Оживляющая город: Диана Сафарова – человек года в культуре по версии «БИЗНЕС Online»
Редакция сделала свой выбор, теперь слово за читателями. На голосовании — шорт-лист из 10 кандидатов
Первый год Ирады Аюповой на посту министра культуры РТ выдался довольно урожайным на яркие события, так что у нынешнего «главного по культуре» в республике есть с кем и куда двигаться вперед. Дебютант Большого театра, автор главного памятника года, лауреат «Золотой маски» и певица, открывавшая и закрывавшая чемпионат мира по футболу. «БИЗНЕС Online» называет главные имена культурного Татарстана в 2018 году и приглашает читателей сказать свое слово.
Вряд ли кто-то будет отрицать, что без новаторства искусство мертво. В Казани же что-то по-настоящему необычное и свежее, к сожалению, рождается не так часто. Тем ценнее такие прорывы. Иммерсивный спектакль «Анна Каренина» — новое явление не только для наших широт, но и вообще для России за пределами Москвы и Санкт-Петербурга, а потому мы практически не колебались, присуждая звание человека года в культуре Татарстана по версии «БИЗНЕС Online» Диане Сафаровой. При этом театральная сенсация — это плод большого коллективного труда всего фонда поддержки современного искусства «Живой город», где режиссер-постановщик Сафарова выступает в неразрывном тандеме с продюсером Инной Ярковой.
«Живой город» и его основная площадка — творческая лаборатория «Угол» — развиваются уже пять лет и хорошо известны в театральном мире России. Во многом благодаря многочисленным проектам фонда за Казанью закрепилась слава одного из центров развития экспериментального театра в стране. Но, взявшись за «Каренину», команда «Живого города» замахнулась на проект совершенно иного масштаба. Иммерсивный театр, принцип которого заключается в интерактивности и вовлеченности зрителей в происходящее действо, — это пример использования современных практик для создания шоу, способного приобщить ту широкую публику, которая предпочитает обходить стороной традиционные «театры с колоннами».
Вместе с «Карениной» в городе появилось и новое креативное пространство — площадка для реализации самых необычных проектов. Городские власти, отдав под этот проект в бесплатную аренду пустовавшее бывшее здание центрального загса, а также «Татнефть» как главный спонсор сделали первый шаг к образованию «Дома культуры нового типа».
Ну а пока здесь идет спектакль Сафаровой, на который хорошо расходятся билеты, несмотря на то, что цены (от 3,5 тыс. рублей) отнюдь не демпинговые. При этом действо отрабатывает каждую копейку: 1000 элементов реквизита, 100 костюмов, 350 сцен, 16 основных сюжетных линий, 25 локаций, 1700 кв. м пространства — все это про первое иммерсивное шоу в Казани. Мир «Карениной» в доме купца Демидова создают два десятка актеров, внушительный по составу административный и технический персонал. Многие из тех, кто уже бродил с масками на лице по особняку Демидова, всерьез удивляются, как Сафарова и Ко смогли «поднять» своими силами такую масштабную историю, поскольку даже в столицах в качестве режиссеров и консультантов на таких проектах часто выступают иностранцы, имеющие опыт создания иммерсивных спектаклей. Словом, дико интересно посмотреть, как вся эта история будет развиваться дальше.
Фото: «БИЗНЕС Online»
НОВЫЙ МИНИСТР, МЭТРЫ И «МОЛОДАЯ ШПАНА»
Прежде чем перейти к десятке кандидатов, отобранной нами для читательского голосования, немного о тех, кто в нее не вошел, но кого тоже хотелось бы выделить. Многие надежды связаны с появлением у руля профильного министерства Ирады Аюповой. Теперь за культуру в республиканском правительстве отвечает, пожалуй, самый демократичный и открытый министр. Пока среди ее персональных достижений за первые полгода в новом качестве можно отметить, к примеру, масштабный Tat Cult Fest 30 августа в Казанском кремле, представивший зрителю во всей красе молодую альтернативную татарскую культуру. Или, например, смелое назначение Гузель Сагитовой директором ТЮЗа им. Кариева, которое дает надежду на то, что самый незаметный из государственных театров Казани заживет по-другому. За серией других кадровых перестановок также просматривается желание расшевелить застоявшиеся учреждения.
Ограниченный круг мест в нашем рейтинге не позволил туда попасть отличившимся мэтрам, но их необходимо отметить: главный режиссер театра им. Камала Фарид Бикчантаев стал лауреатом престижной премии им. Станиславского; личной победой директора ГМИИ РТ Розалии Нургалеевой можно считать открытие после масштабной реставрации галереи современного искусства… Молодое поколение также не отставало. После премьеры «Сююмбике» сопрано Гульнора Гатина стала настоящей претенденткой на «трон» главной оперной певицы Казани, свободный с тех пор, как перестали активно выступать Зиля Сунгатуллина и Венера Ганеева. Руководитель продюсерского центра Yummy Music Ильяс Гафаровс помощью того же Tat Cult Fest успешно встраивает в мейнстрим татарскую альтернативную музыку. Отличился премьер балетной труппы театра им. Джалиля Олег Ивенко — он организовал собственный фестиваль современного танца #StagePlatforma. Отдельно стоит отметить и подвижки в сфере кинематографа — здесь и деятельность «Татаркино» Миляуши Айтугановой, и дирекции форума «Время кино» Альбины Нафиговой, и несколько премьер татарстанских полнометражных игровых картин, например «Байгала» Ильдара Ягафарова. Кроме того, оператор Айдар Шарипов ездил на Каннский фестиваль с казахским фильмом «Ласковое безразличие мира». В общем, событий в культурной жизни республики было много, мы рискуем забыть упомянуть кого-то из достойных.
И все же вернемся к нашей десятке. Отметим, что здесь нашлось место и литераторам, и музыкантам, и художникам, и режиссерам. Не все они живут и работают в Татарстане, но именно в этом году отличились яркими событиями, замеченными в республике. Поддержать можно любое количество кандидатов.
30-летний Нурбек Батулла — один из героев татарского мира, далеко выходящего за пределы культурного пространства. Его сенсационная «Золотая маска» за мужскую роль в хореографическом спектакле «Әлиф» («Зов начала»), посвященном исчезающему языку, стала, по сути, настоящим флагом нового молодого национального искусства, оказавшегося способным на такое признание. Интересно, что республика на государственном уровне довольно равнодушно восприняла это достижение. Батуллу срочным указом президента не наградили званием или медалью, более того, лауреата главной театральной премии России чиновники минкультуры РТ даже не встретили торжественно по приезду из Москвы. Впрочем, будем надеяться, что официальное признание еще впереди. А пока артисту, который сейчас трудится в ТЮЗе им. Кариева, остается пожелать, чтобы «Золотая маска» не оказалась единичной вспышкой, а стала лишь началом большой профессиональной карьеры, которая, по сути, только начинается.
АИДА ГАРИФУЛЛИНА
Оперная певица
Фото: «БИЗНЕС Online»
За этот год Аида Гарифуллина превратилась в настоящую международную знаменитость. Оперная красавица поет в Париже и Зальцбурге, снимается для обложек модных журналов и представляет страну-хозяйку Россию на церемонии открытия чемпионата мира по футболу. На родине успехи Гарифуллиной особенно приятны и тем, что сопрано из Казани всегда публично подчеркивает и место своего рождения, и свои национальные корни, стараясь, к примеру, включать в сольные концерты татарские песни. Кроме того, в этом году столица Татарстана наконец-то дождалась большого выступления землячки в ГБКЗ с Государственным симфоническим оркестром РТ.
ЗУРАБ ЦЕРЕТЕЛИ
Художник, скульптор
Фото: «БИЗНЕС Online»
Наверное, 84-летний Зураб Церетели сильно удивится, если узнает, что его включили в десятку главных культурных героев Татарстана за 2018 год. Но открытие первого в мире памятника Рудольфу Нуриеву в Казани — история, безусловно, нетривиальная. И за это стоит поблагодарить и скульптора, и татарстанские власти, и мецената Рустэма Магдеева, профинансировавшего установку монумента. Даже такой Нуриев в бронзе — на задворках казанской оперы у самой проезжей части — одно из главных культурных событий не только этого года.
АЛЕКСАНДР СЛАДКОВСКИЙ
Художественный руководитель и главный дирижер ГСО РТ
Фото: «БИЗНЕС Online»
Среди массы событий, концертов, фестивалей, которые проводит 53-летний Александр Сладковский, иногда бывает даже сложно выделить что-то самое важное. В любом случае Государственный симфонический оркестр Татарстана — это настоящее культурное лицо республики, так что обойтись без него в нашем рейтинге было бы сложно. Отметим, что в этом году ГСО РТ представил казанской публике целую группу знаменитых оперных солисток. И если выступления Хиблы Герзмавы в столице Татарстана — это практически ежегодная традиция, то Альбина Шагимуратова, Динара Алиеваи Гарифуллина — каждый из этих концертов «татарстанских симфоников» мог бы претендовать на событие года для республики в мире классической музыки.
АЙДАР ЗАББАРОВ
Театральный режиссер
Фото: «БИЗНЕС Online»
И еще раз о «Золотой маске» — на этот раз будущей. Весной 2019-го станет известно, получит ли театр им. Камала приз в одной из шести номинаций, в которых представлен спектакль «Тормышмы бу?» («И это жизнь?»), который поставил по произведению Гаяза Исхаки 27-летний Айдар Заббаров. Молодой режиссер, ученик Сергея Женовача, — это, пожалуй, лучшее, что случилось с татарским театром за последние годы. Теперь он ставит в «Современнике» и МХТ, ну а в Казани на «Золотой маске» будут особенно болеть за премьера труппы Камаловского Искандера Хайруллина, который сыграл у Заббарова одну из своих лучших ролей и как никогда близко подобрался к всероссийскому признанию.
Иммерсивное шоу в доме купца Демидова, в котором задействованы два десятка актеров, а также большая административная и техническая команда, показало, что организаторы из фонда «Живой город» способны делать не только камерные экспериментальные театральные спектакли, но и «поднимать» такие масштабные проекты. Даже те профи, которые ломают голову над вопросом, можно ли считать иммерсивную «Каренину» театром или нет, соглашаются, что зрелище получилось впечатляющее, поэтому в нашем списке режиссер-постановщик Диана Сафарова.
РЕЗЕДА АХИЯРОВА
Композитор
Фото: «БИЗНЕС Online»
Первая за 11 лет национальная опера на сцене театра им. Джалиля. Это само по себе большое событие, которым стала «Сююмбике»Резеды Ахияровой. Два осенних показа прошли с успехом и аншлагами, благо и сам исторический сюжет, ставший основой для работы композитора Ахияровой и либреттиста Рената Хариса, прекрасно бился с современными реалиями, где господствовала «языковая проблема», вдоль поднявшая вопросы о пути татарского народа. Вот только продолжение разговора — новые показы «Сююмбике» — планируется не ранее апреля.
РУЗИЛЬ ГАТИН
Оперный певец
Фото: «БИЗНЕС Online»
31-летний тенор Рузиль Гатин, уроженец Набережных Челнов, выпускник ГИТИСа и Казанской консерватории,буквально на днях дебютировал в Большом театре. Он исполнил партию графа Либенскофа в опере «Путешествие в Реймс» Россини — едва ли не самой ожидаемой премьере года в главном театре страны. Но самое интересное, что это было первое выступление Гатина в России в классической опере. До этого не востребованный на родине победитель конкурса «Созвездие — Йолдызлык» делал карьеру в небольших итальянских театрах, но теперь в его послужном списке есть и Ла Скала, и Большой.
АЛЕКСАНДР СЛАВУТСКИЙ
Художественный руководитель и директор театра им. Качалова
Фото: «БИЗНЕС Online»
Оставим сегодня за скобками традиционные проблемы Качаловского — театра одной семьи. Но одноименный фестиваль, который Александр Славутский провел в этом году, стоит того, чтобы снять шляпу перед 71-летним режиссером и театральным менеджером. Римас Туминас, Юрий Бутусов, Лев Эренбург и Михаил Бычков — спектакли всех этих именитых постановщиков увидели зрители Качаловского фестиваля. Видимо, Славутский только разгоняется, Качалов-фест будет проходить раз в два года, но серьезные гастроли различных театров на площадке русской драмы в Казани теперь станут регулярными. Прошлым летом здесь гостила питерская «Мастерская» Григория Козлова, в этом году ждут Студию театрального искусства все того же Женовача. В общем, культуртрегер Славутский, безусловно, среди героев года.
ИЛЬДАР АБУЗЯРОВ
писатель, куратор арт-резиденции «Старо-Татарская слобода»
Фото: «БИЗНЕС Online»
Известный татарский писатель, пишущий по-русски, 43-летний Ильдар Абузяров в этом году добился немалых успехов на ниве культпросвета. На полную мощь заработал придуманный им проект арт-резиденции «Старо-Татарская слобода», финансово и организационно поддержанный мэрией Казани. Напомним, что суть этой практики, реализующейся по всему миру, в том, что литераторы приезжают и поселяются на пару-тройку недель в городе, знакомятся с ним и его обитателями, а затем пишут на основе впечатлений свои очерки и рассказы. Произведения от именитых гостей мы еще ждем, но встречи со знаменитыми писателями, которых привез в столицу Татарстана Абузяров, наверняка надолго запомнятся читателям. А в 2018-м это были Алексей Иванов, Роман Сенчин, Сергей Шаргунов, Павел Басинский и другие. Список действительно впечатляющий. И, судя по всему, арт-резиденция на этом останавливаться не собирается.
Сохраняйте новости, статьи, комментарии чтобы прочитать их позже
Анонимно
НЕ за кого из этого списка не буду голосовать. Люди года, это те россияне, кто отработав честно до старости и болезней , умудряется как-то выжить в этой богом забытой стране , на нищенскую пенсию при отсутствии квалифицированной медицинской помощи, ведь у них нет влиятельных знакомых и огромных накоплений. У них есть плохое здоровье, маленькая пенсия и огромные счета за ЖКХ и прочие бытовые проблемы. А они выживают,пока.
Сохраняйте новости, статьи, комментарии чтобы прочитать их позже
Анонимно
Аиду наверное зря в список включили. Во-первых она уже состоявшаяся мировая личность, во-вторых на ее фоне все остальные очень сильно проигрывают. Если мы смотрит только на Татарстан, то Аида далеко за его пределами.
То же самое можно сказать про Церетели, Сладковского, Славутского, Ахиярову. Эти люди уже много лет в своей профессии и планомерно делают свое любимое дело в одной колее без особых резких взлетов и падений, но при этом и без особых выдающихся достижений, достойных премии. Выделять их людьми определенного года не совсем верно. Нужно делать акцент на молодых талантах, которых в широкой массе никто не слышал, и они выстреливают с сенсацией.
Сохраняйте новости, статьи, комментарии чтобы прочитать их позже
Анонимно
Что-то креативное и действительно интересное из всего списка только у Саттаровой. Как не относись к ее фамилии. Но - это действительно событие выносящее местный уровень в масштабы как минимум страны...
За Нурбека, однозначно. Яркий пример того, как свежесть, оригинальность и талант находят признание без денег и связей. Человек, который получил высшее призвание - Золотую маску - выйдя на сцену в одних трусах :)
Сохраняйте новости, статьи, комментарии чтобы прочитать их позже
Анонимно
НЕ за кого из этого списка не буду голосовать. Люди года, это те россияне, кто отработав честно до старости и болезней , умудряется как-то выжить в этой богом забытой стране , на нищенскую пенсию при отсутствии квалифицированной медицинской помощи, ведь у них нет влиятельных знакомых и огромных накоплений. У них есть плохое здоровье, маленькая пенсия и огромные счета за ЖКХ и прочие бытовые проблемы. А они выживают,пока.
Сохраняйте новости, статьи, комментарии чтобы прочитать их позже
Анонимно
Каждый человек, живущий и выживающий в матушке - России, это герой, безусловно. Честь всем и хвала. Но здесь голосуют за деятелей культуры, добившимся серьезных и прорывных успехов в отчетный год.
Сохраняйте новости, статьи, комментарии чтобы прочитать их позже
Анонимно
Именно, а при этом платить за детсадик, который ребенок не посещает из-за вечных болезней. А воспитатели не заинтересованы, чтобы дети ходили. Набьют группы до предела, а по факту ходят полугруппы или того меньше.
Какая разница, все равно родители платят.
Садики дороже, чем в других регионах и оплачивать надо полностью. Это нормально????
Никому дела нет до этого. Лучше бы чиновников лишили служебных машин и дорогих подарков за государственный счет на праздники, раз в стране кризис. А малоимущих не заставляли платить за услуги, которые фактически не оказываются.
Почему никому это неинтересно? Потому что из жизни простых людей?
Спасибо Артёму Прокофьеву, что пытался решить эту проблему. Не дали, но я ему благодарна.
P.s. Были бы деньги, на Анну Каренину сходила бы. Сафарова - талантливая девушка, со вкусом. Интересно было бы посмотреть.
Сохраняйте новости, статьи, комментарии чтобы прочитать их позже
Анонимно
Они все-прекрасные ЛИЧНОСТИ!!! Их нельзя сравнивать!!! Масштабы разные. у каждого свой путь !!! Поздравляем!!! Гордимся!!! Желаем дальнейших успехов!!!
Сохраняйте новости, статьи, комментарии чтобы прочитать их позже
Анонимно
А меня настораживает, что ни одной русской фамилии в этом списке нет. Не думаю, что нет талантов среди практически половины населения нашей республики. Смею предположить, что слишком большой крен взят в сторону национальной культуры. Русской культурой, ее развитием в Республике также нужно заниматься, русскоязычное население нуждается в этом.
Сохраняйте новости, статьи, комментарии чтобы прочитать их позже
Анонимно
Упомянутые в тексте казанцы Инна Яркова, Александр Сладковский, Александр Славутский разве не русские? И кто же они, если не секрет? Откуда вы об этом знаете?
Славутский - не русский. Но и не татарин. Да и потом та же Сафарова спектакль по русской классике поставила. Поэтому деление по национальностям в культуре весьма условно. К какой национальной культуре принадлежит татарин Рудольф Нуриев, родившийся в Сибири, начавший танцевать в Уфе, учившийся и сделавший первые шаги на профессинальной сцене в Ленинграде и ставший всемирно знаменитым после работы в театрах Лондона и Парижа и гастролей по всей планете?
Все таланты - евреи!!! )))
У Рудольфа мать Фарида Аглиулловна родилась в деревне Татарское Тюгульбаево (Татарстан), а отец Хамит Фазлеевич был родом из деревни Асаново (Башкортостан).
показательный пример из спорта (он относится ко всем видам жизнедеятельности россиян) - как поднимали Евгению Медведеву и как задвигали Алину Загитову...
по переписям населения России в РТ русских около 40% (в 2010 году - 39,7%)
на самом деле русских в РТ менее 20%
русскими записано много благородных "инородцев"
Многие "Славутские" записаны как русские, кряшенские и мордовские деревни записаны как русские. Знаем знаем! Русских в республике максимум процентов 30.
Сохраняйте новости, статьи, комментарии чтобы прочитать их позже
Анонимно
Здесь голосование по нац.признаку, как у нас часто и бывает в республике. Не заметили, что даже Яхину не включили, потому что она "казанская" писательница.
Образование на неродном языке лишает 80% природного потенциала ребёнка
Детей ломают , перекраивают им сознания и большинство талантов остаётся нераскрытым
Россия теряет множество потенциальных художников, поэтов, музыкантов, инженеров и учёных
Это очень большая трагедия
Сохраняйте новости, статьи, комментарии чтобы прочитать их позже
Анонимно
Русские фамилии по всей России,Татарстан на то и Татарстан,чтобы развивать свою национальную культуру! Внимательнее посмотрите,что в этом списке есть не только татарские фамилии!!!
Сохраняйте новости, статьи, комментарии чтобы прочитать их позже
Анонимно
Во - первых, нетатарские фамилии в списке есть. Во-вторых, во всероссийских списках подавляющее большинство русские фамилии. В- третьих, где как не в рт должны заботиться о развитии татарской культуры..?!
Это настораживает только Вас! Фамилий типа Миронов, Машков, Безруков, Табаков, Доронина, Русланова, Фатеева и т.д. предостаточно, и никаких польско-немецких корней там и в помине нет.
21.08 А зачем нам с тобой спорить? Табаковы и Руслановы действительно эрзя (мордва). Читай их интервью, читай про их родителей в интернете. По мордовски то читать умеешь, неуч?
Привет неучу от неуча!
Табаковы и Руслановы давали интервью на мордовском языке? Дускай. ты ничего не перепутал? Мне кажется, они сами не знают ЭТОГО языка, не то что интервью на нем давать )))
Сохраняйте новости, статьи, комментарии чтобы прочитать их позже
Анонимно
"Вряд ли кто-то будет отрицать, что без новаторства искусство мертво".
если идет речь об использовании новых технологий, то с данным постулатом можно и нужно поспорить. в данном случае, использование новых технологий - это не есть новаторство в искусстве. Скорее это дань моде, тренды, которые сложились на рынке, в том числе и на рынке искусства. Это некий способ привлечения масс , а соответственно и извлечение прибыли из того, что веками будет не зыблемо и без компьютера. Вот например, художники-передвижники, такие как Саврасов, Репин, Шишкин, Серов и другие были новаторами для своего времени. Они создали величайшие произведения живописи. Новаторами также были великие писатели Толстой, Гоголь, Достоевский, которые создали также великие произведения в которых присутствовали и протест и любовь в простому народу, а также психологические терзания героев. В свое время новаторами были и Микеланджело Буонарроти, новаторами были скульпторы, математики, архитекторы Древней Греции. Новаторы - это те, чьими стараниями и усилиями человечество движется вперед, те, чьи произведения меняют действительность и не будут забыты в веках. А что такое иммерсивный спектакль Сафаровой?? Дань моде, сбор денег? вовлеченность зрителя?)) вспоминается фильма "12 стульев" Гайдая, помните слова героя-театрального критика Э.Гарина по поводу спектакля "Ревизор"? в его словах весь трагизм и комизм ситуации новых театральных постановок новой молодой России. Ни чего не напоминает??
В 100500-й раз читаю подобные комментарии. Почему-то так называемые ревнители классики, говоря о столь ненавистном им современном театре, вечно цитируют Ильфа и Петрова.
Но, по мне, так люди, живущие в 2018 году и всерьез считающие, что театр - это когда актеры выходят в изъеденных молью старых костюмах и читают с придыханием по ролям Островского, сами похожи на героев "стульев" и "теленка" - такие же милые, наивные и не чувствующие пульса жизни.
Что это за 71%? Как известно, реальная аудитория театров - это меньше десяти процентов населения. Так что большинство этих мифических 71% в принципе не очень понимают, что такое театр. И уж тем более, что такое "классический театр". То есть, вот эти грустные мужики, которых жены после тяжелого рабочего дня потащили в театр - они поклонники "классического театра"?
И, вообще, не существует никакого классического театра, на эту тему у каждого театрального критика будет своя и отличная точка зрения. Театр бывает только двух видов - плохой и хороший.
Айрат, ок! в качестве примера приведу вам не нафталиноволавандовых Ильфа и Петрова, а современного кинорежиссёра В.Меньшова. Помните его персонажа Рудольфа (он же Родион)из "Москва слезам не верит" с его словами " А вот встретимся мы свами лет этак через тридцать и посмотрим" таким образом он аргументировал свое заявление о том, что театр отомрет и останется одно телевидение. А кроме того, обращаю ваше внимание, что у Сафаровой не театр и даже не современный театр, а ШОУ, Иммерсивное шоу. Хорошо, что она сама этого не скрывает. Это не для ума и не для души, а для праздного, модного время препровождения. Тусняк.
Ну, как я понимаю, Рудольф (Родион) оказался неправ. Современный театр вобрал в себя и достижения TV, и IT-технологии, и все, что угодно. И прекрасно себя чувствует.
И у вас немного странная претензия к выбору редакции культурного героя года. Это не вопрос приверженности или не приверженности системы Станиславского. А "модное время препровождение" - это не есть ругательство. Прочтите текст Дмитрия Ренанского об иммерсивной "Карениной", который у нас выходил. Он там очень хорошо написал, что этот проект создает шоу для массового зрителя,используя приемы современного театр, и от этого могут выиграть и традиционные театральные учреждения, которые благодаря таким иммерсивным проектам могут получить новую публику, которая до того и не думала этим интересоваться.
"Каренина" - это абсолютно новое явление для Казани, которое создали наши же кадры - режиссеры, продюсеры, актеры. И это, правда, круто получилось. Абсолютное большинство зрителей и профессионалов, которые это видели, остались очень довольны. И вы тоже сходите.
18:43 и 18:54 Айрат Выпятили себя любимого и К ( 10% по данным опроса БО), что является неприличным при обсуждении культурных достижений года, Во всех ответах на все комменты вы отстаиваете только Сафарову, и пассаж ... "Абсолютное большинство зрителей и профессионалов, которые это видели, остались очень довольны" говорит о вашей объективности. А то, что вы мимоходом оскорбили приверженцев классического театра, не делает вам чести, но я удовлетворен вашей фразой.."этот проект создает шоу для массового зрителя,..". , только добавлю не для массового, а для "пресытившегося слоя", кстати для меня Ренанский Д не эксперт, а приглашенный для раскрутки, обычный маркетинговый трюк. И, еще не надо нас жалеть, но и оскорблять не стоит. НЕ грустный Мужик.
Сохраняйте новости, статьи, комментарии чтобы прочитать их позже
Анонимно
Артём Прокофьев депутат от КПРФ. Единственый, кто пытается отстаивать интересы народа. Например, чтобы родители не оплачивали садик, когда ребёнок фактически не может его посещать из-за постоянных болезней.
Татарстан -единственный субъект, где родители платят за садик, независимо от посещения. И никому до этого нет дела.
Дети болеют, родители платят.
Отстаивайте интересы простых людей, мы тоже будем за вас. Сделайте оплату садиков по факту посещения как везде, по всей России, скажите свою ФИО и мы вас тоже будем веде пиарить.
Все родители маленьких детей будут вам благодарны.
Сохраняйте новости, статьи, комментарии чтобы прочитать их позже
Анонимно
Хорошо продуманный список,охватывающий все интересные события и людей за этот год. Это еще раз доказывает, что вы самое серьезное и популярное издание нашей республики.
Афәрин, «БИЗНЕС Online»!
Сохраняйте новости, статьи, комментарии чтобы прочитать их позже
Анонимно
БО вы серьезно? Сафарова с одним спектаклем, к тому же, поставленному не по канонам классического театра, является человеком года в культуре? (Искандар Г. Шмузайкино)
Не был и не собираюсь. Все эти новые прочтения, трактовки, видения и современное искусство от бесталанности. Вклад в искусство нулевой, всё только ради освоения средств делается. (Искандар Г., Шмузайкино).
Когда люди с таким пафосом рассуждают о "канонах классического театра", мне всегда хочется спросить: вы вообще в театре когда последний раз были и что смотрели?
Часто оказывается, что это было еще в школе. И, кроме того, люди иногда удивляются, что Марсель Салимжанов и Туфан Миннуллин уже умерли.
Существует много видов спортивной борьбы - чуть меняются правила борьбы и сразу у неё появляется новое название.
У нас же одно название на всё-про-всё - например, просто БАЛЕТ. И на классический балет, и на современный балет, который больше напоминает наркоманские ломки с валяниями по полу и невероятными, надуманными позами в виде буквы "ЗЮ". После современного наркоманского балета не знаешь, что тебе хотели сказать и показать посредством языка балета.
А что великого в так называемом театре "абсурда", где недавно скандально засветился Миша Ефремов? Ефремов-младший гениальный актер одной роли, а именно беспробудных пьяниц. Но зрителей-то надо предупреждать, что они идут на смотреть пьесу "абсурда", тем более не в столицах, а в провинции...
Та же Агафья Тихоновна на проволоке... Из этой же серии...
Я говорю всё это к тому, что надо вводить новые названия, чтобы не путать зрителя. Придумали новый вид подачи информации зрителю со сцены - придумайте ему новое название. Как в спортивной борьбе...
Сохраняйте новости, статьи, комментарии чтобы прочитать их позже
Анонимно
Отсутствие в списках молодых русских и еврейских культурных "хулиганов" свидетельствует о некой "культурной" диктатуре - Казань всегда славилась Хлебниковым, Родченко и братьями Бурлюкам .
Куда все подевались?
Министерства это хорошо, но культура "восходит" из народной "почвы".
11.08. Ага," тащат "евреи, всю культуру страны и зорко следят, чтобы туда не проникли русские, татары, чуваши, мари , буряты и другие коренные народы РФ. Правда они разрешают проникнуть в российскую культуру армянам , грузинам, украинцам. Ну чтобы не они одни мигранты были.
Чушь. Иудаизм приняла только правящая верхушка. Наследный принц наполовину иудей, половина тюрок, стал по маме иудеем. И не надо приплетать хазар, основное население были тюрками, не принимали иудаизм
Сохраняйте новости, статьи, комментарии чтобы прочитать их позже
Анонимно
Если бы не посмотрела "Анну Каренину" в постановке Дианы Сафаровой- то голосовала бы за Сладковского... Но постановка- гениальная! Диане- спасибо огромное, и просто не верится, что ОНА смогла ЭТО сделать. Уровень- архивысочайший!!!
Сохраняйте новости, статьи, комментарии чтобы прочитать их позже
Анонимно
Каренина - гениальный спектакль. Шёл с большой иронией и больше, чтобы в очередной раз убедиться, что не надо лезть куда нельзя молодым и зелёным, ушёл потрясённым. Честно признаться, непонятно, как они эту махину всю осилили.
"...в Казани ТАКОЕ возможно..."
А какое ТАКОЕ - сможете своими словами пересказать. Я уже не говорю, что на татарском языке, достаточно русского пересказа...
17.50. Фильмы видели в актовом зале Института правоведения в Москве.
Ноль - это когда не было татарского кино вообще. Очень медленно продвигаемся.
Претензии больше к руководству РТ.
Сохраняйте новости, статьи, комментарии чтобы прочитать их позже
Анонимно
Сафарова молодец, почему то кроме нее ни кто не взялся за то, что в Москве уже пару лет на слуху.
Но человеком года с наибольшим вкладом в культуру (даже если вклад бескультурный) города я бы назвал собирательный образ иностранца с чемпионата. Лично у меня от иностранцев больше воспоминаний, чем о каждом из участников данного рейтинга
Сохраняйте новости, статьи, комментарии чтобы прочитать их позже
Анонимно
Айрат, видимо, автор данного очерка. Если так, то молодец, что не скрывается за кулисами и отстаивает свое мнение. Но необходимо иметь ввиду, что в комментариях, судя по высказываниям, тоже замечены знатоки-театралы. И их мнение относительно классического понятия "спектакль" гораздо более аргументировано. А у Сафаровой это просто ШОУ, добротное, дорогое, обеспеченное современными технологиями, но все таки шоу, не имеющее ни чего общего с театром.
Сохраняйте новости, статьи, комментарии чтобы прочитать их позже
Анонимно
Если говорить о настоящих прорывах, то это все таки Айдар Заббаров и Нурбек Батулла. Метры уже состоялись. Я для нашей культуры - это два новых явления. Я бы отметил и кино. Фильмы смотрел, не без изьянов, но очень достойное кино. " Байгал" со своим кино языком, ритмом. это тоже в своем роде прорыв. " Мулла", наконец-то очень татарский, родной. Я бы тоже дал им оценку. Очень не ровный список. Диана это великолепное шоу, но не театр. Больше все же шоу.
Сохраняйте новости, статьи, комментарии чтобы прочитать их позже
Анонимно
18.49. Татарское кино надо выводить на российский прокат. Живём в жёстких рыночно-конкурентных условиях. Айтуганова с Ягофаровым с этим не справятся.
МРН, нужно Ваше вмешателльство как инновациях!
Сохраняйте новости, статьи, комментарии чтобы прочитать их позже
Анонимно
Сафарова,понятно,молодец!Но,господа,давайте без лукавства,без поддержки вряд ли это действо она бы осилила.Может,через года два-три,набравшись опыта,сделала бы и что-то и лучше.С другой стороны ,любой родитель живет для своих детей, и в этом плане только уважение и аплодименты господину Сафарову.Продолжайте поддерживать творчество своей талантливой дочери.Голосуя за Диану,я голосую и за Вас!
Сохраняйте новости, статьи, комментарии чтобы прочитать их позже
Анонимно
Сладковский здесь за то, что пашет, по его выражению, "как раб на галерах и счастлив при этом".
Человек занимается любимым делом. Попутно очень успешно поднимает культуру в РТ. Плюс маэстро с оркестром покорил столичных и зарубежных зрителей - они теперь знают, что в Татарстане есть прекрасный симфонический оркестр!!!
Вот и надо было 8 лет тому назад определяться, нужен РТ симфонический оркестр или нет. И только потом приглашать маэстро Сладковского в Казань.
Если бы НЕ пригласили, 150 миллионов рублей в год господдержки были БЫ целы. На них можно было БЫ провести много Сабантуев и Узгереш жиле. Думать надо было, что важнее...
Давайте будем оперировать имеющимися фактами. Есть очень интересный документ в открытом доступе и его публиковали во многих открытых источниках в начале этого года:
Указ Президента Республики Татарстан №УП-155 от 9 февраля 2018 года. Казань, Кремль
…
1). Определить получателями грантов Президента Республики Татарстан в области культуры, искусства и кинематографии на 2018 год:
Татарский академический государственный театр оперы и балета имени Мусы Джалиля;
Татарский государственный Академический театр имени Галиасгара Камала;
Казанский академический русский Большой драматический театр имени В.И.Качалова;
Государственный ансамбль песни и танца Республики Татарстан;
Татарскую государственную филармонию имени Габдуллы Тукая;
Государственный симфонический оркестр Республики Татарстан;
Государственное бюджетное учреждение культуры Республики Татарстан «Татаркино»;
Государственный фольклорный ансамбль кряшен «Бермянчек».
2). Установить общий размер средств на выплату грантов Президента Республики Татарстан в области культуры, искусства и кинематографии на 2018 год в сумме 273 904,6 тыс. рублей.
….
Откуда вы взяли цифру 150? И где большинство других в топ-10?
Полагаю, что соглашусь с комментарием Анонимно 20.12.2018 21:37. Что Сладковский « пашет, по его выражению, "как раб на галерах и счастлив при этом".» И у него все отлично получается.
Да и судя по имеющимся результатам опроса на данный момент так полагает большинство читателей. Отлично ГСО РТ и Сладковский, так держать!
Сохраняйте новости, статьи, комментарии чтобы прочитать их позже
Анонимно
Конечно, Александр Сладковский! Маэстро, живя и работая в Казани, добился того, что его самого и оркестр РТ знают и любят не только в Татарстане, но и во многих городах России, и даже за рубежом. Оркестр - лицо Татарстана и его бренд, которым можно гордиться! И этот успех заслуженный и стабильный!
Сохраняйте новости, статьи, комментарии чтобы прочитать их позже
Анонимно
Конечно, Александр Сладковский остаётся лучшим! Живя, работая и много выступая в Татарстане, Маэстро и Оркестр добились того, что их знают и любят далеко за его пределами. Оркестр Татарстана - лицо, гордость и бренд Республики. Это заслуженный и стабильный успех!
Сохраняйте новости, статьи, комментарии чтобы прочитать их позже
Анонимно
Да!!!! Почитаешь комментарии,и становится страшновато!!!! Грустно! С таким ,, культурным" общением до культуры далеко! Разве имеет значение национальность? Живём мы все в России,в огромной стране! Деревья в инее за окном-такая красота! Хочется,чтобы не было войны,жить долго,не болеть,не платить бешеных денег за лекарства и врачей,чтобы дети наши настоящими людьми выросли,сделали бы что-то хорошее в своей жизни без цинизма и рвачества! Хорошо,что вообще заговорили о культуре,вспомнили!!!! Может быть только в театре кто-то впервые услышит добрые слова и захочет потом прочитать книгу,стряхнёт с себя немного злобы и цинизма,будет сопереживать другому человеку,а в душе проснётся любовь! Есть замечательный пример настоящего театра-театр им В.И.Качалова. А его руководитель А.Я.Славутский-это достойно,и звучит гордо! Все спектакли в Качаловском театре достойны ,,Золотой маски",если эта маска такой уж большой показатель степени таланта. А лучше снять все эти маски да к людям лицом повернуться,как это делают в этом театре!
Сохраняйте новости, статьи, комментарии чтобы прочитать их позже
Анонимно
Вы смеетесь? В качаловский больше ни ногой. Были на теореме Печенкина - тупее спектакль еще поискать надо, никакого противостояния капиталиста и коммуниста, как заявлено, нет! Гормональный подросток и купец, никаких дискуссий, ничего.
Сохраняйте новости, статьи, комментарии чтобы прочитать их позже
Анонимно
Потом сходили на Лес, премьера по Островскому. Да Боже мой, это не менее тупо - если хотите добавить современного в спектакль, переносите действо, включите мозг, а не одевайте гимназиста как гопника с авиастроительного, а ключницу как в варьете. Сын, конечно, талантлив, но в целом все очень печально. Глупо, не смешно, больше не пойдем.
Сохраняйте новости, статьи, комментарии чтобы прочитать их позже
Анонимно
Да, энергию и чувство стиля Сафаровой надо активно использовать. Такая яркая звездочка зажглась, просто удивительно! Так сразу и громко о себе заявить не каждый сумеет.
И полярность точек зрения - лучшее тому подтверждение.
Сохраняйте новости, статьи, комментарии чтобы прочитать их позже
Анонимно
Про яркость звёздочки будем судить, когда на её спектакли пойдет зритель. Ведь именно для зрителя она "зажглась". Так что "будем посмотреть"... Рано пока дифирамбы петь...
Сохраняйте новости, статьи, комментарии чтобы прочитать их позже
Анонимно
еще одна звезда зажглась в Казани,Голливуд отдыхает,столичные театры России смотрят с восхищением,есть на кого = .Вот так в наше время у нас рождаются КАЧАЛОВЫ!
Сохраняйте новости, статьи, комментарии чтобы прочитать их позже
Анонимно
Вот опять креативщики примазываются к классическому театру... Придумайте НОВОЕ название своему действу и рождайте кого-то из своих...
Качалов был артистом классического драматического театра. Какое он имеет отношение к шоу "Анна Каренина"?
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут.
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 177
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.