В этом году решила перековаться в биологи и выбрала, как это звучит в переводе, Свободный университет им. Кеннеди

«В ГЕРМАНИИ ДЛЯ КАЖДОЙ ПРОФЕССИИ ДОЛЖЕН БЫТЬ ОТДЕЛЬНЫЙ ДИПЛОМ»

Мой четвертый университет казанские друзья восприняли с удивлением и насмешками. И я легко их могу понять. Люди живут в той замечательной стране, где с дипломом филолога можно пойти работать кем угодно — учителем, журналистом, продавцом или податься в офисные сотрудники. У меня, к сожалению, такое разнообразие системой не предусмотрено. Хотя после Казанского университета я стала русским филологом, а после Слубицкого и частично Лейпцигского — польским, перспективы работать по профессии вырисовывались очень туманно. В Германии для каждой профессии должен быть отдельный диплом. А мой казанский немцев не раз заводил в тупик.

Во-первых, потому что там нет четкого определения моей специализации. Квалификация звучит как «филолог, преподаватель», специализация строчкой ниже уточняет: «русский язык и литература, литературная критика и редактирование». Такое обилие слов вместо конкретного сочетания «учитель русского языка и литературы» вызывает у бюргеров сбой работы головного мозга. Может, в силу этого в Саксонии мой диплом не признали и посоветовали поступать в местный университет, поучиться русскому языку у немецких преподавателей, а боннская централь дала расплывчатый ответ о признании диплома, но непризнании квалификации.

Электронная схема университета – очень удобно

Во-вторых, в казанском дипломе отсутствуют пункты ECTS, которые должны начисляться за каждый предмет в зависимости от количества часов дисциплины. Но это уже не так страшно, 30 часов занятия равны одному кредитному пункту. Дальше дело математики и «признавательных» инстанций. 

На том бы мне успокоиться и положить свой диплом обратно на полку, как нет же. Информация о том, что в Берлине катастрофически не хватает учителей всякого рода, меня обнадежила. Справившись в интернете о зарплате преподавателей, я без промедлений решила податься в педагоги. Зарплаты во всех землях разные. В Берлине, к примеру, учитель получает около 5 тыс. евро. Минимальная планка зарплаты — от 2 100 евро, а максимальная — 6 787.

В Берлине, как оказалось, диплом нужно признавать заново, потому что это отдельная земля со своими порядками и законами, и даже боннский документ из центральной организации роли не играет. Процедура подтверждения — отдельная история со множеством смешных деталей. Но итог порадовал: диплом мне подтвердили.

Во всех вузах страны каждый студент сам обязан составить себе расписание

Согласно документу, я могу либо работать как учитель русского языка (пусть и с небольшими оговорками), либо довести диплом до немецких стандартов и преподавать уже полноценно, без ограничений. Последнее подразумевает поступление в университет, выбор направления Lehramt — переведу это как учительство. То есть на сам процесс преподавания как таковой нужно учиться. Основные составляющие обучения — педагогика и дидактика, плюсом к этому — другой предмет, который хочу изучать и преподавать в дальнейшем. По немецкой системе учитель должен быть компетентен в двух дисциплинах, которые он выбирает из предложенного списка на свое усмотрение. Комбинация принимается практически любая, будь то физкультура и математика.

В моем случае филология уже зачтена, и довести свой диплом до ума займет три года — ровно столько, сколько длится обычно учеба на уборщицу, парикмахера, продавца или логиста. Подавая документы в прошлом году, я выбрала истфак Берлинского университета им. Гумбольдта. Самым любопытным оказалось то, что меня зачислили в ряды студентов, но не допустили до учебы, поскольку результаты языкового экзамена немного не дотянули до положенного академического уровня. Даже не думала, что такое вообще возможно: поступить в университет — вовсе не означает попасть в него.

Поскольку Свободный университет был основан в Западном Берлине по окончании войны, то архитектура его корпусов типично фээргэшная – стекло и бетон

«испытывающих СТРАХ ПЕРЕД ЭКЗАМЕНОМ ИЗБАВЯТ ОТ СТРЕССА В ОТДЕЛЕНИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ СТУДЕНТАМ»

В этом году я решила перековаться в биологи и выбрала, как это звучит в переводе, Свободный университет им. Кеннеди, где сейчас и учусь. Да, на сей раз повезло — я оказалась и зачисленной, и допущенной до учебы. Мне торжественно прислали уведомление на электронную почту о создании персонального аккаунта на интернет-просторах университета. Вещь очень полезная, ибо с ее помощью можно кроить свою студенческую судьбу и план занятий, быть в курсе изменений и пользоваться так называемой черной доской. На Blackboard преподаватели скидывают все свои лекции, итоги семинаров и объявления об изменениях. Судорожно строчить конспекты на парах не требуется. Впрочем, этим меня уже разбаловали Слубицкий и Лейпцигский университеты. 

Чем мне безумно нравятся немецкие вузы, так это своим простором. Нереальное количество лавочек, стульчиков, диванчиков просто посидеть

Во всех вузах страны каждый студент сам обязан составить себе расписание. Дан модуль дисциплины, допустим «зоология и эволюция». Он состоит из лекций, семинаров и практик. Задача студента — скомпоновать этот модуль с остальными предметами таким образом, чтобы они не пересекались друг с другом по времени. Полученный план с обязательными и факультативными предметами позже надо внести в систему Campus Management, воспользовавшись личным аккаунтом. Хотя все звучит легко, на деле уходит много времени, чтобы этот пасьянс сложился.

Собственно, от факультатива можно и отказаться, дело хозяйское. Но за три бакалаврских года учебы надо набрать не менее 180 кредитных пунктов (те ECTS, о которых я упоминала в начале). То есть за семестр минимум 30. Больше предметов — больше пунктов. Отучиться раньше положенного времени не получится, и пункты от необязательных предметов не компенсируют обязательные, но пригодятся на последующих курсах и украсят диплом.

Причем бывают такие дисциплины, где вполне законно можно не сдавать итоговый экзамен. Если расклад такой, что в сумме за модуль светит получить 7 пунктов, из которых 2 — за посещаемость, 3 — за участие в семинарах и 2 — за экзамен, и в отдельной графе указано, что явка на него необязательна, то можно махнуть рукой на 2 пункта и не трепать себе нервы.

Мне было забавно слушать на организационной встрече доводы женщины-доцента, дисциплина которой закончится в этом семестре факультативным экзаменом. Человек науки рассуждала о важности проверки, призывала всех принять участие в экзамене, говорила, что 2 пункта еще пригодятся, что испытывающих страх перед экзаменом избавят от стресса в отделении психологической помощи студентам, и взывала к материальной стороне вопроса. Подразумевался BAföG — беспроцентный заем у государства денег на период обучения, которые разрешается отдавать спустя три года после выпуска из вуза, причем по частям, и в зависимости от успеваемости возвращать не всю сумму. Если по окончании семестра не предоставить отчет о сданных экзаменах, денег больше не дадут. Как бы то ни было, но представить на месте этого уговаривающего доцента преподавателей из Казанского университета моя фантазия была просто не в состоянии.

Столовая Университетская столовая позиционирует себя как защитник окружающей среды

«СТУДЕНЧЕСКИЙ ВЫСТУПАЕТ В РОЛИ ПЛАТЕЖНОЙ КАРТОЧКИ В СТОЛОВУЮ»

Еще одно преимущество нынешнего студенчества мне обеспечили дети. Будучи студентом-родителем, я обязана подать в университет свой план занятий заблаговременно, когда Campus Management для всех остальных заблокирован. Это гарантирует учащимся родителям место на курсе с ограниченным количеством слушателей и 100-процентное попадание на желаемый семинар или практику. При этом тем, кому не с кем оставить своих сорванцов, университет предоставляет место в детском саду при самом вузе. Так и стоит отдельным зданием рядом с университетом для студентов, у которых уже к моменту обучения появились дети.

Распечатать студенческий билет, вернее карточку, тоже лучше заранее. В корпусах вуза стоят специальные автоматы для таких распечаток. Полученный студенческий (за 311 евро семестрального взноса) выполняет роль проездного билета, библиотечного абонемента, платежной карточки в столовую, где наличка не в ходу. 

Последнее — явление интересное прежде всего тем, что столовая позиционирует себя как защитник окружающей среды. За сам стаканчик для кофе в дорогу взимается 40 центов, а перед входом красуется призыв вместо круглогодичного использования одноразовой посуды выбирать каждый день напиток в обычной чашке. Стоит он, кстати, 80 центов. Цены можно назвать божескими: порция риса — 60 центов, картошки — 75, гуляш или шницель — 1,55 евро. Есть и блюда поизысканнее, но стоят они уже как в кафе. Цена выпечки лишь немногим ниже, чем в кондитерской. Впрочем, маффинами, круассанами, чаем и кофе можно насладиться как в столовой, так и в кафетериях, фойе зданий. 

Вот, кстати, чем мне безумно нравятся немецкие вузы, так это своим простором. Нереальное количество лавочек, стульчиков, диванчиков просто посидеть. После второго корпуса КФУ, когда приходилось на все выстаивать в очереди, будь то экзамен, лифт, туалет, столовая, у меня появился пунктик на том, чтобы обстановка не чинила препятствий учебному процессу, а само здание было приспособлено для учебы и прочих потребностей.

Комната для отдыха студентов с диванами и разноцветными пуфиками

Поскольку Свободный университет был основан в Западном Берлине по окончании войны, то архитектура его корпусов типично фээргэшная. Применение стекла и бетона в причудливых сочетаниях и формах иногда ассоциируется с комфортным гаражом, порой с космическим кораблем, но и в том, и другом чувствуешь себя максимально комфортно и уютно. Не говоря о внутренних двориках, куда каждый может выйти на перекур, пообщаться, попить кофе и подышать свежим воздухом.

Оправдает ли университет мои ожидания и поможет ли наконец приобрести квалификацию по немецким стандартам, расскажу через три года. Кто куда, а я пока на пары.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции