«приходит сообщение, что парк заблокирован. То есть мы остались НАЕДИНЕ со своей бедой»

Долгожданная встреча обманутых компанией «Лан-Гоу Групп» таксистов с представителями «Яндекс.Такси» прошла накануне в ТЦ «Рябина», где находится центр обучения сервиса IT-гиганта. Поддержать регионального представителя компании Федора Гончарова из Москвы прилетел сам руководитель по развитию сервиса «Яндекс.Такси» в России и Республике Беларусь Иван Запольский

Отметим, что еще до встречи с «Яндекс.Такси» казанским водителям все же удалось дозвониться до представителя «Лан-Гоу Групп». Трубку взял старший брат руководителя компании Ильнур: «Вас никто кидать не собирается. Мы три года в Казани работаем. Просто сейчас счет заблокировал „Яндекс“, и мы не можем отправить ваши деньги. Нужно подождать, так как там немаленькая сумма».

Ильнур также не забыл упомянуть о приложении LanGo, в котором пострадавшим таксистам обещали нулевую комиссию за заказ. По его мнению, именно попытка запустить собственный проект и стала причиной блокировки. Якобы IT-гигант испугался конкуренции. Казанские таксисты с понимающими ухмылками слушали этот разговор с «Лан-Гоу Групп», будто не верили в порядочность представителей компании.

Тем временем пришел назначенный час и началась встреча с участием представителей «Яндекс.Такси». Таксисты в очередной раз проговорили, что на протяжении всего конфликта с «Лан-Гоу Групп» техническая поддержка «Яндекс.Такси» игнорировала информацию об отсутствии платежей или отправляла отписки. Представители сервиса на это лишь заверили, что все обращения были зафиксированы.

«Нас ошарашило — столько времени, столько людей писали, что нам не дают денег. Потом приходит сообщение, что парк заблокирован. То есть мы остались наедине со своей бедой», — негодовал один из таксистов.

«Мы объясним, какая там процедура и почему выглядит, что вас бросили. Вы говорите, что было энное количество сообщений регулярно. У нас есть определенная процедура: когда у нас больше одного обращения на таксопарк, то коллеги в офисе начинают теребить парк, чтобы деньги платили. Когда массовое обращение, то его передают в отдельную группу, которая работает с партнерами по всей России, и они начинают этого партнера трясти. Если там ничего не решается, то подключается региональный представитель и начинает взаимодействовать с партнером. Когда мы поняли, что по „Лан-Гоу Групп“ неадекватное число жалоб, Федор начал с ними плотно коммуницировать», — попытался объяснить ситуацию Запольский.

«Мы им поставили определенный срок, — поддержал шефа Гончаров. — То есть первые обращения начались в первую неделю после новогодних праздников. Мы связались с руководством парка, и они обещали произвести все выплаты до пятницы. От директора парка я получил скриншот, в котором было отправлено порядка 500 платежных поручений. В понедельник платежи не прошли, мы также фиксировали жалобы. После этого у меня состоялся следующий диалог с руководителем парка Эльвином Ахмедовичем (гендиректор и владелец «Лан-Гоу Групп» Ахмедов Эльвин Ахмед-оглы  прим. ред.): они должны были заемными средствами выплачивать деньги водителям, потому что накопилось больше количество обращений. Я попросил прислать информацию о блокировке расчетного счета (первоначально таксопарк ссылался на проблемы с банком — прим. ред.), после этого нам пришлось отключить таксопарк, чтобы не копить долговые обязательства перед другими водителями».

По словам представителей «Яндекс.Такси», таксопарк так и не представил доказательства блокировки или заморозки банковского счета. При этом владелец парка искренне недоумевал, почему его отключили от системы, напоминая представительству «Яндекса», что «Лан-Гоу Групп» уже три года работает на рынке.

На встрече также выяснилось, что таксопарки, с которыми работают водители, проверяются лишь единожды по определенному «Яндекс.Такси» алгоритму. И стать партнером может любая компания, которая пройдет эту проверку. «У нас года два назад вся работа с партнерами строилась через региональных менеджеров. Уже как больше года у нас есть выделенная структура в Екатеринбурге, куда вы можете отправить заявку. Можно зайти на сайт, заполнить несколько полей — и эта заявка прилетит в Екатеринбург, где автоматически настроена процедура: вас проверят, есть ли какие-то долги или вы в другом списке должников. Если у вас нет юридического лица, то вас отправят в банк „Точка“, сделают юридическое лицо — и вы вернетесь с пакетом готовых документов. После этого вам выдается доступ в „Диспетчерскую“, логин и пароль — вы можете начинать работать», — объяснил Запольский.

Так, с «Лан-Гоу Групп» договор был заключен в мае 2016 года, и после этого никаких проверок таксопарка не проводилось. Причем сами таксисты сообщили «Яндексу», что за эти годы у компании не раз были проблемы с долгами, которые рассматривались в судах. Но для «Яндекс.Такси» это не стало поводом применить к таксопарку какие-либо санкции.

Большинство водителей не проходили никакого обучения, к «мутным» таксопаркам их подключают автоматически, а в случае проблем ничем помочь не могут Фото: «БИЗНЕС Online»

«Я спросил про договор, мне сказали: «Ваше полное право — хотите работайте, хотите нет»

Предложение представителя «Яндекс.Такси» переходить в статус самозанятых возмутило казанских таксистов. Большинство столкнувшихся с проблемой были подработчиками и таксовали в свободное от службы время. Водитель Денис пояснил, что неделю назад он получил статус самозанятого, однако до сих пор ни разу не видел выплат.

«В условиях таксопарков четко прописано, что все водители, которые выполняют заказы, должны иметь договор ГПХ (гражданско-правового характера) либо трудовой договор с таксопарком», — просветил таксистов Гончаров.

«Меня подключали прямо здесь (в офисе «Яндекс.Такси» — прим. ред.). Я спросил про договор, мне сказали: „Ваше полное право — хотите работайте, хотите нет“», — заявил один из таксистов, намекая на то, что компания поощряла теневое ведение бизнеса.

У тех же, кто подключался дистанционно с помощью телефона или приложения, также не оказалось на руках никаких договоров. Выяснилось, что только 30% казанских водителей сервиса проходили обучение в офисе «Яндекс.Такси». В том же Uber без обучения водителей не выпускали на линию. Но и на этот аргумент у «Яндекса» нашлась отговорка: «„Яндекс“ — огромная IT-компания, и мы понимали, что не можем каждого из вас заставить сюда прийти. Поэтому мы хотели предоставить возможность удаленно активироваться: дома или у любого таксопарка», — сообщила руководитель центра обучения «Яндекса», представившаяся Олесей.

Сервис также никак не страховал финансовые риски со стороны таксопарков. При наличии страховки можно было бы вернуть деньги и передать их таксистам, например, через другой таксопарк. 

Таксисты также напомнили, что «Лан-Гоу Групп» они не выбирали, а таксопарк был отобран автоматически в приложении. Кроме того, в центре обучения подключали к данной компании без возможного выбора других партнеров. Но были и те, кто, по словам таксистов, почему-то не пострадал от действия таксопарка, — это брендированные машины с наклейками и шашечками от «Яндекса».

Предложение переходить в статус самозанятых возмутило казанских таксистов. Большинство столкнувшихся с проблемой были подработчиками и таксовали в свободное от службы время Фото: «БИЗНЕС Online»

«Они говорят, что не хотят истории, что они кого-то кинули и пытаются решить вопрос»

Для разрешения ситуации представители «Яндекса» предложили водителям подождать до 6 февраля. Тогда, по словам Гончарова, компания «Лан-Гоу Групп» планировала разобраться с мифической заморозкой банковского счета и начать выплачивать деньги. Таксисты, ожидающие выплат от таксопарка с начала года, с саркастической улыбкой восприняли это заявление.

«Вы задали прямой вопрос: готов ли „Яндекс“ дать компенсацию? Смотрите, мы средства перевели («Лан-Гоу Групп» — прим. ред.) — первое. Вторая часть: для нас это репутационные риски. Мы понимаем вашу позицию, что „Яндекс“ вам порекомендовал подключиться (к этому партнеру — прим. ред.). У нас внутри есть определенная развилка. Они («Лан-Гоу Групп» — прим. ред.) говорят, что не хотят истории, что они кого-то кинули и пытаются решить вопрос. Параллельно мы внутри у себя решаем, что делать. Но мы не можем те деньги, которые уже вам выплатили, еще раз выплатить», — несколько путано рассуждал Запольский.

Представители «Яндекса» сообщили, что готовы помочь, представляя интересы водителей в суде и предоставив все необходимые документы, которые подтвердили бы факт перечисления денег. Но сложившаяся ситуация для сервиса оказалась неожиданностью, и крупный IT-гигант не готов на нее реагировать. В итоге таксисты и представители «Яндекс.Такси» решили встретиться 12 февраля, когда компания сможет понять, о каких суммах финансовых потерь у водителей идет речь. На этом встреча завершилась.