Чтобы первый в Закамье суд присяжных состоялся, пришлось разослать приглашения тысяче нижнекамцев. В итоге в заседании приняли участие шестеро, среди которых пенсионеры, бухгалтер и работники промпредприятий. Адвокат подсудимого, заявивший ходатайство о рассмотрении дела присяжными, сообщил о давлении на него и коллег. «В кулуарах нам объясняли, что в случае, если мы будем настаивать на присяжных заседателях, приговор будет достаточно серьезный», — отметил защитник.
В Нижнекамске с трудом состоялся первый суд с участием присяжных заседателей
СЛИШКОМ СУРОВЫЙ ПРИГОВОР
Накануне вечером завершился первый в Закамье процесс с участием присяжных заседателей. Напомним, что с 1 июня прошлого года вступил в силу закон, по которому суды присяжных теперь могут функционировать и в районах. Всего в Татарстане обвиняемыми было подано 9 ходатайств. В итоге до суда присяжных дошло только два дела — в Дрожжановском и Нижнекамском районах. В Дрожжаном обвиняемого в убийстве гражданина присяжные оправдали, а в Нижнекамске процесс, на котором побывал корреспондент «БИЗНЕС Online», завершился обвинительным вердиктом и жестким наказанием.
Судили трех мужчин и двух женщин по статьям о незаконном производстве и сбыте наркотических средств в значительном, крупном и особо крупном размерах, а также легализации денежных средств, полученных преступным путем. По словам гособвинителя Андрея Кокуйского, вердикт суд присяжных вынес еще 20 декабря. Коллегия посчитала всех пятерых виновными. Вчера же судья огласил приговор. На каждого подсудимого приходилось по три-пять эпизодов. Приговор оказался суровым, чем удивил адвокатов. На пятерых осужденные получили 74 года. Самый большой срок в 18 лет и 70 тыс. рублей штрафа получил подсудимый Ефремов. По иронии судьбы, именно он и заявлял ходатайство о рассмотрении дела судом присяжных. В материалах дела отмечается, что у мужчины было найдено полкилограмма наркотических средств. Кстати, Ефремов — житель Оренбургской области, все остальные — из Нижнекамска. Еще один участник преступных действий группы Соколов получил 14 лет строгого режима и 70 тыс. рублей штрафа. Частично признавший свою вину Григорьев — 16 лет строгого режима. Адвокат мужчины Дмитрий Михайлов заявил, что приговор защита будет обжаловать. «С приговором суда мы, конечно же, не согласны, будем его обжаловать. Слишком суровый приговор с учетом позиции подсудимого. Мой подзащитный частично признал свою вину», — отметил защитник. Однако все же адвокат признал, что присяжные были снисходительны. «Они все-таки принимали решение исходя из своего глубокого жизненного опыта. Да, конечно, они человечнее. Они не юристы в любом случае», — заявил Михайлов.
Две женщины в преступной группе Хромова и Изотова получили по 13 лет с отбыванием наказания в колонии общего режима. Их взяли под стражу прямо в зале суда, до этого они находились под подпиской о невыезде.
После оглашения приговора судья Ленар Нуртдинов поинтересовался у подсудимых, понятен ли им приговор. Все сказали тихое да. Возражение выразил лишь Ефремов: «Нет, ваша честь, непонятен». Однако развивать мысль осужденный не стал. Пока судья зачитывал приговор, кто-то из подсудимых безостановочно ходил по камере, кто-то начал одеваться, услышав о долгих годах заключения. Две женщины, которые еще во время перерыва спокойно выходили в коридор, начали плакать на словах о том, что их должны взять под стражу прямо в зале суда.
74 года заключения на пятерых получили виновные в сбыте наркотиков
Стоит отметить, что Ефремов упорно боролся за то, чтобы его дело судил не судья единолично, а присяжные. Первое ходатайство судья отклонил и начал рассматривать дело в обычном порядке. Но Ефремов обжаловал решение в Верховном суде и добился прекращения уже начавшегося процесса и возобновления его в новом статусе. Адвокат Ефремова Иван Люлин рассказал о давлении из-за решения его подзащитного о рассмотрении дела присяжными. «На адвокатов и подсудимых определенное давление, конечно же, оказывалось как со стороны государственного обвинения, так и со стороны следствия. В кулуарах нам объясняли, что в случае, если мы будем настаивать на присяжных заседателях, приговор будет достаточно серьезный. Нам объясняли, что практика и верховного и районных судов идет по тому пути, что наказание в случае, если вердиктом присяжных будет установлена вина подсудимого, как правило, намного суровее, нежели единоличное рассмотрение дела судом», — отметил адвокат. По его мнению, причина в страхе потерять контроль над процессом. «Наше государство любит контролировать те процессы, которые оно привыкло контролировать. А здесь получается решение по уголовному делу в какой-то степени зависит от присяжных заседателей», — заметил защитник.
В целом же новую для районных судов практику Люлин, несмотря на первый негативный опыт, оценивает положительно. «Суды, рассматривая такие дела единолично, находятся в более выгодном положении, чем стороны защиты и обвинения. Потому что оценка доказательств осуществляется судом. В данном же случае оценка доказательств и то, что каждая из сторон будет произносить в суде, оценивается присяжными. Здесь просматривается осуществление принципа состязательности в большей степени, потому что решение будут принимать присяжные, а не судья единолично», — заметил защитник.
Впрочем, как оказалось, для Ефремова все могло сложиться куда хуже. Присяжные оправдали его по одному из эпизодов сбыта наркотиков. «За этот эпизод он мог получить гораздо больше, чем за эпизоды, по которым он был признан виновным», — заявил Люлин.
Однако же суровый приговор налицо. «Дали 18 лет. Фактически это первый случай в моей семилетней практике, да и прокуратуры, наверное, когда сложение наказания произошло не частично, а фактически полностью», — заявил адвокат. Отметим, что Ефремову по двум доказанным эпизодам было назначено 9 лет и 6 месяцев и 9 лет и 10 месяцев.
Как удалось узнать, среди присяжных были в основном работники промышленных предприятий, пенсионеры и бухгалтер. По закону, им предусматривалась оплата труда в размере половины оклада судьи
ПРИСЯЖНЫМ ТРИ РАЗА РАССЫЛАЛИ ПРИГЛАШЕНИЯ
Процесс подбора присяжных ожидаемо отнял много времени и сил. «Нам закон говорит, что у нас должно быть минимальное количество присяжных — шесть человек и минимум два запасных. Мной было принято решение, что у нас будет шесть основных плюс пять запасных, потому что дело было сложное, составляло 22 тома, пять подсудимых и много эпизодов. Это длительный процесс, к тому же 44 свидетеля», — рассказал судья Нуртдинов.
По его словам, в первый раз они разослали 200 приглашений для участия в отборе присяжных. В суд никто из них не явился. Кстати, отбирали рандомно. Вносится необходимое количество приглашений, а список подбирается программой в случайном порядке. Во второй раз разослали уже 300 приглашений, в суд явились лишь двое. По закону начать отбор можно только при наличии 10 кандидатов. В итоге пришлось опять рассылать приглашения, но на этот раз уже 500 нижнекамцам. В итоге на отбор удалось набрать около 30 человек. Его прошли 13 человек, а нужных 11 отобрали, просто отсчитывая от начала списка. Сторона защиты не стала добавлять проблем суду и заявлять отводы присяжным. Таким правом воспользовался лишь гособвинитель и отмел двух кандидатов.
Нуртдинов отметил, что присяжные заявили о том, что все подсудимые по всем эпизодам заслуживают снисхождения. А это значит, что в приговоре судьи должно быть не больше двух третей от предусмотренного максимального наказания. «При вынесении решения я руководствовался тем, что в основном эпизоды связаны с покушением на совершение преступления. Закон предусматривает не больше трех четвертей [от предусмотренного наказания]. Плюс было принято решение о снисхождении», — отметил судья.
Как удалось узнать, среди присяжных были в основном работники промышленных предприятий, несколько пенсионеров и бухгалтер. По закону им предусматривалась оплата труда в размере половины оклада судьи. Однако все присяжные предоставили справки о зарплате, и оказалось, что их доход выше, поэтому им платили половину от их оклада.
В целом же, несмотря на сложность процесса, длившегося почти полгода, в суде практику оценивают позитивно. «Это интересно, это состязательность. Роль председательствующего судьи в таких процессах — это обеспечить условия. А все остальное решает коллегия присяжных», — заметил Нуртдинов.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 8
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.