Челнинские школы стали главными ньюсмейкерами этой недели, к сожалению, оттенок информации был с негативной окраской. «БИЗНЕС Online» решил спросить у экспертов, связаны ли школьные инциденты некоей общей приметой времени. Как работать учителям, чтобы не стать героем видеоролика и жертвой буллинга? Какие методы воспитания и воздействия на учеников и родителей нужно срочно ввести в современной школе, чтобы обеспечить нормальный процесс обучения и воспитания?
«ОТ ШКОЛЫ ХОТЯТ, ЧТОБЫ ОНА РАБОТАЛА ПО ИНСТРУКЦИИ. НО ИЗВИНИТЕ — ЛИБО ИНСТРУКЦИИ, ЛИБО ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ»
Напомним вкратце события, произошедшие в образовательных учреждениях автограда. Сначала в школе №13 мальчика, который хотел купить выпечку, не пустили в столовую. При этом весь процесс снимался учениками на камеру, а педагогов в соцсетях обвиняли в хамстве. Потом с аналогичной жалобой вышла мама одной из учениц школы №55 — ее дочь не поставили на питание. После этого появилась информация о том, что в школе №15 одноклассники избили мальчика-эпилептика, который, по версии управления образования, сам спровоцировал драку. Данные случаи и в целом ситуацию в современной школе «БИЗНЕС Online» комментируют педагоги и родители.
Файруза Мустафина экс-ректор Набережночелнинского педагогического университета— Вообще, школа ведь находится не на Луне. Все, что происходит в обществе, та агрессия, то отсутствие настоящей коммуникации — все это отражается ярче, глубже, острее именно в школах. Если даже взять большую политику сегодня, там ведь то же самое: страна со страной, государство с государством не договариваются, угрожают друг другу только силой.
Здесь, в этих конкретных случаях в наших школах, я вижу отсутствие в какой-то степени коммуникации в работе учителей, родителей и в ребенке тоже. Директора одного учебного заведения я знаю, и он очень хорошо старается работать, у него демократичная обстановка в школе. Ведь кто-то из ребят, зная, что ребенок не питается именно в данный перерыв, то есть когда на перемене кушают другие дети, специально снимает это на камеру. Значит, он хочет, чтобы кому-то было плохо. В этой ситуации меня взволновало не столько поведение учителя, сколько школьников. Для чего же мальчишки-подростки сняли это и поставили новенького в неудобное положение? Тот, видимо, хотел хорошо познакомиться со школой и выполнил поручение ребят, попросили же они его купить булочку. Меня как учителя и человека, который много лет занимался образованием, в первую очередь волнует, какую задачу перед собой ставили эти подростки. Они хотели подружиться с ним? Они намеревались его лучше узнать? Они планировали кому-то из учителей отомстить?
Здесь каждый должен посмотреть на себя — будь то родитель, педагог или ученик. Учитель, как и родитель, меняя себя только, меняет ученика. Просто так сказать, что конкретно там надо изменить, очень сложно, потому что мир сегодня переживает эту агрессию.
Первые годы моей работы в педуниверситете мы пытались изменить программу подготовки учителей. В ней почти нет объяснения, как надо работать с родителями. При подготовке повышения квалификации педагогов и просто подготовке учителей нужно обращать особое внимание на эти острые инциденты. Надо через данные ситуации изменить педагога, то есть его отношение ко всему. Помимо этого, необходимо прибавить ему терпения и вдохновения, потому что его работа очень сложна. Она достойна уважения общества и помощи с его стороны.
Сегодня треугольник учитель-родитель-ученик не выстроен, в нем есть разрыв. Мальчик, униженный в школьные годы, когда вырастает, разрушает социум. Девочка, униженная в свое время в школе, потом вырастет, став женщиной, которая разрушает себя.
Всем нужно сесть за стол и вместе переговорить. Например, пусть так: «Мы, учителя, это будем делать, а родители — другое». У нас бесценный человек — это ребенок. Его нельзя как мячик пинать от родителей к учителям и обратно.
Никакими словами и нравоучениями человека нельзя воспитать. Воспитывает образ учителя и родителя. Каждый задумывается, для чего он пришел в этот мир. Если ребенок ищет ответы на данные вопросы вместе с родителями и учителем, то он никогда плохо поступать не будет. Если родитель дома ругает педагога, даже, может быть, заслужено, то у ребенка и родителя никогда не будет успешности. Главное — это поступки и собственный пример.
Андрей Сальников директор гимназии №26— К сожалению, мы за 20 лет создали общество потребления, причем гипертрофированное. Люди знают свои права, но ни на йоту не задумываются об обязанностях. Если одни права у человека — это анархия. А у нас почему-то человек считает, что все ему должны, а он никому ничего не должен. Вот ситуация в школе №13 полностью срежиссированная. Там видно, что эта запись вырезана. Да, педагог не должен был эмоционировать, но, если в учебном заведении есть правила, почему он должен на них закрывать глаза. От школы хотят, чтобы она работала по инструкции. Но извините — либо инструкции, либо человечность. Почему учебное заведение должно работать как в Советском Союзе, а когда школа что-то требовать начинает — извините, у нас капитализм. Так не бывает.
Я читаю все эти местные паблики, комментарии к постам. У нас народ очень озлоблен на учителей. Даже если возникают попытки оправдать действия педагога, сразу начинают говорить, что это учителя сами пишут. А вот пройдет лет 10–15, уйдет последнее поколение учителей советской закалки. Кто дальше будет учить, тем более с таким отношением, когда школа всем везде обязана? Педагоги — большей частью адекватные люди и не будут ни на кого нападать. Например, если ребенок во время урока сидит в телефоне и не слушает объяснение учителя, а потом дома не может выполнить задание, почему педагог виноват?
Я не согласен с тем утверждением, что воспитательная функция ушла из школы. Это законодатели убрали сначала данную функцию, потом спохватились и вернули. Но смотрите: допустим, в воскресенье вечером ученика школы где-то задержали за драку — первому звонят не родителю, а директору школы. Так что функцию воспитания как раз с семьи сняли. Родители сейчас зарабатывают деньги, а учителя, получается, должны заниматься воспитанием. Но тогда либо дайте нам воспитывать и не мешайте, либо воспитывайте сами. Однако у нас общество больно, и оно перекладывает с больной головы на здоровую. Так быть не должно.
Какие методы воспитания и воздействия на учеников и родителей я бы ввел? Большинство из них запрещено уголовным кодексом. Понимаете, если в семье принято разговаривать матом, никакая школа не переучит. В советские времена ругающимся нецензурно хотя бы замечания делали, а сейчас в полном автобусе взрослые разговаривают при помощи ненормативной лексики.
В воспитании детей не может быть точечных ударов. Должна быть плановая программа. В той же Европе, США — там идеология государственная. А у нас ее нет. Например, есть попытки восстановить пионерский союз в ущербном виде. Но так нельзя — слизать что-то из далекого прошлого и вмонтировать. Это то же самое, что рельсу в Maybach положить.
Елена Якупова директор школы №15— Если ребенок становится проблемным, это вина не ребенка. Он рождается хорошим, добрым, а в том, что с ним что-то происходит плохое, виноваты взрослые. В первую очередь родители. Наша школа № 15 сложная, это 29 комплекс, у нас разные дети обучаются — и очень хорошие, и очень проблемные. Я в этой школе работаю 7 лет, и мой опыт подсказывает: если с нами родители сотрудничают, даже в случае с проблемным ребенком, мы его можем вытащить, сделать его порядочным, хорошим человеком. Но если родители обливают школу грязью, очень обидно становится, потому что другие дети в этом не виноваты.
Например, мы всем родителям говорим на собрании — пожалуйста, поговорите с ребеночком, драться он не должен. А есть родители, которые говорят — нет, я ребенку сказала: «Дай сдачи». А мы их учим все решать словами, мы разговариваем. Однажды мне на родительском собрании мама ребенка сказала: «У вас вообще есть дети?» Слава богу, есть, но я никогда не учила своих детей драться.
Что касается последних скандалов… Мне кажется, что это не очень умные родители так поступают. В моем понимании все можно решить спокойно и мирно.
Мы пытались запретить сотовые телефоны, договаривались с родителями, но не все нас слышат, говорят, что мы не имеем права запрещать. Сотовый телефон нужен для связи, чтобы родитель удостоверился, что ребенок дошел до школы. Для этого подойдет любой простой телефон без интернета. Интернет здесь не нужен. А ребенок берет этот телефон, иногда достает его на уроке, поэтому не усваивает материал. Он играет в игры — страдает нервная система, зрение. Иногда ребенок нервничает из-за того, что не успевает доиграть за перемену. У ребенка этот дорогущий телефон могут уронить и сломать. Кто виноват? Опять-таки скажут, что виновата школа, не уследили. Я объясняю родителям, что в таких телефонах нет необходимости, многие понимают, а некоторые — нет.
На самом деле мы бесправные. На законодательном уровне нужно ужесточить требования к родителям. Главные в воспитании — это родители. Школа помогает, обучает, мы всегда будем с родителями, мы без них никуда. Мы им всегда об этом говорим. Но некоторые родители чувствуют себя потребителями, тогда как они должны быть нашими союзниками. Что-то творится неимоверное с ними, надо их как-то повернуть к нам лицом, объяснить, что мы не враги. Но отмечу, что большая часть и детей, и родители все же хорошие люди.
«МНОГИЕ РОДИТЕЛИ СЧИТАЮТ, ЧТО ИХ ДЕТИ — ЭТО НАСЛЕДНЫЕ ПРИНЦЫ, А УЧИТЕЛЯ ПРИ НИХ ПРИСЛУГА»
Раушан Валиуллин челнинский оппозиционер, учитель истории школы №24— Действительно, такие истории есть. Мне, как представителю педагогического сообщества, они не совсем приятны. Такие ситуации отбрасывают тень на профессию учителя. Но, с другой стороны, я бы не стал обвинять своих коллег в чем-то, не зная ни начала историй, ни конца. Я полагаю, что нужно сначала в ситуации разобраться, то есть выяснить, кто прав, а кто виноват, провокация ли это вообще и так далее. Как родителю — а у меня трое детей — мне не хотелось бы, чтобы мой ребенок пострадал бы от какого-то нетактичного и неподобающего поведения человека, от которого ожидаешь всего самого доброго.
Сам я стараюсь избегать таких ситуаций. За десятилетний стаж работы не думаю, что кто-то из учеников или родителей мог меня в чем-то подобном упрекнуть.
Здесь любом случае все зависит от общего культурного уровня педагога. Где бы ты ни находился, ты можешь стать предметом пристального внимания, а все благодаря развитым соцсетям, обмену информации, современным технологиям. Об этом забывать нельзя не только учителю.
Работа учителей — это сотни приятных слов, улыбок, полезной информации, которую мы ежедневно в школе доносим до детей. Вот скажи что-то приятное и погладь по голове — об этом, конечно, никогда не напишут, а вот единичный какой-то случай станет предметом обсуждений.
В современной школе очень не хватает вовлечения родителей в процесс воспитания. Воспитание в данном случае — это союз трех единомышленников, то есть родителя, учителя и ученика. Они должны быть всегда в тесной связи и взаимоуважении. Если бы еще родитель был в контакте не только с одним учителем, а и с учителями, ведущими другие предметы у ребенка, было бы хорошо.
Я, например, активно стараюсь посещать каждого своего ученика, заходить в гости. Такая операция быта, как правило, проводится раз в год. Делается это для того, чтобы ученик видел у себя дома, что мама с папой и учителем — единомышленники, они рядом сидят и что-то обсуждают. Педагог должен воспитывать учеников своим личным примером.
Светлана Гиматдинова учитель русского языка и литературы школы №34, отличник народного просвещения, стаж работы — 49 лет— В наше время утрачены рычаги воздействия на учеников и родителей. Когда я сама училась, моего одноклассника исключили из школы за опоздания. Он целый месяц ходил в школу, пытаясь прорваться на уроки, но его не пускали.
В 1969 году я окончила институт, и мне поручили классное руководство в пятом классе, где учился один третьегодник. Сейчас можете себе такое представить — три года в одном классе? Это тоже была мера воздействия на ученика и на родителя.
Каким образом воздействовали именно на родителей? Во-первых, вызывали на родительский комитет, который состоял из самых достойных мам и пап, обязательно писали акт. Если негативное поведение у родителей продолжалось, мы сами посещали их квартиру, смотрели жилищные условия. Если и это не помогало — обращались к работодателям. Родители в основном работали на КАМАЗе, и я помню, ездила на завод сама с письмами к руководству. И это имело действие. От нас не отмахивались. Это была педагогика сотрудничества и с родителями, и с учениками.
Сейчас при капитализме ничего этого нет. Многие родители почему-то считают, что их дети — это наследные принцы и принцессы, а мы, учителя, при них прислуга. Учитель из друга превратился во врага, так как заставляет чадо учиться. У родителей тоже мотивации нет — их только школа мотивирует.
Приведу несколько примеров. Ставлю своему ученику двойку, спрашиваю его: неужели тебе приятно такую оценку получать? Он мне отвечает: «Вам-то что? Мои родители не спрашивают ничего». Вызываю родителей, приходит разозленный отец, который мне в сыновья годится. Он говорит: «Вы заставляете сына делать домашнее задание. Кому это надо? Мне не надо! Это вам надо. Вот и оставайтесь после уроков». Другой предложил оставлять после уроков свое чадо, а ребенок, мол, пусть за это полы в кабинете моет.
Родители обозленные. Кому-то зарплаты не хватает, где-то в семье конфликт, а школа как громоотвод. Можно наорать на учителя, а он будет стоять как козел отпущения и ответить ничего не сможет.
Или еще — шестикласснику решила поставить тройку вместо двойки, так и сказав ему, что не хочу портить настроение перед праздниками ни ему, ни его родителям, ни себе. Он после уроков приходит ко мне и просит поставить четверку. Я остолбенела. Спрашиваю: почему четыре-то? «А папа сказал, что, если буду учиться без двоек и троек, он мне купит крутой телефон», — сказал мой ученик.
Мобильные телефоны — это монстры школы. О списанных с интернета сочинениях даже не говорю. Но благодаря мобильным телефонам устраивают буллинг и ученикам и учителям. Как это происходит: доводят учителя до белого каления, педагог срывается, и в это время его снимают, а потом в сеть выкидывают. Это глумление над учителем. Если бы видеокамеры в каждом классе стояли, было бы видно, что предшествовало такому поведению педагога.
Выход из положения какой? Петр Первый ввел штрафы за непосещение школы. В Европе и Америке такие штрафы есть. Если там ребенок будет прогуливать школу, родители рассчитаться не смогут. А у нас сейчас вал уклонистов в школах.
Второе — еще в XIX веке при каждой школе был инспектор, который следил за поведением. И даже для дворянских детей существовал карцер. И никто не умер.
«У ОДНОЙ УЧИТЕЛЬНИЦЫ ДЕТИ НА УРОКЕ ПОД СЕБЯ ХОДИЛИ ИЗ-ЗА СТРАХА. ЭТО НЕНОРМАЛЬНО»
Александр Зотов замглавврача семейной клиники «Танар», бывший главный педиатр Челнов— Ну школа как вчера была школой, так она ею и остается. И раньше дети дрались, ругались, и сегодня тоже. Я считаю, что учитель всегда прав. Это догма. Он такой же живой человек и может ошибаться. Но вот что. Изменилась категория родителей, которая приводит детей в школу. Им сегодня наплевать. Они считают, что учитель должен им, но он им ничего не должен. Вот у них такое потребительское отношение. Родители перестали заниматься воспитанием детей, я в этом уверен на 100 процентов. Такое отношение у них: «Ты должен ребенка кормить, должен ребенка воспитать». Почему он должен? Роль семьи в нашем городе, даже в республике, очень упала. Одно дело — много безотцовщины. Многие не занимаются воспитанием детей. Они перестали приходить на собрания. Им наплевать, что делается в школе. Сегодня в наших элитных школах очень тяжелые родители. У них хорошие умные дети, но родители абсолютно невоспитанные. Они отдают своих детей, чтобы школа их воспитала.
Все, что творится в городе, — проблема семейной политики. В городе должна быть программа в этой сфере. А как это сделать? То есть не просто собрание провели, на которые мужчины вообще не ходят. Нужно садиться и с ними разговаривать. Все эти драки и споры в школах — все это проблема родителей, потому что они перестали заниматься воспитанием детей. А школу я не ругаю.
Что бы ни случилось сегодня, всегда увольняют учителя или директора. Родители чаще не правы. Они привозят детей на машине, увозят на машине. Хают школу, ни разу не придя туда и ни поговорив с учителем. Разве такое сегодня может быть позволено? Почему если учителю нахамили, оскорбили, ударили — он не может дать пощечину? Пусть это будет обидно, неправильно. Видим по телевизору — учитель дала кому-то пощечину. Но кому-то нужно дать по морде прям при всех! Это будет воспитание. Не все правильно педагогически, но это тоже методика. Депутаты наши не правы, а учитель прав. Всегда. Мы с одним ребенком не можем справиться, а у него в классе их 30. И дети сегодня трудно воспитываемые. Кто сегодня сидит в этих супершколах? Это конкурс шуб, машин, конкурс одетых мам и пап. А дети при чем? Дети — это копия родителей. Невоспитанные родители и дети, а крайним сделали учителя. Неправильно это. Нужно защищать учителей. Сваливать все на школу неправильно. Ей нужно помогать всем вместе, и родители должны делать это в первую очередь.
Айрат Тагиров владелец пляжа Sundale— С учителями как повезет, всегда найдется такой, который ставит свои личные амбиции превыше всего и иногда унижает детей. Это самая основная проблема, я считаю. Например, как в истории с мальчиком, которого не пустили в столовую. Какая там может быть провокация? Я вот не вижу. Человек хочет зайти в столовую, не знаю, почему его не пускают. Может быть, он со второй попытки пытался зайти, поэтому они снимали, чтобы показать, что его не пускают. Провокации как таковой не было.
Нашим учителям надо более уважительно относиться к ученикам, соответственно, тогда они смогут и к себе требовать уважительного отношения. А у нас пока взрослые не уважают детей. Это неправильный подход. Взаимное уважение должно быть.
У нас в семье такие проблемы бывают, причем не у одного ребенка. Обязательно находится какой-то учитель, который всячески унижает детей. Были истории с одной учительницей — у нее дети на уроке под себя ходили из-за страха. Я считаю, что это ненормально, таких педагогов не должно быть, но так как у нас учителей не хватает, они остаются и работают дальше. Да, ходишь, разбираешь, на какое-то время отстают от твоего ребенка. Но не каждый может защитить, не каждый имеет какой-то вес, чтобы разговаривать с такими учителями. Мы терпим до определенного времени, но когда это уже ни в какие ворота не лезет, идешь и разбираешься. Но это неправильно, так как страдает психика ребенка и его желание учиться.
Олег Коробченко председатель совета директоров ГК «Кориб»— Я следил за всеми этими новостями, анализировал. Я прихожу к выводу, что с помощью сетей из ничего делают проблему. Уверен, что там ничего такого серьезного не было. Все наши дети далеко не ангелы. И я так думаю, что учителя должны строго себя вести с нашими детьми, потому что иначе учителя будут бояться воспитывать детей. Например, представляете, если бы мэр боялся что-то сделать у себя в городе, потому что могут за это наказать? То же самое и с учителями. Если что-то делаешь и вдруг где-то немного ошибся, а за это тебя могут разорвать. Мы начинаем раздувать такие мелкие вещи, а дети и некоторые родители начинают этим пользоваться. Я очень много раз сталкивался с такими ситуациями, когда далеко не ангельские родители начинают раскачивать ситуацию и выставлять вполне адекватных учителей в негативном свете. В этих последних инцидентах родители и дети тоже пользуются социальными сетями и начинают выставлять любой случай со своей точки зрения. Бывает так, что наши дети сами виноваты — могут прибежать не в свою перемену на обед, могут спровоцировать преподавателя. Я не хочу выгораживать учителей. Если они пришли в школу с плохим настроением и срываются на детей, этого делать не надо. Но учителя тоже люди, они могут ошибаться.
У меня пятеро детей, четверо из них учатся в школе, младшая дочь готовится пойти в первый класс. Дети всегда жалуются на учителей, дети жалуются друг на друга, на родителей. У наших детей виноваты все, кроме них. Если слушать их, то окажется, что все учителя плохие. Поэтому нужно их успокаивать и говорить о том, что учителя в первую очередь — это люди, которые вам дают знания, образование. Всех своих детей я учу тому, что они должны учителей уважать. Конечно, хотелось бы, чтобы учителя воспитывали детей, но у наших преподавателей главная задача — подготовить ученика к ЕГЭ. Все эти репетиторы, вечерние занятия — все заточено под ЕГЭ, они прямо с ума сходят. Я понимаю, что нужно менять всю систему образования — вводить уроки воспитания. У нас сейчас не то чтобы в школах, а вообще во всей образовательной системе не уделяют должного внимания воспитанию детей. Хотя в дошкольных классах не нужно их учить математике, таблице умножения. В детстве до 4 класса детей нужно прежде всего воспитывать, учить уважать старших, вести себя в обществе.
Мы вчера разговаривали с руководителем управления образования, я ему высказал свою точку зрения: нужно на законодательный уровень выйти с инициативой вообще запретить смартфоны и планшеты в школах. Наши дети уверяют, что они нужны для учебы. Это глупость. Есть компьютер дома — пожалуйста, готовьте рефераты. Но нужно запретить носить планшеты в школу. Некоторые родители говорят, что телефоны нужны, чтобы контролировать детей. Нас вот никто никогда не контролировал. Для детей все эти новшества несут гораздо больше проблем, чем отсутствие контроля. Они на этих телефонах таким гадостям учатся, такое смотрят, что лучше бы у наших детей этих гаджетов не было. Например, человек может управлять автомобилем с 18 лет, можно предложить, чтобы ребенок имел право пользоваться смартфоном с 16 лет, например. А до этого возраста — стационарный компьютер дома. Мы своих детей убиваем планшетами, они физически не развиты, умственно не развиваются, глядя в эти экраны. Сколько детей нервозных — играют в игры, у них руки трясутся, они полностью эмоционально погружены в игру.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 78
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.