«ХОТИМ СКАЗАТЬ СПАСИБО БЮДЖЕТУ ЭТОГО СОЗЫВА»

С минуты молчания в память о супруге первого президента РТ Минтимера Шаймиева — Сакине Шаймиевой — началось сегодня заседание сессии Госсовета РТ. Сам госсоветник РТ нашел в себе силы и, несмотря на горечь утраты, пришел на заседание парламента. Спикер Фарид Мухаметшин вспомнил Сакину ханум как «верного друга, соратника, надежный тыл первого президента республики». «Человек с большой буквы: обаятельный, мудрый, щедрый, внимательный к людям — такой мы навсегда запомним Сакину Шаймиеву», — вспоминал Мухаметшин. После этих слов все 88 депутатов, а также приглашенные и президент РТ Рустам Минниханов, как один человек, встали и почтили светлую память о Сакине Шакировне, которая скончалась 16 ноября. 

Далее депутаты приступили к дележу бюджетного пирога — и процедура прошла как по маслу. Бюджет Татарстана на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов приняли без единой поправки от представителей КПРФ и вообще без обсуждения со стороны депутатов — сразу во втором и третьем чтениях. Это становится уже общей практикой принятия главного финансового документа Татарстана в последние годы. Если в прошлом оппозиционная партия хотя бы для проформы вносила правки и просила денег на те или иные важные, по их разумению, цели, то сегодня глава фракции КПРФ Хафиз Миргалимов с ходу заявил, что сам снимает все свои предложения, причем объяснил он это довольно сервильно: мол, чаяния КПРФ и так находят понимание татарстанских властей.

Хафиз Миргалимов Хафиз Миргалимов (справа) с ходу заявил, что снимает все свои предложения, причем объяснил он это довольно сервильно: мол, чаяния КПРФ и так находят понимание татарстанских властей Фото: Ирина Ерохина

«Учитывая, что в Зеленодольском районе будет клуб, Дом культуры, учитывая, что в Казани ряд детских садиков будет отремонтирован, мы снимаем свои поправки. Хотим сказать спасибо бюджету этого созыва, была построена баня (видимо, в Буинске — прим. ред.), отремонтирован ДК имени Ленина, в Черемшанском районе дороги [отремонтировали]… Несмотря на то что нас три депутата, нас слушают наши избиратели. Мы снимаем остальные наши 20 поправок!» — заявил Миргалимов.

При этом во время голосования все три коммуниста нажали кнопку «против». «У вас слова с делом расходятся», — с обидой в голосе прокомментировал Мухаметшин.

Возможно, КПРФ просто решила не нервировать власти на последней перед выборами «бюджетной» сессии, а ведь раньше мучительно долгая процедура внесения и последующего отклонения «коммунистических» поправок всегда была прекрасной площадкой для политического пиара.

В итоге бюджет РТ на 2019 год было решено принять с параметрами по доходам в 237 млрд рублей, расходам в 241,1 млрд рублей, с дефицитом в 4,1 млрд рублей. Таким образом, бюджет по доходам и расходам вырос на 8,8 млрд рублей, дефицит при этом остался неизменным. Как пояснил председатель комитета Госсовета по бюджету, налогам и финансам Леонид Якунин, увеличение бюджета произошло в основном за счет дополнительных денег, которые придут в республику по линии нацпроектов.


Этих цифр в республике ждали давно, в первое чтение татарстанского бюджета – 2019 они не попали, поскольку на тот момент еще не прошел второе чтение проект российского бюджета. Напомним, оно состоялось в среду, 14 ноября, после чего в спешном порядке средства, отписанные региону, были инкорпорированы в республиканский бюджет. Сложностью здесь было то, что к федеральному финансированию 12 нацпроектов в бюджете РТ нужно предусмотреть немалые объемы республиканского софинансирования. Как пояснил Якунин, данные средства были заранее зарезервированы в бюджете. В итоге на это бюджет Татарстана в 2019 году потратит 5,1 млрд рублей, в 2020-м — 4,7 млрд рублей, в 2021-м — 4,4 млрд рублей. В целом с учетом нацпроектов из бюджета РФ республика получит в 2019 году 15 млрд рублей федеральных денег. Выходит, на один рубль республиканских денег приходится 3 рубля из центра. В формулу 81/19, которую отстаивал Минниханов во время визита в ПФО полпреда Игоря Комарова, это не вписывается, но все-таки к ней близко.

Помимо того, межбюджетные трансферты из федерального бюджета увеличиваются на 490,8 млн рублей, безвозмездные поступления в рамках фонда развития моногородов составят 169,5 млн рублей, они пойдут на инфраструктурные проекты в Нижнекамске и Набережных Челнах. Расходы на финансирование образовательной системы дистанционного обучения татарскому языку «Ана теле» увеличится на 50 млн рублей. На реализацию программы «Сохранение национальной идентичности татарского народа» в 2019 году направят 31 млн рублей.

Талгат Абдуллин Талгат Абдуллин (справа) засомневался в правильности некоторых «земельных» формулировок документа Фото: Ирина Ерохина

«ЭТО ПРАКТИЧЕСКИ ВВЕДЕНИЕ ПРАВОВОГО ФУНДАМЕНТА ДЛЯ ВОЗМОЖНОСТИ ОГРАНИЧИТЬ ИЛИ ПРЕКРАТИТЬ ДОСТУП В ЦЕНТР КАЗАНИ!»

Одним из самых живых обсуждений в Госсовете РТ стала сегодня дискуссия вокруг республиканского законопроекта «О регулировании отдельных вопросов в области организации дорожного движения в РТ». В этом документе, который представил министр транспорта и дорожного хозяйства РТ Ленар Сафин, депутаты решили прописать и закрепить основные положения платного паркинга в Татарстане. По сути, в существующую схему платных парковок Казани, где совсем недавно подняли тарифы, ничего нового не вносится. Законопроект, как объяснил Сафин, определяет методику расчета цен на платную парковку и отдает право устанавливать максимальный ее размер кабмину РТ. Кроме того, депутаты предложили определить места, где нельзя будет устанавливать платные парковки: рядом с социально-культурными зданиями, органами госвласти и местного самоуправления, учебными учреждениями, а также на землях многоквартирных жилых домов. Законопроектом закреплен и единый график работы платного паркинга. На вопрос депутата Миргалимова, придется ли теперь изменять схему платного паркинга с принятием этого законопроекта, Сафин заявил, что только там, где будут выявлены противоречия.

Глава минтранса РТ представил данный законопроект так, что у депутатского корпуса практически не было вопросов к нему, за исключением бывшего главы Госжилфонда Талгата Абдуллина. Тот засомневался в правильности некоторых «земельных» формулировок документа. «Земля может оказаться муниципальной, но она будет сдана в аренду. И там может быть какое-то сооружение. Получается перекос: сооружение у одного, земля у другого. И кто будет собирать тогда деньги? Кто будет регулировать?» — Абдуллин определенно оказался более просвещен в «земельных» вопросах, чем Сафин. Он ничего ответить депутату не смог, но предложил вопрос Талгата Мидхатовича отработать в рабочем порядке, а пока проект закона принять в первом чтении. Но за отставника ГЖФ заступился Мухаметшин, который также засомневался, что такой серьезный вопрос надо рассматривать ускоренно.


Еще больше сомнений оказалось у депутата Артема Прокофьева, который специально записался на выступление по этому документу. «К сожалению, не удалось исключить данный законопроект из повестки дня, но я вижу, что депутаты с вниманием и осторожностью отнеслись к нему, поскольку 41 депутат проголосовал все-таки за то, чтобы исключить его из повестки дня, — заявил депутат от КПРФ, эмоционально переходя на повышенные ноты. — Они (выступающие прим. ред.) не сказали самого главного — что несет в себе этот законопроект и чем он обернется, если мы его примем. Данный законопроект — это практически введение правового фундамента для возможности ограничить или прекратить доступ в центр Казани или других городов республики! Когда Марат Гадыевич говорил о том, что этот законопроект расширяет права граждан, я хочу спросить: каких граждан? Которые у нас сидят в министерстве транспорта? Или тех, кто сидит в мэрии Казани? О каких гражданах вы говорите?» И дальше Прокофьев начал бросать в своих оппонентов целый град острых риторических вопросов, обвиняя в том, что не было проведено публичного обсуждения законопроекта. Досталось и вице-спикеру Юрию Камалтынову, который якобы умолчал о новшествах документа. Депутат от КПРФ указал на п. 3 ст. 6 документа, где говорится о возможности ввода ограничений на движения авто в центре города. По мнению парламентария, под эту формулировку можно подвести все что угодно — например, запретить стареньким автомобилям заезжать в центр или ограничить заезд машин низкого экокласса и т. д. Прокофьев засомневался в необходимости прописывания положений о времени использования паркинга, о движении авто по наполненности с пассажирами, хотя такие пункты в законопроекте действительно есть. «Хватит ссылаться на Сингапур! Мы же не Сингапур в плане транспортного движения. У нас большая и холодная страна. Хватит уже душить автомобилистов! — не сдержался Прокофьев. — Это возмутительнейший сам по себе законопроект! Он никогда не должен стать законом!»

Его энтузиазм попытался умерить автор законопроекта, депутат Марат Галеев: «Я совершенно не воспринимаю возбужденный тон!» По словам последнего, принятие документа позволит внести порядок на улицы города, высвободить дороги. И все-таки дело в мировой практике, за которой не должен опаздывать Татарстан… В конечном итоге документ поддержали в первом чтении с оговоркой доработать его. Галеев еще напомнил всем, что предложения его комитет будет принимать до 25 ноября, мол, тянуть никак нельзя — торопит федеральное законодательство.

Марсель Шамсутдинов Марсель Шамсутдинов: «Позиция нашей партии — всем свободным гражданам, которые платят налоги, отвечают за свои семьи и за свою страну, предоставить право на свободное ношение короткоствольного оружия…» Фото: gossov.tatarstan.ru

ВЛАСТЬ ДОЛЖНА НАУЧИТЬСЯ ДОВЕРЯТЬ СВОИМ ГРАЖДАНАМ

Скопом обсудили татарстанские депутаты следующие две законодательные инициативы, вносящиеся Госсоветом РТ на рассмотрение в Госдуму России. Речь шла о поправках в закон «Об оружии» и КоАП РФ в связи, особо подчеркивалось, с керченской трагедией.

На обсуждение пригласили, что почти редкость, представителей непарламентских партий, причем четверо из них решили выступить, но сначала сделал доклад заместитель председателя комитета ГС по законности и правопорядку Рафил Нугуманов. Суть инициативы татарстанских парламентариев, как выяснилось из его выступления, — попытаться сделать так, чтобы оружие, тем более огнестрельное, не попало в руки людей ненадежных. Сегодня в Татарстане вооружены 49 286 граждан, у них на руках 73 986 единиц оружия. За всеми не углядишь! Поэтому депутаты предложили, например, разрешать получать газовое, огнестрельное, спортивное оружие только тем, кому исполнилось 21 год (сегодня — 18 лет), обязать всех без исключения не реже одного раза в пять лет проходить проверку знания правил безопасности обращения с оружием (тех, у кого, например, охотничье, сегодня не проверяют). Рафил Габтрафикович не скрывал, что толчком к ужесточению законодательства стал недавний страшный случай в Крыму, в керченском колледже, где, согласно официальной версии, студент расстрелял учеников и преподавателей.

Представители Партии ветеранов и Российской партии пенсионеров за социальную справедливость законодательную инициативу в целом поддержали, а вот «Яблоко» и «Парнас» выступили с альтернативными предложениями.

Председатель регионального отделения «Яблока» Руслан Зинатуллин считает, что власть должна научиться доверять своим гражданам: «Мы считаем неправильным сокращение возрастного ограничения на ношение орудия до 21 года. В армию мы призываем до 18 лет, а там граждане могут носить и применять оружие». Напомнил лидер татарстанского «Яблока» и о том, что изменения предлагаются в федеральный закон, а страна у нас неоднородная. Скажем, для народов Крайнего Севера охота — основной вид деятельности. Получается, молодой человек женился в 18 лет, ему надо семью содержать, а охотиться он не может. Понятно, что там норма «не раньше чем в 21 год» не будет выполняться. Наверняка возникнут проблемы и с тем, чтобы заставить охотников сдавать раз в пять лет экзамен: кто поедет за сотни километров, чтобы получить какую-то бумажку? При этом Руслан поддержал инициативу Казачьей партии — нельзя доверять оружие тому, кто жестоко обращается с животными: «Человек, который убил собаку, может убить и человека».

Свою точку зрения высказал Марсель Шамсутдинов, лидер татарстанской партии «Парнас»: «Мы затронули один из серьезных законов, которые регулируют жизнь нашего общества и наших граждан. И, как принято в нашей стране, мы предлагаем неверные рецепты… Эти поправки были инициированы после трагичного случая в Крыму, когда юноша расстрелял 20 соучеников и около 50 ранил. Так вот из тех более чем 100 человек, которые там присутствовали, любой мог остановить этого юношу после первого же выстрела, если бы имел короткоствольное карманное оружие…» Преступники, по его словам, как правило, владеют оружием незаконно и могут легко его получить. Шамсутдинов заявил: «Позиция нашей партии — всем свободным гражданам, которые платят налоги, отвечают за свои семьи и за свою страну, предоставить право на свободное ношение короткоствольного оружия… Не делать из граждан беззащитных овец!»

Напомнил лидер «Парнаса» и о том, что в России «чрезвычайно регрессивное законодательство в области самообороны»: «Мы не можем наказать преступника, который вторгается в наш дом, который применяет к нам силу. Мы должны в этой стрессовой ситуации учитывать результат своего действия!.. Он рвется в дом, где у меня трое малых детей, я ему должен нанести ущерб не выше, чем он мне наносит, а не застрелить на пороге своего дома!» Шамсутдинов заявил, что это две инициативы партии «Парнас» — право россиянам на свободное ношение короткоствольного оружия и расширение пределов самообороны.

После выступления представителей непарламентских партий к трибуне вышел Миргалимов, который призвал рассматривать проблему в комплексе. Он почти весь свой спич посвятил трудностям воспитания, образования и тому, что «пытаются работать с последствиями, а не причинами» подобных трагедий. И коммунист, напевая оды советскому образованию, не стал соглашаться с тезисом о том, что в армии с 18 лет просто так вооружают. «Там же обучают и психологически, и технически!» — заявил Миргалимов, попутно обвиняя игроманию, недостаток семейного воспитания и отсутствие контроля во всех смертных грехах современности. Отчасти с ним согласился и Мухаметшин: эту проблему надо рассматривать комплексно, каждое мнение тут — на вес золота. В конечном итоге Нугуманов согласился, что все озвученные непарламентскими партиями предложения найдут свое отражение в том или ином виде в документах. Заниматься продвижением инициатив Госсовета РТ будет депутат в Госдуме Ильдар Гильмутдинов, такая договоренность уже есть.

Ленар Сафин Ленар Сафин: «Республика уже выделила деньги на проектирование. Надеемся, что со следующего года начнем его реализовывать вместе с РЖД» Фото: Ирина Ерохина

 «МЫ ПРИШЛИ К ТОМУ, ЧТО ЭТИ ПРОЕКТЫ ИМЕЮТ ПРАВО НА ЖИЗНЬ…»

На правительственный час сегодня вынесли слушания по стратегии развития транспортного комплекса РТ до 2021 года с перспективной до 2030-го. За трибуну вновь пригласили Сафина. Для начала он всем дал понять, насколько важна тема развития транспортного комплекса, который дал только за прошлый год 6,4% в ВРП Татарстана. Далее он кратко и в цифрах описал и существующую транспортную инфраструктуру республики. Но больше всего интерес депутатского корпуса вызвала та часть доклада, которая была посвящена транспортным инвестпроектам на ближайшие годы. Некоторые из них уже активно реализуются, другие же только готовятся.

По словам главы минтранса РТ, первая гордость — это полностью отреконструированная трасса М7 от Казани до Набережных Челнов, последний участок которой совсем недавно с помпой открывал Минниханов. Теперь дорога до автограда соответствует первой технической категории. Но на этом проект модернизации федеральной трассы не заканчивается. Теперь подумывают о ремонте двух участков в сторону Чувашии. Проектная документация по ним уже находится у федерального дорожного агентства. «Рассчитываем, что конкурсные процедуры объявят уже в следующем году, после чего приступят к реконструкции этих участков с реконструкцией моста на реке Свияге», — доложил Сафин.

Далее он прошелся по давно известным транспортным мегапроектам республики. Продолжается работа по платной автомагистрали Шали – Бавлы, которой суждено стать частью транспортного коридора Европа – Западный Китай. Протяженность этой автомагистрали составляет 294 км, а расчетная скорость на ней составит порядка 150 км/ч. Строительством занимается частный инвестор в лице АО «Автострада» Фоата Комарова, который сейчас строит участок в 145 км между Алексеевском и Альметьевском. Общий объем уже вложенных средств в проект составляет более 37,5 млрд, из которых более 4 млрд — федеральные деньги, 9,5 млрд — республиканские, остальные 23 млрд — Комарова. В рамках этого же проекта Европа – Западный Китай запланировано строительство скоростной дороги Москва – Нижний Новгород, которой занимается «Автодор». Трасса в Татарстане пройдет в Кайбицком, Апастовском, Верхнеуслонском, Камско-Устьинском, Лаишевском и Пестречинском районах. «Надеемся, что получим так называемый южный обход Казани со строительством нового мостового перехода», — отметил глава минтранса РТ. Дальше дорога должна будет выходить на пересечение с Р-239, оттуда — на Шали – Сорочьи Горы. Все в рамках этого же «китайского проекта» рассматривается маршрут Запад – Восток, предусматривающий развитие сети скоростных автодорог в направлении Екатеринбурга через Омск до границы с Казахстаном.

Следующий дорожный инвестпроект Татарстана — это строительство мостового перехода у Камы в районе деревни Соколка. Мост предусмотрен в рамках строительства участка М7 Москва – Владимир – Нижний Новгород – Казань – Уфа в обход таких городов, как Нижнекамск и Набережные Челны. Эта тема пока находится в разработке, но, по крайней мере, проект попал к Росавтодору, минтранс РТ надеется на начало стройки в 2020 году. Не утихают разговоры, как отметил Сафин, и по ВСМ Москва – Казань. Сейчас завершается проектирование участка Нижний Новгород – Казань, и в минтрансе РТ также надеются на положительное заключение экспертизы.

Существует еще проект по организации кольцевого движения железнодорожного транспорта вокруг Казани. Первым этапом планируют в районе Аракчино построить съезд со вторым участком пути от станции Казань-1 через Юдино и Дербышки до станции Казань-2. Что это даст? Например, тогда можно будет из аэропорта сразу попадать на Казань-2. «Проект одобрен, мы нашли понимание теперь с РЖД, с Олегом Валентиновичем Белозеровым. Республика уже выделила деньги на проектирование. Надеемся, что со следующего года начнем его реализовывать вместе с РЖД», — пояснил Сафин.

Всерьез рассматривает минтранс РТ на условиях государственно-частного партнерства проект возобновления паромной переправы между Камско-Устьинским районом и Болгаром из Сюкеево. «Мы пришли к тому, что эти проекты имеют право на жизнь. Два года уже существует переправа, мы возобновили переправу между Аракчино и Верхним Услоном, и она пользуется успехом у жителей, автомобилисты очень охотно ею пользуются», — доказывал Сафин. Появление переправы между Камским Устьем и Болгаром позволит сократить путь на 170 км, тогда одним днем туристы смогут посещать и Болгар, и Свияжск.

В завершение своего выступления Ленар Ренатович заявил, что надеется на помощь законодательной власти Татарстана в реализации этих инвестпроектов, чтобы депутаты в случае чего подсобили немного. Проблемы, как выяснилось, у минтранса есть, но другого порядка — например, глава ведомства пожаловался на дефицит водителей автобусов и рост тарифов с ценами на ГСМ. Эту озабоченность во время сессии вопросов разделили с ним и сами депутаты.

Миргалимов похвалил Сафина за обстоятельный доклад, но поинтересовался, увеличат ли скоростной режим на отремонтированной трассе до Челнов. Оказалось, что да, сейчас как раз рассматривают вопрос по увеличению скорости до 120 км/ч, правда, не в зимний период, разумеется. Депутат Тахир Хадеев озаботился вопросом строительства дорог до отдаленных малых деревень. Без дорог с твердым покрытием в республике сегодня остается 450 населенных пунктов, или несколько тысяч километров. Когда устранят этот пробел, неизвестно. Собственно, неясно, когда появится в Нижнекамске трамвайная линия, о которой все спрашивала Ильсоя Мезикова, — на то нет внебюджетных средств. Точку в этой совсем не жаркой, но информативной дискуссии поставил Мухаметшин, форсировавший 43-е заседание Госсовета РТ: «Удачи вам. Отрасль непростая. Продолжайте с этим упорством работать по совершенствованию отрасли!»