«КОМПЛЕКС МЕЧЕТИ С КОНФЕРЕНЦ-ЗАЛОМ ДЛЯ МУСУЛЬМАН АКТУАЛЕН»

Александр Невзоров журналист

— Не могу здесь ничего сказать. Потому что до тех пор, пока люди называют себя приверженцами какой-то религии и эти люди определяют ситуацию, они вправе строить, ставить и выкапывать себе все что угодно. И это тот редкий случай, когда мы не имеем никакого права возражать. То есть это было бы предельно некорректно. Если они крепки в своих намерениях, вероятно, мешать им нельзя.

Альбир Крганов муфтий духовного собрания России

— Этот вопрос обсуждается очень давно, и многие наши верующие высказывают мнение о необходимости строительства Соборной мечети. Если идти по аналогии с нашими братьями-христианами, в Москве тоже очень много церквей, тем не менее строят и огромные храмы, много восстанавливают. Храм Христа Спасителя был построен с таким учетом, что там можно было проводить большие форумы и мероприятия. Там есть зал на 2 тысячи человек, и все мероприятия проводят там. Если будет в Казани новая мечеть, то ее нужно строить с таким учетом, чтобы были многофункциональные залы, где можно было бы, например, проводить форум имамов, который каждый год в Казани проходит. А ведь для того, чтобы только татарстанских имамов собрать, нужен зал на 1,5 тысячи человек. Комплекс мечети с конференц-залом для мусульман актуален.

Татарстан активно принимает участие в жизни мусульманского сообщества страны, и в этой связи, когда есть меценаты, бизнесмены, готовые поддержать этот проект, думаю, что целесообразно было бы это предложение поддержать. Я считаю, что мечеть нужно строить в удобном расположении, чтобы было туда удобно приехать прихожанам, чтобы не мешала соседям, с учетом и логистики транспортной, заранее нужно продумать и хорошую парковку, так как многие передвигаются на машинах. Мне кажется, что красиво было бы построить около воды. Ведь согласно традиции именно у воды всегда строили храмы, мечети, другие религиозные объекты. Вода дает некую красоту, эстетику.

Зуфар Галиуллин муфтий, председатель РДУМ Кировской области (Вятский муфтият)

— Нет мечети, которая не нужна, Соборная же мечеть в Казани уже начала строиться в 90-е годы, более 100 свай уже было забито на берегу Казанки, там, где рядом расположена мечеть «Казан нуры»… Да, мечеть нужна, но гигантизмом тоже не надо заниматься, мол, русские строят огромные храмы — и нам такой же нужен. Деньги нужно пускать больше на образование.

Если уж строить, то место должно быть удобным, не на краю города, не для галочки. Нужно, чтобы люди каждый день могли приходить, и она заполнялась бы, причем не на два праздничных намаза. У нас же начинают говорить: нужно построить самую большую мечеть в России, Европе. Тут надо все рассчитать, в том числе и экономически, ведь это не простое здание. Авторитет ислама сейчас надо поднимать не строительством мечетей, а другим способом. То разрушали их, то усиленно строили, как акции какие-то, в общем, необходимость Соборной мечети нужно обосновать. Это дом Аллаха, а не место, чтобы хвастаться, — вот, дескать, я мечеть построил на 10 тысяч мест.

Александр Дембич завкафедрой градостроительства и планировки сельских населенных мест факультета архитектуры КГАСУ

— С точки зрения вопросов культа, я не знаю — надо разговаривать с теми людьми, которые занимаются этими вопросами. Соборная мечеть нужна для того, чтобы собирать там большое количество верующих, проводить там соответствующие культовые мероприятия — с этой точки зрения я ничего не могу сказать, не в курсе этих потребностей.

А место? Ну не знаю. Я считал, что у нас «Кул Шариф» — соборная мечеть. И находится она в самом центре — в кремле, центральнее некуда. А если еще одна появится, еще более крупная, не знаю, где, — это надо думать. Это серьезный вопрос. Это очень крупный объект, причем такой уникальный, место нужно подбирать очень тщательно. В ядре центра Казани таких мест нет, честно говоря. А вот где-то во втором поясе, наверное, можно найти место. Ко второму поясу центра Казани относится территория за пределами улицы Вишневского — в сторону Ершова, Аделя Кутуя и так далее. Но к этому вопросу нужно подходить очень тщательно, потому что это такой уникальный объект, для такого объекта нужно подбирать место соответствующее.

«КАЗАНЬ НЕ В ТОМ СОСТОЯНИИ, У НАС ДОСТАТОЧНО РЕЛИГИОЗНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ»


Ильдар Гильмутдинов депутат Госдумы РФ

— Я не погружался в эту тему, поскольку в настоящий момент занимаюсь поддержкой реконструкций Азимовской мечети и Петропавловского собора, на которые были выделены средства из федерального центра. На данном этапе для меня эти две темы и важны. Не могу ничего сказать ни за, ни против. Готов дать ответ на этот вопрос через несколько дней, когда погружусь в тему и все осмыслю. В целом у нас сейчас существует много вопросов, связанных с уже существующими религиозными учреждениями, которые нужно приводить в порядок.

С этим вопросом, я думаю, стоит обратиться к религиозной умме, к тем, кто ходит в наши мечети. По крайней мере, я бы провел социсследование, которое позволит оценить востребованность нового храма у граждан. Если люди хотят — значит, надо делать. Если большинство граждан не видит такой необходимости, полагая, что существующих учреждений достаточно для удовлетворения потребности, то стоит еще подумать. В моем понимании решение должно выражать не волю государственных чиновников, а базироваться на мнении самой религиозной уммы и верующих, которые посещают мечети. Например, в Москве существует сумасшедшая потребность в мечетях, и спрашивать не надо. Но Казань не в том состоянии, у нас достаточно религиозных учреждений. По итогам такого исследования можно будет и выводы сделать…

Максим Шевченко журналист, политик

— Я за то, чтобы этот вопрос решали жители Казани. Как я могу считать, сколько мечетей нужно Казани, а сколько не нужно, если я москвич? Я думаю, что жители столицы Татарстана сами решат, без моего участия. Это моя принципиальная позиция, и я считаю, что такие задачи должны решать органы местного самоуправления.

Табрис Яруллин председатель всемирного форума татарской молодежи

— Да, я считаю, что такая мечеть в Казани нужна. Потому что главными мечетями у нас в Казани считаются «Кул Шариф» и Аль-Марджани. Одна находится в зоне музейного комплекса, а вторая является охраняемым государством памятником. Поэтому нет возможности их расширить, хотя всех желающих они уже давно не вмещают — ни на праздники, ни на пятничные намазы.

Я представляю, где это могло бы быть: хорошо было бы, если бы Соборная мечеть расположилась на набережной Казанки — на правом берегу, где расположена чаша «Казан». Там бы она очень хорошо смотрелась. И парковую, набережную зону в связи с этим можно было бы обустроить. И, мне кажется, очень удобно было бы подъезжать и собираться в праздники всем в одном месте. 

Искандер Ясавеев старший научный сотрудник НИУ ВШЭ (Санкт-Петербург)

— Место большой соборной мечети в Казани, если мусульманское сообщество действительно хочет, чтобы она появилась, должно быть предметом публичных дискуссий. На мой взгляд, следует учесть опыт других городов, в частности Москвы, и не вбухивать большую соборную мечеть в центр города. Мы совсем недавно обсуждали с моим товарищем по градозащитному движению эту ситуацию. Во-первых, строительство мечети в центре города исказит и без того сильно пострадавший исторический ландшафт, во-вторых, это уменьшит значение мечети «Кул Шариф», в-третьих, места в центре Казани сейчас нет, и такая перезагрузка ему не нужна. Лучшее место, еще раз оговорюсь, если мусульманское сообщество настаивает на строительстве большой мечети, как мне кажется, — на окраине города, вблизи крупных жилых массивов. Это может быть Ново-Савиновский район или «Горки-2», но решение должно приниматься на основе публичного обсуждения.

«ЕСЛИ ХОТИТЕ, В КАКОМ-ТО ПЛАНЕ ЭТО ДАЖЕ КОМПЕНСАЦИЯ. ХОТИТЕ МЕЧЕТЬ? ВОТ ВАМ МЕЧЕТЬ»


Роман Силантьев исламовед

— Мусульманам надо самим решать этот вопрос. У нас количество соборных мечетей может превышать одну или даже две, во многих городах по несколько соборных мечетей. Надо понимать, что есть главные мечети, а есть — соборные, и в крупном мусульманском городе их могут быть десятки. Пусть мечеть будет, если у мусульман существует такая потребность… Ну, например, в новых районах, где по определенным причинам есть недостаток в мечетях. Так исторически сложилось, что татарские мечети сконцентрировались в густонаселенных местах, а на окраинах, вполне возможно, их числа не хватает. В Москве, например, храмы строятся в основном на окраинах, там, где появились новые районы. В целом этот вопрос лежит в компетенции мусульманского духовенства, муфтия республики. Вряд ли люди других вероисповеданий могут тут давать какие-то советы и рекомендации. Это внутреннее мусульманское дело.

Алексей Малашенко политолог

— Этот вопрос решают мусульмане. Кстати, я до сих пор не знаю, какое соотношение мусульман и немусульман в Казани. Цифры даются разные: то 60 и 40 процентов, соответственно, то 50 на 50, то 70 и 30… При этом Казань при советской власти была чуть-чуть больше русским городом, чем мусульманским по численности населения. Сейчас, конечно, ситуация поменялась. С моей точки зрения, мечеть на 10 тысяч человек — не такая уж большая мечеть, поэтому тут можно договариваться. Не вижу тут ничего страшного. Тем более что эта дискуссия происходит на фоне обсуждения проблем татарского языка и так далее. Если хотите, в каком-то плане это даже компенсация. Чтобы не думали, что языковая проблема настолько острая, что способна испортить отношения. Хотите мечеть? Вот вам мечеть.

Вместе с тем понятно, что под эту мечеть будут работать и националисты, и те, кого называют полурадикальными или радикальными мусульманами, это неизбежно. Но если эту мечеть построят, она будет полностью государственной. Там больше никому не позволят «засесть». Поэтому сложно сказать, за я выступаю или против. Это нормально. Вопрос должен решаться, ну скажем, на городском референдуме, и тогда ни у кого ни к кому не будет претензий.

Мансур Джалялетдин заместитель муфтия РТ по работе с территориями (мухтасибатами)

— Она, естественно нужна, с 80-х годов я уже имам, учился в Бухаре, Турции, и я обращал там внимание на то, что народ собирается по пятницам в одном месте. У нас в Казани много мечетей, но они приходские, шаговой доступности, где народ собирается для совершения пятикратного намаза, а соборная мечеть лишь одна — «Аль Марджани», не умещает много народа, а по шариату люди на пятничный намаз должны собираться в одно место. Так же, как гаит-намазы во время курбан- и ураза-байрама — они совершаются в Казани в 60 местах, а это не совсем верно. Туда должны собираться в одно место, мы это чувствуем и по большой нашей просьбе наверху нас услышали. Место для мечети должно быть, естественно, не за городом, чтобы были подъездные пути, было доступно метро и любой транспорт. Желательно в центре Казани, но, боюсь, там нет мест, в идеале же главная мечеть столицы татар должна располагаться в центре.

Ильдар Аляутдинов муфтий Москвы

— Появление мечети — это всегда хорошо, тем более соборной, которая вмещала бы большое количество людей. А место, как и где это должно быть, нужно ли, это, наверное, все-таки горожанам, казанцам решать. А так любой мусульманин хотел бы, чтобы появился храм Божий. Новая мечеть — это только хорошо.