В минувшие выходные в Москве и Санкт-Петербурге состоялась премьера документального фильма о самом знаменитым танцовщике XX века Рудольфе Нуриеве В минувшие выходные в Москве и Санкт-Петербурге состоялась премьера документального фильма о самом знаменитым танцовщике XX века Рудольфе Нуриеве

НУРИЕВ ВНОВЬ СОБРАЛ ПОЛНЫЙ ЗАЛ

О короле балетного танца Рудольфе Нуриеве еще при его жизни уже были написаны десятки книг, сняты десятки фильмов. Казалось бы, рассказать обществу что-то новое о нем крайне сложно. Однако создателям фильма это удалось. По их признанию, главной задачей было сохранить образ Нуриева для тех, кто его знал, и показать, каким он был, для тех, кто только откроет его для себя. Надо признать, что со своей задачей они справились. 

Кинотеатр «КАРО 11 Октябрь» заполнился зрителями процентов на 70. Это были люди разных возрастов, которые выглядели абсолютно по-разному: одни были одеты повседневно, другие – так, как будто пришли на балетную постановку в Большой театр. Но их всех объединяло одно – они ждали на экране Нуриева. Непосредственно перед премьерой в холле появились создатели картины, которые заметно волновались. Им не верилось, что фильм, над которым они упорно трудились более четырех лет, наконец-то вышел в свет. «Показать фильм впервые в России – это позволить Рудольфу вновь оказаться на родине», – признались они в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online». 

Непосредственно перед премьерой в холле появились создатели картины, которые заметно волновались. Им не верилось, что фильм, над которым они упорно трудились более четырех лет, наконец-то выйдет в свет Непосредственно перед премьерой в холле появились создатели картины, которые заметно волновались

Главным фактором выбора фигуры Нуриева они назвали то, что он прожил невероятную жизнь, в которой все время боролся с системой, шел против нее, и такого человека в мире больше не будет: «Это был человек, который постоянно выходил за рамки: за рамки политики, за рамки танцевального мира. Поэтому он привлек нас. Танец – искусство эфемерное. Скажем, после смерти Пабло Пикассо мы можем любоваться его картинами. А поскольку после смерти танцора его искусство умирает, мы хотели привлечь внимание к тому, что делал Нуриев. Танец не похож ни на музыку, ни на живопись, когда мы можем вернуться к произведению и еще раз увидеть исполнителя и его продукт».

По неизвестным причинам показ задержали на 15 минут. В это время зрители обсуждали персону Рудольфа Нуриева и делились ожиданиями от ленты. Фильм начался с цитаты Наполеона: «Великие люди – это метеоры, сами себя сжигающие, дабы осветить мир». Вообще, каждая новая часть фильма начинается с цитаты от известных персон в истории человечества, которые так или иначе раскрывают суть новой главы. Далее были показаны кадры России во время Великой Отечественной войны, братские могилы, марши солдат, и где-то между ними мелькали портреты Ленина и Сталина. Таким образом, зритель погружается в атмосферу военных лет, времена детства Нуриева. Зрителю рассказывают о происхождении великого танцора, местами вставляя архивные ролики из его интервью и, разумеется, демонстрируют фрагменты его выступлений. Когда речь шла о первых шагах артиста, была показана вставка татарского национального танца, который исполняли современные актеры. По признанию создателей, это было сделано, чтобы подчеркнуть происхождение Рудольфа Нуриева. 

«Мы могли бы пойти традиционным путем и сделать драматические вставки, в которых актеры ходят туда-обратно и что-то изображают, – объяснил продюсер картины Тревор Битти. – Но нам хотелось сделать зрелищный фильм, немного отойдя от документальности. Да, финансово это другие цифры. Но все ради искусства». К помощи современных вставок приходилось прибегать в тех случаях, когда не было настоящих архивных съемок для иллюстрации этапов жизни Нуриева. Все танцы во вставках подготовил один из крупнейших британских хореографов Рассел Малифант.


«МЫ НЕ ДОБАВЛЯЛИ В ФИЛЬМ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ОКРАСКИ»

В фильме также рассказывают о сложных взаимоотношениях великого танцовщика с властью. Как бы режиссеры ни старались от этого уйти, но картина — это фактически британский взгляд на мир. Известно, что в 1961 году Нуриев сбежал из Советского Союза. В то время за западе его фигуру танцора сопоставляли с Гагариным. И то, что он отказался возвращаться в СССР, было большим ударом по репутации страны. Британские режиссеры очень подробно описывают этот конфликт. «Мы старались показать человека с разных сторон, – отмечает Дэвид Моррисон. – Конечно, для нас это была звезда, и только с нашей позиции мы могли увидеть Нуриева. Когда мы росли, мы не интересовались танцем и балетом, при этом знали, кто такой был Нуриев. Потому что его знали все. Да, мы пробовали опросить и русскоязычных коллег и друзей. Возможно, мы не дали исчерпывающей картины, но мы сделали все, что могли. Мы не добавляли политической окраски в наше повествование. Но политика так или иначе влияла на жизнь человека, и это мы хотели показать».

Авторы проделали огромный труд, чтобы найти новые факты о суперзвезде двадцатого столетия Авторы проделали огромный труд, чтобы найти новые факты о суперзвезде двадцатого столетия

Авторы проделали огромный труд, чтобы найти новые факты о суперзвезде двадцатого столетия. Они обратились в фонд Нуриева, который поделился более чем сотней видеозаписей с разных выступлений. Часть информации была получена из архива Нью-Йоркской публичной библиотеки, некоторыми записями поделились друзья балетмейстера. Во время просмотра фильма можно увидеть много эксклюзивных кадров, которые до недавнего времени нигде не всплывали (в общей сложности 16 минут абсолютно эксклюзивны). Например, широкая публика впервые увидит кадры, на которых звезду приводят в полицейский участок в Сан-Франциско, спрашивают в интервью о Горбачеве. Кроме того, будут продемонстрированы моменты встречи Нуриева со своей первой учительницей танцев Анной Удальцовой спустя много лет (ей на тот момент было уже 100 лет).

«К сожалению, очень много чего в фильм не вошло, – призналась Джеки Моррисон. – У Нуриева была насыщенная жизнь. Как режиссер, ты должен уметь удерживать внимание зрителей и вытаскивать из биографии героя самые эффектные моменты, которые создают стихию. У нас был один из вариантов монтажа – трехчасовой. Его боятся все режиссеры, потому что знают,  что как минимум 30 минут они должны будут убрать. Первый вариант монтажа фильма был 4,5 часа. Естественно, нам пришлось очень много работать, чтобы ужать фильм».

Майя Нагорнова (справа) рассказала, что видела выступление танцора, будучи еще школьницей, и уже тогда Нуриева представляли как звезду Майя Нагорнова (справа) рассказала, что видела выступление танцора, будучи еще школьницей, и уже тогда Нуриева представляли как звезду

«ХОТИМ ПОКАЗАТЬ ФИЛЬМ В РОДНЫХ КРАЯХ НУРИЕВА»

После завершения показа состоялся publik talk с авторами, где любой желающий мог задать свои вопросы. В ходе конференции выяснилось, что среди зрителей было немало татар и башкир, для которых судьба Нуриева небезразлична. Британцы даже были шокированы таким количеством представителей из республик. «Ваша банда захватила всю Россию», – шутили они. 

На вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online», почему для премьеры фильма выбрали Москву и Санкт-Петербург, а не Казань или Уфу, Джеки Моррисон ответила, что это, возможно, единственное их упущение. «Почему-то сперва мы совсем об этом не подумали. О Татарстане и Башкортостане мы вспомнили в последний момент. Сейчас мы хотим показать картину в родных краях Рудольфа. Это было бы красиво», – отмечают Джеки и Дэвид Моррисон.  

После завершения пресс-конференции к авторам подошла пожилая женщина. «Пожалуй, я единственная в этом зале, кому посчастливилось увидеть вживую выступление Нуриева в Уфе», – сообщила Майя Нагорнова. После этих слов интервью брали уже у нее. Авторам было интересно узнать мнение человека, который видел и Нуриева, и их картину. Женщина рассказала, что видела выступление танцора, будучи еще школьницей, и уже тогда Нуриева представляли как звезду. Нашему изданию она честно призналась, что фильм мог быть еще сильнее: «Я бы все убрала, кроме танцев. Тут слишком много намешано политики и грязи».