Руслан Айсин: «Современный мир — это глобальное шоу, голливудское «Шоу Трумэна». Большинство живет по принципу: достаточно хлеба и зрелищ» Руслан Айсин: «Современный мир — это глобальное шоу, голливудское «Шоу Трумана». Большинство живут по принципу: достаточно хлеба и зрелищ» Фото: «БИЗНЕС Online»

«ШКАЛА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАКАЛА БЬЕТСЯ МАКУШКОЙ О ВЕРХНИЙ ПРЕДЕЛ»

Современный мир — это глобальное шоу, голливудское «Шоу Трумана». Большинство живут по принципу: достаточно хлеба и зрелищ. Зрелище стало искусным, мозаично-узорчатым, объемным и завораживающе обманчивым. Жители матрицы не должны знать, что они в матрице. Черно-белый мир вам раскрасят в специальной компьютерной программе — благо, что технологии сегодня шагнули уверенно вперед. Мы все погрузились в тотальную дрему под зачаровывающую мелодию заклинателя змей.

Шоу пронизывает все сферы нашей жизни: политику, культуру, духовную и частную жизнь, профессиональный спорт. Оно является внутренней алхимией современности, «акашей», говоря терминологией Парацельса, первоначальной субстанцией социального бытия. Перевернутой моделью мира воображения, mundus imaginalis, миром образов, помещенным между пространством идей и предметов. Но если у средневековых алхимиков и у исследователя Востока Анри Корбена воображаемое является проекцией подлинного, то современные шоу — это мир иллюзий и симулякров, тень теней.


Вот уже какой день мир живет обсуждением «боя века» между Хабибом Нурмагомедовым и Конором Макгрегором за титул чемпиона UFC и связанного с этим инцидента, когда после досрочный победы удушающим приемом Хабиб ловко перепрыгнул через ограждение октагона и набросился на тренера ирландца. Шоу, которое началось год назад, не закончилось официальным поединком в центре мировой индустрии казино в Лас-Вегасе, оно перешло в следующую фазу. The show must go on. Always.

Мир разделился на два лагеря еще до самого боя. Промоутеры мелкого разлива и кукловоды помаститее активно накручивали публику. Люди, далекие от профессионального спорта и тем более от жестоких единоборств в клетке, домохозяйки и медиазависимые люди с разной степенью понимания всех перипетий и внутренних жил противостояния были едины в общем эмоциональном захлебе. Шкала эмоционального накала бьется макушкой о верхний предел. Социальные сети горят красной спиралью напряжения. Это то, что нужно устроителям шоу: эмоции, интерес, накал, которые конвертируются в поток денег. Но есть и элемент идеологического начала, так как англосаксонская модель мировидения держится на материально осязаемых, практических вещах, на мечте о заработанном миллионе и уютном доме с ухоженной лужайкой в тихой американской глубинке.


«ЗАПАДНЫЙ ДЖАГГЕРНАУТ СЛИШКОМ СИЛЕН И НЕПРЕКЛОНЕН, ЕГО ТРУДНО СЛОМИТЬ ЛИШЬ КУЛАКАМИ»

США дали больше всего миру мыслителей, которые занимались проработкой темы прагматизма, лежащей в основе американской системы ценностей. Ее псевдорелигиозной обшивкой является то самое шоу, возведенное в ранг мистерии, духовного мира воображения. Крупнейший американский философ Уильям Джеймс развил концепцию it works («это работает»). Что работает, то и истинно. Он ввел концепт стоимости для замерения практических действий. Движение к истине может быть измерено объемом приносимой истиной пользы (радикальный прагматизм), который и формирует ее стоимостный эквивалент. Если то, во что мы верим, нас всецело удовлетворяет, успокаивает, помогает гармонизировать внешнюю среду и внутренний мир, то оно имеет стоимость, приносит нам пользу, а значит, является истиной.

Как известно, современный человек тотально верит только в деньги, из которых для него проистекает все остальное. Джеймс говорил, что и к религии надо применить тот же самый практический подход: если вера позволяет решить его психологические, социальные, бытовые проблемы, то она является прагматически истинной. В эту же рамку заключено и отношение к мистическому опыту (он в американском случае мимикрирован под шоу), который, если переживается человеком ярко и эмоционально, может претендовать на статус реального, так как он выполняет терапевтическую функцию в случае диссонанса между человеком и окружающим его миром, или же коллективным подсознательным. Джеймс признает веру как прагматическое содержание того, что составляет представление человека о мире.

Столь длинное объяснение идей американского прагматизма нужно для того, чтобы понять, в фокусе какого лучевого воздействия находится тема этой битвы, ведь и Хабиб позиционирует себя как мусульманин. А ислам является антагонистом идеи гедонизма и англосаксонского прагматизма.


«ХАБИБ ОТПРАВИЛСЯ ТУДА, ГДЕ ВЫИГРЫВАЕТ ТОТ, КТО ИГРАЕТ ПО ИХ ПРАВИЛАМ»

США делают из шоу деньги. Не забудем, что бой проходил в Лас-Вегасе, самом известном в мире центре казино и развлечений, в одном из частых мест для приключенческих и комедийных сюжетов Голливуда. В переводе с испанского языка Лас-Вегас означает «плодородные долины», что символически соответствует сегодняшнему положению города, незадачливые игроки и кутилы подпитывают эти долины деньгами и энергиями своих сердец. Вавилон современности — вот что такое Лас-Вегас, центр мирового разврата и порока, излучающий искусственный и ложный свет мнимого удовлетворения. Нурмагомедов отправился в центр всего этого, чтобы победить вавилонского Ваала в его же логове. Но западный Джаггернаут слишком силен и непреклонен, его трудно сломить лишь кулаками.

Дагестанский боец попал в откровенную ловушку, которую поставили кураторы этого грандиозного шоу. Хабиб — искренний мусульманин, горец, добрый и славный малый. Но уже с самого начала алгоритм мелодии заклинателя змей работал на то, чтобы стратегически обездвижить Нурмагомедова. Алгоритм пропаганды осторожно выводил этот бой как противостояние между цивилизацией и миром варваров. Макгрегор раскачивал психику Нурмагомедова, провоцировал его, оскорблял отца, давил на самые чувствительные места, и чаша терпения лопнула у нашего бойца в тот момент, когда надо было вскинуть руки вверх для ликования… Но он легко поддался на собственные эмоции и провокации.

Команда ирландца хорошо работала в данном смысле. Прагматизм философов Джеймса и Дьюи — это еще и методология, достаточно четкая и грамотная. Методологии, к сожалению, нет у нас, она слабо выражена в исламском мире. Северный Кавказ — обладатель уникального дара: жгучей пассионарности, сжигающей лавы страсти, но вот логосом, интеллектуальным основанием они пренебрегают, а без этого невозможно стратегическое планирование, методологическая концептуализация. Раз этого нет, тогда оппонент будет всегда обходить на вираже.

Хабиб отправился туда, где выигрывает тот, кто играет по их правилам. Все эти оскорбления, угрозы Конора — часть шоу, глобальной индустрии. На этом зиждется зрелищный спорт, недаром в США популярен такой бестолковый вид псевдоспорта, как рестлинг. И никто его не воспринимает как спортивное состязание. Непонятно, что решил сломать там Хабиб? Американская система не реформируема по нашим лекалам. Она отлична от нашего представления о мире, морали, принципах, политике, религии и т. д., даже от европейского представления. О чем еще говорил немецкий философ Мартин Хайдеггер.


«НЕЧЕГО ХОРОШЕМУ ПАРНЮ ДЕЛАТЬ В ЛОГОВЕ ПЛОХИХ ПАРНЕЙ»

Получилось крайне противоречиво, так как попытка критики системы, мира гедонизма, которую ведет Хабиб, невозможна тогда, когда ты идешь участвовать в их постановочной игре, за что получаешь эти не самые чистые деньги — от рекламы казино, развратной индустрии развлечения. Но и их Хабиб не может получить. Как говорится, казино выигрывает всегда. Даже при формальном выигрыше на выходе администрация все равно найдет возможность тебя обчистить, измотает через суды, где придется потратиться на дорогих адвокатов, работу со СМИ и общественным мнением. Помните, как в прекрасном фильме Мартина Скорсезе «Казино». Система порока — на то и система, что не делает ничего в ущерб себе. Она все просчитывает заранее. Даже то, что Конор получает больше, чем победитель, и то, что он за счет боя с мусульманином рекламирует виски производства своей фирмы, продажи которого пошли вверх (значит, Хабиб оказался косвенно причастен к данной кампании, и тень этого легла на его плечи), говорит о том, что его просто глобально развели. Конор утвердился в роли «цивилизованного» мачо, а Хабибу отвели роль варвара.

Общество зрелищ живет по своим законам. Задиристый, эпатажный, но справедливый ирландец — это классика американского жанра. Кен Кизи воспроизвел его в образе ирландца Макмерфи в романе «Пролетая над гнездом кукушки». И угрюмый горец-россиянин-мусульманин в лице Хабиба — противопоставленный Макгрегору/Макмерфи типаж. Вот и весь выстроенный точно концепт противостояния свой-чужой. Тот же прославленный боксер Мухаммед Али, вписанный в американский культурно-ментальный контекст, умело использовал этот факт для завоевания симпатий публики: он эпатировал, ораторствовал, выступал против войны во Вьетнаме, был членом черной мусульманской организации «Нация ислама» и т. д. Западное общественное мнение не любит угрюмых и неулыбчивых, голливудская улыбка должна быть запечатлена на вашем лице. Отсутствие этих данных также настроило уже отшлифованное общественное мнение против Хабиба, а нарушение принципа общих правил шоу с серьезной, а не постановочной в духе рестлинга потасовкой и вовсе поставило его на грань дисквалификации и аннулирования американской визы.

Думаю, что зря Хабиб ввязался во все это мероприятие. Система способна перемолоть любого, сломать ему карьеру, испортить имидж. Так как казино выигрывает всегда. Возможно, что сейчас для него оптимальный выход из ситуации — уйти из профессионального спорта, который уже давно не спорт больших достижений, а индустрия больших денег, шоу и политики. Уйти непобежденным, с достоинством. Деньги и пояс, которые организаторы так и не отдали Хабибу, пусть останутся у них как символ того мира. В конечном итоге, выражаясь их терминологией, хочется сказать: нечего хорошему парню делать в логове плохих парней.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции