Календарь, по которому Мухаммад-пророк определял месяц рамадан и, следовательно, начало поста, принципиально отличался от нынешнего календаря мусульман Календарь, по которому Мухаммад-пророк определял месяц рамадан и, следовательно, начало поста, принципиально отличался от нынешнего календаря мусульман

«НА ЭТУ ТЕМУ СУЩЕСТВУЕТ ОЧЕНЬ МНОГО РАССУЖДЕНИЙ МУСУЛЬМАНСКИХ УЧЕНЫХ»

Прежде чем перейти к основной теме, несколько общих слов.

Интересно, задумывались ли люди, причисляющие себя к мусульманам, о том, почему они так сильно разобщены? Различные течения, школы, которые не признают друг друга и нередко отказывают своим оппонентам в праве считаться мусульманами. Почему это не беспокоит мусульман и не заставляет их настойчиво искать Истину? Ведь иначе возникает естественный вопрос: а соответствует ли исламу Аллаhа хотя бы одно из этих течений? Каждый приверженец того или иного течения, конечно, скажет, что у них все в порядке, проблемы — у других. Но так ли это на самом деле? Ведь те, которых Сам Аллаh относит к мусульманам, не могут быть разрознены и противоречить друг другу.

Выяснение причин этого требует широкого, гласного, доказательного обсуждения накопившихся противоречий и проблем в сегодняшнем исламе. Причем это должно быть обсуждение уважительное к своим собеседникам, без приклеивания ярлыков. Такой подход, возможно, потребует новых ракурсов для осмысления многих устоявшихся взглядов. Исходя из этого, я бы хотел поделиться своими наблюдениями относительно поста в месяц рамадан.

Завершились длительные и требующие особого усердия летние месяцы поста. Надеюсь, что Аллаh отметил стойких. Пост в священный месяц рамадан является одним из предписаний Аллаhа:

«О, вы, те, которые уверовали сердцем! Был предписан над вами пост (на) дни считаные, подобно тому, как он был предписан тем, которые (были) до вас, —  возможно, вы остережетесь отторжения.

А тот из вас, кто был болен или в пути, то столько же других дней. А на тех, которые не могут блюсти его, — искупление: кормление поникшего. И тот, кто добровольно выбрал благое, то это лучше для него. Ведь поститься — лучше для вас, если бы вы знали.

Месяц рамадан: тот, в котором как руководство-наставление для людей и как ясное доказательство был низведен Коран из (того самого) Руководства-Наставления и (того самого) Различения. И тот из вас, кто стал свидетелем этого месяца, пусть проведет его в состоянии поста, а тот, кто был болен или в пути, то столько же других дней.

Аллаһ хочет для вас облегчения, а не хочет затруднения для вас, и чтобы вы завершили число дней и возвеличили Аллаhа за то, что Он, направив, повел вас, — ведь, возможно, вы будете благодарить» (К. 2: 183-185).

Все мусульмане об этом хорошо знают и усердно стараются соблюсти пост в месяц рамадан, невзирая на его тяжесть, особенно в долгие летние дни. Причем, если строго следовать предписанию Корана о различимости белой и черной нити, то в северных широтах, в дни летнего солнцестояния, пост практически должен длиться круглые сутки. Понятно, что без питья и еды человек в таких условиях просто умрет. Возникает логичный вопрос: почему Аллаh так предписал? Он что, запретил мусульманам жить в этих широтах? Или же живущих там поставил перед особым выбором: 1) соблюдая пост, заболеть и перенести пост на более подходящее время; 2) стараться довести пост до конца, невзирая на опасность смерти от обезвоживания; 3) вовсе не соблюдать пост в этот период, нарушая Его предписание. На эту тему существует очень много рассуждений мусульманских ученых. Однако никто из них не задается простым вопросом: может, дело не в предписании Аллаhа, а, наоборот, в нарушении людьми этого предписания?

«СЛЕДУЕТ ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ НА ВАЖНУЮ ОСОБЕННОСТЬ ВВЕДЕНИЯ НОВОГО КАЛЕНДАРЯ ХИДЖРЫ»

Для того чтобы разобраться с этим вопросом, давайте вспомним о двух фактах из истории мусульман:

— существующий лунный календарь мусульман (по хиджре) был принят при халифе Умаре в 637 году, уже после смерти Мухаммад-пророка;

— при жизни Мухаммад-пророк встречал месяц рамадан и держал пост не по лунному, а по лунно-солнечному календарю, существовавшему тогда у арабов.

Календарь, по которому Мухаммад-пророк определял месяц рамадан и, следовательно, начало поста, принципиально отличался от нынешнего календаря мусульман. Главное отличие состоит в том, что в лунно-солнечном календаре, которым пользовался Мухаммад-пророк, времена года стояли на своих местах и плавно не «плыли по кругу», как в сегодняшнем лунном календаре мусульман.

Попробуйте, например, заняться земледелием по лунному календарю. Лунный календарь начало весеннего сева постепенно будет смещать с весны на зиму, с зимы на осень, а с осени на лето. И лишь один раз примерно в 33 года он будет правильно указывать на начало того или иного солнечного цикла. Можно ли пользоваться таким календарем для земледельческих работ? Неудобно, к тому же можно вообще остаться без урожая. Если строго формально следовать такому календарю, то придется игнорировать установленные Аллаhом айаты для земледелия: вместо весны сеять зимой, или осенью, или летом. Это происходит из-за того, что лунный календарь, согласуясь с айатами Аллаhа по луне, искажает их по солнцу.

Теперь давайте мысленно перенесемся во времена жизни Мухаммад-пророка и попробуем определить несколько фактических рамаданов, в течение которых он и его сподвижники держали пост. Это легко сделать.

Как известно, начало нового лунного календаря мусульман, принятого при халифе Умаре, было соотнесено с хиджрой — датой переселения Мухаммад-пророка в Медину (Йасриб). Согласно мусульманским источникам, это произошло 12-го раби аль-авваля, или 24 сентября 622 года. Вот что по этому поводу пишет известный татарский богослов Муса Бигиев в своей работе «Почему шариат предпочел лунное летоисчисление»: «...Утром в пятницу 12-го раби ал-аввал Пророк выехал из Куба, затем во владениях племени банусулайм исполнил пятничную молитву, после чего вступил в Лучезарную Медину».

Следует обратить внимание на важную особенность введения нового календаря хиджры. Об этом в своей работе Бигиев пишет так: «Несмотря на то что благородные сподвижники приняли за дату начала истории ислама хиджру, арабы, следуя своей традиции, прибавили к первому году семьдесят дней для того, чтобы началом года стал месяц мухаррам».

Иными словами, при халифе Умаре начальной точкой отсчета нового мусульманского календаря избрали не дату переселения (хиджры) Мухаммад-пророка в Медину (12-го раби аль-авваля, или 24 сентября 622 года), а 1-й день 1-го месяца очередного года по старому арабскому лунно-солнечному календарю (1-го мухаррама, или 16 июля 622 года). Иными словами, в новом лунном календаре мусульман в качестве первоначальной точки отсчета выбрали не дату хиджры, а дату очередного нового года по тогдашнему календарю арабов. Новый календарь как бы наложили на эту дату поверх старого.

«РАССМОТРИМ СОГЛАСОВАННОСТЬ РАМАДАНОВ У ДВУХ КАЛЕНДАРЕЙ»

Из этого вытекает ряд важных выводов. Самый главный из них состоит в том, что новый календарь хиджры не должен противоречить старому и искажать реально произошедшие события в период с 622 по 637 год, ведь в этот период мусульмане, включая Мухаммад-пророка (до 632 года), жили и выполняли предписания Аллаhа по старому лунно-солнечному календарю. Иначе возникнет дилемма: или что-то не так с новым календарем, или же старый календарь неправильно отражал начало того или иного события. Во втором случае, например, получится, что Мухаммад-пророк и мусульмане того времени ошибались с определением начала месяца рамадан и обязательного поста.

Поэтому рассмотрим согласованность рамаданов у двух календарей. Как известно, новый год по старому лунно-солнечному календарю арабов был соотнесен с летним солнцестоянием: новый год начинался с первого новолуния после дня летнего солнцестояния. Месяцы же при этом отсчитывались по лунному циклу. Следовательно, все даты первого года нового лунного календаря хиджры один в один повторяли даты 622–623 годов старого лунно-солнечного календаря арабов. Исходя из этого, мы можем легко определить, когда у мусульман во главе с Мухаммад-пророком в 622–623 календарном году (в 1-м году по хиджре) был месяц рамадан. Он был с 7 марта по 5 апреля 623 года и включал в себя день весеннего равноденствия, 21 марта. Иными словами Мухаммад-пророк и все мусульмане в 623 году держали пост с 7 марта по 5 апреля. Здесь замечу, что приводимые мной даты взяты из точных лунных календарей. Многочисленные конверторы дат могут давать смещение на несколько дней. Это происходит из-за того, что в них иногда неправильно отражается трехдневная разница между юлианским и григорианским системами летоисчисления. Кроме того, не учитывается, что в VII веке действовал лишь юлианский календарь.

В следующем, 623–624 году мусульмане во главе с Мухаммад-пророком встречали и держали пост с 24 февраля по 24 марта 624 года. Даты рамадана пока совпадают как по старому, так и по новому календарям. Обратите внимание, что месяц рамадан снова содержит внутри себя день весеннего равноденствия.

До 4-го года хиджры оба календаря совпадают. Следовательно, до 4-го года хиджры как по новому, так и по старому календарям месяц рамадан приходился на одни и те же дни и весенние месяцы.

Картина меняется начиная с 4-го года хиджры. Связано это с тем, что новый год по старому календарю начинался с первого новолуния после дня летнего солнцестояния. Поэтому лунные месяцы этого календаря, в отличие от календаря хиджры, непрерывно не смещались «по кругу», а лишь колебались относительно дня летнего солнцестояния. Так, например, 4-й год по новому календарю хиджры (1-е мухаррама 4) начался с 10 июня 625 года, а по старому лунно-солнечному календарю арабов — с 10 июля 625 года после дня летнего солнцестояния. Месяцы нового и старого календарей стали отставать друг от друга на один лунный месяц. Следовательно, расхождение между рамаданами двух календарей теперь также составит целый лунный месяц. Например, следуя старому арабскому календарю, Мухаммад-пророк и все мусульмане того времени реально встречали рамадан и держали пост с 3 марта по 2 апреля 626 года (заметьте, что рамадан снова содержит внутри себя день весеннего равноденствия). Однако если бы они пользовались сегодняшним календарем мусульман, то были бы вынуждены считать рамаданом период со 2 февраля по 3 марта того же года, т. е. им пришлось бы начинать пост на один лунный месяц раньше.

«И КАКОЙ ЖЕ ИЗ ЭТИХ ДВУХ ЛУННЫХ МЕСЯЦЕВ СЧИТАТЬ ИСТИННЫМ МЕСЯЦЕМ РАМАДАН?»

И какой же из этих двух лунных месяцев считать истинным месяцем рамадан? Тот, в котором реально держали пост Мухаммад-пророк и остальные мусульмане того времени, или же тот, который был смещен посредством нового календаря? Интересно, как должны были бы повести себя сегодняшние мусульмане, переместись они со своим календарем в те времена? Убеждать Мухаммад-пророка, что он пользуется неправильным календарем и держит пост ошибочно, или же, отложив свой календарь, присоединиться к Мухаммад-пророку?

С каждым годом увеличивалось бы расхождение между двумя рамаданами: месяцы рамадан, определяемые по календарю хиджры, не совпадали бы с фактическими рамаданами тех лет.

Можно отметить, что за период времени, начиная от года ниспослания Корана и заканчивая годом ухода из жизни Мухаммад-пророка, большинство реально произошедших рамаданов отличалось бы от рамаданов, рассчитанных по современному календарю мусульман. 

В этой связи возникает естественный вопрос: не является ли такое смещение рамадана посредством принятия нового календаря одним из своеобразных видов «откладывания» (ан-наси’у), упомянутого в 37-м айате 9-й суры Корана? Нельзя же себе представить, что Аллаh будет смещать свои священные месяцы, времена года в угоду календарю, принятому людьми? Разве возможно за счет принятия того или иного календаря повлиять, например, на восход или закат солнца, на наступление времен года или дней солнечных равноденствий и противостояний?

О каком же месяце рамадан говорится в айате 2:185? О каком месяце идет речь как о месяце ниспослания Аллаhом Корана? Думаю, понятно, что о месяце рамадан старого лунно-солнечного календаря арабов того времени. Другого календаря у них и у Мухаммад-пророка в то время просто не было. Рамадан старого лунно-солнечного календаря арабов был одним из весенних месяцев, месяцем, когда в условиях Аравии начинался жаркий период. Это отражено в его названии. Также 3-й месяц раби́’у-ль-авваль раньше назывался «осень» и был осенним, а название 5-го месяца джумада аль-уля происходит от глагола «замерзать, застывать» — он был зимним...

Обратим внимание, что все рамаданы при жизни Мухаммад-пророка происходили в период весеннего равноденствия. В это время, как известно, на всем земном шаре продолжительность дня и ночи отличается незначительно: в северном полушарии до дня весеннего равноденствия день чуть короче ночи, а в день весеннего равноденствия они равны, после — день становится длиннее ночи. В южном полушарии все происходит наоборот. Получается, что Аллаh, устроив месяц рамадан в период весеннего равноденствия, уравнял условия соблюдения поста для всех людей, живущих на Земле, ведь, где бы ни находился человек в это время (от северных и южных широт до экватора), длительность его поста будет отличаться незначительно. Думаю, теперь понятен ответ на вопрос, который был поставлен в начале этой темы, — относительно соблюдения поста в летние месяцы в северных широтах.

Продолжение следует.

Айрат Бахтияров