Смысл мероприятия, по сути, сводился к тому, чтобы в очередной раз с высоты федерального центра преподать регионам, как надо привлекать инвестиции Фото: council.gov.ru

«ТОЛЬКО ОТ РЕГИОНАЛЬНЫХ ВЛАСТЕЙ ЗАВИСИТ ИНВЕСТПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ КОНКРЕТНОЙ ТЕРРИТОРИИ»

«На федеральном уровне нам помощь никакая не нужна», — решительно объявил накануне калужский губернатор Анатолий Артамонов. Что удивительно, столь смелое заявление было сделано на форуме «Инвестиции в регионы – инвестиции в будущее», который организовали фонд прямых инвестиций совместно с Советом Федерации. Смысл мероприятия, по сути, сводился к тому, чтобы в очередной раз с высоты федерального центра преподать регионам, как надо привлекать инвестиции. Очевидно, что Артамонов сам был готов дать мастер-класс любому сидящему в зале чиновнику (федеральному или региональному – не важно) и резко высказывался против попыток рулить процессом из столицы. 

«Только от региональных властей зависит инвестпривлекательность конкретной территории. А страна из территорий состоит, а не из институтов власти. У руководства территории, муниципалитета должны быть инструменты. А теперь мы говорим, что комиссия здесь в Москве будет оценку давать — эти льготы эффективны или нет, — расстраивался калужский губернатор. — Пока записано, что мы лишены права предоставлять льготы по налогу на прибыль, нам обнулили налог на движимое имущество — это как раз те инструменты, которые мы использовали для того, чтобы привлечь на территорию инвестора. Скажите, а теперь чем инвестора можно привлечь и каким образом можно работу осуществлять, чтобы один отличался от другого? Я не знаю. Это изменение, которое произошло буквально сейчас. Считаю, что автору можно Шнобелевскую премию давать».

Напомним, что оценка эффективности налоговых льгот, которые раздают регионы, еще в конце прошлого года очень волновала министра финансов РФ Антона Силуанова. Так что он даже грозился отменить все эти неэффективные привилегии. Тогда, по оценкам минфина, ежегодно расходы регионов на налоговые льготы превышают 300 млрд рублей. В марте 2018 года «Ведомости» писали, что ведомство Силуанова подготовило методику оценки, а вскоре она была опубликована на сайте Совета Федерации в качестве концепции. Так, минфин предлагал разделить все льготы на социальные, стимулирующие и финансовые. Например, стимулирующая льгота признавалась бы неэффективной, если за пять лет (или с ее введения) дополнительные доходы, полученные от компаний, пользующейся льготой, не превысили потери бюджета от ее введения. Причем самыми дорогими для регионов льготами как раз и являлись налог на прибыль и имущество компаний. По данным ФНС, за первые 9 месяцев 2017 года они обошлись субъектам в 160 млрд рублей.

Что касается налога на движимое имущество, то, как обещал летом Силуанов, его отменят с 2019 года. Вообще этот налог был введен всего-то с 1 января 2018 года, при этом право принимать решение о ставке (не выше 1,1%) отдали регионам, а со следующего года хотели разрешить повышать ее до 2,2%. Но теперь, как видим, все переиграли, задумав такой налог вовсе отменить после жалоб бизнеса на то, что он превратится в налог на модернизацию. Стало быть, если следовать логике рассуждений Артамонова, лауреатом Шнобелевской премии должен стать ни много ни мало сам Силуанов.

Интересно, что Минниханов последовательно выступал за сохранение налога на движимое имущество как источника пополнения региональной казны. Причем, вопреки позиции Артамонова, он высказывался против того, чтобы у регионов было право вводить льготы. По версии президента РТ, это вредная практика - крупные федеральные компании попросту начинают выкручивать региональным властям руки. Как видим, решение федерального центра оказалось «соломоновым» — не доставайся ты никому.

«На федеральном уровне нам помощь никакая не нужна», - решительно объявил калужский губернатор Анатолий Артамонов «На федеральном уровне нам помощь никакая не нужна», – решительно объявил калужский губернатор Анатолий Артамонов Фото: ©Григорий Сысоев, РИА «Новости»

«ЕСЛИ ПРЕЗУМПЦИЮ ВИНОВНОСТИ С РЕГИОНОВ СНИМЕМ, ДОВЕРИМ ОСУЩЕСТВЛЯТЬ СВОЮ ПОЛИТИКУ, НАМ НИКАКИЕ ИНСТИТУТЫ С ФЕДЕРАЛЬНОГО УРОВНЯ БУДУТ НЕ НУЖНЫ»

В целом столь хаотическая смена настроения в федеральных кабинетах калужскому губернатору пришлась не по нраву, тем более сам он то и дело напоминал о необходимости постоянства. «Во всем мире существует правило про неухудшение условий. Это обязательно должно быть как «Отче наш». Если мы кому-то что-то пообещали, даже если мы прогадали, мы ни в коем случае не должны отступать от того, под чем подписались. Если это будет, тогда случится инвестиционная привлекательность. А если мы каждый год меняем правила, то тогда что бы мы ни обещали, нам верить не будут», – пожал плечами Артамонов. Главное, по его мнению, чтобы самим регионам было интересно развивать свою экономику и привлекать инвестиции. Пока же, судя по всему, выходило как-то иначе. «Если регион привлекает инвестиции, развивает экономику и не чувствует от этого отдачи, то есть у него не появляются ресурсы для решения злободневных проблем, он год, два, три может работать на своем энтузиазме, а потом скажет: «Поеду в Москву, буду просить, чтобы мне что-то дали. Это лучше, надежнее и спокойнее», – волновался калужский губернатор. – Один только завод Volkswagen дал бюджету страны более 250 миллиардов рублей. Я не буду говорить, что получил регион. Но если бы хотя бы 10 процентов от этого регион получил, у нас был бы прямой интерес новых инвесторов привлекать, чтобы развивать свою экономику. Чтобы он построил завод в Калужской области, нам пришлось вложиться, причем серьезно, а из федерального правительства не было привлечено ни одной копейки средств».

Эта несправедливость к регионам больше всего тревожила Артамонова, который то и дело при случае напоминал, что Россия – федеративное государство, а значит, и жить надо по соответствующим правилам. «Если мы по-настоящему устроим наше государство и презумпцию виновности с регионов снимем, доверим регионам осуществлять свою политику в рамках федерального государства, нам никакие институты с федерального уровня будут не нужны. Мы сами в состоянии реализовать ту политику, на которую нас нацеливают решения федеральных властей. Мы в русле этой политики можем сделать все, что зависит от нас самих, нам не нужна никакая помощь», – окончательно отрезал он.

Валентина Матвиенко считает, что не все резервы для привлечения инвестиций задействованы Валентина Матвиенко считает, что не все резервы для привлечения инвестиций задействованы Фото: council.gov.ru

«КО МНЕ НЕ ПРЕДЪЯВИЛИ ПРЕТЕНЗИЙ, ПОТОМУ ЧТО ПРЕЗИДЕНТ РОССИИ ПРИЕХАЛ НА ОТКРЫТИЕ»

Первым и главным выступлением вчерашней пленарной сессии форума была речь спикера Совфеда Валентины Матвиенко, которая считает, что не все резервы для привлечения инвестиций задействованы. «Я периодически встречаюсь с руководителями крупных компаний: «Ребята, пора уже из Лондона подтягиваться на родину, подтягивать ресурсы». Они говорят: «Мы готовы это сделать, но пусть государство заявит мощно о том, что оно заинтересовано в нас, пусть государство предложит те крупные инфраструктурные и иные проекты, в которых оно заинтересовано, пусть оно даст нам гарантии неизменности своей политики, пусть с нами говорят так, как надо говорить с инвесторами, и мы на самом деле готовы это делать», – пересказывала она наказы своих лондонских друзей. Теперь, как считает Матвиенко, сама Россия посылает бизнесу четкий сигнал: «Мы готовы к серьезным масштабным инвестициям, нацелены создавать для инвесторов все необходимые условия, обеспечивать понятные правила игры».

Так что, отметила она, теперь дело не только за страной в целом, но и за регионами, которые тоже должны постараться и предлагать инвесторам не «красивые картинки на глянцевой бумаге», которыми «никого не заманишь», а только «экономически просчитанные, реально реализуемые проекты». Чтобы не быть голословной, Валентина Ивановна вдруг вспомнила свое губернаторское прошлое. «У инвесторов был мой мобильный телефон, они могли позвонить и пожаловаться на какого-то бюрократа», – хвасталась она. Помимо личного контакта с главой региона, по ее мнению, важен также реально благоприятный инвестклимат, быстрота оформления документов и отсутствие коррупции и разного рода преград, и, наконец, вкупе с ними стабильная социально-политическая обстановка в регионе. «Не пойдет инвестор, когда губернатор не дружит с региональным парламентом, либо с мэром. Они не любят идти в регион, где есть противостояние», – со знанием дела рассказывала Матвиенко.

Впрочем, в итоге получалось, что самым главным условием успешности проекта во время ее губернаторства в Санкт-Петербурге были все-такие личные отношения с ней самой. По сути, только благодаря им удалось построить завод Hyundai. «Мы построили за два года и за два месяца, но разрешение на строительство – я взяла на себя риски как руководитель региона – мы получили за день до ввода завода, а разрешение на ввод мы получили в день открытия завода», – призналась в преступлении Матвиенко, а зал одобрительно зааплодировал.

«Я рисковала. Меня предупреждала прокуратура, но это тот случай, когда риск оправдан, – откровенничала спикер Совфеда. – Если бы мы пошли обычным законным путем, то минимум 5 лет. Но никто не пойдет на 5 лет замораживать инвестиции. Славу богу, обошлось, ко мне не предъявили претензий, потому что президент России приехал на открытие, а то я бы была в других местах». Последние слова о «других местах» как будто напугали ее саму, и Матвиенко нервно хохотнула от нахлынувших воспоминаний.

Тимур Шагивалеев рассказал об уязвимости открывающихся в России производств в условиях санкций Тимур Шагивалеев рассказал об уязвимости открывающихся в России производств в условиях санкций Фото: «БИЗНЕС Online»

«ПО ЛЕГКОМУ ЩЕЛЧКУ ВСЕ НАШИ ЗАВОДЫ МОГУТ ОСТАНОВИТЬСЯ»

Татарстан, входящий в 16 регионов, на которые приходится 85% инвестиций, тоже с удовольствием рассказывал, как работать с инвесторами. На форуме эта честь выпала гендиректору ОЭЗ «Алабуга» Тимуру Шагивалееву. «Попробуйте предложить участок без доступа к федеральной трассе. Попробуйте потребовать деньги за технологическое присоединение к электричеству. Попробуйте втридорога продать участок. Что, губернатор даже не встречался с инвестором? Это вообще несерьезно», – усмехнулся он.

В то же время, по его словам, если западный инвестор несколько притормозил с вложениями, азиатский тоже не спешит вкладываться, то у российского бизнеса напряженка с собственными залоговыми активами, которые требует банк. «Если государству нужен проект, но он не летает без помощи государства, нужен капитальный грант. Стране немного не хватает смелости по проведению промышленной политики по развитию нашей станы», – уверен он.

В то же время Шагивалеев рассказал об уязвимости открывающихся в России производств в условиях санкций. «Сейчас в «Алабуге» запускается завод по защите растений, но действующие вещества для этого завозятся из Китая. Если они не будут завозиться по какой-то причине, то завод не будет работать, – пояснил он. –По автопрому пример. Есть автомобили, но распредвалы и шестерни для коробки передач пока завозятся. По легкому щелчку все наши заводы могут остановиться».