Алексей Песошин Ровно 20 компаний прошло через комиссию под руководством премьер-министра РТ Алексея Песошина на получение статусов резидентов ТОСЭР «Набережные Челны» Фото:  prav.tatarstan.ru

«НА РАССМОТРЕНИИ ЕЩЕ 8 ПРОЕКТОВ НА 2 МИЛЛИАРДА…»

Ровно 20 компаний прошло через комиссию под руководством премьер-министра РТ Алексея Песошина на получение статусов резидентов ТОСЭР «Набережные Челны» в этом году по состоянию на сегодняшний день. Последние три защитились сегодня утром — это небольшие производства от ООО «Камский настил», ООО «Кениг Модуло Ру Челны» и ООО «Русская автомобильная компания» («РУСАК»). Если исходить из того, что они будут одобрены и федеральными кураторами (а Москва еще ни один челнинский проект не завернула), то общий объем заявленных инвестиций, собранный только в этом году заместителем руководителя исполкома Челнов по вопросам развития ТОСЭР Эльдаром Тимергалиевым, превышает 14,5 млрд рублей, из которых более 620 млн уже освоено.

Всего 37 прописанных в ТОСЭРе производств (опять же считая новые) заявили 34,7 млрд рублей, на данный момент фактически инвестировано 15,3 млрд рублей, в том числе 13,5 млрд капитальных вложений. По 20 проектам этого года запланировано создание 2614 рабочих мест, из них создано 150, так как большинство проектов готовят производство. По всем имеющимся компаниям план по рабочим местам достиг 6,33 тыс. позиций, из которых уже создано 3,24 тысячи. Если предложенными показателями и будет закрыт календарный год, то январь 2019-го, есть надежда, принесет в копилку еще не один завод, так как месяц станет финишной прямой для потенциальных резидентов, рассчитывающих на льготы по социальным выплатам за сотрудников.

«У нас сейчас на рассмотрении еще 8 проектов на 2 миллиарда рублей и 580 рабочих мест, — рассказал после сегодняшней защиты Тимергалиев. — Среди них один проект с крупными инвестициями, но размещение этих инвесторов в ТОСЭРе будет зависеть не только от нас — важна активность самих претендентов, наша совместная работа».

Два из трех сегодняшних проектов местные, и их идеологи хорошо известны на рынке Татарстана. Так, «Камский настил» — это уже четвертый резидент ТОСЭРа, учрежденный Фаилом Шарифуллиным — владельцем холдинга «Татэлектромаш». В преддверии сокращения льгот, о котором мы подробно рассказывали в начале декабря, Шарифуллин продемонстрировал завидную активность: предыдущий свой проект он завел в ТОСЭР тоже в этом месяце. «Камский настил», который под руководством Раиля Ахметьянова займется производством решетчатых стальных настилов для монтажных работ, оценивается в 89,3 млн рублей, его реализация позволит трудоустроить 56 человек. Компания планирует выйти на серийное производство во втором полугодии 2023 года.

Проект ООО «РУСАК» предполагает производство скоростных гусеничных вездеходов «Русак-3918» с управлением легкового автомобиля. Эта компания входит в группу «КОМ» Василия Маньковского, которую он основал еще в 1990 году с небольшого предприятия, занятого производством коробок отбора мощности. Сегодня в группе на трех производственных площадках работает 400 человек, компания даже выпускала одно время корпоративную газету «КОМ-Партия», пока бумага не утратила актуальность. Гусеничный вездеход — это проект, к которому КОМ идет уже не один год, до сих пор выпуская только колесные варианты. За 89,6 млн рублей и силами 53 человек под управлением директора Андрея Китаева Маньковский намерен создать машину на резино-кордовой гусенице, которая позволит вездеходу выезжать на дороги с твердым покрытием.

Напомним, что запускать «Русак-3918» в серию Маньковский планировал еще в прошлом году и подробно рассказывал «БИЗНЕС Online» об автомобиле. По сравнению с колесными моделями он меньше давит на грунт, благодаря чему способен развивать скорость до 70 км/ч на суше и до 7 км/ч на воде. Любой водитель легкового авто освоит «Русак» за 10 минут — возможно, этим проект и подкупил президента РТ Рустама Минниханова, который интересовался моделью. Первые опытные образцы колесного «Русака», разработанные вместе с Нижегородским техническим университетом благодаря гранту от минобрнауки РФ, демонстрировались и в Москве на выставке «Вузпромэкспо».

Эльдар Тимергалиев Эльдар Тимергалиев пояснил, что для Челнов, конечно, приоритетны гринфилд-проекты, но иностранным инвесторам часто требуется первый практический опыт для последующих крупных вложений Фото:  prav.tatarstan.ru

КАК «РУСАК» ВСТАЛ НА ГУСЕНИЦЫ

Пока КОМ строил дополнительные площади — в начале прошлого года их требовалось около 2 тыс. кв. м, — кое-какие параметры вездехода изменились, и прежде всего, конечно, цена. Если на старте идеи ценник готовой машины колебался между 2 и 2,5 млн в зависимости от модификации, то сейчас в разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online» владелец компании оценивает «Русак-3918» в 3,5 млн рублей, а бюджетный тентованный вариант — в 3,2 млн рублей.

«Жесткий кузов сильно повышает себестоимость в первую очередь из-за сложной и дорогой оснастки, — рассказал Маньковский. — Поэтому мы решили выпустить и модель с тентом, но будем работать над снижением издержек при запланированной норме прибыли. Мы закладываем рентабельность на уровне 15 процентов. Сегодня много комплектующих приходится брать на стороне, но после начала продаж мы планируем закупить дополнительное оборудование и в дальнейшем расширять номенклатуру под свои нужды. Если все будет нормально, себестоимость снизится. Часть нужного оборудования уже выпускается в России. Мы купили четыре дорогих японских станка для механической обработки, а сварка, трубогибы, листогибы, гильотины — все это уже есть отечественное».

Необходимые площади к настоящему времени построены, а модернизация производства позволила КОМу высвободить и дополнительные за счет замены станков на более производительные, так что в резерве остается 2,5 тыс. кв. метров. «Рынок исследован достаточно глубоко, мы ориентируемся прежде всего на корпоративных потребителей, — излагает Маньковский. — До того как мы заявили опытно-промышленную партию, мы собрали и опробовали 7 образцов. На восьмой раз, мы считаем, получился готовый продукт. Мы наездили на двух гусеничных машинах тысяч по 10 километров, убедились, что работают они хорошо. До сегодняшнего дня подобные машины производили кустарным способом, а мы пытаемся поставить их на серию. Мы сами создаем трансмиссии, а все остальные приспосабливают под свои нужды традиционные рыночные предложения, которые либо не отвечают регламентам, либо требуют глубокой модернизации. Наша трансмиссия изначально отвечает требованиям, которые предъявляются к данному виду транспортных средств».

Согласно презентации, озвученной на сегодняшней защите в Казани, компания заявляет выпуск 144 вездеходов в год,начиная с 2024-го, однако Маньковский поясняет, что это только цифра, которую они записали себе в обязательства. Фактически он рассчитывает собирать порядка 500 машин — как гусеничных, так и колесных, примерно напополам. Потенциальные потребители колесного «Русака-3993» — нефтяники, пограничники, охотники и рыбаки на Дальнем Востоке и на Крайнем Севере — уже знают: он преодолел опытную экспедицию на 3,5 тыс. км из Якутска в Певек после закрытия зимников, видеоотчет из которой широко обсуждался в прессе.

Третий из свежих проектов ТОСЭРа иностранный. ООО «Кениг Модуло Ру Челны» на площадке КИП «Мастер» будет выпускать каркасы крепления для облицовочных панелей кабин и штампованные изделия, а также займется гибкой труб для поперечных балок. Этот проект позиционируется как подготовка к запуску высокоточного производства компонентов из стали от итальянской König Metall GT Srl и польской PL Modulo Ps. zo.o — компаний, входящих в группу König Metall. «Кениг Модуло Ру» планирует экспортировать готовую продукцию крупным потребителям из Франции, Бельгии и Германии. Директор общества Валерий Ломов заявил выход на производственную мощность в 2024 году. Стоимость проекта — 125 млн рублей, количество рабочих мест — 31.

Дальнейшие инвестиции группы в Татарстан будут зависеть от первого года работы в КИП «Мастер». Обрисовывая перспективы взаимоотношений в разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online», Тимергалиев пояснил, что для города, конечно, приоритетны гринфилд-проекты, но иностранным инвесторам часто требуется первый практический опыт для последующих крупных вложений.

«Никто не хочет рисковать, сразу вкладываясь в гринфилд-проект, — объяснил Тимергалиев. — Поэтому мы пользуемся индустриальным парком как козырем. Когда мы понимаем, что у инвестора, к примеру, есть хороший запасной гринфилд-вариант в другом регионе, с коммуникациями, с бесплатной землей, мы говорим: заходите для начала в КИП „Мастер“, почувствуйте атмосферу и отдачу, а потом примете решите о строительстве собственной площадки. Это работает. Наглядный пример — Haier. Располагая огромным капиталом, китайская компания тем не менее тоже начинала с размещения в индустриальном парке. В контексте ТОСЭРа КИП „Мастер“ стал чем-то вроде инкубационного центра для иностранных инвесторов».