Динар Залялов До 8 декабря отправился в СИЗО Динар Залялов, младший брат экс-начальника подразделения по борьбе с организованной преступностью МВД по РТ Ильнара Залялова Фото: Артем Кузнецов

ДЕЛО ЗАЛЯЛОВА-МЛАДШЕГО: ВЗЯЛ 25 МИЛЛИОНОВ, ВЕРНУЛ 17?

До 8 декабря отправился в следственный изолятор 31-летний казанец Динар Залялов, младший брат экс-начальника подразделения по борьбе с организованной преступностью МВД по РТ Ильнара Залялова. Залялова-старшего арестовали по подозрению в получении взятки – деньгами и стройматериалами – на сумму в 500 тыс. рублей еще в конце августа. 

Залялова-младшего задержали после допроса в следственном комитете в среду. На следующий день ему предъявили обвинение в посредничестве в передаче взятки. Фабула уголовного дела напрямую связана с арестом предполагаемых (по версии МВД) лидеров ОПГ «Тукаевские» Альфреда Гильмутдинова, Наиля Шайхутдинова и Геннадия Кирилова. В октябре прошлого года, через некоторое время после их ареста, Залялов-младший якобы вышел на связь со знакомым Шайхутдинова и Кирилова – неким Шамсутдиновым. Динар Залялов якобы предложил помощь с освобождением подследственных за взятку в размере 25 млн рублей. Эти деньги Залялов-младший, считают в следственном комитете, собирался передать пока неустановленным должностным лицам из числа сотрудников татарстанского МВД.

В ходе судебного заседания следствием были озвучены весьма интересные подробности. Как установили оперативники ФСБ, Залялов-младший получил «заказ», но в ноябре прошлого года вернулся к Шамсутдинову с печальными известиями – «вытащить» его друзей не получится. Динар якобы даже вернул Шамсутдинову деньги, но не всю сумму, а только 17 из 25 миллионов. Оставшиеся 8 миллионов, считают в ФСБ, к тому времени безвозвратно осели в карманах должностных лиц министерства. 

Как следует из материалов дела, показания на младшего брата экс-начальника БОП дал из СИЗО и Наиль Шайхутдинов. Ранее появлялась информация, что Залялов-старший вымогал у него 25 млн рублей за освобождение. Позже Шайхутдинов рассказал об этом оперативникам ФСБ. Связным между фигурантом дела «Тукаевских» и начальником БОП якобы и был Залялов-младший.

Как стало известно из выступления следователя СК Раиля Шайдуллина, оперативники зафиксировали несколько встреч друга предполагаемых лидеров ОПГ Шамсутдинова и Залялова-младшего. Расшифровку последней из них в сентябре приобщили к материалам дела, ее частично огласил судья Сергей Аптулин. Во время встречи Шамсутдинов выражал претензии в адрес исполнителя задания: «Деньги зависли. Деньги надо вернуть, и все. Может, BMW продать?». Залялов-младший якобы отвечал, что машина в залоге.

Ильнар Залялов Ильнара Залялова арестовали по подозрению в получении взятки – деньгами и стройматериалами – на сумму в 500 тыс. рублей еще в конце августа Фото: Артем Кузнецов

На допрос в следственный комитет Динар пришел по вызову следователя, заявив, что не скрывается и готов приезжать по первой просьбе. На очной ставке он подтвердил, что встречался с Шамсутдиновым, но его действия и слова обвиняемый называет провокацией. В его показаниях прозвучали любопытные подробности: «Шамсутдинов рассказывал, что Шайхутдинов и Кирилов должны скоро выйти. Якобы супруга Шайхутдинова встречалась с высокопоставленным сотрудником УФСБ – фамилия Артамонов. После чего Шайхутдинов сказал Шамсутдинову, что скоро выйдет. Назвал сумму – 100 миллионов рублей».

Отметим, Шамсутдинов по этому делу проходит в качестве свидетеля – ведь он заявил о даче взятки самостоятельно.

Динар Залялов просил суд не отправлять его под стражу. «Никогда никому не угрожал. Мы с Шамсутдиновым довольно давно знакомы, у нас с ним были общие дела», – сказал Залялов-младший, добавляя, что стал фактически жертвой провокации. Однако судья к обвиняемому не прислушался и отправил его в СИЗО на 2 месяца.

С августа 2013 года до 2015 года Динар Залялов занимал должность замгендиректора ООО «Заря» – того самого печально известного арендатора сгоревшего  ТЦ «Адмирал» С августа 2013 года до 2015 года Динар Залялов занимал должность замгендиректора ООО «Заря» – того самого печально известного арендатора сгоревшего  ТЦ «Адмирал» Фото: «БИЗНЕС Online»

 WHO IS MR. ЗАЛЯЛОВ-МЛАДШИЙ? 

Кто такой брат Ильнара Залялова? Ответ на этот вопрос найти не так-то просто. Представляясь суду, он сказал, что на него зарегистрировано ИП и несколько ООО, которые уже не ведут хозяйственной деятельности. По данным справочного сервиса «Контур.Фокус», Динар Залялов действительно выступал директором и учредителем ряда юрлиц, причем специализировался на строительстве и ресторанной деятельности. К примеру, обвиняемый – директор и учредитель ООО «Рестобар» и ИП Залялов, оба специализируются на «деятельности ресторанов и услугах по доставке продуктов питания». В прошлом он также был учредителем ООО «Девелопмент ритейл групп», которое занималось арендой и управлением недвижимым имуществом и возглавлял ликвидированное в 2015 году ООО «АРД-Групп», занимавшееся строительством дорог, аэродромов и спортивных сооружений. Впрочем, на ниве предпринимательства он заметных успехов не снискал – прибылью его фирмы похвастаться не могут. 

Впрочем, образ не очень удачливого предпринимателя – только одна черта Залялова-младшего. Источники «БИЗНЕС Online», близкие к системе правоохранительных органов республики, назвали его бывшее место работы. Как выяснилось, с августа 2013 года до 2015 года он занимал должность заместителя генерального директора ООО «Заря» – того самого печально известного арендатора сгоревшего  ТЦ «Адмирал». И если этот факт тщательно скрывался, то другой широко известен – ООО "Заря" на 50% принадлежало супруге Ильнара Залялова Алле. В свою очередь, жена бывшего начальника подразделения по борьбе с организованной преступностью МВД по РТ приходилась приемной дочерью Анатолию Агрбе, еще одного предполагаемого лидера ОПГ «Тукаевские», который незадолго до ареста Залялова-старшего сбежал и был объявлен в федеральный розыск. 

Наши источники сообщили, что Залялов-младший даже несколько раз был допрошен в качестве свидетеля после пожара в торговом центре – соответствующие протоколы имеются в распоряжении «БИЗНЕС Online». Он описывал свои должностные обязанности. «Содержать парковку в чистом виде, выдавать дворникам инструменты – лопаты, метелки, ведра. Служебного кабинета у меня не было. В основном я ходил по территории ТЦ, осматривал территорию. Знакомился ли я с должностными инструкциями – не помню», – рассказывал следователю завхоз «Адмирала». 

По словам собеседников нашего издания, Залялова-младшего подробно допрашивали о событиях, которые предшествовали пожару. В частности он упоминал о протечке между крышей уличных павильонов и фасадной частью ТЦ. Залялов-младший, по его словам, нанял некоего Гумара, который привел двух-трех работников. Те залатали протечку, но вода текла вновь. В трагический день 11 марта 2015 года Залялов снова попросил Гумара исправить работу и устранить протечку. Затем Залялов-младший уехал по своим делам. Днем ему на сотовый позвонил тот самый Гумар: «Сказал, что ему нужна лестница и шланги. Я ответил, что у меня нет ни лестницы, ни шлангов, а также просил меня не беспокоить. Гумар больше не звонил. Свидетелем пожара я не являлся, в этот момент в ТЦ меня не было. Помню, как позвонил кто-то из знакомых и сказал, что горит вход в здание. Я подъехал к ТЦ, там уже стояли две пожарные машины».

В итоге следственная группа по делу «Адмирала» не нашла в действиях Динара Залялова ничего противозаконного, сохранив ему статус свидетеля. А гособвинитель почему-то принял решение не допрашивать его в суде.

Наиль Шайхутдинов (известный также по кличке Нельсон) На судебном заседании Шайхутдинов присутствовал по видеосвязи прямиком из казанского СИЗО-2. На лице обвиняемого читались усталость и уныние Фото: Максим Кирилов

«ВЛАСТЬ ИМУЩЕЕ МВД МОЖЕТ НАДАВИТЬ НА ЛЮБОГО ЧЕЛОВЕКА!»

В день ареста Залялова-младшего в Верховном суде Татарстана прошел еще один судебный процесс, тесно связанный с его арестом. Рассматривалась жалоба обвиняемого Наиля Шайхутдинова (известного также по прозвищу Нельсон), того самого предполагаемого лидера «Тукаевских», которого якобы пытались вызволить за взятку. Его с легкой руки Залялова-старшего по подозрению в создании ОПС отправили в СИЗО почти год назад, где он и пребывает до сих пор. На судебном заседании Шайхутдинов присутствовал по видеосвязи прямиком из казанского СИЗО-2. На лице обвиняемого читались усталость и уныние.

Напомним, Шайхутдинов подозревается в совершении 26 эпизодов преступления: среди них вымогательство, мошенничество, создание ОПС, умышленное уничтожение имущества, причинение тяжкого вреда здоровью и прочее. Но главное и самое тяжелое во всем этом «уголовном букете» – это ст. 210 УК РФ («Организация преступного сообщества»). Ранее наша газета не раз описывала эту историю – дело «Тукаевских» расследуется второй год. Его фигуранты – несколько десятков человек, и особняком стоят личности Гильмутдинова, Кирилова и Шайхутдинова. Двум последним принадлежат компании ООО «Стройка» и ООО «Еврофуд-Поволжье». Успешным предпринимателям, задержанным в прошлом году, вменяют руководящую роль в преступном сообществе.

Смысл своей апелляционной жалобы в Верховный суд объяснил адвокат Нельсона Вениамин Чубаренко. По его словам, жалоба, рассмотренная Верховным судом Татарстана, касается постановления о возбуждении уголовного дела по признакам преступления ст. 210 УК РФ. Чубаренко заявил, что этот основополагающий для всего расследования документ был составлен с нарушениями. В его основе – только один рапорт сотрудника республиканского ОБОП Дмитрия Марфина, заместителя Ильнара Залялова. Адвокат заметил, что возбуждение уголовного дела на основании только одного рапорта без доказательств или других фактов с точки зрения процессуальных норм незаконно. Тем не менее этого было достаточно следователю ГСУ МВД России по РТ майору юстиции А.Ф. Сабирову для возбуждения дела. «Мы полагаем, что в данном случае со стороны следователя, проводящего предварительное следствие, проявляется правовой нигилизм, явное неуважение к требованиям закона. Произвольно, исходя из каких-то своих внутренних побуждений, человек возбуждает уголовное дело и начинает уголовное преследование в отношении моего подзащитного, нарушая его основные права и свободы…» – заявил Чубаренко в прениях.

«Мы не можем противодействовать и препятствовать возбуждению уголовного дела и проведению расследования. Мы не против этого – пусть они возбуждают, пусть проводят. Но пусть они это делают с буквы закона! – подчеркнул адвокат. – Этот орган (следствиеприм. ред.) не может нарушать закон! Это не мальчики из подворотни, которые вышли, пальчиком покрутили и что-то для себя приняли!»

Сам Шайхутдинов в судебных прениях отметил, что в рапорте Марфина, из-за которого он оказался в клетке, нет ничего, кроме неких «данных, что он является организатором преступного сообщества». «Я читаю эту юмористическую литературу… Ни одного факта, подтверждающего, что я являлся организатором преступного сообщества. Они говорят, что я организовал ОПГ „Тукаевские“. Мне сегодня 51 год, сколько я жил у Колхозного рынка, у меня два высших образования… Я никогда не относился к преступному сообществу и не находился внутри этого сообщества! Я всегда занимался работой, бизнесом. У меня своя строительная компания, у меня есть торговый центр. Зачем мне нужно ходить и говорить кому-то: „Громите киоски! Собирайте дань…“ Это нигилизм какой-то на самом деле! И ОБОП прекрасно понимает, для чего они это делают. Вся цель организации этой статьи была в том, чтобы утяжелить меня и заниматься своими вымогательскими делами. Это уже доказанный факт», – отметил Шайхутдинов.

Возможно, он имел в виду ранее описанные нашим изданием со слов адвоката Кирилова случаи вымогательства взятки Заляловым-старшим сначала в 500 тыс. рублей, а позже и тех самых 25 млн рублей, за которые повязали Залялова-младшего. Шайхутдинов не без гордости сообщил в суде, что дело против Заляловых возбудили по его заявлению. «Прекрасно понимаем, что им нужно было меня оговорить, утяжелить всеми статьями. 26 уголовных дел повесили на меня, чтобы я понимал, что власть имущее МВД может надавить на любого человека! Так можно любого человека с улицы привести, сказать, что он организатор: вот тебе 210-я, иди и сиди, мы тебя все равно посадим. Я в таком недоумении нахожусь, что жаловаться некуда», – молил суд Шайхутдинов удовлетворить жалобу его адвоката. Прокурор Аида Хадиуллина была категорически не согласна с этим и просила суд в удовлетворении апелляции отказать.

Федеральный судья Евгения Бикмухаметова объявила решение: в жалобе Шайхутдинову отказать. «Профанация», – едва слышно отреагировал обвиняемый. После заседания адвокат Чубаренко рассказал корреспонденту «БИЗНЕС Online», что он не намерен опускать руки. Следующим его шагом станет обращение в Европейский суд по правам человека.

ИСТОРИЯ С ОБЫСКОМ В ПРАЖСКОМ ДОМЕ КИРИЛОВА: ЕГО СУПРУГА ЗАЯВЛЯЕТ О НЕПРИЧАСТНОСТИ К НАРКОБИЗНЕСУ, МВД СОВЕТУЕТ НЕ ТОРОПИТЬСЯ С ВЫВОДАМИ

Незадолго до этих судебных процессов МВД по РТ прислало официальный ответ на запрос «БИЗНЕС Online», касающийся резонансной публикации нашего издания, сообщавшей об успехах полиции Чехии в пресечении производства и реализации наркотиков. Полиция провела обыски в частном доме, принадлежащем компании Кирилова, в Праге. Как сообщали источники нашей газеты, в ходе обысков в доме была обнаружена целая нарколаборатория. Это и многочисленные кусты марихуаны, и оборудование для изготовление из растений наркотических средств. Эта информация поступила в МВД по РТ из Чехии и легла в основу материала.

Через некоторое время супруга Кирилова – Ирина Таирова – рассказала нашему изданию о том, что на самом деле произошло в Праге. Она подтвердила, что дом, в котором прошли обыски, принадлежит ее семье. Таирова и Кирилов покупали его для того, чтобы облегчить получение ВНЖ в Чехии. К слову, сама Таирова в Чехии запустила в тираж глянцевый журнал, а себя назначила главным редактором. В доме, о котором идет речь, семья давно не проживает, его сдают в аренду. В последнее время в нем проживала группа мигрантов из Сербии. Именно они, утверждает Таирова, и стали целью полиции. Однако, как утверждает Таирова, когда стражи чешского порядка нагрянули в дом, там уже никого не было и претензии были направлены в адрес собственников жилья, которые к тому времени уже находились в России. Тогда-то информация о подозрении владельцев дома к причастности к созданию нарколаборатории и попала в полицию Татарстана. 

В июле, как следует из предоставленных в нашу редакцию документов, полиция Чехии допросила Ирину Таирову и ее сына Марата Файзрахманова, причем претензий в их адрес предъявлено не было. Более того, пражская полиция интересовалась материальным ущербом, нанесенным семье в ходе обысков в доме. Все вопросы в рамках уголовного дела, как следует из предоставленных Таировой документов, адресованы исключительно группе сербских мигрантов. Так что Таирова называет информацию нашего источника намеренным вбросом.

«БИЗНЕС Online» запросил официальный комментарий в МВД по РТ, и в ведомстве ответили на наши вопросы: «После обыска были задержаны несколько уроженцев Сербии, а Файзрахманов М.Ш. после выехал за пределы Республики Чехия. Уголовно-процессуальное законодательство и судебная система Чехии отличается от Российской Федерации, и о статусе фигурантов на момент возбуждения уголовного дела и проведения обыска в данном доме не указывалось. В предоставленной информации указывалось только то, что они могут быть причастны к данной преступной деятельности. По законам РФ по преступлениям в сфере незаконного оборота наркотиков, статуса потерпевшего не существует. Необходимо дождаться судебного решения Чехии по данному делу, так как в процессе расследования статус участников уголовного судопроизводства может меняться в зависимости от собранных улик (доказательств). Делать какие-то выводы на данном этапе о непричастности семьи Кириловых к данному преступлению преждевременно». 

Что касается причастности Кирилова и Шайхутдинова в ОПГ «Тукаевские», то их супруги единогласно заявляют: это ложь. И в качестве одного из аргументов приводят документацию с финансово-хозяйственной деятельностью их фирм. Зачем, спрашивают они, имея регулярную многомиллионную прибыль, им участвовать в криминальных разборках?