Разработчик автомобилей-амфибий из Екатеринбурга предъявил права на название «Бурлак», которое стал использовать для новой машины и челнинский РИАТ Разработчик автомобилей-амфибий из Екатеринбурга предъявил права на название «Бурлак», которое стал использовать для новой машины и челнинский РИАТ Фото предоставлено коммуникационной группой «БункерМедиа»

«БУРЛАК» В РОССИИ ДОЛЖЕН БЫТЬ ТОЛЬКО ОДИН?

Компания «Вездеходы Макарова», занимающаяся выпуском и продвижением арктических вездеходов под марками «Бурлак» и «Макар», предъявила претензии по использованию товарного знака «Бурлак» челнинскому производителю спецтехники — компании «РИАТ». Уральская фирма, штаб-квартира которой расположена в Екатеринбурге, считает, что разработчик спецтехники из Челнов, используя наименование «Бурлак» в одной из своих разработок на шасси КАМАЗ, нарушает ее авторские права. Об этом компания заявила в пресс-релизе, разосланном вчера по СМИ.

По сведениям екатеринбуржцев, 31 октября этого года РИАТ на своих корпоративных сайтах анонсировал выпуск «нового продукта по программе импортозамещения — спецавтомобиль „КАМАЗ-Бурлак“ — „КАМАЗ- 6560 8*8 /ISL400 E5“». Собственно, об этом разработчики «Бурлака» и не узнали бы, если б эту новость не перепечатали некоторые СМИ. При этом к тексту с сайтов РИАТа, по всей видимости, по ошибке были «пристегнуты» изображения и видео екатеринбургского тезки. Проблема для екатеринбуржцев усугубляется тем, что челнинский автопроизводитель позиционирует «КАМАЗ-Бурлак» тоже как машину для Крайнего Севера. В этой связи в «Вездеходах Макарова» считают, что использование бренда предоставило РИАТу необоснованное преимущество за счет создания у потребителей ассоциативных связей с этим знаком, тем самым фирма вводит в заблуждение потребителей относительно товара и его изготовителя.

Екатеринбургская компания уже направила в адрес РИАТа претензию, в которой требует незамедлительно прекратить использование обозначения «Бурлак» в коммерческой деятельности РИАТа и сообщить об этом правообладателю в письменной в форме в кратчайшие сроки. В противном случае производитель вездеходов обещает обратиться в суд за защитой своих нарушенных прав.

При этом за «Вездеходами Макарова» товарный знак «Бурлак» еще не зарегистрирован. Компания является лишь правообладателем регистрируемого товарного знака в 12-м классе «Международной классификации товаров и услуг (номер заявки в Роспатенте — 2017731100, дата приоритета — 01.08.2017). При этом «Вездеходы Макарова» апеллируют к тому, что с даты подачи заявки на регистрацию товарного знака у компании действует исключительное право на него, поэтому его использование РИАТом считают нарушением исключительного права.

ООО «Вездеходы Макарова» создано в прошлом году. Владельцами компании на паритетных правах являются основатель федерального такси «Максим» Максим Белоногов, одновременно стоящий у руля ООО, и Флюза Макарова, по всей видимости, супруга разработчика «Бурлака» — Алексея Макарова. На конец 2017 года оборот «Вездеходов Макарова» составлял 10,2 млн рублей, выручка — 157 тыс., чистая прибыль — 223 тыс. рублей.

Компания производит и продает снегоболотоходы, разработанные конструктором Макаровым, с 2010 года. Шестиколесный автомобиль-амфибия «Бурлак» выпускается с 2016 года — он построен для автономных экспедиций на Северный полюс и стал родоначальником нового класса многоцелевых арктических вездеходов. Машина, в основу которой легла концепция БТР-60, разработана в трех комплектациях: экспедиционной с повышенным комфортом, грузовой и промышленной с возможностью монтажа мобильных установок. На сайте компании-производителя сообщается, что усовершенствованная модель арктического вездехода испытана за Полярным кругом, где в экстремальных условиях машина прошла 3 тыс. км непрерывного пробега, а также взобралась на гору Народную и достигла Северного Ледовитого океана.

Цена вездехода начинается от 8 млн рублей, реализовано всего четыре экземпляра. Сейчас в производстве два «Бурлака», однако в компании заявляют, что могут выпускать до 12 машин в год.

МАРКЕТИНГОВАЯ ТРАДИЦИЯ ИЛИ МАРКЕТИНГОВОЕ НЕДОРАЗУМЕНИЕ?

Торгово-производственная компания «РИАТ», крупнейшим акционером которого считается Владимир Пономарев, работает на рынке грузовиков уже 26 лет. Это официальный партнер и дилер КАМАЗа, который делает спецтехнику на шасси челнинского автомобиля, продает запчасти, предлагает гарантийный и постгарантийный сервис покупателям «КАМАЗов» и ведет еще несколько независимых от автогиганта направлений. По итогам прошлого года выручка от продаж «РИАТа», по данным компании, превысила 7 млрд рублей, в этом году по плану достигнет 7,5 миллиарда. Чистая прибыль в прошлом году зафиксирована на уровне 325,5 млн рублей.

Для РИАТа слово «бурлак» в названии грузовика стало продолжением маркетинговой традиции. Новая модификация спецавтомобиля для работы нефтесервисных организаций на севере дополняет существующую серию спецмашин, в названиях которых к «КАМАЗу» добавляется яркий идентификатор — «Полярник», «Север», «Ванкор», «Батыр». «Бурлака» РИАТ презентовал этой осенью.

Спецавтомобиль на шасси «КАМАЗ-6560» с двигателем Cummins ISL400 E5 позиционируется производителем как «универсальный солдат», совмещающий в себе функции буллитовоза, манифольдовоза и контейнеровоза для работы в тяжелых климатических условиях. Техническая грузоподъемность машины достигает 23,5 т, погрузочная площадка с габаритами 7 на 2,5 метра оборудована 30-тонной лебедкой и креплениями для контейнеров, что позволяет грузить и транспортировать любые виды спецоборудования для работ по гидроразрыву пластов и колтюбингу. Комплект грузоподъемного оборудования дополняет кран-манипулятор Palfinger, установленный позади кабины.

«КАМАЗ-Бурлак» вышел на рынок как машина, открывающая широкие опциональные возможности для нефтесервисников — на нее, согласно презентации РИАТа, можно навесить любое спецоборудование. К примеру, компания уже сделала для заказчика из Монголии смесь булитовоза и седельного тягача, оснастив «Бурлака» силовой защитой кабины и седельно-сцепным механизмом для подъема и спуска оборудования. В настоящее время РИАТ работает над увеличением колесной формулы с 8 на 8 до 10 на 8, что позволит не только увеличить грузоподъемность, но и выезжать на дороги общего пользования без специальных пропусков.

Первая партия «Бурлаков» уже работает в Ханты-Мансийском автономном округе на объектах нефтегазодобывающей компании «КАТКонефть» из группы «Петро Велт Технолоджис». Тем не менее смена марки в случае настойчивых требований со стороны екатеринбуржцев не должна доставить больших хлопот РИАТу — компания не разрабатывала логотипа под новое название и не регистрировала его в Роспатенте, из-за чего, собственно, и не была осведомлена о том, что бренд уже занят.

«На данный момент мы не получали от компании „Вездеходы Макарова“ официальной претензии, — пояснил „БИЗНЕС Online“ начальник отдела рекламы ОАО „РИАТ“ Сергей Петрищев. — О ситуации мы знаем только со слов третьих лиц и сейчас ожидаем письма от „Вездеходов Макарова“, чтобы как-то отреагировать. В ожидании мы, конечно, провели мониторинг и выяснили, что компания „Вездеходы Макарова“ действительно подала заявку на регистрацию товарного знака „Бурлак“ в виде логотипа, и она сейчас находится на рассмотрении в Роспатенте. Мы понимаем, что сам факт рассмотрения заявки дает заявителю определенные права на использование товарного знака. В то же время мы используем в обозначении нашего автомобиля словосочетание „КАМАЗ-Бурлак“, у нас нет бренда „Бурлак“. У нашей компании имеется целый ряд автомобилей с подобными обозначениями, и новое мы присвоили по аналогии».

Петрищев отмечает, что как визуально, так и технически автомобиль РИАТа не имеет ничего общего с вездеходами екатеринбуржцев. Однако досадная ошибка журналистов, подкрепивших тексты с презентации «КАМАЗ-Бурлака» фотографиями и видео свердловского вездехода, могла шокировать руководство «Вездеходов Макарова».

«Представьте себе, вы открываете новостной сайт и видите, что некая компания в другом городе, с 26-летним опытом производства спецтехники, с тысячным тиражом, заявляет о выпуске вашей техники под вашим же наименованием, — попытался войти в положение екатеринбуржцев Петрищев. — Для организации, которая не столь давно существует и выпускает технику небольшими тиражами, это выглядит так, словно у вас собрались отобрать бизнес. Ни в коем случае мы ничего подобного не замышляем, это временное недоразумение». Петрищев сообщил, что накануне вечером риатовцы уже пытались связаться с представителями «Вездеходов Макарова», но из-за разницы в часовом поясе пообщаться пока не удалось. Кстати, не удалось это сделать и «БИЗНЕС Online». В офисе продаж компании «Вездеходы Макарова», который расположен в Кургане, нам сообщили, что у них только один номер телефона, и отказались предоставить контакты пресс-службы или отдела по работе по СМИ и общественностью. «Мы вам сами перезвоним», — ответила секретарь.

В любом случае в РИАТе намерены решать вопрос миром, не доводя до суда. Более того, раз уж наименование «КАМАЗ-Бурлак» нигде юридически не зафиксировано, на предприятии допускают и вариант смены называния, если «Вездеходы Макарова» будут жестко настаивать.

«В то же время я, как человек с гуманитарным образованием, не понимаю, почему общеупотребимый термин „бурлак“ нельзя использовать, — отмечает Петрищев. — Как они собираются его регистрировать? Логотип — да, он у „Вездеходов Макарова“ красивый и уникальный. С его регистрацией не должно быть проблем, так как они даже специально разработали оригинальный шрифт. Но у нас-то вовсе нет логотипа „Бурлак“, и товарный знак мы регистрировать не собираемся».

«В истории судебной практики есть случаи присуждения миллиардных компенсаций»

Мнение юристов о возникшей коллизии прокомментировали эксперты «БИЗНЕС Online». 

Григорий Бусарев — директор авторского агентства «Артпатент»:

— Если есть регистрация товарного знака, а вездеход в данном случае может быть зарегистрирован по отдельному классу МКТУ 12-й класс — транспортные средства, то использование названия будет незаконным при маркировке аналогичной продукции, то есть транспортных средств. Монополия владельца распространяется на всю территорию России, независимо от того, где продается товар и кто его производит. Что касается последствий, то они по закону могут быть достаточно суровыми, потому что законом предусмотрено два вида денежной компенсации — либо штраф до 5 миллионов рублей, либо двукратная стоимость контрафактной продукции. В истории судебной практики есть случаи присуждения миллиардных компенсаций за незаконное использование товарного знака. Как правило, они складываются из двукратной стоимости. А если мы говорим о такой дорогостоящей продукции, как транспортные средства, то тираж выпущенной на рынок под спорным названием продукции, умноженный на два, может быть посчитан и положен в основу исковых требований.

Но до тех пор, пока это незарегистрированный товарный знак, говорить о нарушении не приходится. Что касается проверки ранее поданных заявок, то здесь можно и стоит пользоваться услугами патентных фирм, которые имеют доступ к таким базам.

В целом же возможные доводы ответчика в суде о том, что он не знал о зарегистрированном товарном знаке, к сожалению, не работают, так как сведения о них находятся в открытом доступе. Есть различные инструменты поиска такой информации, в том числе патентные фирмы оказывают подобные услуги. Найти такую информацию и проверить номенклатуру продукции на юридическую чистоту — это задача предпринимателя или службы маркетинга, которая придумывает название и выводит товар на рынок.

Юлия Майорова — руководитель гражданского департамента ЮА «Юнэкс»:

— В данном случае однозначно имеется конфликтная ситуация. Права та сторона, которая первая зарегистрировала указанный товарный знак «Бурлак» в своем классе, охватывающем транспортные средства.

При выпуске нового продукта каждый производитель обязан проявить должную предусмотрительность и свою добросовестную позицию, проверив, не зарегистрировано ли ранее указанное обозначение за иным лицом, отправив соответствующие заявки в Роспатент. Данная информация является открытой.

В противном случае правообладатель товарного знака посчитает действия по использованию этого обозначения нарушением своих прав и сможет потребовать устранения допущенных нарушений.

При неудовлетворении в добровольном порядке требований правообладателя он сможет без труда взыскать с нарушителя либо понесенные убытки, либо штраф, размеры которых в авторском праве являются весьма внушительными и подчас могут быть приравнены ко всей экономической выгоде (прибыли) нарушителя от использования этого продукта.