«Предварительный этап закончился, все работы завершены, оборудование поступило. Контент собран», — рапортовал накануне на презентации детского телеканала на татарском языке «Шаян ТВ» Ильшат Аминов «Предварительный этап закончился, все работы завершены, оборудование поступило. Контент собран», — рапортовал накануне на презентации детского телеканала на татарском языке «Шаян ТВ» Ильшат Аминов

«…НЕ ВЫЗЫВАЛИ РЕЗКОГО ОТТОРЖЕНИЯ»

«Предварительный этап закончился, все работы завершены, оборудование поступило, контент собран», — рапортовал накануне на презентации детского телеканала на татарском языке «Шаян ТВ» генеральный директор ТНВ Ильшат Аминов. Правда, представляя новый телеканал, он оговорился, назвав его «Яшь ТНВ». Напомним, «Яшь ТНВ» — это цикл детских телепередач, который выходит в рамках телеканала «ТНВ». Оговорился Аминов, по всей видимости, не случайно, так как при подробном рассмотрении, контента, подготовленного командой нового телеканала, выясняется: во многом это передачи, транслируемые в рамках «Яшь ТНВ». Плюс переводной контент.

Если подробнее, то шестичасовой блок, который будет повторяться несколько раз в сутки, распределен следующим образом: 4,15 часа — дублированный контент и 1,5 часа — собственный. Из 13 передач, что были презентованы накануне, 6 перекочевало на «Шаян ТВ» с «Яшь ТНВ» («Тиззарядка», «Бергәләп өйрәник», «Тамчы шоу», «Яшьләр тукталышы» и др.). Отвечая на вопрос журналистов о судьбе этих передач, Аминов удивленно пожал плечами: «Они остаются, пока они ни у кого не вызывали такого резкого отторжения». Также появилось несколько новых передач — это «Кичке әкиятләр», «Тукай оныклары», где дети декламируют стихи, «Җырлы селфи», где дети исполняют песни, копируя артистов эстрады и в поведении, и в манере исполнения, и в одежде, а также «Шома бас», где маленькие дети исполняют народные танцы. Кроме того, несколько передач для подростков — «Уймак», «Акыл баттл», Infotoy, «Калеб». Также промелькнула то ли отдельная передача, то ли рубрика под названием «Веселые эксперименты», где клон Александра Пушного, передачи которого были популярны в начале 2000-х годов, проводит различные научные шоу. Из переводных мультфильмов и сериалов представлены «Супер канатлар» («Супер крылья»), «Врумиз», «Супер тычкан һәм панда» («Супермышь и панда»), «Тычкан абый дәресләре», Galaxy Park и др.

Из 13 передач, что были презентованы накануне, шесть перекочевало на «Шаян ТВ» с «Яшь ТНВ» Из 13 передач, что были презентованы накануне, шесть перекочевало на «Шаян ТВ» с «Яшь ТНВ»

К слову, еще год назад председатель всемирного форума татарской молодежи Табриc Яруллин, представляя свою концепцию детского телевидения, ратовал за то, чтобы телевидение постоянно не культивировало традиционные ценности из прошлого: «Помню, как-то в интернете я смотрел передачу для детей, где выходит девочка, поет „Җидегән чишмә“ в калфаке и сценическом татарском костюме. По отдельности я все это люблю, уважаю, с удовольствием бы послушал эту песню в исполнении Зухры Сахабиевой, прекрасно, что ее знает ребенок, прекрасно, что девочка надела татарский костюм. Но интересно ли все это детям, когда они смотрят мультфильмы про магов, и мир предлагает им такие анимации, от которых им сносит голову, фанатами которых они становятся?» Однако на ТНВ не очень прислушались к мнению лидера татарской молодежи. Передача «Шома бас», судя по презентации, это не что иное, как исполнение маленькими детьми народных танцев в народных костюмах. Даже не танцевальный баттл или шоу.

«У нас есть проблема с играми, нам нужны игры на татарском языке! Мы обратились и в Иннополис, и в IT-лицей, нам вытавляется такой серьезный ценник: за саму игру, за движок и т. д. Я не знал» «У нас есть проблема с играми, нам нужны игры на татарском языке! Мы обратились и в Иннополис, и в IT-лицей, нам выставляется такой серьезный ценник: за саму игру, за движок и так далее. Я не знал»

«РАСШИРЯТЬ СОБСТВЕННЫЙ КОНТЕНТ»

А что же контент, который предлагали независимые студии? Отвечая на этот вопрос, Аминов вдруг стал путаться: то он ратовал за то, чтобы «расширять собственный контент и больше давать работу внутренним производителям», то за то, чтобы «максимальному количеству студий дать попробовать поработать на канале „Шаян“» и «всеми руками за развитие этого рынка». Но в итоге признал, что от услуг сторонних производителей контента для детского ТВ отказались из-за отсутствия денег или нежелания платить, и перевел вопрос на директора «Шаян ТВ» Рамилю Сахабутдинову: «Со студиями мы собираемся продолжить переговоры в самое ближайшее время, просто этими вопросами занимается Рамиля. Я ей это поручил. Мы максимально заинтересованы в том, чтобы развивать сотрудничество с этими студиями. Вопрос цены — это они вам так сказали. На самом деле, вопрос цены стоит очень остро. У них есть понятие себестоимости, их можно понять. А у нас есть бюджет. У них себестоимость. Вот мы в этих рамках пытаемся найти взаимные точки соприкосновения».

При этом он все-таки посетовал на дороговизну: «Основа работы — финансовая, потому что никто бесплатно производить ничего не хочет. Какая у нас тут проблема, с которой мы в ближайшее время должны поработать? У нас есть проблема с играми, нам нужны игры на татарском языке! Мы обратились и в Иннополис, и в IT-лицей, нам выставляется такой серьезный ценник: за саму игру, за движок и так далее. Я не знал. Ну я предполагал, но я не знал, что даже простая игра для того, чтобы одеть Биби (лицо телеканала), разные платья ей предложить, туфли, прическу поменять, это достаточно серьезная разработка, которая требует достаточно серьезных денег. Я не могу назвать сумму, потому что если я назову, то мы не сможем договориться». Игры планируется использовать на сайте телеканала. Интересно, что ТНВ, работающий уже больше 15 лет, только в процессе работы над «Шаян ТВ» стал контактировать с местными производителями контента для детей. По словам Аминова, на канале собрали больше 20 коммерческих предложений, чтобы прицениться. 

«Мы со всеми проговорили, у нас получилась пятиминутная линейка в день, которая стоит исходя из тех ценников, которые они нам выставили, 160 миллионов рублей в год, — жаловался Аминов. — Безусловно, мы стоим за то, чтобы расширять собственный контент и больше давать работу внутренним производителям. Эта работа продолжается, и, надеюсь, мы сможем их убедить, что на производство собственного контента и развитие мультипликационного производства в республике стоит и нужно тратить деньги», — сказал он.

По словам Сахабутдиновой, несмотря на то, что канал начинает свое вещание уже через неделю, они до сих пор ведут переговоры с некоторыми анимационными студиями встречаемся до сих пор По словам Сахабутдиновой, несмотря на то, что канал начинает свое вещание уже через неделю, он до сих пор ведет переговоры с некоторыми анимационными студиями

«СЛОВ НА ВЕТЕР НЕ БРОСАЮ»

Ранее мы писали: несмотря на заверения о том, что в развитии канала будут задействованы местные студии, этого пока не произошло. Так, руководитель студии дизайна «Теория» Ильдар Аюпов предлагал детскому каналу обучающие ролики на татарском языке «Әлифба» («Азбука»). «У нас было несколько передач, суммы были не космические. За одноминутную передачу мы запросили 50–60 тысяч рублей, — рассказал Аюпов. — ТНВ выбрали один из трех предложенных проектов. Но они сказали, что все сценарии нужно согласовать с министерством образования. Я написал письмо замминистра образования, послал сценарии всего сезона, она должна была все это сама согласовать. Но вот уже полтора или даже два месяца от нее нет никакого ответа. Я написал и Рамиле Сахабутдиновой, она пообещала взять все на личный контроль и тоже пропала. В общем, больших надежд на сотрудничество у меня нет». В июле Аюпову сказали, что в октябре канал уже начнет вещание и весь сезон к этому времени нужно приготовить. «И с тех пор это все тянулось. Последнее, что было по планам, они сказали: давайте оставим ваш проект на следующий сезон», — добавляет Аюпов. По словам Сахабутдиновой, несмотря на то, что канал начинает вещание уже через неделю, он до сих пор ведет переговоры с некоторыми анимационными студиями.

«У нас есть обучающее направление, они предлагают нам программы по обучению татарским буквам, татарским словам, — рассказала вчера Сахабутдинова. — Но этот процесс должен идти совместно с минобром республики. Министр образования РТ Рафис Бурганов входит в общественный совет телеканала, он говорит, что такие передачи должны быть, но они должны обладать обучающим эффектом. Мы методики должны согласовывать с ними, потому что минобр — наш основной партнер на сегодняшний день, естественно, в будущем, согласовав все сними, мы дадим заказ этим анимационным студиям. Мы заинтересованы в этом». При этом вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online» о том, когда мы можем ждать появления этих передач на «Шаян ТВ», остался без ответа.

Продолжая тему стороннего контента, Аминов остановился на тревел-блоге «Рәхәт сәяхәт»: «Мы говорили о программе „Сәяхәт“. Она будет запущена, я вам гарантирую. Просто сейчас зима, для того, чтобы снимать эту программу, нужен летний период. Я надеюсь, мы еще раз увидимся. Я слов на ветер не бросаю, мы эту программу запустим, потому что она очень интересная. Она мне действительно очень сильно понравилась. Но она недешевая», — отметил он. При этом сложилось впечатление, что гендиректор ТНВ обладает не полной информацией по детскому ТВ. Буквально месяц назад режиссер и автор тревел-блога, который так приглянулся Аминову, — Ильшат Рахимбай — рассказал нам, что ему не удалось найти общего языка с «Шаян ТВ». «Они несколько раз сбивали цену и в конце концов настолько сбили, что это превратилось в какой-то смех, поэтому я решил, что нет. Они говорили, что с октября хотят запустить канал. Сейчас они вроде набирают программу, они все лето снимали. Но снимали все своими силами, силами сотрудников ТНВ, насколько я знаю. Весь тот нормальный контент, который им предлагали, они не взяли». Как рассказывал ранее «БИЗНЕС Online» Рахимбай, примерный бюджет одной серии его проекта — 400 тыс. рублей.

«Они просят авансовое финансирование, — подтвердил слова молодого режиссера Аминов. — Для нас это пока сложно. Нам нужно сделать проектное финансирование. У нас пока это начало пути, я понимаю ваши претензии, но тем не менее это очень сложно — утрясти все эти организационные моменты. Как только канал начнет работать, мы еще раз со всеми соберемся и попытаемся для себя гибкий график работы с этими производителями сделать. Я придерживаюсь такой позиции, что мы должны максимальному количеству студий дать попробовать поработать на канале „Шаян“. Даже если это будет… Мы все равно будем изыскивать эти деньги».

По словам Сахабутдиновой, причина не только в финансировании, а в том, что не все эти студии готовы работать на потоке: кто-то готов предоставить 20 серий, кто-то — две-три: «Естественно, мы десятью руками за то, чтобы работать с этими студиями, однако наши условия тоже должны быть исполнены. Даже если показывать передачу один раз в неделю, то нам нужно 52 серии. Не все из них согласны произвести нам 52 серии. У нас тоже есть свои условия. Мы же не можем все время показывать одно и то же, потом вы же сами и начнете критиковать нас за это. И детям постоянно нужно что-то новое».

Отвечая на вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online» об источниках финансирования детского телеканала, Аминов ответил, что это госзаказ Отвечая на вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online» об источниках финансирования детского телеканала, Аминов ответил, что это госзаказ

«90 ПРОЦЕНТОВ ПРАВООБЛАДАТЕЛЕЙ МУЛЬТФИЛЬМОВ НЕ ДАЕТ ПРАВА НА РАЗМЕЩЕНИЕ МУЛЬТФИЛЬМОВ В ИНТЕРНЕТЕ»

На вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online» об источниках финансирования детского телеканала Аминов ответил, что это госзаказ. «В полном объеме?» — уточнили мы. «В полном объеме, но у „Шаян ТВ“ будет рекламная деятельность в рамках, разрешенной законом», — отметил он. Конкретную цифру гендиректор ТНВ назвать отказался, обозначив только, что «бюджет больше 100, но намного меньше 300 миллионов рублей».

«Много ли из этой суммы было потрачено на оборудование?» — поинтересовался корреспондент «БИЗНЕС Online». «Очень много. Первые траты, естественно, на организацию студии. У нас будет своя отдельная производящая студия. На „железо“ ушло достаточно много, потому что это и камеры отдельные, и студия, сайт, мы купили несколько новых дубляжек: ушли от двухголосья к многоголосью в мультфильмах. Естественно, что две трети всего бюджета ушло на приобретение оборудования. Плюс достаточно большие средства необходимы для того, чтобы распространять этот сигнал. Если мы говорим о „Триколоре“, то это 3,5 миллиона в месяц. Я уж не говорю о других операторах, к которым мы тоже обратились», — без большого энтузиазма ответил на этот вопрос Аминов.

«Некоторые коллеги меня все время упрекают, не буду говорить кто: „Зачем нужно эфирное вещание? Давайте все уходите в интернет“, — продолжая эту тему, бросил камень в огород „БИЗНЕС Online“ Аминов. — Я с этим категорически не согласен, потому что линейное телевидение пока никто не отменял. Да, конечно, происходят изменения, да, просмотр через „ящик“ становится все меньше и меньше, но тем не менее оно продолжается, и распространение 3G-интернета за 100 километров от Казани оставляет желать лучшего. Телевизор — это традиционное устройство для воспроизведения каналов вещания, и он сохраняет свою необходимость и значимость. Во-вторых, я вовсе не согласен с тезисом, что интернет убивает телевидение. Это уж вообще ни в какие ворота не лезет, это не профессиональный подход. Для нас интернет — это всего лишь среда вещания, одна из сред». По его словам, основная задача команды нового телеканала сегодня — расширение вещания: «„ТНВ-Татарстан“ и „ТНВ-Планета“ вещают на 300 кабельных операторах России, спутниковое телевещание — „Триколор“, „Триколор+“ и НТВ+. От „Триколора“ пока ответа нет, они мне заявили, что для них это новое, к ним еще ни разу не обращались с просьбой размещения детского ТВ. Для них это ново, они пока думают, что с этим делать. Это, конечно, дорогое удовольствие. Вещание на „Триколоре“ обходится в 3,5 миллиона рублей в месяц».

Что же касается вещания в интернете, то и здесь все не так просто: 90% правообладателей мультфильмов не дают права на размещение мультфильмов в интернете на постоянной основе, так что посмотреть весь контент «Шаян ТВ» можно будет только в прямом эфире. «У нас есть эти права, небольшая часть — 10 процентов… — объяснил Аминов. — Которые вообще не дают права на то, чтобы они были в интернете, их можно было бы кликать и смотреть сколько угодно, но они дают разрешение на трансляцию мультфильма в интернете, то есть во время прямой трансляции в интернете их показывать можно. В архив их выкладывать нельзя. В видеоархив можно выкладывать мультфильмы „Татармультфильма“ и некоторых других. Их немного, но они есть. И еще один важный момент — не все правообладатели дают права на изменение имен и названий персонажей. В этих условиях мы работаем. Если детям эти мультфильмы понравятся, то в дальнейшем мы будем заново выкупать у них права. Для этого и нужно постоянное изучение обратной реакции, чтобы знать, какие мультфильмы понравились, а какие нет».

Ильшат Аминов: «Нам очень важно услышать обратную реакцию, нам очень важно, как этот канал оценят» Ильшат Аминов: «Нам очень важно услышать обратную реакцию, нам очень важно, как этот канал оценят»

«ДАВАЙТЕ СОБЕРЕМСЯ ЧЕРЕЗ 100 ДНЕЙ»

«Какой, кроме национального самосознания, должна быть мотивация родителей, чтобы они включали „Шаян ТВ“ ребенку, который те же самые образовательные передачи и мультфильмы уже видел на русском языке?» — поинтересовался корреспондент «БИЗНЕС Online». «Это достойный продукт, который ребенок всегда хочет посмотреть еще, — заверил Аминов. — Это хорошие мультфильмы с хорошим качеством, с хорошим содержанием. Я надеюсь, что эти мультфильмы и эти программы детям понравятся. Давайте встретимся через три месяца и обсудим? В вашей семье смотрел ваш ребенок или не смотрел, мне тоже будет интересно. Мы намерены максимально быстро менять контент для того, чтобы соответствовать этому интересу. Я знаю, что запрос огромен. Но многие родители мне сказали: „Мы старались бы, чтобы наши дети смотрели, потому что они сидят и смотрят ‚Карусель‘ и смотрят одно и то же по многу раз, особенно то, что им понравилось“. Вот так мне родители говорили. Поэтому они мне сказали: „Да, мы будем вашими помощниками, мы посмотрим, как наши дети будут смотреть эти татарские программы и мультфильмы“. Пока мы… Вот сейчас мы запустимся и будем очень внимательно смотреть за обратной реакцией. Что понравилось, что не понравилось, какой проект пошел, какой не пошел. Я считаю, что этот канал должен быть очень мобильным и очень бысто принимать соответсвующие решения для того, чтобы эту аудиторию удовлетворять…» — уклонился от ответа гендиректор ТНВ. Дальше Аминов начал сетовать на то, что у нас нет исследований. Все существующие исследования не учитывают национального состава аудитории, поэтому их результаты гендиректора канала категорически не удовлетворяют.

Сахабутдинова в свою очередь отметила, что при телеканале сформировалась фокус-группа из детей, которая оценивает качество контента, а сама команда телеканала «молодая и креативная». При телеканале также функционирует общественный совет, а сами сотрудники «Шаян ТВ» обошли многие школы не только Казани, но и республики, где собирали пожелания детей. Но, как справедливо заметили журналисты, поинтересовались они в основном мнением учеников татарских школ.

При этом Аминов предложил собраться еще раз через 100 дней со дня начала работы канала: «Нам очень важно услышать обратную реакцию, нам очень важно, как этот канал оценят». «Мы не боимся критики, поэтому не скрываем свои дизлайки, некоторые прячут эту функцию», — презентуя сайт телеканала, подтвердила слова своего шефа его главный редактор, которую представили Фирузой. По ее словам, «это не только в Татарстане, не только в России, но и первый детский канал в мире, который вещает на татарском языке». На сайте организовано онлайн-вещание, чтобы «татары, которые живут во Франции, Америке, США, Индии смогли смотреть наш канал в прямом эфире». (Интересно, сколько татар живет в Индии?)

Аминов также напомнил, что основная качественная характеристика канала заключается в том, что он несет образовательную функцию, поэтому главный партнер «Шаян ТВ» — министерство образования и науки Татарстана. «Так дети начнут разговаривать на татарском после просмотра канала? И когда?» — поинтересовались журналисты. «Этот канал должен стать популярным у детей! Результат подведет история», — многозначительно резюмировал Аминов.