«Пластиковые и бумажные отходы составляют около половины общей массы всех ТКО и три четверти от общего объема ТКО»Фото: kzn.ru

ДЕНЬГИ-ТО ОНИ ОСВОЯТ...

В конце октября официальный представитель МИД России Мария Захарова разместила в соцсетях ролик, в котором продемонстрировала фиктивный характер внедрения раздельного сбора мусора на территории самого передового и инновационного российского населенного пункта — «Сколково». В ролике показано, как к трем мусорным контейнерам с пластиком, бумагой и прочими отходами подъехал мусоровоз и сгрузил их содержимое в общий кузовной отсек.

Пару лет назад мне рассказывали об аналогичных случаях в нашем Иннополисе, где работает одна из крупных республиканских «мусорных» компаний с «экологическими» корнями. Излишне говорить, что эти случаи возмутили продвинутых жителей наукоградов, большинство из которых в силу ментальности уже готовы внедрять у себя передовые практики. Данные истории подтверждают и другой очевидный факт: бесполезно ждать роста переработки отходов от людей, которые всю жизнь только и делали, что вывозили мусор на свалку. Я сильно сомневаюсь, что среди выигравших конкурсы региональных операторов найдется много компаний, которые будут последовательно развивать переработку отходов. Деньги, выделяемые на эти цели, они, вероятно, освоят, но перерабатывающую отрасль не создадут, а сымитируют. Однако не стоит терять оптимизма — лучше обратиться к известному докладу Общественной палаты РФ, подготовленному совместно с СПЧ и ОНФ, в котором имеются рекомендации по внедрению раздельного сбора отходов.

Авторы доклада рассматривают этот вопрос в контексте неконтролируемого роста отходов из различных видов пластика. Данная проблема давно приобрела угрожающий для безопасности человека характер. В сети достаточно фото- и видеоматериалов о гигантских плавучих островах из пластика в Тихом и Индийском океанах. Даже в таких экологически благополучных странах, как Швейцария, эта проблема актуальна, поскольку активное потребление пластика привело к загрязнению его микрочастицами водных ресурсов, например озера Леман (Женевского озера).

Морфологический состав образуемых твердых коммунальных отходов (ТКО) за последние десятилетия сильно изменился. В них теперь преобладают использованные товары и разнообразная упаковка из пластика и бумаги. Пластиковые и бумажные отходы составляют около половины общей массы всех ТКО и три четверти от общего объема ТКО. Это следствие изменившегося образа жизни, роста потребительских запросов, которые в угоду экономике стимулируются производителями товаров. С учетом данных факторов авторы доклада ставят приоритетом снижение количества образуемых ТКО. Поскольку рассчитывать на сознательность производителей продуктов из пластика бессмысленно, свое веское слово должно сказать государство, а также авторитетные международные институты, ведь проблема носит глобальный характер. Понимание вопроса есть. Сейчас во многих странах радикально ужесточаются регламенты использования пластиковых упаковок. В странах Евросоюза и даже в Китае действуют законодательные нормы, ограничивающие производство и потребление пластиковой упаковки, а также одноразовой посуды в любом виде. В нашей стране ничего подобного пока нет.

«Разница в подходах к использованию и утилизации пластика порождает серьезные риски»Фото: kzn.ru

ПРОИЗВОДИТЕЛЬ ДОЛЖЕН ПРИНИМАТЬ ТАРУ НАЗАД

Разница в подходах к использованию и утилизации пластика порождает серьезные риски. Сокращаемые производственные мощности будут переноситься из Европы или того же Китая в страны, где таких ограничений нет. Происходить это будет под лозунги о привлечении иностранных инвестиций, создании новых рабочих мест. В результате, считают авторы доклада, краткосрочная выгода приведет к масштабным экологическим проблемам. Чтобы избежать этого, предлагается разработать и утвердить законодательные нормы, ограничивающие производство и использование пластиковой упаковки и тары в Российской Федерации.

В качестве еще одной стимулирующей меры предлагается использовать опыт развитых европейских стран — ввести залоговую стоимость тары. Этот инструмент способствует тому, чтобы потребитель не выбрасывал пластиковую тару в смешанные отходы, а самостоятельно принес ее в пункт сбора. Система организуется и регулируется ассоциациями производителей, а их деятельность контролируется на законодательном уровне. Авторы доклада считают, что подобную систему, подкрепленную законодательной и нормативной базой, следует ввести и в нашей стране. Преимущества внедрения инструмента в виде залоговой стоимости тары в том, что он не создает никакой нагрузки на тариф, но позволяет повысить уровень переработки тары до 50–60%.

В докладе Общественной палаты РФ весьма критично оценивается процесс внедрения передовых практик в сфере сбора и утилизации отходов в России. Отмечается, что «в целом в нашей стране пока что нет культуры ни раздельного сбора отходов, ни сдачи макулатуры и других перерабатываемых отходов». Хотя в отдельных регионах эта практика постепенно внедряется в рамках реализации пилотных проектов. Более того, опросы показывают, что жители крупных городов и пригородов, где, собственно, и наблюдаются наиболее острые проблемы с мусором, готовы к сортировке твердых коммунальных отходов — нужно лишь создать им необходимые условия.

Особо отмечается, что инфраструктура по приему перерабатываемых отходов должна быть привязана к инфраструктуре потребления. То есть, идя в магазин, потребитель должен иметь стимул принести туда использованную тару. Это как в Германии и других странах, где за возврат тары (ее принимают специальные автоматы, установленные в магазинах) потребитель получает возможность приобрести новые товары на сумму, эквивалентную стоимости возвратной тары. Авторы доклада предлагают закрепить внедрение раздельного сбора отходов в качестве обязанности субъектов Российской Федерации и региональных операторов с четкими целевыми показателями. Для региональных операторов следует установить четкий порядок ответственности за недостижение данных показателей.

Николай Атласов

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции