна заведует кафедрой академического вокала Казанской консерватории, другая работает с местными солистами театра им. Джалиля. К наставникам мы отнесли и главного режиссера театра «Сдвиг», актера театра им. Качалова Михаила Галицкого, с которым работает немало его учеников.

Директор Казанского театрального училища Гилемхан Мубаракшин вот уже 30 лет занимает свою должность, возможно, здесь нужны и серьезные перемены. А директор Казанского хореографического училища Татьяна Шахнина в основном укрепляет своими лучшими кадрами чужие балетные труппы, зато, к радости руководителей казанской оперы, закрывает у них «елки» «Щелкунчиками» в исполнении студентов.

АРТИСТЫ

Ну и, конечно же, сами артисты, те, ради которых многие и заполняют вечерами здания театров. Количественно здесь у нас доминируют солисты оперы и балета оперного театра. Премьер балета Олег Ивенко теперь не только покоритель женских сердец, но и международная кинозвезда — фильм Рэйфа Файнса «Белый ворон» о Рудольфе Нуриеве должен выйти на широкие экраны в марте. А женская часть балета театра им. Джалиля держится на сибирячке Кристине Андреевой и бразильянке Аманде Гомес. Здесь же у нас и Гульнора Гатина — яркое сопрано становится непременным атрибутом всех новых оперных постановок на этой площадке.

Театральная семья Славутских, помимо главы, представлена в нашем рейтинге его сыном Ильей Славутским, а также супругой одного из лидеров рейтинга Светланой Романовой. Здесь же и главные актерские звезды Камаловского театра: среднего поколения Искандер Хайруллин и молодого Эмиль Талипов. Наконец, в нашем списке Ангелина Мигранова, которая вместе с мужем Родионом Сабировым организовала  в столице Татарстана частный «Театр. Акт», где они являются и режиссерами, и актерами. Из двух супругов мы выбрали харизматичную Мигранову.

 ==table2190==