АВИАЦИОННЫЙ ХАБ

Проплыть на катере по проливу Босфор, насладиться видами пышных дворцов турецких султанов, залюбоваться красотами Голубой мечети, заглянуть в гарем прекрасной Хюррем Султан во дворце Топкапы, отведать вкуснейшую булочку симит и жареных каштанов на площади Султанахмет, побродить по египетскому базару… Оставим все эти радости туристам и заезжим блогерам. Наверное, нет в Стамбуле уголка, про который в подробностях не было бы написано в каком-нибудь путевом журнале. Наша задача — рассказать про Стамбул как про современный авиационный хаб.

Благодаря своему уникальному расположению Турция стала очень удобным перевалочным пунктом для огромного количества путешественников. Проездом через Стамбул сегодня можно добраться практически в любую столицу Европы в течение трех часов. На днях (29 октября) здесь был открыт третий аэропорт, который сможет принимать по 200 млн туристов в год. Если эта планка будет достигнута, то он получит все шансы называться самым большим аэропортом в мире. Для сравнения: международный аэропорт «Казань» в прошлом году принял 2,6 млн пассажиров, крупнейший аэропорт Москвы — Шереметьево — 40 млн человек. Новый стамбульский аэропорт станет главными воздушными воротами столицы Турции: 6 взлетно-посадочных полос, место для стоянки 600 самолетов, более 160 телетрапов… Правда, запускать его будут поэтапно — на полную мощность он заработает примерно в 2023 году. Туда же переедет главный национальный перевозчик страны. Фирма Turkish Airlines официально признана авиакомпанией, которая летает в наибольшее количество стран, а именно: в 122 страны по всему миру. Количество аэропортов в маршрутной сети «туркишей» — 307.

После двухлетнего затишья Турция возвращает себе звание всероссийской здравницы — с января по август 2018 года страну посетили рекордные 4,2 млн туристов из РФ. К примеру, в разгар кризиса — с января по август 2016 года — только 336 тыс. человек. Татарстан также не является исключением — жители республики с удовольствием выбирают «берег турецкий» для своего отдыха. Развивается и татарстано-турецкое экономическое сотрудничество, открыта масса новых производств. Компания «Джошкуноз» в ОЭЗ «Алабуга» запустила производство металлопроката, «Шишеджам» — два стекольных завода, «Кастамону Энтегре» производит ДВП из татарстанской древесины, Efes разливает пиво в Казани… Подсчитано, что 25% всех турецких инвестиций в Россию «приземляются» именно в Татарстане. Их общий объем за последние годы оценивается в $2,5 миллиарда.

Поэтому неудивительно, что у Turkish Airlines большие виды на столицу РТ. Как рассказал наш главный гид по Стамбулу — замначальника отдела продаж Северо-Европейского региона Turkish Airlines Махмут Яйла, если сегодня из Казани в Стамбул летает пять рейсов в неделю, то с марта 2019 года летняя навигация стартует уже с шестью, а с июня — с семью авиарейсами в неделю. Он также не исключает, что с будущего года появится и долгожданная чартерная программа — для любителей пляжного туризма. Городами прилета в этом случае будут туристические Анталья, Бодрум или Даламан — в зависимости от запроса туроператоров.

ПУТЕШЕСТВИЕ ЖУРНАЛИСТОВ С «БЕЛЫМИ ГУСЯМИ»

Итак, наше знакомство с Turkish Airlines начинается в казанском аэропорту. После традиционной процедуры регистрации, наконец, оказываемся на борту белого «Боинга-737» с красной «птичкой» на киле. Оказалось, что символ «туркишей» — белый гусь. Столь высокой чести он был удостоен как единственная дикая птица, которая может летать на высоте до 8 тыс. м и совершать перелеты на очень дальние расстояния.

Улыбчивые стюардессы-турчанки встречают нас в своей традиционной темно-синей униформе. Видимо, новые наряды, созданные в темно-красных и антрацитовых цветах миланским кутюрье Этторе Билотта, берегутся для открытия нового аэропорта. Ну да ладно. Фотографироваться скромные красавицы все равно наотрез отказались.

Кожаные кресла бизнес-класса с удовольствием принимают в свои мягкие объятия. Конечно, удовольствие это не из дешевых — не менее 88 тыс. рублей туда-обратно, в экономе, разумеется, цены куда более умеренные — вполне реально улететь за 22 тыс. рублей. Попутно отмечаем, что в салоне приятный запах новой машины. Авиапарк «туркишей» действительно очень молодой: средний возраст самолетов — 6,5 года. За изучением технических наворотов кресла практически не замечаем, как турецкая «птичка» уже поднялась на крыло и начала набор высоты. В частности, порадовал встроенный в кресло телевизор и табло, отображающее движение самолета и время в пути. Вместо традиционного «шоу» от стюардесс со спасжилетами и кислородными масками — веселый анимационный ролик, понятный даже ребенку и не приводящий в ужас от «заманчивой» перспективы опробовать средства спасения на личном примере (лично я всегда боюсь этого момента).

Главным ожиданием стало бортовое питание. Вообще «туркишей» вездесущие трип-блогеры хвалят именно за кухню. Учитывая, что наш взлет происходил уже далеко за полночь (в 2:00), скромно рассчитываем хотя бы на бутерброды и чай, однако даже в режиме ночного перекуса авиакомпания умудряется порадовать гостей: за миниатюрными тарелочками с овощным и фруктовым салатиками последовало горячее — что-то вроде омлета с зеленью и отдельно грибочки. Не обходится без традиционной вкусной турецкой выпечки и сыров. Особенно меня покорил козий сыр «Эзине» — выяснила его название у стюардессы. Позже нашла такой же в одном из магазинчиков в Стамбуле. К моему удивлению, «авиационный» сыр оказался вкуснее…

УЖИН ОТ «ЛЕТАЮЩЕГО ШЕФА»

Полноценный ужин от «туркишей» нам стал доступен уже на обратном пути. Особых похвал заслужило нежнейшее каре ягненка (коллеги выбрали равиоли с овощами). Но, как выяснилось, даже мы — «удачливые» пассажиры «по ту сторону шторки» — не могли в полной мере оценить весь размах турецкого авиагостеприимства. Это потому, что наш перелет длился всего четыре часа, а вот на дальнемагистральных рейсах (в США, например) у Turkish Airlines работают так называемые летающие шеф-повара (flying chefs). Они готовят блюда высокой кухни прямо на борту и угощают ими пассажиров бизнес-класса. По понятным причинам нам это гастрономическое удовольствие было недоступно, но, как рассказала попутчица в аэропорту — обеспеченная американка в возрасте, шеф-повар на борту — это действительно очень круто. По ее словам, flying chef дает возможность почувствовать себя как в ресторане, но только в небесах.

Махмут Яйла Махмут Яйла

Позже Яйла раскрыл нам секрет, что, конечно, не все блюда готовятся на высоте 10 тыс. м «от и до». «Шеф-повар на борту не только несет ответственность за приготовление пищи, он общается  с пассажирами и помогает во время обслуживания. На рейс загружаются определенные продукты питания, осуществляется их предподготовка, а на рейсе идет уже доработка блюда», — говорит наш собеседник. Кстати, «воздушный шеф» также проходит определенное обучение как член экипажа, но эти курсы, разумеется, легче, чем у пилотов или бортпроводников.

Отдельное слово хочется сказать про двухэтажный бизнес-лаунж стамбульского аэропорта площадью более 5 тыс. кв. метров (с ним мы познакомились уже на обратном пути). Помимо того что это чисто по-дизайнерски очень красивое и уютное место, путешественники могут найти здесь для себя много полезных фишек. К примеру, тут можно принять душ после долгого перелета, есть молельная комната (для жителей Татарстана, среди которых очень много мусульман, немаловажная опция), для пассажиров с длительными стыковками предусмотрены комната отдыха, комната матери и ребенка, игровая комната и даже место для сна. Ну а те, кто полон сил, могут поиграть в бильярд или на гольф-симуляторе. Разумеется, все питание и напитки бесплатные. Возникает резонный вопрос: нельзя ли здесь поселиться навеки?

В следующий раз мы расскажем о том, почему закрывается аэропорт «Ататюрк» и что будет на его месте, где готовят пилотов для Turkish Airlines и как за счет авиакомпании провести в Стамбуле два дня «на халяву».

Продолжение следует.