Транспортники всей страны съехались вчера в Москву на главное для них событие года — «Транспортную неделю»

«ОТРАСЛЬ ДОЛЖНА ПОПРОЩАТЬСЯ С ВИДАМИ ТРАНСПОРТА»

Транспортники всей страны съехались вчера в Москву на главное для них событие года — «Транспортную неделю». Поскольку площади Гостиного двора не позволяли разместить в натуральную величину все экспонаты, то многие ограничились макетами своих достижений, а также фотографиями и презентациями, то и дело крутившимися на стендах. За три дня предстоит обсудить самые важные для отрасли темы. Вчерашнее пленарное заседание посвятили разговорам о «цифре», так быстро наступившей эпохе бизнеса больших данных и цифровизации экономических процессов.

Вице-премьер, курирующий в правительстве цифровую экономику, Максим Акимов рассказал о трех вещах, которые убивают четвертую (промышленную) революцию. «Масштаб, скорость и точность», — пояснил вице-премьер, отметив, что именно эти факторы убивают маржинальность. «Ни одной отрасли, ни одной компании, какой бы заслуженной и орденоносной она ни была, не уберечься от вызова слома традиционной бизнес-модели», — указал он. По его словам, новые принципы влекут за собой иные правила игры, меняют расстановку сил на рынке. «Я вижу в этом источник амбиций, которые должны быть и у министерства транспорта, и у рыночных игроков», — отметил Акимов. Говоря о целях и задачах, вице-премьер подчеркнул, что транспортная отрасль должна попрощаться с видами транспорта и поздороваться с грузом и пассажиром. «Бесшовная интермодальная перевозка без документов в их привычном виде — это зона зрелых технологий, которая сможет нас серьезно продвинуть к грузам и пассажирам», — указал Акимов.  

Максим Акимов рассказал о «трех вещах, которые убивают четвертую (промышленную) революцию». «Масштаб, скорость и точность», — пояснил вице-премьер Максим Акимов рассказал о трех вещах, которые убивают четвертую (промышленную) революцию. «Масштаб, скорость и точность», — пояснил вице-премьер

Второй серьезный вызов для отрасли — необходимость включенности в глобальные транспортные коридоры. «Мы должны договориться с нашими партнерами по Евразийскому экономическому интеграционному объединению о трансграничном пространстве доверия, которое сделает возможными бесшовные мультимодальные перевозки», — подчеркнул замглавы правительства. По его словам, речь идет об общих положениях, обеспечивающих функционирование цифровых документов и цифровых идентичностей товаров, людей, подписей и чего угодно. Но только ЕАЭС эти процессы не ограничиваются, стоит задача включенности в глобальные транспортные коридоры.

В качестве третьего большого вызова Акимов указал необходимость интеграции в единую цифровую платформу. «Это один оператор, новая цифровая монополия,  открытая платформа данных и технологических стандартов», — пояснил он. Сегодня мир принадлежит большим игрокам, которые в значительной степени занимаются созданием новой рыночной неконкурентной власти, заметил Акимов, уточнив, что имеет в виду глобальные платформы и социальные сети. Однако монополизация рынка данных является угрозой для развития транспортной отрасли. 

Олег Белозёров: «Грузоотправители, не бойтесь! Мы со своей задачей справимся» Олег Белозеров: «Грузоотправители, не бойтесь! Мы со своей задачей справимся»

В этой связи со стороны властей необходимо обеспечить недискриминационный доступ к данным и четкие правила антимонопольной политики, когда физическое обладание инфраструктурой в силу закона не порождает цифровых монополий, подчеркнул он. Транспортная система, по словам Акимова, в этом плане очень уязвима. Кроме того, для гармоничного развития сектора необходимы «правильные развернутые инновационные стратегии стержневых компаний отрасли». Речь идет о цифровой трансформации РЖД, российских ключевых перевозчиков. «Это и есть ключевые сюжеты для нашей работы в ближайший год», — подвел итог своего выступления Акимов.

В свою очередь председатель правления ОАО «РЖД» Олег Белозеров, которому предстоит не без помощи «цифры» повысить эффективность работы российских железнодорожных транспортных узлов, в успехе не сомневается. «Грузоотправители, не бойтесь! Мы со своей задачей справимся», — бодро заверил он. По словам топ-менеджера, компания активно занимается цифровизацией железных дорог и до 2025 года на эти цели планирует направить 150 млрд рублей. «Определенные элементы мы внедряем и сегодня, — отметил Белозеров. — Это электронная торговая площадка с охватом более 3,2 тысячи участников, и данная доля неуклонно растет». По его словам, развитие железнодорожной монополии идет по двум направлениям: грузовые перевозки и пассажирские. С помощью инновационного приложения пассажиры получили возможность купить билет, идет разработка сервиса продаж сквозных поездок, охватывающих сразу несколько видов транспорта, указал предправления РЖД. 

Ближе к пассажирам был в своем выступлении гендиректор «Аэрофлота» Виталий Савельев Ближе к пассажирам был в своем выступлении гендиректор «Аэрофлота» Виталий Савельев

100 МЛН пассажиров К 100-ЛЕТИЮ

Ближе к пассажирам был в своем выступлении гендиректор «Аэрофлота» Виталий Савельев. Он заверил, что компания, которая и так является глобальной в мировом масштабе, готова идти в регионы и развиваться в соответствии с «майским указом» президента. «Мы будем строить базы (Сочи, Екатеринбург, Новосибирск) и два хаба (Красноярск и Владивосток), —  поделился планами Савельев. — Это требует больших затрат, и без применения цифровых технологий будет дорого и неэффективно». А вот компаниям, которые не занимаются цифровизацией, глава «Аэрофлота» предрек совсем мрачное будущее — он уверен, что они вовсе перестанут существовать.

Зато планы по собственному развитию у авиаперевозчика амбициозные. «Хотим к нашему 100-летию перевозить 100 миллионов пассажиров в год», — смело объявил Савельев, как бы невзначай добавляя, что сегодня «Аэрофлот» перевозит только 50–55 млн человек. 100-летие компания будет отмечать 17 марта 2023 года, так что остается только пожелать удачи «Аэрофлоту», который в угоду своим амбициозным целям расширяет авиапарк, а заодно планирует довести уровень капитализации до 400 млрд рублей.

Впрочем, Савельев не преминул упомянуть о «цифре», которая уже сыграла на руку перевозчику. Так, глава «Аэрофлота» хвастался, что его компания входит в пятерку самых пунктуальных в мире, при этом каждый самолет через спутниковую связь передает на землю информацию о своем состоянии, где всевозможные службы уже спешат устранить неполадки, да и вообще число пассажиров то и дело растет. «Если мы в 2009 году перевозили 24 тысячи пассажиров в сутки, то сейчас этот показатель составил 120 тысяч», — поделился достижениями Савельев. С особой гордостью он рассказал об устройстве, которое используют в работе бортпроводники компании. «Это российский мини-планшет, который мы запатентовали, — отметил глава «Аэрофлота». —  С помощью „таблетки“ стюардесса видит все: ваши пересадки, транзитные рейсы, что вы заказали, есть ли дети и так далее. Такой „таблетки“ нет ни у кого на борту среди крупнейших авиакомпаний». 

Еще одна инновационная для России тема — беспилотники. Нет, не те, что летают, а те, которые должны мирно ездить по улицам городов. Как заявил вчера спецпредставитель президента по цифровому и технологическому развитию Дмитрий Песков, тестировать беспилотные автомобили начнут уже весной следующего года. «Если вы увидите на улицах этих городов машину со значком буквы А, заключенной в кружок, то, значит, перед вами автопилот», — предупредил он.

Пожалуй, интереснее всего было наблюдать за тем, как два высокопоставленных чиновника разместились в сооруженном на стенде РЖД макете новенького плацкартного вагона Пожалуй, интереснее всего было наблюдать за тем, как два высокопоставленных чиновника разместились в сооруженном на стенде РЖД макете новенького плацкартного вагона

«ЧЕРЕЗ НЕСКОЛЬКО ЛЕТ МЫ ПЕРЕЙДЕМ К ОПЛАТЕ С ПОМОЩЬЮ НАШИХ БИОМЕТРИЧЕСКИХ ДАННЫХ»

Глава минтранса Евгений Дитрих, подводя итог пленарному заседанию, радовался, что никто не из присутствующих в зале не заснул. «Мир меняется настолько быстро, и для того, чтобы оставаться на месте, необходимо двигаться», — указал он. 

Министр тут же последовал своему совету — в компании Акимова отправился осматривать выставку, посвященную транспорту. Пожалуй, интереснее всего было наблюдать за тем, как два высокопоставленных чиновника разместились в сооруженном на стенде РЖД макете новенького плацкартного вагона. Для Акимова и Дитриха это стало своеобразным приключением, поскольку оба они наверняка не знают (а если и знали, то давно забыли), в чем романтика плацкартных вагонов, от которых, кстати, РЖД не так давно планировали отказаться. Но не тут-то было — обновленная версия суперэконом-вагонов, где полки стали чуть шире и длиннее, может появиться уже в 2019 году. Самое главное, в РЖД убеждали вице-премьера и министра, что ездить в таких вагонах — одно удовольствие.

Меж тем Дитрих, судя по всему, считает, что и поездки в электричках теперь тоже должны быть комфортны и приятны. «Вспоминаю старые добрые времена, когда электрички в моей молодости из области ходили в Москву на Ярославский вокзал, — мечтательно вздыхал он на одной из вечерних сессий форума. — В электричку можно было с трудом протолкнуться. Сейчас ситуация поменялась. Мы говорим про интервал 3–4 минуты». Очевидно, министр, признававшийся, что во внеслужебных поездках не брезгует общественным транспортом («быстро, легко, удобно»), имел в виду явно не электрички, пассажиры которых при словах чиновника точно бы усмехнулись. При этом Дитрих и тут предлагал внедрять «цифру». «Наверное, этот интервал должен быть таким, чтобы обеспечить максимальный комфорт перевозки. Если мы понимаем, что в какой-то момент времени количество пассажиров превышает пропускную способность, значит, надо добавить составы и пустить через 3–3,5 минуты. Если в какой-то момент времени пассажиров нет, нужно уменьшить количество вагонов или отправить составы с большим интервалом. „Цифра“ должна помогать нам это отслеживать, оперативно выстраивать такого рода процессы», — советовал глава минтранса.


Он пошел еще дальше — предложил перенимать опыт, когда имеются электрички с вагонами, где может ехать каждый желающий, и есть те, где билет приобретается на конкретное место.

Наконец, Дитрих был убежден, что вскоре отомрут архаические билеты и каждый сможет расплачиваться «пальчиком». «Через несколько лет мы перейдем к оплате с помощью наших биометрических данных — посмотрел в камеру, приложил пальчик и поехал, а со счета кто-то автоматически списал. Удобно? Да», — кивал он. Пока, по его мнению, можно, в конце концов, внедрить уже привычную (особенно для молодежи) оплату мобильным телефоном. «Надо дать возможность, чтобы оплачивать с гаджета, который у каждого в кармане. У продвинутой молодежи, которая смотрит вперед, — точно. Убрать эти суррогаты, карточки и сделать валидатор, который читает данные прямо с телефона! Будет быстро, комфортно. Мы сэкономим на этих карточках. Выкинем им! Дадим возможность тем, кто не успевает купить билет, оплатить сразу и получим своего пассажира», — уверен министр.

Ежесекундно в мире производится порядка трех автомобилей, а к настоящему времени по дорогам мира колесят около 1,2 млрд машин, подсчитал замминистра транспорта РФ Иннокентий Алафинов Ежесекундно в мире производится порядка трех автомобилей, а к настоящему времени по дорогам мира колесят около 1,2 млрд машин, подсчитал замминистра транспорта РФ Иннокентий Алафинов

КАК АЛЬТЕРНАТИВНОЕ ТОПЛИВО ЗАМЕНИТ НЕФТЬ

Ежесекундно в мире производится порядка трех автомобилей, а к настоящему времени по дорогам мира колесят около 1,2 млрд машин, подсчитал замминистра транспорта РФ Иннокентий Алафинов. Поскольку в будущем число автомобилей будет только возрастать, немаловажно, как сложится топливный баланс на этом рынке, учитывая, что каждый год на дороги выезжает все больше гибридов и электромобилей. Именно топливная стратегия стала темой одной из следующих сессий на форуме.

Россия в этом смысле не исключение, поскольку отечественный автопарк только за последние 10 лет увеличился в полтора раза, а к 2030 году, согласно прогнозам, он вырастет до 100 млн единиц. При этом в последние 40 лет наблюдался тренд увеличения потребления нефти для производства топлива, поскольку 96% всего автотранспорта России, естественно, заправляются бензином и дизелем. «В 1970-х годах было 700 миллионов тонн в мире, а сейчас — почти 2 миллиарда. Кроме того, доля транспорта как потребителя нефти выросла за это время до 50 процентов», — отметил замминистра энергетики РФ Антон Инюцын. Только 4% машин заправляются газом, и лишь крупицы ездят на электротяге. Поскольку по выбросам парниковых газов автотранспорт превзошел все другие виды транспорта, то тема экологичности так или иначе актуальна. Как заявил Алафинов, 77% всех выбросов дает именно автомобильный транспорт, на железнодорожный приходится 12%, воздушный — всего 3%, водный транспорт и того меньше. «Таким образом, существующее положение дел направляет на поиск того, на что мы можем перевести наш автомобильный транспорт, особенно коммерческий», — заявил замглавы минтранса.

Тем более в будущем, по словам Инюцина, многие страны, особенно развитые, будут уходить от практики использования нефти для производства топлива. По экспертным оценкам, к 2040 году с данного направления высвободится от 200 до 500 млн т нефти. «Альтернативное топливо должно заместить эти объемы, потому что транспорта меньше не станет», — уверен замминистра энергетики.

По мнению Инюцина, к настоящему времени только два вида альтернативного топлива способны заменить бензин и дизель — это газ и электричество По мнению Инюцина, к настоящему времени только два вида альтернативного топлива способны заменить бензин и дизель — это газ и электричество

«НЕОБХОДИМО СФОРМИРОВАТЬ РЫНОК ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ЗАПРАВОЧНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЕ»

По мнению Инюцина, к настоящему времени только два вида альтернативного топлива способны заменить бензин и дизель — это газ и электричество. Но пока корпорации со всего мира решили развивать электротранспорт, который, по прогнозам, через 15 лет сравняется по цене с обычными автомобилями, в России, напротив, более перспективным признали газомоторное топливо. Это явно следовало из вчерашней дискуссии, а также заложено в стратегии развития автомобильной промышленности до 2025 года, утвержденной правительством весной 2018-го. Так, в документе предполагается, что объем производства транспортных средств, использующих в качестве топлива природный газ, к 2020 году составит 10 тыс. штук, а к 2024-му — 12–14 тысяч. Однако из них 65% придется на автобусы и 35% — на коммерческий транспорт. «Это имеет перспективу в мире по экологичности. В России есть два хороших преимущества — разветвленная газовая сеть и использование СПГ для крупнотоннажного транспорта», — пояснил замминистра энергетики.

Тем не менее в стратегии указано, что прогресс техники на газомоторном топливе тормозится недостаточной развитостью заправочной и сервисной инфраструктур. Однако в минтрансе, кажется, уповают на реализацию комплексного плана развития магистральной инфраструктуры, который предполагает ускоренное в течение ближайших 6 лет построение транспортных коридоров. «Основной упор делается на то, что у нас автомобильным транспортом пойдут колоссальные грузовые потоки как внутри государства, так и с территории сопредельных стран с востока на запад и с запада на восток», — считает Алафинов. Теперь главный вопрос: как Россия встретит новую инфраструктуру? «Будет ли это старый 10-летний автомобиль, не соответствующий даже „Евро-1“, или мы все-таки не только сможем обновить автомобильный парк, но и переведем его на экологически чистое газомоторное топливо, создав соответствующие условия?» — рассуждал замминистра транспорта.

Сергей Кельбах: «Нам необходимо сформировать рынок предложения по заправочной инфраструктуре» Сергей Кельбах: «Нам необходимо сформировать рынок предложения по заправочной инфраструктуре»

Пока Алафинов пообещал: все, что будут делать, — это строить заправки на транзитных маршрутах, производить сами автомобили на газомоторном топливе, даже предполагается возможность некой формы поддержки. Стимулировать же покупку более экологически чистого транспорта за счет, например, увеличения налоговых отчислений на обычный пока не намерены. «Сначала это должен быть план, предложение как лизинговых схем, так и схем кредитования и возможности при приобретении автомобиля проехать с посещением качественных заправочных комплексов, хотя бы от Санкт-Петербурга в Казань по федеральным трассам, заправляясь тем же СПГ. На сегодня это не всегда возможно или возможно только по одному маршруту», — полагает Алафинов.

Меж тем в ГК «Автодор», как заявил предправления Сергей Кельбах, работают, можно сказать, на опережение — в 2016 году установили требования с обязательным размещением заправок СПГ и КПГ, а теперь еще обязывают инвесторов оборудовать каждую многофункциональную зону у дороги зарядками для электротранспорта. Год назад «Автодор» наметил программу создания опорной сети заправок газомоторным топливом. «Их до 2021 года будет 86. До 2030-го еще порядка 85. Это не проект, существуют многофункциональные зоны, где транспорт, работающий на разном виде топлива, может произвести дозаправку, дозарядку. Одновременно это то место, которое позволяет участникам дорожного движения перезагрузиться, дает возможность полнейшей релаксации и подготовки к следующему этапу дороги», — описал Кельбах. Судя по всему, наибольшую перспективу «Автодор» видит на трассе Европа – Западный Китай, которая как раз пойдет через Татарстан. Так, до 2030 года на ней появятся дополнительно 20 газозаправочных объектов. «Нам необходимо сформировать рынок предложения по заправочной инфраструктуре. Тогда мы сможем получить международный транзитный транспорт, который несет добавленную стоимость на развитие сети», — полагает Кельбах.

Григорий Цыба: «Итого общее финансирование в этом году составит 4,8 млрд рублей. надеемся, что это позволит просубсидировать производство и поставку 5 тыс. единиц техники, работающей на газе» Григорий Цыба: «Итого общее финансирование в этом году составит 4,8 миллиарда рублей. Надеемся, что это позволит просубсидировать производство и поставку 5 тысяч единиц техники, работающей на газе»

ТАТАРСТАН — ЛИДЕР ПО ГАЗОМОТОРНОЙ ТЕХНИКЕ

Все предыдущие годы государство старалось как могло субсидировать производство и закупку техники на газомоторном топливе. Так, по словам замдиректора департамента по автомобильной промышленности и железнодорожному машиностроению минпромторга РФ Григорий Цыба, с 2014 по 2018 год просубсидировали 8,8 тыс. единиц техники, потратив при этом 15 млрд рублей.

В этом году программу субсидирования развития техники на газомоторном топливе продолжили. Пока израсходовали 3,3 млрд рублей, при этом решается вопрос о предоставлении субсидий еще на 1,5 млрд рублей до конца года. Как заверил Цыба, до конца ноября вопрос решат. «Итого общее финансирование в этом году составит 4,8 миллиарда рублей. Надеемся, что это позволит просубсидировать производство и поставку 5 тысяч единиц техники, работающей на газе», — подсчитал он. В проект бюджета на следующую трехлетку также заложены средства. Так, в 2019 году планируют выделить пока что всего лишь 2,5 млрд рублей. Но минпромторг вновь собирается в течение года просить увеличить финансирование.

В итоге число основных регионов – потребителей газомоторной техники попали Нижегородская область, Санкт-Петербург, Самарская, Свердловская, Ростовская, Волгоградская области, Башкортостан. Но безусловным лидером, по словам Цыбы, является Татарстан. «Всего 1 264 единицы техники направлены в республику с 2014 по 2017 год», — отметил чиновник. При этом заместитель гендиректора ООО «Газпром газомоторное топливо» Денис Воробьев положительно отзывался об опыте Татарстана по переоборудованию уже существующего транспорта, на что региональный бюджет также выделяет средства.

Айрат Усманов: «Общая производительность газозаправочной инфраструктуры Татарстана на сегодняшний день составляет 147,9 млн кубометров в год» Айрат Усманов: «Общая производительность газозаправочной инфраструктуры РТ на сегодняшний день составляет 147,9 миллиона кубометров в год»

В свою очередь замминистра транспорта и дорожного хозяйства РТ Айрат Усманов подтвердил, что такая программа в республике действует с 2016 года и на эти цели в бюджете Татарстана заложили 75 млн рублей (предельные субсидии начинаются с 27 тыс. рублей на легковушку до 210 тыс. рублей на трактор мощностью свыше 350 л. с.). «По итогам 2017 года всего с начала реализации программы переоборудовано на газомоторное топливо 1 641 единица ТС», — отметил замминистра РТ, добавив, что есть положительная динамика по переоборудованию автомобилей физлиц.

Кроме того, Усманов подчеркнул, что республика все делает, руководствуясь программой по развитию рынка газомоторного топлива, которую приняла еще в 2013 году. По его словам, тогда, 5 лет назад, в республике было всего 10 метановых заправок, а в 2016-м ввели дополнительно 9 станций. «Это вывело Республику Татарстан на первое место по газозаправочной инфраструктуре среди регионов, — похвастался Усманов. — Общая производительность газозаправочной инфраструктуры РТ на сегодняшний день составляет 147,9 миллиона кубометров в год». Так что на 1 ноября объем реализации КПГ составил 27,4 млн кубометров, а по итогам года планируют продать 32,2 млн «кубов».