Баженовы решили «бодаться» сразу и с правительством, и с «великим и ужасным» Игорем Сечиным

«4-ПРОЦЕНТНАЯ МАРЖИНАЛЬНОСТЬ ДЛЯ НЕЗАВИСИМЫХ АЗС — ЭТО СМЕРТЬ»

На российском топливном рынке сложилась катастрофическая ситуация, а основное зло — акциз, которому надо объявить войну. С таким посылом накануне на пресс-конференции в Москве выступили президент Независимого топливного союза (НТС) Павел Баженов и глава аналитического центра НТС Григорий Баженов. В итоге братья Баженовы объявили о запуске информационно-просветительной кампании «Акцизу.нет», но сначала предложили свои ответы на два ключевых вопроса российской действительности — «Кто виноват?» и «Что делать?». Хотя затея отменить косвенный налог на бензин и дизтопливо вряд ли реализуема, сами Баженовы, судя по эмоциональному настрою и отчасти даже пафосу, явно пытались убедить собравшихся в успехе своего предприятия. Тем более что на их стороне — независимый автозаправочный бизнес. Двое его представителей — владелец сети АЗС «Олви» Олег Бузин из Самары и коммерческий директор сети АЗС «Северная империя» Игорь Ефремов из Северодвинска — тоже участвовали в пресс-конференции.

Баженовы решили «бодаться» сразу и с правительством, и с «великим и ужасным» Игорем Сечиным, имя которого никто из спикеров ни разу не упомянул, будто он какой-нибудь Волан-де-Морт из книжек про Гарри Поттера. Да и возглавляемую им компанию тоже назвали не сразу. Хотя поводом для встречи стала как раз скандальная ситуация вокруг НК «Роснефть», которая несколько дней начиная с 15 ноября не продавала бензин и дизельное топливо на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ). Для независимых игроков рынка это стало настоящим шоком, ведь такого в истории еще не было. К тому же на долю этой НК приходится 40% объема всего предложения топлива на внутреннем рынке. В итоге в первый же день общие объемы продаж упали на 19% до 69,1 тыс. тонн. При этом бензина АИ-95 было продано 5 тыс. т, что в 1,7 раза меньше, чем накануне (8,5 тыс. т), а продажа зимнего дизтоплива снизилась на 16% до 14,1 тыс. тонн.

И все это наложилось на то, что в начале ноября 10 крупнейших нефтяных компаний, включая ту же «Роснефть», «Лукойл», «Газпром нефть», подписали соглашение с правительством о стабилизации ситуации на внутреннем топливном рынке, которое предполагает заморозку цен на бензин и дизтопливо на АЗС и в опте на уровне начала июня 2018-го. Соглашение будет действовать до 31 марта 2019 года. ФАС и ФНС должны еще провести внеплановые проверки деятельности владельцев независимых сетей АЗС, у которых, в отличие от ВИНК, нет ни добывающих месторождений, ни НПЗ. Особое же внимание будет уделяться тем АЗС, на которых цены превысят более чем 4% установленного уровня. Однако, по словам вчерашних докладчиков, «4-процентная маржинальность для независимых АЗС — это смерть».

Павел Баженов: «В сложившейся ситуации есть всего две первопричины: недальновидная экономическая и налоговая политика со стороны регулятора и монопольная природа российского внутреннего рынка»

«ОДИН ИГРОК НАЧИНАЕТ ДИКТОВАТЬ СИТУАЦИЮ НА РЫНКЕ»

«В сложившейся ситуации есть всего две первопричины: недальновидная экономическая и налоговая политика со стороны регулятора и монопольная природа российского внутреннего рынка», — начал Павел Баженов, намекая сразу и на правительство, и на вертикально-интегрированные нефтяные компании (ВИНК). Он напомнил, что налогов на внутреннем рынке предусматривается значительно больше, чем на экспортном. В результате «экспорт становится более интересным» и начинаются «колебания и скачки». При этом налоговый маневр изначально предполагал увеличение НДПИ, снижение экспортных пошлин и уменьшение акциза на топливо. Но вместо того, чтобы снизить акциз, он только рос. «Акциз — основное зло. Сегодня это 15 процентов в цене литра, а в 2019 году будет все 20», — предупредил глава НТС.

О монополистическом рынке он также предпочел говорить намеками: «Кто основные монополисты? И кто та компания, которая определяет ситуацию на рынке больше всех и чья она, — мы все прекрасно понимаем и знаем…» «Сегодня мы видим, что крупные игроки, а точнее один, начинают диктовать ситуацию на рынке: хочу — гружу, хочу — не гружу. И компания позволяет себе бойкотировать решения, которые принимаются правительством для стабилизации (я не буду останавливаться на том, насколько они правильные, на наш взгляд, они неверные)», — отметил Баженов и снова промолчал, кого он имеет в виду. Впрочем, все и так поняли, о ком речь. Тем не менее ведущий позднее все-таки задал уточняющий вопрос, и глава НТС коротко произнес: «Роснефть».

В унисон с братом выступил Григорий. Он начал с просветительского тезиса о том, что «попытка отменить законы в экономике — это все равно что отменить гравитацию». По его словам, такая глупость скажется на реальной социально-экономической ситуации. «Логика решений правительства понятна, — тоном молодого преподавателя в быстром темпе говорил он. — У нас с 2014 года действует санкционный режим и есть определенные проблемы с ценой на нефть. Она достаточно существенно просела. Возникает проблема выпадающих доходов. За счет кого мы будем их компенсировать? За счет внутреннего рынка. Это первый механизм — увеличение налоговой нагрузки на внутренний рынок. Что у нас происходит? Цена, безусловно, будет расти. Бизнес станет компенсировать налоговые потери — это непреложно». Нетрудно увидеть, что из-за увеличения НДПИ, двукратного ослабления рубля и роста акцизов внутренней рынок стал непремиальным, а экспортный — премиальным.

Что касается недавнего соглашения правительства и нефтяных компаний, то Григорий Баженов с возмущением отметил, что «мелкооптовые цены зафиксированы удивительным образом», то есть «на горке»

«НАРУШИТЬ ВСЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ…»

Что касается недавнего соглашения правительства и нефтяных компаний, то Григорий Баженов с возмущением отметил, что «мелкооптовые цены зафиксированы удивительным образом», то есть «на горке». При этом реальная экономическая ситуация (в том числе падение netback и цены на нефть) такова, что оптовая стоимость топлива должна просесть. Но, так как цены зафиксированы «на горке», стоимость в розницу не проседает.«Проанонсирован мониторинг независимого сектора, — отметил он. — Объявлены проверки со стороны регулятора. В том случае, если вы будете увеличивать цену выше допустимой, к вам нагрянут проверки, и дальше вы получите санкции. Мы даем кнут, а пряника никакого. Наконец, биржа превращается в симуляцию экономических процессов, потому что в действительности крупные игроки диктуют политику на бирже и отказываются от тех решений, которые ранее были приняты».

При этом он отметил, что предел маржинальности в 4% не позволяет нормально работать: «Минимальное покрытие в 4 процента — это смерть для независимой розницы. Средняя российская маржинальность отныне и до 31 марта 2019 года составит 1 рубль 70 копеек за литр. Если мы окунемся в реальность, то увидим, что при суточной реализации в 10 тысяч литров операционные затраты АЗС составляют порядка 3 рублей на литр. И это минимальные операционные затраты. Мы не говорим ни о какой реальной наценке, связанной с получением прибыли, не говорим ни о чем, что относится к развитию бизнеса. Когда у вас допустимая маржинальность меньше, чем операционные затраты, мы ожидаем закрытия большого количества независимых заправок. Те заправки, которые обеспечивают отдаленные регионы, вынуждены плясать от того, что было принято в рамках кабинетных разговоров. А независимый сектор на эти обсуждения приглашен не был». Баженов констатировал, что предложенная правительством и нефтяниками разница между оптом и розницей фиксирует перманентную убыточность независимых АЗС.

«Мы имеем достаточно абсурдную ситуацию, которая стремится нарушить все экономические законы, — резюмировал он. — Если вы будете создавать условия, при которых у вас вымывается независимый сектор, возникнет дефицит, а он приведет к росту цен». Эксперт предсказал: если не станет независимых АЗС, оставшаяся инфраструктура позволит заправлять только 20 млн автомобилей, тогда как в стране их 50 миллионов. Заправок на всех просто не хватит. Сегодня инфраструктурно независимый сектор занимает 60% рынка (15 тыс. АЗС), тогда как у ВИНК их 10 тысяч. Хотя по объему продаж на независимый сектор приходится 30%, а оставшиеся 70% — на ВИНК.

Олег Бузин Олег Бузин: «Мы просто вымываем свои денежные средства»

«НАС ПРОСТО ВЫЖИВАЮТ»

Слова о катастрофичности ситуации подтвердил Бузин, владеющий 18 АЗС, на которых работают 250 человек. Он начал с того, что последние 8 месяцев независимые автозаправщики находятся на грани выживания и держатся только за счет наработанных ранее запасов. В Самарской области уже закрылась достаточно крупная (16 АЗС) сеть заправок. Такое же настроение замотать шланги — у большинства независимых. «Не от того, что мы хотим кому-то диктовать свои условия, а от того, что бессмысленна работа. Минимальная наша наценка, порог выживаемости — 3 рубля. Мы сегодня работаем, что касается дизеля — минус 3 рубля, что касается бензина — плюс 2,6–2,4. То есть мы просто вымываем свои денежные средства», — пожаловался Бузин.

Он также рассказал, что до ухода «Роснефти» с биржи цена по логистике на дизтопливо составляла 27,4 тыс. рублей за тонну плюс ж/д тариф. В итоге получается 49 рублей за литр — это оптовая цена. А на заправке «Роснефти» стоимость — 44 рубля. «Как мы можем конкурировать? Нас просто выживают с рынка. Это объективная картина. И не только в Самарской области — по всей России такая ситуация, — отметил Бузин. — На 4 процента ни одна заправка не может существовать. В СМИ раздаются такие посылы: „Зарабатывайте на кофе и булочках“. Мы зарабатываем — и на кофе, и на булочках. Поверьте. Та же самая „Роснефть“ хвалится, что миллиард или полтора заработала на кофе. Но, если мы у них спросим, сколько они заплатили персоналу, я уверен, что это в разы больше. Никакой кофе не покроет ни персонал, ни обслуживание, ни содержание АЗС. К тому же это пожароопасные объекты. Они требуют денежных средств на отчисление и по экологическим выбросам. Все затраты кофе и булочками не покрыть».

По словам Бузина, безубыточная наценка должна быть не менее 8–9%, а для нормального развития — 14%. «В нашей сети зимнее дизельное топливо стоит 52 рубля за литр, у „Роснефти“ — 43–90, — рассказал он. — Бензины дороже на 3–4 рубля. Произошел массовый отток клиентов. А нас еще обвиняют в том, что мы хотим получать повышенную маржинальность. Нет этого в природе. А что плохого в нормальной рентабельности? Это те же самые налоги, зарплата. Мы вкладываем деньги в экономику нашей страны».

Он подтвердил, что на рынке искусственно создан «дичайший дефицит по зимнему дизельному топливу» и дефицит по бензинам, и добавил, что их неправильно называть независимыми: «Мы зависим от всех: от местной администрации, силовых структур, разных экологических, санитарных, пожарных служб. Мы очень сильно зависим от производителей топлива. Как раз независимый — это производитель топлива. Хочет — выходит на биржу, хочет — не выходит. Уже четыре дня морозит все продажи по бирже».

Игорь Ефремов Игорь Ефремов несколько раз предусмотрительно похвалил «Роснефть» за то, что она правильно ведет себя на экспортном рынке

«ИНТЕРЕСЫ АВТОВЛАДЕЛЬЦЕВ И ЧАСТНЫХ АЗС ЕДИНЫ»

Бузин не стал конкретизировать, кто конкретно их обвиняет. Между тем основные претензии в адрес независимого сегмента рынка раздаются все из той же компании, которую все знают. И не случайно тщательный анализ деятельности независимых АЗС был одним из требований «Роснефти» накануне достижения соглашений с правительством. При этом перед «торговым бойкотом» Сечин в интервью «Коммерсант FM» заявил: «В отдельных регионах формируются монопольные структуры с устоявшейся схемой поставок, которые нацелены на увеличение стоимости. И даже вертикально-интегрированные компании в соответствии с антимонопольным законодательством вынуждены подстраиваться». Гораздо круче высказался пресс-секретарь компании Михаил Леонтьев, который обычно не утруждает себя в выборе политкорректных формулировок. Он, в частности, успел заявить, что розничные независимые сети — перекупщики, так как их подельники на бирже покупают в пять раз больше объемов топлива, чем объемы их АЗС, и вместе с посредниками манипулируют рынком. В еще одном комментарии он и вовсе назвал трейдеров и лоббистов независимых сетей жуликами и полукриминальной публикой, которые оборзели из-за того, что им должны с дисконтом поставлять топливо, чтобы обеспечить их сверхприбыль.

Нашелся на вчерашней пресс-конференции и более острожный товарищ. Ефремов несколько раз предусмотрительно похвалил «Роснефть» за то, что она правильно ведет себя на экспортном рынке, и, в общем-то, ничего особо критического даже в намеках в ее адрес не сказал, несмотря на то, что говорил дольше всех остальных и обтекаемо рассуждал о непрофессионализме журналистов, которые иногда задают вопрос чиновникам, а получив неконкретный ответ, не уточняют детали. Тем не менее гость из Северодвинска все же признал: то, что независимые АЗС завышают цены, — миф. Он также сообщил, что розница поставлена в невыносимые условия.

Наконец, Павел Баженов предложил ответ на вопрос «Что делать?». Необходима комплексная реформа из четырех ступеней: отмена акциза, либерализация цен, 100-процентная продажа произведенных объемов бензина и дизеля на бирже, курс на демонополизацию отрасли.

В завершение глава НТС объявил о старте информационно-просветительской кампании «Акцизу.нет»: «Чтобы автовладельцы разобрались и поняли, как происходит на самом деле, мы сняли ролик, где все разложено по полочкам. Сегодня интересы автовладельцев и частных АЗС едины. Мы не хотим высоких цен на топливо. Мы хотим нормального рынка и чтобы цены снижались, а не росли. Точка. Поэтому со следующей недели в регионах на независимых заправках будут появляться специализированные буклеты, наклейки. Мы начнем собирать подписи в поддержку нашей инициативы. Мы против социальных потрясений. Но, если налоги растут, цены тоже повысятся. Точка. Надо бороться за свои права. Мы предлагаем конструктивный и правильный путь».