Как сообщает сегодня «Коммерсант», поставщики топлива нашли способ частично обойти соглашение о заморозке цен на топливо Как сообщает сегодня «Коммерсант», поставщики топлива нашли способ частично обойти соглашение о заморозке цен на топливо Фото: ©Максим Блинов, РИА «Новости»

«Цены в розницу заморожены, а ситуация на оптовом рынке не наладилась»

Как сообщает сегодня «Коммерсант», поставщики топлива нашли способ частично обойти соглашение о заморозке цен на топливо. Напомним, 31 октября 11 нефтяных компаний России, в том числе «Татнефть» и ТАИФ-НК, по итогам совещания с вице-премьером Дмитрием Козаком согласились держать оптовые и розничные цены на уровне июня 2018 года до конца года, а затем повышать их только на уровне инфляции. Срок действия соглашения — до конца марта 2019 года, но Козак отметил, что при необходимости оно может быть продлено.

Однако правительственный запрет, как выяснилось, не писан для продажи топлива корпоративным клиентам, которые закупают ГСМ по топливным картам. В качестве примера «Коммерсантъ» ссылается на письмо гендиректора ООО «ЕКА-Процессинг» (подразделение ЕКА, владеет 90 АЗС в Москве) Евгения Черткова, из которого следует, что «Газпром нефть» как партнер ЕКА на сети АЗС изменила финансовые условия по картам из-за нестабильной ситуации на рынке. Теперь бизнес заплатит за дизтопливо на 5% больше цены на стеле АЗС, а за бензин на 1% — в виде сервисного сбора за обслуживание топливных карт. Раньше же топливо по картам, наоборот, продавалось дешевле.

Источник «БИЗНЕС Online» в крупной компании, которая управляет сетью АЗС в Татарстане, подтвердил, что компании «Газпром нефть» и «Лукойл» отменили ранее действовавшие скидки от цены на стеле для корпоративных клиентов. «Роснефть» до 1 ноября сохраняла скидки, а с 1 ноября планировала убрать их, но какое решение они приняли, наш собеседник не в курсе. На территории Татарстана в ГК «Лукойл» обслуживанием клиентов по топливным картам занимается дочернее предприятие — ООО «Ликард». Как «БИЗНЕС Online» сообщил источник в компании, сама компания скидки сохранила, но изменила условия сотрудничества для посредников-франчайзи. Теперь субчики, занимающиеся поиском новых корпоративных клиентов и (по доверенности) заключающие договоры на реализацию топлива, могут предлагать только розничные цены, да еще и добавляют порядка 1% собственной маржи — за обслуживание карт.  Ценовую политику «Татнефти» и ТАИФа выяснилось не удалось — на запросы в компаниях не ответили.

«Газпром-нефть» и «Лукойл» отменили ранее действовашие скидки от цены «на стеле» для корпоративных клиентов «Газпром нефть» и «Лукойл» отменили ранее действовавшие скидки от цены на стеле для корпоративных клиентов Фото: «БИЗНЕС Online»

Президент ассоциации предприятий нефтепродуктообеспечения РТ Ирек Сулейманов обращает внимание, что правительственное соглашение пока не привело к стабилизации оптовых цен. По состоянию на 6 ноября бензин и дизель на Санкт-Петербургской бирже подорожали примерно на 2%. «А когда ты покупаешь топливо с минимальной наценкой, не покрывающей расходы по заправкам, конечно, ты будешь искать нормальные пути экономического развития своего предприятия, — отмечает Сулейманов. — Это и закладывается в цену топлива. Цены в розницу заморожены, а ситуация на оптовом рынке, к сожалению, пока не наладилась. И мы очень надеемся, и нефтяные компании в том числе, что цены в опте понизятся в ближайшее время. А потом появятся и скидки — и уберут эти проценты, все будет нормально».

Генеральный директор ООО «Перспектива-2000» Олег Волков рассказал нашему корреспонденту, что сейчас участники топливного рынка проводят индивидуальную политику в отношении каждого клиента. «Я так полагаю, что и ТАИФ и „Татнефть“ пошли по тому же пути — индивидуально работают с клиентами, — заметил Волков. — Сейчас у всех [участников рынка] плохая ситуация в связи с ценами на топливо. Наценки нет, ничего нет. Но, насколько я знаю, корпоративным клиентам, которые покупают топливо по тендерам, скидки все же предоставляются, ведь они платят вперед. В этом случае цена у них меньше розничной, пусть и ненамного».

Председатель cовета директоров АО «Ядран-Ойл», депутат Государственного Совета РТ Ирек Салихов в беседе с «БИЗНЕС Online» подтвердил, что крупные топливные компании убрали скидки по топливным картам, которые они реализуют корпоративным фирмам. По его мнению, они поступают так из-за того, что фактически введено госрегулирование, которое сдерживает рост розничных цен на моторное топливо. 

«На сегодняшний день невыгодно делать скидки на заправках, потому что разницы между оптовыми и розничными ценами практически нет, она свелась к нулю. Они (заправщики прим. ред.) стараются хотя бы меньше потерять», — говорит Салихов. Депутат не думает, что вследствие повышения цен на бензин и ДТ по топливным картам крупные компании потеряют своих клиентов, поскольку им в любом случае необходимо топливо для своей деятельности. 

Как альтернатива могли бы выступать частные заправки, но и у них дела идут неважно. «Многие мелкие заправки на пороге закрытия. Есть даже такие, которые берут топливо на больших татнефтевских заправках, чтобы продавать его у себя, потому что цена на заправке „Татнефти“ бывает даже дешевле, чем на оптовом рынке», — отмечает председатель cовета директоров АО «Ядран-Ойл».

«По всей вероятности, государство будет регулировать цены на топливо до февраля-марта 2019 года», — считает Салихов.

По словам Хариса Галимуллина, директора ООО «ТК „ФОРТ-РИМЭКС“», независимые сети АЗС, несмотря на все сложности, мелкооптовые скидки сохраняют. «Сегодня уровень скидки [от стелы] примерно одинаковый и составляет 1–2 процента. Нам в любом случае надо привлекать клиентов, если мы сегодня откажемся от них, завтра мы их уже не соберем».

Клиенты топливных компаний говорят о том, что скидки по топливным картам и так уходят в прошлое Клиенты топливных компаний говорят о том, что скидки по топливным картам и так уходят в прошлое Фото: ©Максим Блинов, РИА «Новости»

«ТЕХ СКИДОК, КАК РАНЬШЕ БЫЛО, ПО 8 ПРОЦЕНТОВ, УЖЕ НЕТ»

Клиенты топливных компаний говорят о том, что скидки по топливным картам и так уходят в прошлое. «Тех скидок, как раньше было, по 8 процентов, уже давно нет», — заявил корреспонденту «БИЗНЕС Online» руководитель комитета по логистике и грузовым автомобильным перевозкам ТПП РТ, исполнительный директор НП «Логистика и Автоперевозки Татарстана» Сергей Сотников. Он жалуется, что топливные компании не могут гарантировать стабильности в отношениях с крупными клиентами. «Что касается наших, татарстанских топливных компаний, то мы много раз пытались заключить длительные контракты с той же „Татнефтью“, ТАИФом… Но, понимаете, каждый год разные компании предлагают разные условия, — сетует исполнительный директор НП „Логистика и Автоперевозки Татарстана“. — Вот раньше были „Газпром“, „Лукойл“, одно время „Ирбис“ давал хорошие цены. Шла постоянная смена топливных компаний. То одна компания появляется хорошая, то другая, была конкуренция. А сейчас мало становится участников рынка, конкуренции практически уже нет, и из-за этого не очень удобно работать». 

Владислав Абрамов: «То, что цены на топливо повышаются и скрыто, и открыто, это общеизвестно» Владислав Абрамов: «То, что цены на топливо повышаются и скрыто, и открыто, это общеизвестно» Фото: «БИЗНЕС Online»

Собеседник нашего издания заметил, что у него нет сейчас компании-топливного партнера. «Фактически сейчас топливо покупается там, где дешевле. Если сегодня, условно говоря, дешевле в „Газпроме“, то, значит, сегодня будем покупать в „Газпроме“. А если в „Лукойле“ — будем покупать в „Лукойле“. Хотя для нас, учитывая, что мы контракт заключаем на год, хотелось бы более длительных каких-то условий для работы с топливными компаниями», — пояснил Сотников. По его словам, стоимость топлива составляет порядка 40% всей расходной части его бизнеса, и повышение цен на топливо в последнее время болезненно переносится всеми транспортниками. «Перспектива дальнейшего повышения цен на топливо нас не радует, мы зажаты с двух сторон, — добавил предприниматель. — У нас повышается расходная часть — и на топливо, и на курс доллара, на все импортные запчасти. А с другой стороны, покупательная способность не позволяет нашим клиентам повышать стоимость перевозок. Но обычно к ценам на топливо где-то месяца два-три идет адаптация, а затем мы цены на перевозки все равно вынуждены повышать. И это все равно раскручивает ценник на конечные товары для потребителей. Здесь ничего нового изобретать не надо, во всем мире существует антимонопольное законодательство, потому что любые естественные монополии раскручивают инфляцию. Все это плохо кончится…»

Индивидуальный предприниматель, руководитель транспортной компании, председатель правления объединения перевозчиков города Казани Владислав Абрамов заявил нашему изданию, что его компания не пользуется топливными картами и заправляется только за наличный расчет. «Мы раньше пользовались топливными картами, но потом отказались, потому что они, бывает, блокируются в пятницу вечером, а решить вопрос можно только в понедельник с утра, машины теряют два — три дня выходных и не могут доехать, — пояснил Абрамов. — А то, что цены на топливо повышаются и скрыто, и открыто, это общеизвестно. Никакими административными методами, какими-то санкциями к нефтяным компаниям, которыми пугает Дмитрий Анатольевич Медведев, ничего не изменишь. В результате этого мелкие компании уйдут с рынка, конкуренции на рынке не будет совсем никакой, и эти монополии все равно взвинтят цены рано или поздно».