Дамир Фаттахов: «Мне не хватило конкретики, какого-то инсайда, чего мы не обсуждали в команде, не хватило экспертизы, людей новых, которые бы четко формулировали и знали последовательность действий в своей отрасли»Фото: minmol.tatarstan.ru

«ВО МНОГИХ СТРАНАХ КРЕАТИВНЫЕ ИНДУСТРИИ — УЖЕ СЕРЬЕЗНЫЙ СУБЪЕКТ ЭКОНОМИКИ»

Встреча, посвященная развитию креативных индустрий в Татарстане, была инициирована министром по делам молодежи РТ Дамиром Фаттаховым и прошла в рамках проекта «14… 30». Это площадка для вовлечения молодых людей и экспертов в развитие актуальных направлений молодежной политики. В зале «Артхаба» яблоку негде было упасть — сплошь представители креативной индустрии.

«Во многих странах креативные индустрии — уже серьезный субъект экономики, — с ходу подчеркнул Фаттахов и четко сформулировал, что же такое креативный кластер. — Это творчество, которое можно в хорошем смысле слова монетизировать». Гостья из Москвы — директор по коммуникациям Universal University Мария Косяк — уточнила, что креативную индустрию нередко путают с творчеством: «По сути, креативная индустрия — это творчество, упакованное в бизнес». По ее словам, в данной отрасли по всему миру занято 30 млн человек — больше, чем в автопроме, причем креативная индустрия растет, даже когда падает экономика. Однако в России до сих пор на уровне законодательства это понятие не закреплено. Но прежде всего надо его сформулировать.

Вообще, данный термин появился в Великобритании. Когда в 80-х годах в стране закрывались промышленные предприятия, потребовалось чем-то занять людей, и решением стали креативные индустрии. Они, по словам столичной гостьи, драйверы экономики, способные генерировать идеи вне заданных рамок. В Британии ВВП креативной индустрии равен строительной отрасли. В Берлине каждый 11-й человек — представитель креативной индустрии.

Мария Косяк: «Мы в детстве так или иначе занимались творчеством, но потом родители нам сказали идти в экономисты, однако наше желание творить никуда не делось»Фото: minmol.tatarstan.ru

«В России же все происходит хаотично, — констатировала Косяк. — Зато у нас большой потенциал. У нас есть прекрасная база для развития этой индустрии. Каждый 5-й ребенок ходил в музыкальную школу, каждый 10-й — в художественную. В Казани больше всего музыкальных школ на душу населения. То есть мы в детстве так или иначе занимались творчеством, но потом родители нам сказали идти в экономисты, однако наше желание творить никуда не делось. Конечно, первоклассных пианистов из нас не получилось, но мы можем стать саунд-дизайнерами или заняться музыкальным продакшном». По словам столичной гостьи, средний возраст студентов в Universal University — 39 лет: это те, кто, поработав по утилитарной специальности, решил получить новые навыки — для души.

Тимур Исмаев: «Почему бы не сделать площадку типа YouTube Space, которая была открыта в свое время в Москве?»Фото: minmol.tatarstan.ru

«ЧТОБЫ МОЛОДЕЖЬ НЕ СТРЕМИЛАСЬ В МОСКВУ»

Косяк заверила, что, по исследованию PricewaterhouseCoopers, по потенциалу для развития креативных индустрий Казань — на третьем месте после Москвы и Питера. Но ключевой этап для развития данной отрасли — формирование среды. «Что такое Голливуд? — объяснила она. — Точка, куда мечтают попасть все, кто хочет заниматься кино. То же самое с Силиконовой долиной». Есть ли в Казани такая среда и точки ее концентрации?

Аудитория стала напирать на молодого министра с фразами о том, что в Казани нет среды, в которой можно было бы вариться творческой интеллигенции. «Почему бы не сделать площадку типа YouTube Space, которая была открыта в свое время в Москве? — предложил один из авторов юмористического канала «Громкие рыбы» Тимур Исмаев. — Это оборудованная студия, в которую можно прийти и сделать свой контент». Молодежь предложила местным властям посмотреть в сторону Москвы и Питера, где для создания креативных пространств осваиваются промышленные площадки. Кто-то предложил создать в Татарстане нечто вроде Диснейленда, чтобы вся творческая интеллигенция работала на один глобальный проект.

Андрей Питулов: «Очень много молодежи уезжают в Москву, потому что там им комфортно развиваться»Фото: minmol.tatarstan.ru

«Соглашусь, нужно в городе одно огромное пространство, где будет все фокусироваться, — отметил основатель лофта «Фабрика Алафузова» Андрей Питулов. — Я сейчас не про нашу фабрику говорю — ее как раз маловато, но рядом — целый льнокомбинат. У нас под боком — 50 тысяч квадратных метров, которые пустуют, а хозяева не знают, что с ними делать. Но мы знаем». По словам Питулова, есть даже инвесторы, которые хотят вложиться в данную площадку, но им нужна поддержка на серьезном правительственном уровне. «В это креативное пространство надо внести образование, нужны площади, чтобы ребята могли свои креативные идеи монетизировать, — агитировал он. — Очень много молодежи уезжают в Москву, потому что там им комфортно развиваться. Их в столице все устраивает. Там есть куда сходить на выставки, имеется работа, поскольку в Москве — недостаток качественных кадров. У нас в Казани этот голод еще больше. Поэтому нужно создавать условия, чтобы молодежь не стремилась в Москву».

Каковы же выводы из всего услышанного? «Мне не хватило конкретики, какого-то инсайда, чего мы не обсуждали в команде, не хватило экспертизы, людей новых, которые бы четко формулировали и знали последовательность действий в своей отрасли, — подытожил Фаттахов. — Либо это подтвердилась наша гипотеза, что креативная среда в Казани еще не до конца сформировалась». Но он заверил, что подобные встречи полезны, поскольку такие корпоративные сейшены у нас проводятся нечасто.