«ПУНКТИК» — НА ПИТАНИИ

В предыдущей части нашего материала мы уже рассказали вам о том, как кормят на борту Turkish Airlines. А теперь подробнее познакомим с самой авиационной кухней. К питанию на борту «туркиши» относятся даже слишком серьезно. Для них это не попутный вопрос, как у многих авиакомпаний («просто чтобы пассажиры не умерли с голода»), а прямо-таки «пунктик». Близ аэропорта «Ататюрк» разместился огромный комбинат авиационного питания — Turkish DO & CO (50% принадлежит «Турецким авиалиниям»). Вместе с другими коллегами-журналистами из Татарстана мы заглянули и туда.

DO & CO — это международная кейтеринговая компания со штаб-квартирой в Вене. О грандиозности масштабов производства стало понятно еще до того, как мы переступили порог DO & CO. Вдоль здания тянулась огромная вереница мужчин и женщин. Оказалось, это работники компании, пришедшие на пересменку. Всего в турецком DO & CO работает более 2,5 тыс. сотрудников на кухне и еще около 170 в офисе. В день они обслуживают примерно 500–600 рейсов, готовя по 140 тыс. (!) порций еды в сутки.

Махмут Яйла Махмут Яйла

Наш гид и собеседник — заместитель начальника отдела продаж Северо-Европейского региона Turkish Airlines Махмут Яйла — рассказывает, что за последние годы, согласно опросам, удовлетворенность пассажиров качеством еды и сервиса с первоначальных 49% выросло до 98%. Секретом фирмы является то, что продукты питания не закупают огромными партиями на многие месяцы впрок. Логистика настроена так тонко, что ежедневно продуктов завозят ровно столько, чтобы успеть переработать сегодня. Со скоростью роботов работницы DO & CO раскладывают по тарталеткам креветки, рыбу, салаты… Прямо тут же все блюда упаковывают и укладывают в авиационные тележки (именно их мы видим потом в проходах между креслами в самолете).

«На экране высвечивается, на какой рейс и какое количество питания нужно загрузить, сотрудник маркирует тележки и отправляет их на погрузку. За каждый рейс несет ответственность определенный сотрудник», — делится секретами авиакухни Яйла.

Загрузить питание на борт не так просто, как кажется на первый взгляд. Нужно знать не только общее число пассажиров на борту. Кроме стандартных рационов — «эконом» и «бизнес» — у «туркишей» есть отдельные меню для детей, вегетарианцев, людей, сидящих на диете, и представителей основных религиозных конфессий. Правда, заказать такой спецобед нужно не менее чем за 24 часа до полета.

ПРОЩАНИЕ С «АТАТЮРКОМ»

Когда прилетаешь в аэропорт «Ататюрк» (построен аж в 1912 году!) в Стамбуле, вопрос, для чего в городе построили новый аэропорт, отпадает сам собой. Много, слишком много людей на квадратный метр. Длинная-предлинная змейка из ожидающих у стоек регистрации. Хотя погода в Турции стояла прохладная (все-таки был октябрь), в аэропорту буквально не хватало воздуха. Оставалось посочувствовать дамам, путешествующим в парандже. Таких в зале прилета было очень и очень много (по сравнению с туристической Анталией, например). Нам пояснили, что в черных одеждах, закрывающей все, кроме глаз, ходят арабские женщины. Турчанки, конечно же, более свободны в плане выбора цвета наряда. А платки хотя и скрывают частенько волосы и шею, оставляют открытым лицо. В этом плане жительницы страны схожи с татарскими женщинами, хотя манера повязывать платок несколько иная.

К счастью, и процедура проверки документов длится не вечно. Получив багаж, выбираемся на свет божий. Район, где располагается «Ататюрк» (домашний для Turkish Airlines) очень густонаселен. Жилые массивы, гостиницы облепили его со всех сторон, так что фактически любая набережная становится прекрасным местом для споттинга. Остается только догадываться, сколько денег местные строители вкладывают в звукоизоляцию зданий близ аэропорта. К примеру, в гостинице, в которой нас поселили, царила практически идеальная тишина, но стоило выйти на балкон, как по барабанным перепонкам сразу проходится рык авиадвигателей.

С учетом того, что самолеты здесь приземляются буквально каждые две минуты, комфортным для проживания это место точно не назвать. А потенциал у территории очень велик — городские набережные омывает самое маленькое море в мире — Мраморное. (На самом деле не такое оно и маленькое!) Но в окрестностях аэропорта нет места для строительства новых взлетно-посадочных полос, необходимых для развития авиаузла. Все это и стало причиной строительства нового, третьего аэропорта в Стамбуле, про который мы уже рассказывали в первой части.

Яйла говорит нам, что вскоре после открытия нового аэропорта, которое состоялось 29 октября, туда перебазируется и главная национальная авиакомпания — Turkish Airlines, а территория «Ататюрка» впоследствии (когда новый аэропорт Стамбула заработает в полную силу) станет парком…

НЕ ТРАТЫ, А ВЛОЖЕНИЯ

Конечно, в октябре, под серой пеленой облаков, Турция не так прекрасна, как летом. Однако для «нематрасных» туристов, которых помимо коктейлей на пляже интересует еще и история, архитектура страны, — самое оно. Как мы понимаем, беседуя с господином Яйла, российских туристов здесь очень даже ждут. С недавних пор россияне, прилетающие в Стамбул транзитом, получили право участия в проекте Stopover — это когда пассажирам эконом-класса, сознательно увеличившим срок стыковки рейсов, предоставляется бесплатная гостиница на одну ночь, а для пассажиров бизнес-класса — на две ночи. Удобный вариант для тех, кто хочет посмотреть две страны за одну поездку, или для тех, кто не в состоянии заснуть в самолете. Впрочем, на форумах можно встретить разные отклики путешественников. Например, чтобы воспользоваться Stopover, нужно заранее бронировать услугу, и те, кто не позаботился об этом еще дома, в Турции может столкнуться с отказом. Другое дело, что если длительная стыковка вынужденная и раньше улететь никак не удается, то пассажир все равно получит свою бесплатную гостиницу, для этого надо обратиться с просьбой к стойке Hotel Desk в аэропорту «Ататюрк», поясняет наш турецкий собеседник.

Ну и чтобы не заскучать во время длительной пересадки, можно воспользоваться бесплатной экскурсией по Стамбулу. Здесь нужно знать, что в многолюдном «Ататюрке» нетрудно заплутать. Поэтому  опять же, планирование — «наше все». Стоит заранее разузнать, где и как можно записаться на экскурсию по городу, — в интернете есть вполне доходчивые рекомендации на этот счет. Ну и надо понимать, что ночью вас никто катать по достопримечательностям не будет.

Удивляемся, как при таких «нецелевых» расходах — бесплатные гостиницы, бесплатные экскурсии, вкусное, а значит недешевое питание на борту (мы писали об этом в первой и второй части нашего блога) — они умудряются сводить концы с концами. Ведь в России (и Татарстан тут не исключение) один за другим банкротятся авиакомпании, не выдерживая конкуренции на рынке.

«Stopover — только на первый взгляд выглядит как трата. То, что мы предоставляем бесплатную гостиницу на одну-две ночи… Мы не рассматриваем это с точки зрения расходов, для нас этот точка прибыли. Предлагая эту услугу, мы увеличиваем количество пассажиров, которые будут выбирать перелет именно нашей авиакомпанией», — удивляет Яйла немного непривычной для России бизнес-философией. Все же отечественные авиаторы обычно рассуждают с точки зрения «где бы сэкономить».

В следующий раз мы расскажем о том, почему во время кризиса два года назад турецкие авиаторы не ушли из Татарстана, где и как готовит пилотов для Turkish Airlines, а также заглянем в покои любимой жены Султана Сулеймана I — Хюррем Султан.

Окончание следует.