За два последних сезона средний возраст игроков КХЛ понизился почти на год. Если в сезоне 2016/17 хоккеистам было 27,13 года, то теперь — 26,31. При этом, когда КХЛ только образовалась (2008 год), средний возраст игроков был больше 28 лет. Сейчас КХЛ даже моложе, чем НХЛ (26,7 года). Правда, сравнивать эти цифры некорректно: в КХЛ команды в среднем за сезон заигрывают порядка 40 хоккеистов, а в НХЛ заявка ограничена.
ТЕНДЕНЦИЯ НА ОТКАЗ ОТ УСЛУГ ОПЫТНЫХ ИГРОКОВ
Самая молодая команда КХЛ — «Локомотив» (24,06 лет). И это неудивительно, учитывая уровень ярославской школы и умение главного тренера клуба Дмитрия Квартальнова работать с молодыми игроками. Также в тройке «Нефтехимик» (24,63) и ЦСКА (24,71). Президент армейцев Игорь Есмантович считает, что одна из причин омоложения лиги — установление жесткого потолка зарплат. Логично, ведь зарплаты молодых игроков намного меньше, чем у тех, кто успел зарекомендовать себя.
Если брать в расчет средний возраст отдельно взятых клубов за последние три сезона, то отчетливо просматриваются те, кто с каждым годом становится моложе. Например, «Салават Юлаев» (25,31) за два сезона омолодился на 3,26 года. С каждым сезоном снижается средний возраст хоккеистов «Магнитки», «Барыса», «Сочи», ЦСКА, «Нефтехимика», минского и рижского «Динамо». Да и в целом в лиге становится все меньше возрастных команд. Из них можно выделить только «Куньлунь» (29 лет) и «Йокерит» (28,33).
Да, есть клубы, у которых нет омоложения состава за последние три сезона. Например, «Ак Барс», «Авангард», «Автомобилист» или «Северсталь». Но в целом в лиге есть тенденция на отказ от услуг опытных игроков, давно не показывающих хорошей игры. И на доверие молодежи. В чем причины омоложения КХЛ?
ОСОЗНАННАЯ СТАВКА НА МОЛОДЫХ ИГРОКОВ
Чтобы получить качественного опытного игрока, нужно иметь достаточный бюджет для предложения хороших условий. Или отдать хорошую компенсацию. Да и все прекрасно понимают, что лучшие хоккеисты мира играют в НХЛ, а в КХЛ подавляющее большинство из них не заманить никакими деньгами. Поэтому даже те клубы, которые могут себе позволить серьезные затраты на приобретение опытных игроков, дают шанс молодым хоккеистам.
Талантливый молодой игрок обычно очень долго подводится к главной команде. У юниора, не имеющего опыта игры на взрослом уровне, мало шансов сразу заиграть в основе — тренеры боятся за результат и держат их на скамейке как лимитчиков. Поэтому многие клубы три-четыре года назад приняли решение о создании вертикали, которая затронет все три профессиональные хоккейные лиги России. Когда молодому игроку исполняется 18–19 лет, его переводят на взрослый уровень. Играя против опытных соперников, юниор растет гораздо быстрее, чем в МХЛ, где порой приходится соперничать с 16-летними пацанами. В «вышке» же намного больше силовой борьбы и давления.
Тимур Билялов (на фото), Антон Красоткин, Евгений Аликин и Иван Бочаров еще в сезоне 2016/17 играли в ВХЛ, а теперь постоянно выступают в составе клубов КХЛ
Такой путь, например, прошел (пусть и очень быстро) форвард «Трактора» Виталий Кравцов. Один из ключевых нападающих московского «Динамо» Андрей Алексеев провел три сезона в ВХЛ. Больше 50 матчей в «вышке» на счету Андрея Кузьменко. То же касается и вратарей. Тимур Билялов, Антон Красоткин, Евгений Аликин и Иван Бочаров еще в сезоне 2016/17 играли в ВХЛ, а теперь постоянно выступают в составе клубов КХЛ.
ЦСКА, СКА, «Ак Барс» готовят игроков, причем необязательно только для себя. Когда молодежь перерастает уровень ВХЛ, она отправляется в скрытую аренду в не самые сильные клубы КХЛ. Нападающий «Ак Барса» Артем Михеев, например, отыграл по сезону в новокузнецком «Металлурге» и «Югре», прежде чем закрепиться в Казани. Но много и тех, кто после фармов топ-клубов стабильно играет, например, в «Сибири» (Владимир Пешехонов, Виктор Комаров) или «Сочи» (Кирилл Воробьев, Андрей Алтыбармакян).
СОКРАЩЕНИЕ ЛИГИ
КХЛ взяла курс на сокращение клубов: прошлым летом лигу покинули «Медвешчак» и новокузнецкий «Металлург», этим — «Лада» и «Югра». И это серьезно обогатило рынок свободных агентов. Если раньше хоккеист после неудачного сезона в одном клубе мог в межсезонье спокойно подписаться в другом на те же деньги, то теперь многие до сих пор сидят без контракта. Петр Счастливый, Андрей Таратухин, Александр Фролов и другие именитые ветераны едут заграницу, потому что не могут найти работу в КХЛ. Клубы предпочитают дать место в составе молодому игроку, у которого есть потенциал и нет таких запросов, как у ветеранов.
Несмотря на оптимистичную тенденцию КХЛ, не стоит забывать, что в лиге на первых ролях все равно те, кому ближе к 30 или далеко за 30. По-прежнему в порядке Сергей Мозякин и Павел Дацюк, Андрей Марков и Данис Зарипов. А в топ-30 лучших бомбардиров самому молодому игроку — Илье Михееву — 24 года. Доверие к молодым — это круто, но то, что лучшие юниоры все равно уезжают в Северную Америку, качественно лигу не усиливает.
Несмотря на оптимистичную тенденцию КХЛ, не стоит забывать, что в лиге на первых ролях все равно те, кому ближе к 30 или далеко за 30 (на фото Сергей Мозякин)
«ОБМАНЩИКАМ СТАНОВИТСЯ ТРУДНЕЕ НАЙТИ РАБОТУ»
Рафик Якубов — генеральный менеджер «Ак Барса»:
— Мы будем только рады, если наши молодые воспитанники будут попадать в главную команду. Но я всегда был уверен, что должен играть сильнейший. Заглядывать в паспорт Свитову или Зарипову мы никогда не будем. Главное, кто приносит пользу команде. Хоккей — это шоу, люди будут ходить не на молодых игроков, а на звезд, которые показывают красивую игру. Кто сильнее, тот и должен играть. Задача подтягивать молодых игроков перед нами стоит. Посмотрите даже на «Барс», пять человек вызваны в молодёжную сборную России. Это значит, что у нас хорошие перспективы.
Жизнь заставляет омолаживать команду, в каждом клубе идет смена поколений. Может быть, причина и в сокращении лиги. Сошли ветераны, которые уже не тянули уровень.
Игорь Есмантович — президент ЦСКА:
— Это целенаправленная политика ЦСКА, потому что назрел момент омолодить состав команды. Наверное, эта тенденция начала прослеживаться еще с прошлого сезона. Тех, кому за 30 лет, у нас сейчас в составе всего несколько человек. Это в первую очередь Александр Попов и несколько игроков, которым чуть за 30 или около 30. Наша задача — чтобы в команде было побольше молодых хоккеистов, которые не уступают ветеранам в конкурентной борьбе за место в основном составе. Именно такой сплав опыта и молодости поможет нам решить главную задачу сезона.
Я бы не сказал, что доверие молодым — это тенденция КХЛ. Все-таки это прерогатива каждого клуба в отдельности. У лиги есть стратегия по сокращению заработных плат. Прослеживается глубокая корпоративная работа по привлечению молодых ребят в основной состав. Почему нет, если молодой готов?
Не думаю, что сокращение лиги влияет на уменьшение среднего возраста игроков. Это скорее вопрос маркетинга и бизнеса. Любой клуб готов дать шанс молодому игроку, если он готов цепляться за этот шанс. Вертикаль МХЛ — ВХЛ — КХЛ отлично влияет на развитие клубов, это замкнутый цикл между детской спортивной школой и командами мастеров. Концепция лиги на уменьшение потолка зарплат ведет к построению подобной вертикали. Это огромная работа на будущее нашего хоккея.
Раил Якупов — генеральный менеджер «Нефтехимика»:
— Когда мы собирали команду, на возраст смотрели в десятую очередь. Мы искали тех, кто нам нужен, и собрали людей, которые нам подошли. Это просто совпадение, что так получилось, что у нас такая молодая команда. Но она подошла под стиль работы тренера. Честно скажу:мы бы не отказались от Дацюка и Зарипова. Если бы была такая возможность, мы бы точно не заглядывали им в паспорт.
Во-первых, мы собираем команду, чтобы игроки подходили не только по игровым качествам, но и по человеческим. Здесь должно совпасть много факторов. Во-вторых, если молодой игрок сильнее, чем более опытный, то, наверное, будет играть молодой. И наоборот. Например, Михнов летом у нас переигрывал многих людей. Мы же не смотрели ему в паспорт. На определенном этапе он нам помог. Для нас возраст хоккеистов не играет роли. Самое главное — возможность заполучить игрока и желание играть в нашей команде.
Когда борьба идет за восьмерку, дело не в экономии, это слово здесь совершенно неправильное. Просто есть определенный бюджет, который уже сформирован, и мы не можем за него зайти. Понятно, что у молодых ребят зарплата поменьше. Но если мы будем брать, например, ЦСКА, в котором играют Григоренко 1994 года рождения, Нестеров — 1993-го. Тот же Шалунов. Это молодые игроки, но они одни из самых высокооплачиваемых. Они получают зарплату, которую они заслуживают. Мы не можем сказать, что Галиев или Бурмистров — старые игроки. Или в Уфе играет Ткачев, он молодой игрок, но очень высокооплачиваемый. Каждый берет то, что может.
Не заметил, что уменьшение количества клубов повлияло на омоложение. Например, «Адмирал» и «Амур», наоборот, стали старше. Возможно, просто ушли возрастные игроки, как Михнов, Кольцов или Вишневский.
Константин Крылов — скаут «Анахайма»:
— Мне кажется, это не тенденция — просто так получилось. Отчасти потому, что удивительно большому числу опытных обманщиков пришлось поехать обманывать корейцев, румын и других. А это произошло отчасти из-за уменьшения рабочих мест в лиге и в меньшей части оттого, что даже менеджменту клубов КХЛ становится понятно, что платить деньги определенному типу «работников» совершенно не стоит. И таких не единицы. Их достаточно много. Но стало значительно меньше в этом сезоне. Им становится труднее находить себе источник дохода. И, пожалуй, многие одиозные так и не смогли его найти.
Хороших опытных хоккеистов в КХЛ и не должно быть очень много, учитывая то, что действительно лучшие на данный момент игроки мира играют в другой лиге. Этот перекос в сторону ветеранов, как мне кажется, обусловлен постоянным страхом подавляющего большинства тренеров КХЛ за свое место работы. У нас лига старше, чем должна была бы быть. Как мне кажется. Поэтому любым изменениям в сторону понижения среднего возраста игроков нужно радоваться.
Лига становится более здоровой в спортивном плане. Растет конкуренция за счет того, что стало больше молодых игроков. А рост конкуренции — это исключительно благо для всех — клубов, сборной, тренеров, менеджмента. Это проблема только для определенного пласта хоккеистов.
Позволяет ли это клубам экономить? Конечно. Это один из эффективных инструментов в НХЛ, где потолок зарплат не натяжной. Лимит в КХЛ если и помогает, то не сильно. А ограничение на взрослых в ВХЛ просто необходимо, для того чтобы сохранять роль этой лиги как промежуточного этапа между юниорским хоккеем и КХЛ. Другой вопрос — насколько это в наших условиях работает. Я думаю, что это может по-настоящему быть эффективным только при жесткой схеме взаимодействия клубов КХЛ и ВХЛ, направленной на развитие собственной молодежи в ущерб спортивным сиюминутным результатам клуба из вышки.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 3
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.