Директор по международному развитию испанского «Бетиса» Антонио Ортега рассказал, как клуб борется с «Севильей» за зрителя

УСТУПАЕТ ТОЛЬКО «БАРСЕ» И «РЕАЛУ»

Начал свою речь Антонио Ортега с представления города, где базируется команда. По результатам одного опроса Севилья была признана лучшим городом для туристов в Испании. Температура здесь никогда не опускается ниже 7–10 градусов, что было заметно по самому Антонио — в намекающую на снег и холода Казань он прилетел в легком пальто. Развитая туристическая индустрия в городе, несомненно, помогает «Бетису» привлекать зрителей, отметил он.

В 1907 году в Севилье появился «Бетис». Фабрика, которая уже спонсировала одну футбольную команду в городе, решила обзавестись второй. А эта фабрика располагалась рядом с рекой, поэтому вторую команду назвали как раз в честь реки. Закончив с историей, Антонио решил привести данные по ла лиге — чемпионате Испании, в котором выступает «Бетис». Удалось вычислить, что 5,6 млн человек читают о матчах ла лиги в прессе, 9,1 млн слушают о чемпионате на радио, а 9,5 млн смотрят прямые трансляции игр на телевидении.

В общем, аудитория огромная. По словам Антонио, в Испании 80% спорта — это футбол. «Поэтому на этом форуме нам [испанцам] интересно, что делают в других видах спорта», — сказал он. Помимо футболистов, на Sport Connect выступали представители хоккея, баскетбола и даже сквоша, так что в этом плане Антонио повезло. Он привел результаты опроса: 16,8% испанцев, а это 5,6 млн человек, выразили мнение, что «Бетис» входит в топ-3 клубов Испании. Нетрудно догадаться, что уступают они только «Барселоне» и «Реалу», а опередить таких гигантов, скорее всего, уже никогда не получится. Хотя иногда «Бетису», как позже скажет Антонио, удается опережать «Реал» по просмотрам в YouTube-канале. Но это не меняет общей картины.

«Бетис» уже сделал максимум, чтобы состояться в Испании, считает Антонио, поэтому клубу нужно выходить на другие рынки. По этой причине в клубе появился международный отдел, который Антонио и возглавляет.

В продвижении в других странах помогают в первую очередь иностранцы в команде. В «Бетисе» играют футболисты из 9 стран с 5 континентов. В том числе японец Такаси Инуи — раньше он выступал за «Эйбар», представитель которого, Эдуардо Вальдес, тоже был среди спикеров Sport Connect. «Эйбар» с более скромными возможностями по сравнению с «Бетисом» настолько освоил азиатский рынок, что клуб по сей день финансируют японские спонсоры. Антонио же может похвастаться телетрансляциями. 5919 матчей «Бетиса» показали в других странах, в Европе — 2576. В этот показатель входят 872 прямые трансляции, 85 игр в записи и 1719 видео с лучшими моментами.

По телеаудитории — бесплатной и платной — «Бетис» находится на третьем месте в чемпионате Испании, отставая от «Барселоны» и «Реала», но опережая «Атлетико» и «Валенсию».

БЮДЖЕТ КЛУБА — 120 МЛН ЕВРО

Затем Антонио поделился какими-то невероятными показателями. При вмести стадиона в 60 тыс. человек у «Бетиса» 52 тыс. владельцев абонементов! Каждый из них стоит 3 тыс. евро. Находясь в России, трудно представить, что такое вообще возможно. Кроме того, 6 тыс. людей в Севилье находятся в списке претендентов на абонементы. И платят они за это право по 30 евро. Только на этом клуб зарабатывает по 200 тыс. евро в год. «Так мы увеличиваем выручку и создаем ощущение эксклюзивности», — рассказывает Антонио.

В этом плане «Реал» и «Барселона» находятся в другой вселенной, уверен директор «Бетиса». Поговорив с коллегами, он узнал, что на эль-классико билеты продавали по цене 5 тыс. евро. Вот и перед «Бетисом», говорит Антонио, стоит задача увеличить стоимость одного места и все-таки продавать некоторую часть мест по билетам, а не отдавать их владельцам абонементов. «Вы можете зарабатывать больше, чем мы на своем стадионе в 60 тысяч мест, — обратился функционер к российским коллегам. — У вас меньше расходов на содержание арены, и вам легче создать ощущение, что на игры трудно попасть».

«Бетис» практически не вкладывается в рекламу, разве что предлагает акции студентов — их участниками могут стать только те, кого пригласят владельцы абонементов. Зато клуб активно развивает свой VIP-сектор. На небольшой реконструкции стадиона у него стало 1200 люксовых мест, на которые приходится 70% общего дохода с матчей.

Средняя посещаемость «Бетиса» — 46,197 тысячи. Вместимость арены, напомним, 60,7 тысячи. Пока клуб только стремится к аншлагу на каждом матче, но уже сейчас опережает «ПСЖ» в рейтинге 100 самых посещаемых клубов Европы. Пустоты на трибунах возникают, считает Антонио, от того, что некоторые абонементы принадлежат пожилым людям. Они не придут на матч, если в Севилье слишком жарко или слишком холодно. Поэтому перед игрой, где-то за два-три месяца, «Бетис» проводит СМС-рассылку с сообщением «Придете ли вы на матч?». Если ответ «Нет», то место отправляют на продажу.

«Если бы мы ограничили количество абонементов, фанаты нас бы возненавидели», — признался Антонио. В «Бетисе», как и в «Барселоне», абонементы носят семейный характер: традиции переходят от дедов к отцам, от отцов к сыновьям. Преданность болельщиков клуб из Севильи ощутил в то время, когда был вынужден выступать в сегунде — втором дивизионе. У бывшего владельца возникли проблемы с законодательством, и счета клуба заблокировали. Но посещаемость все равно осталась на прежнем уровне.

В 2016 году у «Бетиса» сменилось руководство. Клуб вернулся в ла лигу и занялся международным продвижением. Стоимость «Бетиса» выросла с 35 до 135 млн евро, а бюджет — с 60 до 120, сообщил Антонио.


100 ТЫС. ЕВРО СПОНСОРУ ЧЕРЕЗ СОЦСЕТИ

Закончил свое выступление спикер рассказом о работе клуба в соцсетях. «Для нас не так важно количество подписчиков, — признался он. — Их можно просто купить, и тогда у вас будет много пассивных фолловеров, которые ничего вам не принесут. Нам важнее увеличивать вовлеченность людей». В «Фейсбуке», «Твиттере» и «Инстаграме» у клуба 50,2 взаимодействий — лайков, репостов или комментариев. Также Антонио похвастался, что «Бетис» (27,4 млн) опережает все испанские клубы, кроме «Барселоны» (163 млн) и «Реала» (52,1 млн), по количеству просмотров в ютубе. У ближайшего их преследователя — мадридского «Атлетико» — их 4,33 миллиона.

Также по представительству «Бетиса» в соцсетях можно отследить приоритетные для клуба рынки. Так, у него есть японский «Твиттер». Скоро будут страницы на китайских платформах. Планируется появление страницы в соцсети «ВКонтакте». «Для этого мы хотим иметь своих представителей в стране, — объяснил Антоино. — Находясь за границей, ты не можешь отследить все тенденции, даже если смотришь новости. Поэтому мы нанимаем агентства, которые в курсе того, что происходит в стране».

Кроме того, «Бетис» — один из трех клубов в Испании, у которого есть собственный телеканал. Не страница на YouTube, не прямые эфиры в «Инстаграме, а реальный телеканал, причем платный. Четыре часа в день там вещают в прямом эфире, всего 13 передач. С сентября 2017 года по январь 2018-го аудитория клубного канала составила 1,089 млн человек. С декабря 2018-го по июль — 973 тысячи. Чтобы снизить расходы, «Бетис» присоединяется к пакетам просмотра матчей ла лиги от операторов сотовой связи. В противном случае, отметил Антонио, придется платить за присутствие в каждом регионе Испании.

Еще директор «Бетиса» рассказал, как клуб работает со спонсорами, а их много — от Alfa Romeo до Coca Cola. «Бетис» снял шуточный ролик, где игроки якобы опаздывают на матч, вызывают Uber и приезжают вовремя. Если переходить к более простым вещам, то «Бетис» размещает логотип спонсора на всех картинках в соцсетях — например, с составом матча. По подсчетам, такая мелочь может принести компании до 600 тыс. евро.

«Почему нам интересна Россия? — стал объяснять Антонио. — У вас получилось успешно провести ЧМ. Могу сравнить ваш чемпионат с барселонской Олимпиадой-1992 и пекинской в 2008 году. Сейчас в России мы занимаемся поиском агентства. Надеюсь, в следующем месяце завершим эту работу».