Директор клиники Айдар Зарипов написал заявление в полицию, однако пока дело не возбуждено. По его словам, мошенником оказался житель Набережных Челнов с поддельным удостоверением ветерана ФСБ Директор клиники Айдар Зарипов (на фото) написал заявление в полицию, однако пока дело не возбуждено. По его словам, мошенником оказался житель Набережных Челнов с поддельным удостоверением ветерана ФСБ Фото: Кирилл Ерофеев

САМ СЕБЕ ПОЛИЦЕЙСКИЙ

Если в 2017 году по Набережным Челнам прокатилась волна звонков от лжепредставителей Роспотребнадзора, которые предлагали предпринимателям приобрести некую методическую литературу, то в 2018-м им на смену пришли липовые «сотрудники МЧС». Ежедневно они звонят по десяткам номеров, многие бизнесмены воспринимает их всерьез и соглашаются на сделку.

Один из пострадавших — директор стоматологической клиники «Эксперт» Айдар Зарипов. Он провел собственное расследование и на финальном этапе обратился к участковому, который и задержал предполагаемого злоумышленника. Директор клиники написал заявление в полицию, однако пока дело не возбуждено. Как рассказал Зарипов корреспонденту «БИЗНЕС Online», мошенником оказался житель Набережных Челнов с поддельным удостоверением ветерана ФСБ. «Спецагент» работал курьером и распространял литературу противопожарной тематики среди бизнесменов, которых обзванивали его работодатели из Москвы. Комплект из пяти брошюр себестоимостью максимум в 100 рублей продавали за 2 тысячи. Себе курьер оставлял 300. Деньги небольшие, но Зарипов решил пойти на принцип. Кстати, литературу он так и не купил.

Первым делом он созвонился с «эмчеэсниками» и записал разговор:

— МЧС, старший инспектор Амина Абдрахманова. Изменилась 25 статья в Федеральном законе. Новое требование при проверке, которая будет завтра, чтобы на видном месте висел информационный уголок пожарной безопасности, укомплектованный всеми книгами. Уголок так и называется — «Пожарная безопасность». Размером 30×60, утвержденный ГОСТом. В него входят пять книг по пожарной безопасности, перечень действий работников при пожаре. Он должен висеть возле плана эвакуации или уголка потребителя на видном, доступном месте для посетителей.

— А какие книги там должны быть?

— 25-ю статью открывайте, читайте. Идите в книжные магазины или, если хотите, курьерской службой доставят.

— В какую цену это обойдется?

— У курьеров 2 тысячи рублей комплект. Наличный расчет. Выдается квитанция.

«Спецагент» распространял литературу противопожарной тематики среди бизнесменов. Комплект из пяти брошюр себестоимостью в 100 рублей продавали за 2000 «Спецагент» распространял литературу противопожарной тематики среди бизнесменов. Комплект из пяти брошюр себестоимостью в 100 рублей продавали за 2 тысячи Фото: Кирилл Ерофеев

МЧС НИ ПРИ ЧЕМ

Только в Набережных Челнах согласившихся приобрести данные книги набралось около 30 человек. В большинстве своем это представители достаточно известных в городе кафе и ресторанов. Согласно переписке курьера и его работодателей, в день им удавалось распространить от 4 до 10 комплектов литературы, получая на руки от 8 тыс. до 20 тыс. рублей, и это только в Челнах. Нижнекамск и Елабугу решили не трогать пока не закончат с автоградом. Чуть позже обзванивать стали в том числе салоны красоты, стоматологические клиники и продуктовые магазины. Кто-то, по сообщениям курьера,  жаловался и отказывался платить. Но, судя по всему, таких было меньшинство.

Изменения в 25-й статье федерального закона «О пожарной безопасности», на которые ссылаются звонившие, действительно есть. Начало действия новой редакции датировано 11 ноября 2018 года. Но изменения в статье сугубо формальные — термин «работники организаций» заменен на «лиц, осуществляющих трудовую или служебную деятельность в организациях». В целом же статья посвящена противопожарной пропаганде и обучению мерам пожарной безопасности. О том, что предпринимателям необходимо оборудовать пожарные уголки и приобретать книги, в ней нет ни слова.

По словам начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Центральному району Набережных Челнов Рената Бадретдинова, к ним с жалобами на инспекторов, торгующих противопожарной литературой, не обращались. Что касается предупреждений о плановых проверках, то о них официально сообщают за три дня. Хотя план проверок бывает готов уже в начале года, и он находится в общем доступе на сайте МЧС.

«У нас все проверки проводятся по так называемым чек-листам, — рассказал Бадретдинов. — С 13 ноября для каждой категории объектов свой чек-лист. Все зависит от спецификации объектов: для парикмахерских одни требования, для садиков и школ — другие, для больниц — третьи и так далее. Объектам с малым пребыванием людей необходимо иметь стенды, на которых указывается порядок действий при пожаре, номера телефонов и прочее. По поводу каких-либо книжек в правилах вообще слова нет».

Что касается предупреждений о плановых проверках, то о них официально сообщают за три дня. Хотя план проверок бывает готов уже в начале года и он находится в общем доступе на сайте МЧС Что касается предупреждений о плановых проверках, то о них официально сообщают за три дня. Хотя план проверок бывает готов уже в начале года и он находится в общем доступе на сайте МЧС Фото: «БИЗНЕС Online»

ЧТО ИЗВЕСТНО ОБ «ЭМЧЕЭСНИКАХ»?

Номер телефона, с которого звонят торговцы книгами, зарегистрирован в Краснодарском крае. На одном из интернет-сервисов по проверке номеров об этом абоненте отзываются далеко не лестно.

«Звонила некая Галина Андреевна, — говорится в одном из отзывов. — Типа из МЧС, по поводу проверки пожарной безопасности. Оставила этот +7999656хххх телефон для связи с ней. Возникает вопрос, с какого перепуга МЧС Москвы использует мобильного оператора Краснодарского края для звонков по Москве? И да, с какого перепуга оставляется для связи мобильный, а не городской телефон?»

На звонки по этому номеру действительно отвечает женщина. Нашему корреспонденту она представилась как та самая Амина Абдрахманова, сотрудница МЧС из… Владикавказа. Поняв, что общается с журналистом, она прервала разговор. Позже мы дозвонились до нее еще раз, но женщина все так же не захотела отвечать на наши вопросы, сославшись на коммерческую тайну.

А скрывать, судя по всему, есть что. Сообщения о том, что некие неустановленные лица представляются сотрудниками МЧС, при этом грозят проверками и предлагают приобрести различные методические материалы, всплывают во всех регионах России. В Тамбовской области такие звонки были в июле. В Новосибирской области в октябре, так же как и на Ямале. До Удмуртии, Чувашии и Питера добрались в ноябре. Если за неделю работы только по одним Набережным Челнам «лжеэмчеэсники» смогли заработать около 60 тыс. рублей, то в целом по России их ежемесячный доход может составлять миллионы рублей.

Нажмите, чтобы увеличить

Кстати, представляются звонящие не только сотрудниками МЧС, под ударом оказались и инспекторы Роспотребнадзора. Обзвон от имени последних в Челнах был в прошлом году. В этом году в поле их интересов оказались Волгоград, Алтай и другие. Судя по всему, масштабы довольны значительны, раз руководству федерального ведомства пришлось разослать памятки всем территориальным органам Роспотребнадзора. Примечательно, что в письме также фигурируют номера на +7999х.

Приводим письмо полностью:

«Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека информирует о непрекращающихся случаях мошеннических действий.

Так, неустановленные лица представляются сотрудниками якобы подведомственного Роспотребнадзору учреждения ФГУП „Центр защиты прав потребителей“, звонят с телефонов 8 999 444 49 09, 8 999 314 87 46, 8 999 314 87 48, 8 999 555 48 39, уведомляя о проведении в отношении юридического лица проверки, предлагают получить юридическую консультацию и приобрести нормативные документы для „уголка потребителя“ стоимостью 2000 рублей. При этом в случае приобретения указанных документов гарантируется выдача „сертификата соответствия и положительные результаты при выезде инспектора“.

В связи с изложенным, Роспотребнадзор обращает внимание на усиление разъяснительной работы о возможных мошеннических действиях в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

25 статья посвящена противопожарной пропаганде. О том, что предпринимателям необходимо оборудовать пожарные уголки и приобретать книги, в ней нет ни слова 25-я статья посвящена противопожарной пропаганде. О том, что предпринимателям необходимо оборудовать пожарные уголки и приобретать книги, в ней нет ни слова Фото: «БИЗНЕС Online»

Кроме того, учитывая, что провокационные действия направлены на подрыв авторитета федеральных органов исполнительной власти, необходимо проявлять бдительность, а также незамедлительно информировать о возникновении подобных ситуаций правоохранительные органы и Роспотребнадзор».

Несмотря на «подрыв авторитета», сотрудники правоохранительных органов за такие дела берутся неохотно. Довольно трудно доказать, что мошенничество имело место. Условные пострадавшие в конце концов лишь сильно переплачивают за ненужные книги, но сам то товар у них остается на руках. Можно, конечно, попытаться возбудить дело по статье «Вымогательство», но и прямых угроз от злоумышленников не поступает. Кроме того, для большинства предпринимателей сумма в 2 тыс. рублей незначительна, так что редко кто из них идет на принцип и обращается в полицию.

«МАНИПУЛЯЦИЯ ЧИСТОЙ ВОДЫ»

Если оставить в стороне законность используемых методов, то с точки зрения специалистов по продажам действия «лжеэмчеэсников» довольно эффективны. По словам бизнес-тренера Елены Зубаревой, это «продажи через боль», через эксплуатацию проблемной точки. 

«По сути дела, любая школа бизнеса по продаже различных тренингов, семинаров, вебинаров — допустим, по налогам — делает тоже самое, — говорит Зубарева. — Они начинают драматургию наводить по поводу того, что „вот, если вы не легализуете свое налогообложение в 2019 году, то вы умрете, вашу компанию закроют“ и прочее, прочее. То есть это манипуляция чистой воды. И если человек ведется на такую манипуляцию, то он прямым текстом соглашается с тем, что у него в данном функционале бизнеса не все в порядке. Они умеют вычленять боль покупателя и умеют строить свою презентацию на ней. Они попали. Но мошенничество идет на первом этапе, и за это хвалить уже нельзя».