«Уотфорд» Хави Грасии многие называют самой дисциплинированной командой Англии. Одна из причин – система штрафов, которую испанец ввёл для игроков «Уотфорд» Хави Грасии многие называют самой дисциплинированной командой Англии. Одна из причин – система штрафов, которую испанец ввел для игроков Фото: «БИЗНЕС Online»

ГРАСИЯ ШТРАФУЕТ ДАЖЕ ЗА ПРОПУСК ЙОГИ

«Мы соблюдаем правила и оплачиваем штрафы, если их нарушаем. Некоторые из них очень высокие, некоторые можно быстро оплатить. Но самое худшее – это 100 фунтов в минуту за опоздание. Я могу быть на трассе и застрять там на 35 минут – быстро набегает серьезный штраф», – жаловался капитан команды Трой Дини.

Система штрафов от Грасии в «Уотфорде» была введена только в этом сезоне. Испанец не стал вводить ее по ходу прошлого сезона. В английской прессе нет другой информации о суммах и конкретных штрафах за конкретные проступки, но, судя по всему, подход Хави после «Рубина» не поменялся – он наказывает за те же проступки в том же объеме. Единственное изменение – йога, которой в «Рубине» не было. В «Уотфорде» это обязательный элемент подготовки к матчам. Йога у футболистов трижды в неделю, за пропуск тоже грозит штраф. Защитник Крейг Кэткарт заявил, что система штрафов действительно дисциплинирует игроков. «Грасия очень суров в плане штрафов, и они довольно неприятны для тех, кто опаздывает, однако дисциплина – весомый фактор нашего успеха. Даже сами игроки теперь следят за соблюдением этой системы другими. Если мы не занимаемся йогой, нас штрафуют – данным пунктом многие недовольны, но эти вещи действительно помогают нам», – сказал игрок.

За техническую работу – ведение подсчетов и заполнение штрафной ведомости – в штабе Грасии ответственен Хуан Солья, его давний помощник, чья основная должность – тренер по физподготовке. В «Рубине» он выполнял точно такие же функции.

За техническую работу – ведение подсчётов и заполнение штрафной ведомости – в штабе Грасии ответственен Хуан Солья, его давний помощник Хави, чья основная должность – тренер по физподготовке За техническую работу – ведение подсчетов и заполнение штрафной ведомости – в штабе Грасии ответственен Хуан Солья, его давний помощник, чья основная должность – тренер по физподготовке Фото: «БИЗНЕС Online»

На прошлой неделе Хави в большом интервью Daily Mail объяснил, почему ввел в английском клубе новые правила и вернулся к системе штрафов, которую использовал в России два года назад. «„Не опаздывай, проявляй уважение и упорно работай каждый день – это принципы моих родителей, которые были учителями. Я тоже придерживаюсь этого сейчас и прихожу на работу к семи утра, часто ухожу самым последним. Считаю, что это важно, когда люди видят, что босс работает. Я сторонник того, чтобы в коллективе и раздевалке были внутренние стандарты, а игроки несли ответственность за свое поведение“, – отметил Грасия, который, кажется, добился желаемого. В „Рубине“ штрафы ни к чему хорошему не привели, ну а „Уотфорд“ стал главной сенсацией на старте английского сезона в том числе и поэтому».

Чаще всего платил перуанец Карлос Самбрано. Защитник даже во время сборов мог себе позволить гамбургер и прочий фастфуд, поэтому платил штрафы за вес больше, чем кто-либо Чаще всего платил Карлос Самбрано. Защитник даже во время сборов мог себе позволить гамбургер и прочий фастфуд Фото: «БИЗНЕС Online»

В «РУБИНЕ» БОЛЬШЕ ВСЕХ ПЛАТИЛИ ЛЕСТЬЕНН И САМБРАНО

Система штрафов в «Рубине» была жесткой, список штрафников всегда висел в раздевалке. Любые просрочки приводили к удвоению суммы, и Солья строго следил за сроками. У входа в раздевалку был лист с фамилиями, и тот, кто приходил вовремя, мог отметиться в нем, а когда время истекало, Солья забирал листок и смотрел, кто опоздал и не успел поставить подпись. За минуту опоздания на командные мероприятия и тренировки штраф составлял 10 евро. Если игрок опаздывал больше чем на три минуты, то платил уже 100 евро. Чаще всего за опоздания платил Максим Лестьенн, который системно пополнял копилку штрафов.

В клубе были штрафы и за лишний вес: тренеры вывешивали данные в столовой или в ресторане отеля, когда команда находилась на сборах. Процент жира в организме, количество лишних килограммов и сроки, чтобы избавиться от лишнего веса, – Солья до деталей расписывал данные игроков. Но после сборов сроков уже не было, тех, кто не успел избавиться от лишних килограммов, ждали штрафы.

В списке штрафников по весу в числе лидеров был и Гекдениз КараденизФото: «БИЗНЕС Online»

Чаще всего платил перуанец Карлос Самбрано. Защитник даже во время сборов мог себе позволить гамбургер и прочий фастфуд, поэтому платил штрафы за вес больше, чем кто-либо. «Штрафовали за каждые 0,1 процента на 4 тысячи рублей. Там Самбрано хорошо попадал все время: у него по 3 процента было, и он иногда выдавал по 120 тысяч в месяц», – вспоминал Тарас Бурлак. Также в списке штрафников по весу в числе лидеров были Гекдениз Карадениз и Янн М'Вила, которого часто замечали в «Макдоналдсе» рядом с базой «Рубина» в Соцгороде. По истечении полугода Грасия привлек к работе испанского диетолога, после чего на сборах из меню игроков полностью исключали сладкое, какие-то йогурты и орехи. Ни к чему хорошему это не приводило: некоторые игроки в свободное время добирались до магазина и срывались, заедаясь шоколадками.

В «Уотфорде» испанец тоже изменил меню игроков и запретил все вредное: «Совершенно очевидно, какие продукты футболистам не следует употреблять, будь то сладкие соусы, жирное масло, много хлеба, жирная пища».

ЗА ЧТО ЕЩЕ ШТРАФОВАЛ ГРАСИЯ И КУДА ШЛИ ДЕНЬГИ

Грасия штрафовал игроков и за использование телефонов в столовой или в клубном автобусе. Команда, по мнению испанца, должна быть объединена в эти моменты и не отвлекаться на соцсети или мессенджеры. «У нас есть мобильные телефоны в раздевалках. Я не против, чтобы они читали сообщения от своих близких, но когда мы едим вместе, то не хотим, чтобы они смотрели на экраны своих телефонов», – признался тренер.

Интересно, что в «Рубине» вычитали штрафы только из премиальных, а не основной зарплаты. В клубе были прописаны премии за победы и ничьи, поэтому после каждого матча испанский штаб ждал, что игроки буду погашать задолженности, в противном случае сумма удваивалась, как и сейчас в «Уотфорде». Деньги тренеры давали персоналу клуба: прачкам, уборщицам и поварихам, чьи зарплаты были скромными. Также средства со штрафов направляли вратарю Юрию Нестеренко, который собирал деньги на благотворительность и помощь детям.

Самый большой штраф за время работы Грасии в «Рубине» грозил Янну Мвила и Максиму Лестьенну за появление на базе в нетрезвом виде Самый большой штраф за время работы Грасии в «Рубине» грозил Янну М'Вила и Максиму Лестьенну за появление на базе в нетрезвом виде Фото: «БИЗНЕС Online»

Самый большой штраф за время работы Грасии в «Рубине» грозил М'Вила и Лестьенну за появление на базе в нетрезвом виде. Это было внутреннее решение и руководства клуба, и самого Грасии, а сумма штрафа составляла 60 тыс. евро. По слухам, футболисты его так и не заплатили, потому что и такого размера премиальных в команде не платили. К тому же сами игроки были против подобного наказания, хотя получали в месяц куда больше. 

В итоге система штрафов в «Рубине» никак не поспособствовала тому, чтобы привить игрокам дисциплину и объединить их. Скорее всего, дело в уровне зарплат. Даже в английском «Уотфорде» – вполне самодостаточном клубе, который много зарабатывает на телеправах, маркетинге и трансферах, – футболистам не платят такие зарплаты, как в те времена в «Рубине». Штрафы высокооплачиваемых игроков тогда вообще не пугали, потому что это никак не било по их карману, футболисты просто так и не поняли, зачем испанец выбивает из них деньги и постоянно наказывает.

«Нужно показать игрокам путь, который они будут уважать, – объяснил смысл штрафов Хави. – Если один из них совершает ошибку, то страдают все. Смысл не заключается в том, чтобы забрать у них деньги. Я бы предпочел, чтобы игроки соблюдали все правила и мы бы не забирали у них деньги. Цель состоит только в том, чтобы они уважали и соблюдали правила. Это хороший способ достичь успеха».

Похоже, в «Уотфорде» Грасия донес до игроков мысль, которую не смог донести до футболистов в Казани.