Следствие полагает, что бизнесмен все четыре года с момента заключения договора фактически не оказывал услуги НКНХ, то есть, не вывозил шлам с территории очистных Следствие полагает, что бизнесмен все четыре года с момента заключения договора фактически не оказывал услуги НКНХ, то есть не вывозил шлам с территории очистных Фото: «БИЗНЕС Online»

«ПРОСТИТЕ, РОДНЫЕ. Я ОГОВОРИЛ НАИЛЯ, ЧТОБЫ ВЫЙТИ»

Накануне в нижнекамском суде состоялся допрос свидетелей по делу о мошенничестве с отходами ПАО «Нижнекамскнефтехим» на 150 млн рублей. На скамье подсудимых — директор компании «Авто-Камагруз» Наиль Зиннатуллин, потерпевшая сторона по делу — НКНХ.

«Авто-Камагруз» в 2013 году заключила с НКНХ договор на вывоз с территории очистных сооружений химкомбината нефтешлама и его переработку. Сотрудничество длилось четыре года — до марта 2017 года, когда сотрудники службы безопасности НКНХ поймали двух водителей «Авто-Камагруза» на «пустых» рейсах. Следствие полагает, что водители «КАМАЗов» заезжали на территорию очистных и вместо того, чтобы загружать машину шламом и ехать дальше, просто проезжали по территории и уезжали пустыми. Мошенничество пресекли и химкобинат не успел перевести деньги компании. По этому эпизоду Зиннатуллину предъявлено обвинение в покушении на мошенничество.

По другому эпизоду предприниматель обвиняется уже в совершении мошенничества на 150 млн рублей. Следствие полагает, что бизнесмен все четыре года с момента заключения договора фактически не оказывал услуги НКНХ, то есть не вывозил шлам с территории очистных, при этом предъявлял фиктивные акты выполненных работ и получал за это деньги. В сумме и накопились предъявляемые в качестве причиненного ущерба 150 млн рублей. Еще один эпизод обвинения касается незаконной предпринимательской деятельности. По материалам суда, Зиннатуллин совершал деятельность по сбору и транспортировке нефтяного шлама без соответствующей лицензии.  

Главный свидетель обвинения — 46-летний водитель Евгений Башин, работавший на Зиннатуллина, — покончил с собой после того, как дал показания на своего начальника. Хронология событий такова. Поймали на «пустых» рейсах водителей в марте, а дело возбудили лишь в июле. Родственники в суде заявили, что Башина в полиции «таскали по кабинетам» в течение месяца, сам водитель жаловался родным — «не дают покоя». В итоге Башина задержали 23 августа. В тот день в своих показаниях он все отрицал. После суток в ИВС мужчина дает показания на Зиннатуллина, мол, пустые рейсы выполняли по его приказу, водителя отпускают домой. В суде жена и сын погибшего рассказали, что забрали его из полиции в подавленном состоянии. Сын погибшего заявил, что отец в день возвращения признался ему в оговоре Зиннатуллина. Жена Башина также передала суду слова покойного мужа о том, что ему угрожали. А вот кто — она не пояснила.

По мнению следствия, водители «КАМАЗов» заезжали на территорию очистных и вместо того, чтобы загружать машину шламом и ехать дальше, просто проезжали по территории и уезжали пустыми По мнению следствия, водители «КАМАЗов» заезжали на территорию очистных и вместо того, чтобы загружать машину шламом и ехать дальше, просто проезжали по территории и уезжали пустыми Фото: prav.tatarstan.ru

В ночь перед самоубийством Башин вел себя беспокойно, нервничал, не спал. До этого встретился со своим напарником, между мужчинами завязалась ссора. В 10 вечера Башину позвонили из полиции и сказали, что на следующий день будет очная ставка его с Зиннатуллиным. Сын отметил, что после этого Башин еще больше погрустнел. В день самоубийства Башин был спокоен, ушел из дома, сказав, что идет за сигаретами. Не дождавшись отца, сыновья поехали искать его и нашли уже мертвым в гараже. Рядом была записка с подписью и словами «Простите, родные. Я оговорил Наиля, чтобы выйти. Спасибо Красикову и Фазылзянову».

«САМЫЕ ПРАВДИВЫЕ ПОКАЗАНИЯ»

В суде давал показания следователь Айнур Шигабиев, который занимался расследованием дела на начальном этапе. Однако суду мужчина не сильно помог, так как забыл многие подробности. Впрочем, следователь сделал акцент на том, что Башина допрашивали исключительно в присутствии адвокатов, давление на него не оказывалось. Упомянул Шигабиев и фамилии из предсмертной записки. Оказалось, что это сотрудники полиции, которые оказывали оперативное сопровождение по делу. Следователь отметил, что жалоб от Башина на действия сотрудников не поступало. Прокурор выступил с ходатайством зачитать ранние показания следователя «в связи с существенными расхождениями». Судья удовлетворил ходатайство. Из них стало известно, что вначале у Башина был один адвокат, нанятый Зиннатуллиным. Но Башин, по словам Шигабиева, отказался от него и попросил другого. Тогда пришел дежурный адвокат.

После первого допроса мужчину доставили в ИВС. Позже к следователю поднялся Красиков и сообщил, что Башин хочет дать новые показания. Следователь, судя по оглашенным показаниям, не сразу позвал адвоката и сначала решил уточнить у Башина, что же тот хочет сказать. А уже потом в присутствии дежурного адвоката водитель дал изобличающие Зиннатуллина показания.

Главный свидетель обвинения — 46-летний водитель Евгений Башин, работавший на Зиннатуллина,  — покончил с собой после того, как дал показания на своего начальника Главный свидетель обвинения — 46-летний водитель Евгений Башин, работавший на Зиннатуллина, — покончил с собой после того, как дал показания на своего начальника Фото: Регина Макасина

В суде адвокат Зиннатуллина Сергей Бобровский пытался выяснить у следователя, спускались ли в камеру к Башину сотрудники полиции. Тот вспомнить не смог. Запамятовал следователь и место, где проводился повторный допрос, на котором Башин дал показания на своего начальника. Впрочем, сами показания следователь назвал самыми правдивыми, чем вызвал недоумение стороны защиты. Пояснил свои слова следователь тем, что на тот момент ему так казалось.

«Утром адвокат [нанятый Зиннатуллиным] пришла. Через полчаса появляется другой адвокат, якобы дежурный. Хотя он не дежурный, мы предоставим график, он у нас есть. Мы считаем, что на него [Башина] надавили», — прокомментировал после суда в разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online» Бобровский. 

По мнению же источника в правоохранительных органах, на решение Башина уйти из жизни могли повлиять представители оргпреступности, пытающиеся влиять на рынок промышленных отходов. 

ИГРА ЦИФР

Выступили в суде и другие свидетели — работники НКНХ. Бо́льшую часть допроса стороны пытались выяснить размеры того самого оврага на территории очистных, из которого компания Зиннатуллина должна была вывозить шлам с 2013 года. Как оказалось, ранее НКНХ получил из-за загрязненного оврага штраф от Росприроднадзора и предписание исправить ситуацию. Для этого и заключили контракт с «Авто-Камагруз». Уже после возбуждения уголовного дела предприятие создало комиссию, чтобы выяснить размеры оврага и, следовательно, количество размещенного там шлама. Комиссия пришла к выводу, что там может быть от 2 тыс. кубометров до 10 тыс. максимум. Между тем по актам компания Зиннатуллина за четыре года вывезла 50 тыс. кубометров.

Защита считает, что выводы комиссии неверные. По словам Бобровского, комиссия опиралась на документы Росприроднадзора, который указал, что глубина залегания шлама составляет 0,7 метра. «Мы считаем, что реальные объемы занижены. Этот овраг существует с 1969 года. Им [НКНХ] выписали минимальное наказание — 100 тысяч рублей штрафа. Хотя максимальное наказание — это приостановление деятельности предприятия на 90 дней. Представьте, если на три месяца химию остановят?» — говорит адвокат. Бобровский в разговоре с нашим корреспондентом заявил, что после того, как компанию Зиннатуллина отстранили от дел, НКНХ опубликовал тендер на вывоз отходов объемом 20 тыс. кубометров. По мнению адвоката, это косвенно подтверждает его правоту о заниженных показателях, так как комиссия указала максимум залегания — 10 тыс. «кубов».

В материалах дела есть сведения о том, что с выводами комиссии не согласился один из ее членов, так как посчитал, что говорить о реальном объеме оврага невозможно. В суде несколько сотрудников НКНХ долго описывали, как они пытались измерить глубину оврага, но так и не смогли, а потому данные указали по аналогии с соседним.

Сторона защиты в свою очередь стоит на своем и заявляет, что все эти годы компания работала. «Естественно, рейсы выполнялись. База работает, контракты каждый год перезаключались, их [НКНХ] сотрудники постоянно приезжали, проверяли. У Зиннатуллина на базе однажды пожар был, загорелось топливо. Пожарные подтверждают эту информацию», — рассказывает Бобровский.

Выступила в суде и сотрудница отдела охраны окружающей среды НКНХ. Она рассказала, как с 2013 по 2015 год была ответственной по договору с Зиннатуллиным. По ее показаниям, прежде чем заключить договор с «Авто-Камагруз», сотрудники химкомбината выезжали и проверяли наличие у Зиннатуллина базы, документации, транспорта. На базе бизнесмен показывал проверяющим шлам после переработки и сухой остаток. По ее показаниям, такие проверки были перед заключением договора, в течение его действия и как минимум один раз в 2016 году химики выезжали смотреть новую базу Зиннатуллина, которую тот арендовал в Челнах.

Работа с документацией, по ее словам, проходила по такой формуле. Сначала шла фиксация рейса и объема, затем начальник цеха подписывал акт вывоза отхода, где указывался номер машины, объем груза и подпись проверяющего. Подпись ставил и Зиннатуллин. Эти акты и ложились в основу для составления актов выполненных работ, по которым и проходила оплата. Женщина указала, что начальник цеха устраивал периодические проверки перед составлением акта вывоза.

Адвокат подсудимого писал письмо на имя бизнес-омбудсмена Тимура Нагуманов, где высказал предположение, что уголовное дело завели с целью вмешательства в предпринимательскую деятельность компании Адвокат подсудимого писал письмо на имя бизнес-омбудсмена Тимура Нагуманов, где высказал предположение, что уголовное дело завели с целью вмешательства в предпринимательскую деятельность компании Фото: «БИЗНЕС Online»

ТЕМНОЕ ПРОШЛОЕ

В то же время сторона защиты не отрицает, что «пустые» рейсы на 3 млн рублей в марте 2017 года все же могли быть. «„Пустые“ рейсы, скорее всего, были, но Зиннатуллин про них не знал. Вероятно, водители просто экономили на бензине. Это одна из версий. Зиннатуллин им платил за каждый рейс. Водители видели, что там бардак, скорее всего, что не проверяют. А раз не проверяют, то зачем кататься, грузиться и ездить обратно куда-то? Заехал, выехал и сиди. Зиннатуллин в это время был в Нижнем Новгороде. Он еще даже не проверял эти акты, не успел их подписать», — поясняет защитник.

Еще по одному эпизоду Зиннатуллин обвиняется в работе с отходами без лицензии. «Когда договор только заключался в 2013 году, лицензия не нужна была, она законом не предусматривалась. В 2016 году ему сказали, что вышел закон и теперь нужна лицензия. Он начал собирать документы, аудит проводился. В связи с тем, что „химия“ не предоставила коды отходов компании, которая делала Зиннатуллину лицензию, он вовремя получить ее не смог. В течение четырех-пяти месяцев он вывозил шлам без лицензии. В итоге лицензия ему пришла. Интересный момент, что вменяют ему период деятельности без лицензии с 2013 по 2017 год, хотя изначально лицензия не нужна была. Не знаю, почему следствие так делает», — говорит Бобровский.

В прошлом году адвокат подсудимого писал письмо на имя бизнес-омбудсмена Тимура Нагуманова, где высказал предположение, что уголовное дело завели с целью вмешательства в предпринимательскую деятельность компании, мол, фирму Зиннатуллина кто-то решил отодвинуть от «жирных» подрядов НКНХ. «Действия оперативных сотрудников подразделения ОБЭП УВД РФ по Нижнекамскому району РТ, а также следователей следственного управления по Нижнекамскому району при расследовании данного уголовного дела дают основания сомневаться в их независимости, отсутствии личной заинтересованности, являются незаконными и необоснованными», — написано в обращении.

«Сначала был один эпизод с этими водителями. Их ловят и возбуждается дело. Расследуется оно больше года, и вдруг появляется эпизод уже на 150 млн рублей. И через два дня дело отправляется уже в суд», — комментирует Бобровский.

Стоит сказать о личности самого Зиннатуллина. Ранее бизнесмен уже попадал на страницы нашего издания. В 2014 году Верховный суд РТ рассматривал дело главаря преступного сообщества «29-й комплекс» Рузаля Асадуллина по прозвищу Рузалик. В качестве одного из основных свидетелей обвинения на процессе выступил Зиннатуллин. По материалам дела, он являлся участником структурного подразделения ОПС группировки «40-й комплекс». Его задачей было доделывать «грязную работу» за боссами, например закапывать тела убитых. В суде он заявил, что стал невольным участником этих преступлений, а в рядах группировки оказался, попав под «крышевание» своего бизнеса.