Рынок ждет появления третьего крупнейшего ретейлера после X5 и «Магнита»: владельцы «Дикси», «Бристоля» и «К & Б» Игорь Кесаев, Сергей Кациев и Сергей Студенников объявили о слиянии бизнеса. Пока неясно, сохранятся ли все три бренда и прежний ассортимент. «Но компания «К & Б» точно поменяет ценовую стратегию — больше не будет самой дешевой», — рассуждают эксперты. Бояться ли «монстра» региональным сетям вроде «Арыш мае» и не является ли сделка частью плана по национализации ретейла, узнавал «БИЗНЕС Online».
Вчера три известных российских ретейлера — сети продовольственных магазинов «Дикси», «Бристоль» и «Красное & Белое» — заявили о слиянии бизнеса
СТУДЕННИКОВ БЕЗ КОНТРОЛЬНОГО ПАКЕТА
Вчера три известных российских ретейлера — сети продовольственных магазинов «Дикси», «Бристоль» и «Красное & Белое» — заявили о слиянии бизнеса. Как сообщило несколько федеральных СМИ со ссылкой на совместное сообщение компаний, Игорь Кесаев и Сергей Кациев, бенефициары группы компаний «Дикси» и фирмы «Альбион-2002» («Бристоль»), и Сергей Студенников, владелец «К & Б», договорились создать розничного ретейлера, который станет третьим в России по объему выручки после X5 Retail Group и «Магнита». Под торговыми марками «Дикси», «Бристоль» и «Красное & Белое» в России работает более 13 тыс. магазинов.
В объединенном бизнесе Кесаеву и Кациеву станет принадлежать 51%, а Студенникову — 49%. «В процессе паритетного объединения активов будут использованы денежные инструменты, которые позволят уровнять активы при объединении», — отмечают бизнесмены.
Как сообщает «Коммерсантъ», инициаторами слияния выступили Кесаев и Кациев, а переговоры шли больше года. Сейчас партнеры готовят заявление в федеральную антимонопольную службу России, которая должна дать разрешение на объединение долей: по закону в конечном итоге ретейлер не должен охватить более 25% рынка.
В объединенном бизнесе Кесаеву и Кациеву будет принадлежать 51%, а Сергею Студенникову (на фото) — 49%
Все три сети относятся к формату дискаунтеров, магазинов «у дома». «Дикси» — продуктовая сеть, а «Бристоль» и «Красное & Белое» специализируются на продаже алкоголя. По данным на 2017 год, у «Дикси» было 2,3 тыс. магазинов в крупных и небольших городах Центрального, Северо-Западного, Уральского и Приволжского федеральных округов, у «Бристоля» в 2018 году было 2,7 тыс. магазинов. Наконец, наибольшее число магазинов — у сети «Красное & Белое»: на сентябрь 2018-го она насчитывала 6683 точки в 56 регионах России. Тогда же Bloomberg включил Студенникова в список долларовых миллиардеров: в 2017 году продажи ретейлера выросли на 50% до 215 млрд рублей, в 2018-м — еще на 40%.
Поэтому ожидается, что «К & Б» станет платформой объединения. Но пока не сообщается, под какой маркой станет работать новоиспеченный ретейлер и будут ли ликвидированы какие-либо из брендов. Также непонятно, каков будет ассортимент — сохранится ли формат алкомаркетов или, скажем, «Дикси» перестанет быть продуктовым.
Добровольность союза вызывает сомнения. О слиянии бизнесов объявлено после громких обысков с участием представителей ФНС, ФСБ, Росалкогольрегулирования и ОМОНа, произошедших в офисах и на складах «Красное & Белое» 26 декабря 2018 года. Обыски прошли сразу в нескольких городах России, в том числе в Челябинске, Москве, Екатеринбурге, Самаре, Уфе и Воронеже. Компания заявила, что ее работа была парализована на сутки. Сообщалось, что обыски связаны с подозрениями в распространении контрафактного спиртного и уходе от уплаты налогов, однако в итоге никаких претензий сеть «Красное & Белое» не получила, а ее магазины продолжили работать в штатном режиме.
Интересно, что буквально за день до обысков в «Красное & Белое» был объявлен в международный розыск экс-глава Росалкогольрегулирования Игорь Чуян. Он обвиняется в злоупотреблении полномочиями и, по некоторым данным, может быть замешан в махинациях на алкогольном рынке. В том числе речь могла идти и о покровительстве сети Студенникова. Впрочем, пока эти подозрения ничем не подтверждены.
Взять комментарий о будущем формате магазинов, ассортименте и едином бренде у федеральных сетей не удалось. В «Бристоле» на горячей линии сообщили, что пресс-службы у компании вообще нет, а все вопросы рассматриваются только по электронной почте. Отделы развития и координаторов оказались недоступны по телефону. В сети «Красное & Белое» пресс-секретарь на запрос «БИЗНЕС Online» ответила: «В ближайшие дни не ждите ответов на вопросы. Все, что можно было, [есть] в официальном заявлении». Вежливо свернул общение и представитель «К & Б» в Татарстане Михаил Захаров, сказав «До свидания» на попытку задать вопрос.
Главный конкурент алкомаркетов «К & Б» и «Бристоля» в республике — это татарстанская сеть «Арыш мае», близкая «Татспиртпрому»
«ТАТСПИРТПРОМ» НЕ ПРОТИВ
Что касается Татарстана, то, вероятнее всего, слияние сетей коснется прежде всего алкогольного рынка, ведь «Дикси» в регионе не представлен — здесь работают только «Бристоль» и «К & Б». В Татарстане функционирует 94 магазина сети «Красное & Белое», а также крупный склад в селе Столбище — распределительный центр для всего Поволжья. Несколько десятков магазинов здесь у «Бристоля» — только в Казани их насчитывается 27, а сеть, судя по сайту компании, присутствует и в крупных, и в мелких городах республики.
Татарстанские локации «К & Б» декабрьские обыски силовых структур обошли. Единственное, 29 декабря приостановилась работа лаишевского склада, однако причина оказалась не связана с действиями правоохранительных органов — якобы помешал сбой госреестра алкогольных лицензий.
Главный конкурент алкомаркетов «К & Б» и «Бристоля» в республике — это татарстанская сеть «Арыш мае», близкая «Татспиртпрому». Во всех районах РТ работают как крупные, так и мелкие магазины — еще в 2016 году структура «Арыш мае» преодолела отметку в тысячу торговых точек. Она плотно захватила рынок мелких сельских поселений, а вот в городах ей приходится серьезно конкурировать с федералами.
Однако в «Татспиртпроме» совершенно спокойно восприняли новость о появлении нового ретейлера. «Все эти сети являются нашими партнерами, с которыми мы очень активно взаимодействуем, во всех представлена наша продукция — как ликеро-водочная, так и пиво, производство которого началось летом этого года. Сотрудничество с ними будет осуществляться в штатном режиме», — сообщили нам в пресс-службе «Татспиртпрома».
Жаудат Ахметханов: «Одно скажу — мы ко всем игрокам относимся одинаково. Наш подход не меняется»
Руководитель Госалкогольинспекции РТ Жаудат Ахметханов в общении с «БИЗНЕС Online» пока не стал комментировать информацию о слиянии компаний, предложив дождаться официального подтверждения. «Одно скажу — мы ко всем игрокам относимся одинаково. Наш подход не меняется», — сказал Ахметханов. Напомним, что «К & Б» в Татарстане упрекают за большое число нарушений: так, за 11 месяцев 2018 года на границе РТ по разным причинам забраковали 11% всей алкогольной продукции, поставляемой в «Красное & Белое». Это, согласно данным Госалкогольинспекции, больше среднего показателя — за 11 месяцев у других поставщиков крепких напитков в Татарстане в среднем браковали 3% от всей завозимой на территорию республики продукции.
Руководитель алкогольной ассоциации Татарстана Лейсан Шишкина и глава пивной ассоциации РТ Ринат Акчурин отказались давать какие-либо комментарии относительно слияния сетей.
Но известно, что в алкогольной ассоциации РТ давно переживают по поводу захвата рынка алкомаркетов федеральными сетями. Как рассказывали нам дистрибьюторы алкоголя, входящие в республиканскую алкогольную ассоциацию, приход федеральных игроков разрушает устоявшийся рынок небольших местных ретейлеров. «На данный момент (2016 год — прим. ред.) объем продаж алкоголя через федеральные сети на рынке РТ колеблется от 60 до 80 процентов. Федеральные сети стабильно демонстрируют увеличение своей доли на рынке Татарстана. Местные производители оказываются в условиях, неподъемных для них, по данным критериям проходят только крупнейшие производители, которые в связи с большим объемом производства имеют возможность работать с минимальной рентабельностью. При повышении объемов производства снижается качество продукции», — утверждали в ассоциации.
«Как это повлияет на региональные сети? Все зависит от того, что будет стратегией новой сети: дальнейшее развитие и увеличение числа магазинов или просто зарабатывание денег»
«ЗАДАВЯТ МЕЛКИЕ БРЕНДЫ ТИПА «АРЫШ МАЕ»
О вариантах развития третьего крупнейшего ретейлера в России и вероятном переделе алкорынка Татарстана рассуждают эксперты «БИЗНЕС Online».
Вадим Дробиз — директор центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя (ЦИФРРА):
— У нас до сих пор было два крупнейших оператора — «Магнит» и Х5. Это массовый, самый большой сектор продажи алкоголя, прежде всего в сфере экономсегмента. Эти сети — «Бристоль», «Дикси» — уступали, но в результате у нас сейчас создается монстр, который будет тягаться точно на равных с «Магнитом» по продаже алкоголя. Если слияние действительно произойдет, там будет 13 тысяч магазинов.
Но оно случится, если государство разрешит: на такое слияние должна дать разрешение ФАС. Не знаю, даст ли. Аргументы для слияния перед Новым годом для сети «Красное & Белое» были убедительными, когда ее пытались прикрыть на какое-то время. Видимо, другого выхода у сети нет. Тут несколько моментов. Во-первых, у нас «Магнит» уже контролируется государством: оно вошло в сеть в лице Банка ВТБ. Перед Новым годом ходили слухи, что Альфа-Банк будет продан какому-то государственному банку. Альфа-Банк контролирует сеть Х5, значит, Х5 перешла бы тоже под крыло государства. В этом случае государству разрешать слияние этих трех сетей в лице частного конкурента... не знаю. Не исключаю, что после слияния государство каким-то образом постарается оказать свое влияние и на этого нового оператора, реализуя идею не тотальной госмонополии, а частичной — в секторе экономсегмента.
Второй вопрос, причем самый интересный, — что вообще будет за новая сеть. Вряд ли она будет под единым брендом, скорее всего, останутся бренды этих сетей: они популярны, известны, отменять их нет смысла. Будет ли у них единая система закупки — не знаю, возможно. Будет ли единый ассортимент — вряд ли. Все сети, скорее всего, останутся в рамках своих стратегий, единственное, «Красное & Белое» точно поменяет ценовую стратегию. Она больше не будет компанией по продаже самой дешевой продукции в России, скорее всего, ее цены поднимут до «Бристоля». Потребитель слияния не заметит, кроме роста цен в «К & Б».
Как это повлияет на региональные сети? Все зависит от того, что будет стратегией новой сети: дальнейшее развитие и увеличение числа магазинов или просто зарабатывание денег. У них 13 тысяч магазинов — этого в принципе вполне достаточно, чтобы спокойно сидеть и не устраивать агрессивную политику занятия рынка. Думаю, что новая тройная сеть не окажет более сильного влияния на региональную розницу, чем сегодня.
Ришат Хабибуллин — генеральный директор ООО «ТД Агат»:
— Мое мнение, что «К & Б» и «Бристоль» займутся регулированием рынка и упорядочиванием магазинов, чтобы не было так, как сейчас, — «дверь в дверь». После объединения не ожидаю как-то потрясений в плане цен и ассортимента: цены останутся устойчивыми, а рынок — более-менее управляемым. Возможно, после объединения сохранят бренды «К & Б» и «Бристоль», не создавая какой-то одной вывески. Но навскидку мне больше по нраву единый бренд «Бристоль», который ведет себя на рынке более-менее адекватно.
Игорь Шевелев — экс-директор по маркетингу группы компаний «Корзинка»:
— После объединения на узком сегменте рынка появится новый игрок. Новый бренд будет противостоять крупным игрокам — «Магниту» и X5 Retail Group. После объединения сети задавят мелкие бренды типа «Арыш мае». Хотя нам и говорят, что региональный бренд развивается, но это движение видно именно со стороны «К & Б», «Дикси» и «Бристоля».
В первую очередь в ассортименте нового бренда будут алкоголь и сигареты. Об этом говорит и формат магазинов всех участников объединения — мизерные площади, на которых будет сложно разместить широкую линейку товаров. Тем более что у сети «Красное & Белое» есть собственное производство: она ввозит в Россию алкоголь в больших емкостях и разливает уже здесь, поэтому у нее и был представлен альтернативный выбор алкоголя, который не содержал стандартный для всех других сетей набор брендов. Возможно, «Дикси» куда-то зайдет.
Очень важно, кто из группы брендов окажется у руля. От этого будет зависеть развитие нового игрока.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 79
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.