ЭЛЕКТРОННЫЙ СЕРВИС «ПОЧИНИ СВОЮ УЛИЦУ», СОЗДАННЫЙ КАЗАНЦАМИ ДЛЯ БОРЬБЫ С БЕЗДОРОЖЬЕМ, МОЖЕТ СТАТЬ ФЕДЕРАЛЬНЫМ 

Журналисты, проведя ревизию сделанного за девять лет внедрения систем госуслуг через интернет, пришли к интересному выводу. В то время, как чиновники большинства регионов на призыв совершить электронную революцию ответили открытием блогов и аккаунтов в твиттере и закупкой компьютеров, простые граждане строят гражданское общество через мировую сеть, создавая сервисы, направленные на решение насущных проблем, – борьбы с пожарами, ЖКХ и вороватыми госслужащими. 

«БЮДЖЕТ «ЭЛЕКТРОННОЙ РОССИИ» РАСПИСАЛИ И СТАЛИ ЗАКУПАТЬ КОМПЬЮТЕРЫ»

О том, что интернет может быть поставлен на службу управления государства, российские чиновники узнали в 2002 году — лет через десять после того, как в Сети оказались их западные коллеги. Способ преодоления отставания был выбран по-российски решительный — Федеральная целевая программа (ФЦП) "Электронная Россия" шагнула в массы с лозунгом "догнать и перегнать" Запад по протяженности оптоволокна, компьютеризации населения и географии интернет-охвата.

— Четкого представления о том, что значит перевести государство в сеть, не было практически ни у кого из российских госслужащих, — говорит Жан-Жак Кудела, руководитель проекта "Поддержка электронного правительства в РФ", финансируемого Евросоюзом (цель проекта - поделиться опытом электронного управления 27 стран ЕС). — Ухватившись за слово "электронное", расписали бюджет и стали закупать компьютеры и серверы.

Насколько велик в итоге "электронный бюджет", судить трудно. Известно, впрочем, что изначально планировалось потратить на ФЦП "Электронная Россия" 77,2 млрд. рублей, однако затем сумму сократили до 21,2 млрд. рублей, из которых 19,9 млрд. — бюджетные деньги. Но это только на старте проекта. Поскольку теперь запущены новые программы, причем у каждой — свое финансирование.

«НИ ФИГА МЫ НЕ ПРОДВИНУЛИСЬ»

Первые итоги подводили тоже "по-нашему" — не дожидаясь завершения стартовой ФЦП. Уже в 2009 году на съезде партии "Единая Россия" премьер Владимир Путин заявил, что реализация проекта "Электронная Россия" вступила "в активную фазу". Президент Дмитрий Медведев возразил более определенно — "ни фига мы не продвинулись". Необходимые уточнения внесли эксперты.

— За восемь лет накопилось много техники и мало работающих проектов,— говорит Алена Попова, создатель виртуального инкубатора гражданских проектов Gov2project.ru, организатор интернет-проекта Duma 2.0 (цель — наладить диалог между депутатами и избирателями).— Понятное дело, у всех министерств появились сайты, но сайты эти не были даже технологически связаны с филиалами ведомств в регионах. Более или менее позитивным итогом стал сайт "Госуслуги". А вот самой неинтегрированной в интернет и при этом одной из самых востребованных структур стал Пенсионный фонд.

Пока спорили об итогах первой программы, подоспели еще две ФЦП — "Электронное правительство" (до 2015 года) и госпрограмма (ГП) "Информационное общество" (аж до 2020-го). Обе подразумевали дальнейший перевод госуслуг в интернет. Никто не подумал, что раньше новых компьютеров нужны новые отношения между властью и обществом.

«В МОСКВЕ СКАЗАЛИ, В РЕГИОНАХ ЗАВЕЛИ БЛОГ ИЛИ АККАУНТ В "ТВИТТЕРЕ»

Непонимание того, как развивать электронное правительство и зачем оно вообще нужно, сильнее всего в регионах.

— Местные власти привыкли слушать, что им скажут в Москве,— отмечает Жан-Жак Кудела. — При этом все ваши губернаторы свое присутствие в интернете как-то обозначили: завели блог или аккаунт в "Твиттере". Но этого недостаточно: гражданам нужен не чиновник, который демонстрирует себя в интернете, а реальный сервис, где можно узнать телефон детского сада, подать заявление в ЗАГС, скачать бланк для обращения в ФМС. Для чиновника это значит, что он больше не начальник, а должен обслуживать гражданина. По-моему, ваши управленцы на такое согласятся очень не скоро.

Впрочем, только ли в управленцах дело? Те немногие из них, кто попытался реально использовать интернет в работе, свидетельствуют: прямой контакт с властью у нас не всегда используется по назначению.

ТАТАРСТАН СДЕЛАЛ СВОЮ РЕВОЛЮЦИЮ

Татарстан — единственный регион России, где не стали ждать "революций сверху", а устроили свою собственную. Здесь еще в 2005-м всерьез взялись за оцифровку документов и госуслуг и попытались связать все региональные министерства, ведомства и муниципальные органы единой электронной системой. Люди постепенно переходят на виртуальные отношения с властью. По Сети подается 14 процентов заявлений на загранпаспорт, 52 процента — на запись в детсады, оплачивается около 18 процентов штрафов в ГИБДД. Кстати, здесь можно подать и интернет-заявление в ЗАГС (в марте этого года, к примеру, таких электронных заявок было 52 процента).

— Вообще, Татарстан — это наш Сингапур,— смеется Алена Попова.— Причина успеха, думаю, в том, что за предоставление электронных госуслуг отвечают конкретные чиновники. Например, за то, что интернет-пользователи не хотят записываться к врачам по Сети, отвечает министр здравоохранения, причем сразу перед президентом республики.

Как объяснил министр информатизации и связи Татарстана Николай Никифоров, с 2006 года все члены правительства республики рассматривают документы в электронном виде.

«ПОЧИНИ СВОЮ УЛИЦУ»

В планах — сделать к 2013 году каждую вторую услугу, которую оказывают своим гражданам республиканские власти, электронной. Еще важней, отмечают эксперты, может быть эффект "снежного кома" — если вслед за властями граждане сами начнут создавать электронные сервисы, способные решать их проблемы. Один из самых успешных примеров — сайт "Почини свою улицу" — создали в Казани три человека, двое из которых работали в расчетных центрах, начислявших платежи за ЖКХ. А третий был председателем местного товарищества ЖКХ.

— Наш сайт позволил каждому, кто живет в Казани, рассказать о том, где и что не так с ЖКХ,— объясняет идею один из основателей проекта Григорий Пугаев.— Заявка автоматически пересылается организациям ЖКХ и в администрацию района, где зафиксировано нарушение. Не понадобилось ни госсредств, ни рекламной кампании — схема сама заработала. Люди пишут, фотографируют разбитые улицы, потекшие трубы — и их чинят!

Эффект таков, что сегодня на сайт пишет о своих бедах уже не только Казань, но и Москва, Екатеринбург, Питер. "Иногородние" жалобы приходится пересылать в местные администрации по факсу или по электронной почте, - эти города не подключены к действующей в Татарстане единой сети. "Правда,— отмечает Григорий Пугаев,— из других регионов к нам все чаще поступают предложения стать модератором и даже пожелания приобрести систему. Недавно, например, обращался Курган".

— Такие сайты в Рунете доказывают, что общество готово решать свои проблемы в Сети как минимум не меньше властей,— говорит Жан-Жак Кудела.— Хотя, по-моему, здесь есть и вызов: эти ребята как бы говорят — раз чиновники не могут решить ваши проблемы, давайте за них это сделаем сами.

О ГРАЖДАНСКОЙ ИНИЦИАТИВЕ ВСПОМНИЛИ НАКАНУНЕ ПОЖАРОВ

Схожий пример — сайт "Карта помощи", который взялся составить карту регионов, пострадавших от пожаров страшного лета 2010-го. Цель — привлечь интернет-сообщество к мониторингу за ситуацией и помощи жителям.

— Идея возникла в июле прошлого года, когда стало ясно, что сетевое сообщество готово к большему, чем просто обсуждать происходящее,— рассказывает Григорий Асмолов, один из основателей "Карты помощи".— Чтобы эффективно собирать данные о пожарах, нужен был дополнительный инструмент. Мы выбрали Ushahidi — информационную систему, которая позволяет обрабатывать сообщения из разных источников: от граждан, из блогов, СМИ, международных наблюдателей. Она же визуализирует эти данные через карту.

За первые 10 дней сайт посетили где-то 60-70 тысяч пользователей (пик — 18 тысяч в день). С властями, если не считать одного звонка из регионального МЧС, во время пожаров контактов не было. Зато интерес возник после: Общественная палата провела специальное обсуждение о роли добровольцев и "Карты помощи". А недавно представителя сайта пригласили на разговор в МЧС — идет, видимо, подготовка к новому "горячему лету".

Как считают эксперты, гражданских проектов, по которым реально взаимодействие общества и государства, могло бы быть куда больше, но у нас нет культуры "открытых данных".

— По-моему, это главное препятствие на пути к созданию электронного правительства,— говорит Иван Бегтин, директор "Лаборатории интеллектуального анализа данных", руководитель проектов "Гослюди.Ру", "Госсеть", "Официально", основатель портала Opengovdata.ru.— В стране нет ни одного закона, который бы обязывал чиновников отчитываться о своей работе в Сети, причем используя специальные форматы, которые позволяют работать с этими данными любому человеку со стороны. Сейчас в Сеть в лучшем случае выкладывают отсканированные бумажные документы. Понятно, что систематизировать большой объем документов в формате PDF просто невозможно. Формально все по закону — есть сайт, там какие-то данные, но как с ними работать?

«САМЫЙ БОЛЬШОЙ ИНТЕРЕС - КАК И НА ЧТО ТРАТЯТСЯ БЮДЖЕТНЫЕ ДЕНЬГИ»

В России до сих пор закрыты и не выложены в Сеть данные по статистике преступлений в ряде областей и муниципальных образований (в Англии, где такая информация обновляется регулярно, она очень востребована: люди понимают, где им лучше купить квартиру или провести отпуск). Также нельзя почитать в Сети ни о результатах проверок Роспотребнадзора, ни о пожарных проверках МЧС. Даже Росстат, работающий с огромным потоком информации, не предоставляет ее в том формате, чтобы с ним можно было работать.

— Чтобы на основе этой статистики сделать какой-то проект, мне нужно просто купить ее в виде базы данных,— подчеркивает Иван Бегтин.— Это при том что Росстат работает на деньги налогоплательщиков. О минобороны и говорить нечего — они будут последними, кто вообще что-то опубликует на своем сайте.

Самый большой интерес - к данным о том, как и на что тратятся бюджетные деньги. В США, к примеру, сайт fedspending.org, созданный некоммерческой организацией, очень быстро выкупил сенат США и переименовал в usaspending.gov. В России похожий сайт — "РосГосЗатраты" — создан по заказу Фонда ИНСОР, но данные приходится выискивать долго и тщательно.

Кстати, нет данных и о том, как были потрачены деньги, вложенные в сам проект "Электронная Россия". Сайт программы, которая закончилась в 2010 году, не работает, сметы затрат минэкономики и минкомсвязи, которые отвечали за нее, не опубликованы. Как и Ростелекома, который должен отвечать за разработку "Электронных подписей" для физлиц — специальных комбинаций логина и пароля, необходимых для получения услуг в интернете. Закон о введении таких подписей, напомним, появился в начале апреля, но пока не создано ни одного центра, который бы их выдавал.

Об электронных паспортах, которые введены в Эстонии, в России говорят с большой осторожностью. У нас они будут называться "универсальные электронные карты", и альтернативой обычного паспорта они станут не раньше 2012-2014 года. О перспективе использовать эти карты как платежные говорят еще осторожнее: пока нет серьезных гарантий, что данные на карточке будут надежно защищены от взлома.

— В целом уровень доверия к электронным документам у нас невысокий, что у молодежи, что у старшего поколения,— считает Алена Попова.— Люди рассуждают логично: если власть не хочет раскрывать информацию, почему это должны делать мы?

«Огонек»
(в сокращении)