Разиль Валеев: «Если Конституция – основной закон, то второй наш основной закон – это бюджет» Фото: gossov.tatarstan.ru

МЕСТО ОБРАЗОВАНИЯ, КУЛЬТУРЫ И НАУКИ В РЕСПУБЛИКАНСКОМ КОШЕЛЬКЕ

«Если Конституция – основной закон, то второй наш основной закон – это бюджет», - такими словами открыл накануне заседание комитета Госсовета РТ по образованию, культуре, науке и нацвопросам председатель Разиль Валеев. На очередной сессии Госсовета планируется вынести на первое чтение проект бюджета республики на следующий год, и сейчас в парламенте вовсю идет подготовка к этому. В докладе замминистра финансов РТ Оксаны Кисаповой любопытными оказались несколько цифр. На ремонт детских оздоровительных лагерей и подростковых клубов, проекты по реновации которых требует президент РТ Рустам Минниханов с нового министра по делам молодежи РТ Дамира Фаттахова, заложили 300 млн рублей – довольно скромно, учитывая, что только на здание самого минмолодежи РТ на улице Сафьян потратили 125 млн рублей.

На содержание Академии наук РТ с ее 8 научными институтами, которые за пассивность раскритиковал на августовском педсовете Минниханов, в 2019 году потратят 441,5 млн рублей. Отдельного внимания в свете последних событий в категории «Образование» заслужила строка «Сохранение и развитие госязыков РТ» – 77,8 млн рублей. На сохранение национальной идентичности татарского народа – 10,2 млн рублей.

Зато по-прежнему государство не экономит на поддержке собственных СМИ – в следующем году на их финансирование заложили 1,4 млрд рублей, из которых на телерадиовещание – 852,5 млн рублей, на периодику – 575,8 млн рублей. Содержание аппарата «Татмедиа» обойдется республиканскому кошельку в 18,4 млн рублей.

Одним из первых к микрофону с вопросом потянулся Марат Лотфуллин (в центре) Фото: gossov.tatarstan.ru

«ЭТО АРХИВАЖНЫЙ ВОПРОС! МЫ БУДЕМ ЗА ЭТИ ЦИФРЫ БОРОТЬСЯ!»

Одним из первых к микрофону с вопросом потянулся старший научный сотрудник института истории АН РТ Марат Лотфуллин. По его словам, в соответствии с новым законодательством в части преподавания родных языков в школьных классах должны создаваться три группы: те, кто изучает татарский язык «для владеющих», «не владеющих» и те, кто выбрал русский язык. Но такое разделение, по словам Лотфуллина, никак не финансируется из бюджета. «Есть многочисленные обращения – у финансистов нет нормативов, от чего отказываются делить классы на три группы. Это вызывает существенные трения в обществе. Думаю, скоро пойдут скандалы», – отметил представитель экспертного сообщества.

На это замминистра образования и науки РТ Азат Шарапов возразил, что не надо наводить панику, никакой такой проблемы нет, – мол, все нормативы на эти цели учтены бюджетом, волноваться не о чем. Но Лотфуллин стоял на своем: «Тогда все эти вопросы будут направлены вам в письменном виде».

Второй его вопрос, адресованный уже Кисаповой, касался допфинансирования на лицензирование переводных учебников на родные языки. Рособрнадзор требует все такие учебники вносить в федеральный перечень, а это стоит денег. По словам Лотфуллина, только экспертиза одного учебника стоит примерно 700 тыс. рублей. «На сколько увеличены расходы на закупку учебников? Сколько учебников предполагается в 2019 году включить в федеральный перечень и сколько на это заложено?» – вопрошал Лотфуллин. В ответ Кисапова назвала средств «более 300 миллионов рублей» на эти цели, но детали – у минобра.

– А оно (финансированиеприм. ред.) увеличено вообще?

– Нет, – коротко ответила замминистра финансов РТ. А Шарапов уточнил, что заложено на эту работу 308 млн рублей.

– Это архиважный вопрос! – подключился к беседе гендиректор ТНВ, депутат Ильшат Аминов. – Вы уж соответствующими цифрами вооружите. Мы будем за эти цифры бороться! Если есть необходимость увеличить средства на лицензирование учебников, то… я не думаю [что могут быть проблемы].

Однако на встречный вопрос вице-спикера Госсовета РТ Риммы Ратниковой о том, сколько линеек учебников надо внести в федеральный перечень, Лотфуллин сам ответить не смог. На этом тему и решили закрыть.

Ильшат Аминов (справа): «Вы уж соответствующими цифрами вооружите. Мы будем за эти цифры бороться!» Фото: gossov.tatarstan.ru

«В СЕЛЬСКИХ КЛУБАХ ДАЖЕ НЕТ ГАРМОШКИ, БАЯНОВ! И БИЛЬЯРД С МЕТАЛЛИЧЕСКИМИ ШАРИКАМИ…»

При этом, как оказалось, депутатов волновали не только вопросы с татарским языком. По информации депутата Ирины Баковой, подошла к концу в республике программа по капремонту школ, реализация которой прошла не полностью – забыли про благоустройство школьных территорий. И ее вопрос относился как раз к этой теме – выделят ли на это деньги в следующем году? Но и тут представитель минобра поспешил опровергнуть, что ничего еще не закончилось. Только с 2012 по 2018 год на это потратили 17 млрд рублей. Сейчас как раз идет формирование планов на 2019 год, и это предложение по благоустройству школьных участков можно туда внести. Хотя в любом случае это прерогатива муниципальных бюджетов.

Гендиректор ПО «Зарница», депутат Артур Абдульзянов попытался пролоббировать затраты на оснащение школьных лабораторий. По его словам, слишком много тратят на цифровизацию школ, а про главные науки забывают. «У нас сейчас уже достаточно интерактивных досок, компьютеров, и спасибо за обновление ноутбуков учителей. Но эти интерактивные доски в таком количестве не нужны. Они уже везде есть! – подхватила Бакова. – А вот конкретно физическое и химическое оборудование – это да, это необходимо! Может, еще и лингафонные кабинеты оборудовать…» Ясность в этот вопрос попыталась привнести председатель Госкомитета РТ по архивному делу Гульнара Габдрахманова, которая до мая этого года возглавляла Рособрнадзор по РТ. Она рассказала, как не раз писала по этому поводу служебные записки Рафису Бурганову. Но не все зависит от министра образования РТ – нужна сопровождающая госпрограмма, а ее нет.

Валеев же решил поведать о своей печали, подняв вопрос оснащения сельских домов культуры. По его словам, ежегодно по 30–50 сельских домов строится в республике, но они совершенно пусты. Об этом заявлял не раз и сам Минниханов. «В сельских клубах даже нет гармошки, баянов даже нет! – пояснил Валеев. – Голые стены, и больше ничего!» Ему вторил и не менее осведомленный состоянием сельских клубов Аминов: «И бильярд с металлическими шариками…»

По мнению Александра Славутского, корень зла всех проблем кроется в отсутствии идеологии и порочном телевидении Фото: gossov.tatarstan.ru

«КАК БОРОТЬСЯ С ТЕЛЕВИДЕНИЕМ? ВОТ ИЛЬШАТ ЮНУСОВИЧ ЗНАЕТ!»

«Вот мы послушали два доклада. Слишком много у нас в республике позитива. Неужели у нас нет проблем в республике? – продолжил глава комитета Госсовета РТ по образованию. – Какие у нас проблемы имеются, как они решаются, как будут решаться в будущем? Что для этого должен сделать депутат? Об этом сегодня не было ни слова. Как будто у нас все прекрасно!»

И тут на сцене появился худрук и директор Качаловского театра, депутат Александр Славутский, которого буквально распирало от желания поговорить о глобальном. По его мнению, корень зла всех проблем кроется в отсутствии идеологии и порочном телевидении. А далее, используя дедуктивный метод, Александр Яковлевич перешел от общего (влияния масс-медиа на человека) к частному (рекламным тумбам в Казани).

«Мы людей развращаем! Посмотрите, что на телевидении делается! Все эти Малахов, Борисов… Как это остановить? Мы с вами можем барахтаться как хотим, но надо противостоять этому потоку безнравственности, пошлости, цинизму, – негодовал Славутский. – Как бороться с телевидением? Вот Ильшат Юнусович знает! Я обращаюсь: „Ильшат, дорогой, как-то можно мне рекламы?“ А он: „Фигушки тебе!“ И Григорьев (глава телекомпании „Эфир“ – прим. ред.) так же… Никто не идет мне навстречу. Три копейки они сбросят! А у меня в бюджете денег нет, чтобы пропагандировать настоящее искусство! У нас рекламных тумб в городе нет нормальных! То, что стоит по городу, – вы понимаете, что это бабки? Они такие цены заламывают, что мы там просто не можем вывешивать свою рекламу! Театры не могут ими пользоваться. Ими пользуются только эти… Басковы, Фили и вся эта бригада цветная! Они могут себе повесить туда все, что хотят, и висят месяцами. А я не могу рекламу нашей русской классики повесить!»

«Вот Путин объявил Год театра, и тут же вылезает „скилс“»! – продолжал гнуть свою линию бог и царь театра им. Качалова. – Я не против „скилса“, ни в коем случае! Но если объявляют Год театра, то надо сделать что-то для театра серьезное! Мы все об этом говорим, а делать – не делаем». Славутский предложил принять какой-нибудь законодательный акт, который бы создал рекламные преференции театрам.

Ну а решение комитета по образованию Госсовета по проекту бюджета было предсказуемым – поддержать вынесение его на первое чтение.