Выслушав обвинение, Марданшин тут же признал вину по своему персональному эпизоду в полном объеме, по эпизоду с Халиуллиным не признал ничего. Халиуллин в свою очередь согласился с обвинением частичноФото: Влас Мысько

ЭКС-ЮРИСТ «ЕВРОГРУПП» ЖЕНИЛСЯ ЗА ТРИ ДНЯ ДО СТАРТА СУДА

В Тукаевском райсуде вчера стартовал процесс по делу о земельных махинациях, главными действующими лицами в котором являются бывший юрист ГК «ЕвроГрупп» Альберт Халиуллин (теперь он представляется индивидуальным предпринимателем) и безработный Айрат Марданшин, известный как двоюродный брат экс-мэра Набережных Челнов Василя Шайхразиева. По результатам совместной работы СКР по РТ и УБЭП МВД по РТ обоим вменяется мошенничество в крупном размере (ст. 159, ч.4 УК РФ), только Халиуллину – один эпизод, а Марданшину – два. Пропорционально распределилось и количество адвокатов: интересы Халиуллина защищает в настоящее время Алексей Спиридонов, а Марданшин доверил свою защиту Наталие Саркаровой и Руслану Иманову.

Оба подсудимых появились в зале в прекрасном расположении духа, Халиуллин даже улыбался: как выяснилось чуть позже при первичном опросе, бывший юрист «ЕвроГрупп» на прошлой неделе женился. Очевидно, развод с Луизой Халиуллиной – той самой, на которую и оформлялись 3,4 га земли, записанных следствием как  ущерб Тукаевскому району, – оказался не фиктивным. Впрочем, с ущербом вопрос тоже решен не окончательно. Во-первых, весь участок, в свое время размежеванный на 27 частей, вернулся в муниципалитет. Во-вторых, претерпели от действий Халиуллина скорее федералы, чем район, поскольку земли признаны лесным фондом. 

Главный специалист юротдела Тукаевского исполкома Айсылу Галимова, вызванная в суд как представитель потерпевшей стороны, пояснила, что земли пока отданы на баланс муниципалитета, но впоследствии должны вернуться в государственную собственность. И в-третьих, размер ущерба в обвинительном заключении существенно сдулся: если на первом этапе участок оценивался в 75 млн рублей, то экспертиза скорректировала сумму до 8,6 млн, сделав поправку на цены 2012 года.

Главный специалист юротдела тукаевского исполкома Айсылу Галимова, вызванная в суд как представитель потерпевшей стороны, пояснила, что земли пока отданы на баланс муниципалитетаФото: Влас Мысько

Суть обвинения была представлена в изложении старшего помощника прокурора Тукаевского района Ильдара Рамазанова. Персональный эпизод Марданшина касается участка площадью 10,6 тыс. кв. м в Малошильнинском сельском поселении, приватизированного в апреле 2012 года. Любопытно, что один гектар сельхозземель в этом эпизоде оказался дороже, чем 3,4 га лесного фонда в афере, провернутой, по версии следствия, совместной с Халиуллиным: 13,4 млн рублей против 8,6 миллиона.

Марданшин получил землю по личному распоряжению на тот момент главы района Василя Хазеева. Как пояснила экс-председатель тукаевской Палаты имущественных и земельных отношений Татьяна Тедеева, сама покинувшая администрацию на фоне подобных обвинений, а теперь выступившая в качестве свидетеля, именно с 2010 года, когда Хазеев занял пост, кузен Шайхразиева и начал появляться в исполкоме района. Получив в тот же год гектар в аренду на 49 лет под сельскохозяйственное производство, Марданшин сначала перевел его в дачные участки подписью руководителя исполкома Расима Асылгараева, затем заявил о недвижимости на участке в виде бани площадью 24 кв. м, а потом, уже в мае 2011 года, приватизировал дополнительным соглашением с исполкомом. Тедеева лично подписывала договор купли-продажи.

Второй эпизод лучше известен читателю – хронологически он был первым в расследовании, и мы не раз о нем писали. В 2012 году, по версии следствия, Халиуллин и Марданшин, сговорившись, надоумили супругу юриста попросить в аренду 3,4 га на границе между районом и Набережными Челнами. Развитие ситуации полностью совпадает в обоих эпизодах: Асылгараев, уже признавший вину и потому отсутствовавший на суде, перевел участок из лесного фонда в земли сельхозназначения с возможностью дачной застройки. Луиза Халиуллина по наущению супруга сдала в Росреестр ложные данные о двух домах и бане на участке, отсудила у исполкома право собственности и передала землю ООО «Делкон» родной сестры Зульфии Гильмухаметовой. Землю поделили на 27 участков, 7 из них успели продать.

Асылгараев, уже признавший вину и потому отсутствовавший на суде, перевел участок из лесного фонда в земли сельхозназначения с возможностью дачной застройкиФото: «БИЗНЕС Online»

ТАТЬЯНА ТЕДЕЕВА: МЫ БЫЛИ ПРОСТЫМИ ИСПОЛНИТЕЛЯМИ

Выслушав обвинение, Марданшин тут же признал вину по своему персональному эпизоду в полном объеме, по эпизоду с Халиуллиным не признал ничего. Халиуллин в свою очередь согласился с обвинением частично, возражая против формулировки о сговоре и против суммы ущерба. Судья Марсель Гараев предложил ему озвучить свою оценку ущерба, однако адвокат Спиридонов предостерег доверителя и пообещал судье поделиться мыслями «отдельно».

Первой предложили выступить Галимовой, как представителю потерпевшей стороны, однако дополнить картину сотрудница исполкома не смогла – не работала в те времена. На суд ее администрация отрядила по должности, а не по степени отношения к вопросу.

Фактурным свидетелем стал представитель инициативной группы Малошильнинского поселения, которая еще с сентября 2015 года пыталась раскачать вопрос землеотвода Халиуллиной – писала письма в прокуратуру, в казанский Кремль, минлесхоз, везде получая от ворот поворот до тех пор, пока проблемой не заинтересовался следственный комитет. Потенциальные соседи Халиуллиных, увидев странные процессы вокруг куска леса, сами вычислили по открытым источникам всю историю игр с участком, после чего застали бенефициара земли за забиванием колышков на уже размежеванных участках.

Марданшин получил землю по личному распоряжению на тот момент главы района Василя Хазеева, как пояснила экс-председатель тукаевской Палаты имущественных и земельных отношений Татьяна ТедееваФото: «БИЗНЕС Online»

Работники, нанятые Халиуллиным, тогда сказали местным жителям, что прокладывают водопровод, однако последним удалось заглянуть в землеустроительные бумаги и убедиться, что колышки соответствуют проекту межевания. Свидетель оказался единственным из всех присутствующих, кто видел участок своими глазами – он подтвердил, что земля возвращена в изначальном виде, зачистить ее от деревьев так и не успели. Он, кстати, дал и свою – разумеется, не экспертную – оценку рыночной стоимости земли в том районе: не менее 300 тыс. за сотку. За 3,4 га по актуальным ценам вышло бы более 100 миллионов.

Тедеева, вызванная для свидетельских показаний следующей, попросила избавить ее от обязанности снова вспоминать перипетии истории и просто зачитать показания, данные ею следователям. Единственное, что она хорошо помнит сегодня, – это что все вопросы о выделении новых участков решал лично Хазеев (а до него Тагир Харматуллин), за изменения категорий уже выделенных участков и за приватизацию отвечал Асылгараев, за проверку наличия строений на арендованных участках отвечает Росреестр, а категорию и вид использования земли подтверждает инженер-геодезист. Председатель ПИЗО, каковой она на тот момент являлась, не отвечает ни за что, а лишь исполняет поручения.

«Хазеев спускал распоряжения о выделении земель в канцелярию, затем мы готовили пакет документов и отдавали на подпись Асылгараеву, – сообщила Тедеева суду. – Марданшин приходил к главе района регулярно с 2010 года, по слухам, между ними завязались дружеские отношения». По словам Тедеевой, она в обоих случаях предостерегала главу против выделения земель – в частности, видя, что участок Халиуллина накладывается на госземли. «Хазеев отвечал: участок свободен, значит, берите в работу. Понимая, что меня могут уволить, я исполняла».

Пока что суд планирует вести опрос свидетелей в плотном графике: еще два заседания состоятся на этой неделе и три – на следующей.