Все киноработы родом из Челнов, как правило, отличаются жестокостью и агрессивностью — среди них почти не встретишь комедий или легких романтических историй Все киноработы родом из Челнов, как правило, отличаются жестокостью и агрессивностью — среди них почти не встретишь комедий или легких романтических историй Фото: «БИЗНЕС Online»

Участники круглого стола:

Юрий Манусов — кинодраматург, режиссер, сценарист и писатель. Создатель фильмов «Выкидыш», «Чертов пьяница», «Репетиция Боккаччо».

Владислав Трошкин — режиссер и продюсер.

Александр Маркин — режиссер, организатор фестиваля короткометражного любительского кино «КЛЮФ» в Челнах, учредитель культурно-образовательной платформы «Метро», куратор фестиваля уличного кино в регионах.

Модераторы:

Ринат Билалов — шеф-редактор проекта «БИЗНЕС Online — Закамье».

Анастасия Леонтьева — корреспондент проекта «БИЗНЕС Online — Закамье».

«ЭТО ДЕТСКИЙ САД — НО ВЗРОСЛЫЙ ДЕТСКИЙ САД»

«Кино в сердцах челнинцев живет, но его очень мало» — такой лейтмотив сопровождал ход круглого стола, посвященного кинематографу в автограде. И дело не в том, что активность в городе нулевая — каждый год здесь кто-то снимает художественные короткометражки, но делает это как бы не всерьез, ни на что не претендуя и не ставя высоких целей. По мнению продюсера и режиссера Владислава Трошкина, эти творческие попытки напоминают «детский сад — но взрослый детский сад».

Трошкин убежден: поскольку в основе любого фильма лежит история, проблема не в отсутствии продюсеров, а в отсутствии интересных, современных и адекватных рассказчиков Трошкин убежден: поскольку в основе любого фильма лежит история, проблема не в отсутствии продюсеров, а в нехватке интересных, современных и адекватных рассказчиков Фото: Анастасия Леонтьева

«Люди разыгрывают на камеру какие-то истории, но совершенно не делают это профессионально, — сказал Трошкин. — А кино — вещь сложная, и заниматься им нужно очень много. Надо, чтобы было окружение, менторство, поддержка, наставничество».

Трошкин убежден: поскольку в основе любого фильма лежит история, проблема в Челнах (да и во всей республике) не в отсутствии продюсеров, а в нехватке интересных, современных и адекватных рассказчиков. При этом заказ истории «извне» может сильно ударить по карману — востребованные столичные сценаристы запрашивают по 5 млн рублей за три месяца работы. Гарантию качества и того, что сценарий хорошо зайдет в Татарстане, никто не дает.

«Несколько лет назад я участвовал в организации киношколы в Челнах, — рассказал Трошкин. — Мы привозили специалистов из Москвы и провели некое исследование. Я для себя какие-то выводы сделал: кто занимается кино в Челнах и кому это вообще нужно. Даже не в Челнах, а в регионе. Мы проехали по Альметьевску, Нижнекамску, заезжали на центральное телевидение и через руководителей организаций пытались распространить информацию. В итоге на курсы приехали пару человек из Альметьевска, из Нижнекамска никого не было».

Все киноработы родом из Челнов, как правило, отличаются жестокостью и агрессивностью — среди них почти не встретишь комедий или легких романтических историй. По мнению Трошкина, причина тут историческая: несмотря на всю активность КАМАЗа, культура в городе так и не сформировалась.

«Когда нам было по 20 лет, в 90-е годы, рыночные отношения находились только в зачатке — они не являлись определяющими в нашем творчестве, мы не были обременены потребительской культурой и экспансией западного рынка, который сейчас поменял ценности у многих людей, — говорит Трошкин. — В 90-е годы нам некуда было девать свою творческую энергию, а время зарабатывать деньги еще не пришло. <…> Сейчас идет упадок творческой активности людей. Если мы говорим о возрождении кинематографа, уместно сказать о культуре в принципе. Что снимать, о чем и зачем — для меня это большие и серьезные вопросы. Наверное, они и определяют активность людей. <…> Ведь что такое кино в Челнах? Это истории о нас — о людях, которые живут на окраине, в провинции».

«ЛЮДИ ДУМАЮТ, КИНО ОГРАНИЧИВАЕТСЯ ТЕМ, ЧТО ЧЕТЫРЕ КИНОТЕАТРА ПОКАЗЫВАЮТ»

Пик развития кинематографа в Челнах пришелся именно на начало 1990-х — тогда режиссер Юрий Манусов выпустил две картины, которые по сей день у многих ассоциируются с автоградом. Фильмы «Выкидыш» и «Чертов пьяница» получили широкое признание публики и неплохую финансовую отдачу. А картина «День любви» по сценарию Манусова в те годы имела в прокате прибыль в 27 млн рублей при затратах в 1 млн рублей. После долгого перерыва, в 2017-м, самый известный режиссер Челнов выпустил короткометражку под названием «Репетиция Боккаччо», которая вошла в пятерку лучших российских арт-фильмов того года. Были также документальные картины о боевых действиях на Украине, которые участвовали в кинофестивалях Москвы и Санкт-Петербурга.

В 2017 году самый известный режиссер Челнов Юрий Манусов выпустил короткометражку под названием «Репетиция Бокаччо», которая вошла в пятерку лучших российских арт-фильмов того года В 2017-м самый известный режиссер Челнов Юрий Манусов выпустил короткометражку под названием «Репетиция Боккаччо», которая вошла в пятерку лучших российских арт-фильмов того года Фото: Анастасия Леонтьева

В том же 2017-м в свет вышел дебютный фильм уроженца Челнов Дмитрия Стрижевского — «Я и Уда». Премьера состоялась на 39-м Московском международном кинофестивале, но заговорили о картине намного раньше благодаря официальному саундтреку от Басты. Сейчас Стрижевский занимается сбором средств на съемки фильма «Город Брежнев» по сценарию Шамиля Идиатуллина, автора одноименного романа. Впрочем, участники круглого стола сошлись во мнении, что режиссеру не хватает кинематографического опыта, чтобы поднять столь масштабный проект.

Еще одним знаковым событием в области кино является для Челнов фестиваль короткометражных фильмов «КЛЮФ». Он проходил в городе с 2011 по 2014 годы и ставил своей целью развитие любительского видеотворчества, а также создание площадки для общения и обмена опытом между авторами любительских фильмов. В конкурсе принимали участие игровые и документальные картины со всех уголков страны хронометражем до 15 минут. В разное время председателями жюри фестиваля были режиссеры Егор Кончаловский и Сергей Лобан. Любопытно, что программа первого КЛЮФа почти полностью состояла из иногородних работ — челнинские режиссеры активизировались с небольшим запозданием.

«Фестиваль в первую очередь был необходим мне и моему окружению, — рассказал организатор КЛЮФа Александр Маркин. — Многие творческие проекты в Челнах начинались с домашних поэтических клубов, театральных фотопроектов, квартирников — потом все это выносилось на внешние площадки. Мы очень много авторского кино смотрели в свое время в киноклубе библиотеки КАМАЗа — там я зацепил для себя имена, которые в последующем сформировали мое отношение к кино. Позже у меня был свой киноклуб — на одной из встреч мы с участниками подумали, что нужно попробовать снять что-то самим. Сняли, показали, оценили. Потом решили, что надо делать фестиваль любительского кино. Сейчас большинство думают, что кино — это развлечение, потребление. Для Челнов большой пласт фестивальных авторских фильмов вообще не знаком. До нас очень долго все это доходит, даже при наличии интернета. Люди думают, сегодня кино ограничивается тем, что четыре кинотеатра показывают».

Александр Маркин: «Сейчас „КЛЮФ“ уже три года как не проводится, а работы до сих пор присылают» Александр Маркин: «Сейчас КЛЮФ уже три года как не проводится, а работы до сих пор присылают» Фото: Анастасия Леонтьева

Постоянным партнером фестиваля выступал кинокомплекс «Иллюзиум» — к слову, перед его открытием владельцы планировали отдать один зал исключительно под авторское кино, но этого не случилось. Фестиваль «КЛЮФ» же с каждым годом набирал обороты — количество участников росло, география расширялась, спонсоры становились тяжелее и солиднее. Но грянул кризис, за ним — смена городской власти, и некогда популярная идея развития любительского искусства стала угасать.

«Это была история скорее про личную инициативу, — пояснил Маркин. — Мы работали не то что в ноль, а иногда даже в минус. Бюджет каждого фестиваля составлял от 200 до 500 тысяч рублей. Третий и четвертый КЛЮФ стали возможными во многом благодаря поддержке администрации. Василю Гаязовичу [Шайхразиеву] ничего не надо было доказывать. Власть каждый год давала порядка 150 тысяч, что было существенно, мы на эти деньги покупали призы. На четвертый год мы выбирали из 300 присланных работ, зал „Иллюзиум“ был забит полностью — 500 человек, не считая удаленных участников. Пятый фестиваль должен был стать юбилейным, с более серьезными спонсорами. Сейчас КЛЮФ уже три года как не проводится, а работы до сих пор присылают».

«РЕГИОНАЛЬНЫЙ РЫНОК КИНО СУЩЕСТВУЕТ, НО ЕГО НАДО ПОЧУВСТВОВАТЬ»

Ближе к завершению круглого стола разговор зашел о реальных способах развития кинематографа в Челнах и республике. Трошкин предположил, что для этого необходимо создать в Татарстане центр развития кино. Только вот кто выступит генератором данной идеи?

«В кинематографе Татарстана нет концептуально думающих людей, умеющих построить структуру, — считает продюсер. — Региональный рынок кино существует, но его надо почувствовать, он тонкий. Спонсоры, готовые вкладывать деньги в развитие кинематографа, хотят знать, на что пойдут их средства, какая будет отдача — в первую очередь они интересуются аудиторией. И вот тут, когда требуется нарисовать конкретную программу, сразу никто ничего не может сделать. А что предложить? С чем мы столкнемся, если скажем владельцу крупного производства: „Давайте создадим на вашей базе кинокомпанию“? Понадобятся определенные ресурсы, чтобы составить актерскую базу, привлечь сценаристов, — и только потом можно начинать заниматься производством. Сколько это будет стоить? Миллионов 500. Спонсор скажет: „У меня 500 миллионов нет…“».

Трошкин упомянул, что одним из спонсоров, действительно заинтересованным в развитии местного кино, может стать основатель компании «Эссен Продакшн» Леонид Барышев. Ранее «БИЗНЕС Online» уже писал, что к 20-летнему юбилею холдинг заказал съемки целого комедийного сериала, главными действующими лицами в котором выступили сами основатели бизнеса. Проект начали создавать как обычный видеоролик, но в итоге он вырос в пятисерийный юмористический скетчком телевизионного формата. Занятыми в съемках оказались и сотрудники завода — как простые рабочие, так и инженерно-технический персонал. Сам Трошкин участвовал в проекте в качестве продюсера.

Трошкин упомянул, что одним из спонсоров, действительно заинтересованных в развитии местного кино, может стать основатель компании «Эссен Продакшн» Леонид Барышев Трошкин упомянул, что одним из спонсоров, действительно заинтересованным в развитии местного кино, может стать основатель компании «Эссен Продакшн» Леонид Барышев Фото: «БИЗНЕС Online»

Манусов предложил активнее подключать молодежь к созданию кино и организовать онлайн-киноклуб, позволяющий общаться с авторами фильмов через Skype. Он вспомнил и о давней, но пока не реализованной инициативе снять документальный фильм о выдающихся жителях Челнов, показав через их судьбу развитие целого города. «Кинематографические силы в Челнах как были, так и есть», — считает Манусов. Упомянул он и о своей повести, посвященной пожару на КАМАЗе.

«Власть никогда не профинансирует фильм по такому сценарию, потому что там явная чернуха для нее, — высказал мнение Трошкин. — А если это делать как коммерческий продукт, его нужно создавать не здесь. Потому что в Татарстане нет подобного опыта и в целом кинематографической структуры».

Маркин сообщил, что Челны имеют все шансы стать флагманом фестиваля уличного кино. Это значит, что в автоград прибудет попечительский совет проекта, куда входят кинорежиссеры Валерий Тодоровский, Алексей Попогребский, Сергей Сельянов и многие другие — они и дадут старт масштабному событию, которое охватит более тысячи городов. Все, что для этого требуется: правильный подход к организации и финансирование в 3 млн рублей. Как и в случае с КЛЮФом, фестиваль уличного кино посвящен короткому метру и традиционно проходит в два последних летних месяца. В проекте отсутствует жюри, участие является бесплатным, а все мероприятия принципиально проводятся под открытым небом. В каждом городе зрители голосуют за лучшие фильмы светом фонариков и телефонов и таким образом выбирают по-настоящему народного победителя. За 5 лет фестиваль объединил более 1 млн человек из 840 городов и населенных пунктов — в этом году он впервые побывал на челнинском Майдане и собрал около 3 тыс. человек.

«Есть возможность, чтобы в нашем городе был дан старт фестивалю, — считает Маркин. — Я понимаю, что это отличный формат для Челнов — история про авторское кино „снизу“, в которой могут участвовать молодые режиссеры. Я вижу, как в нашем городе постепенно исчезает все, что так или иначе связано с гуманитарной сферой: закрывается факультет журналистики, который я окончил. В Челнах исчезает слой творческой интеллигенции — он фактически уже исчез».