В перспективе предприятие намерено повысить качество услуг и минимизировать издержки: здесь слышат нарекания горожан по поводу нерегулярности рейсов больших автобусов и недостатков маршрутной сетки МУП намерен повысить качество услуг и минимизировать издержки: здесь слышат нарекания горожан по поводу нерегулярности рейсов больших автобусов и недостатков маршрутной сетки

«МЫ ПОПЫТАЕМСЯ ОПЛАТИТЬ...»

Рентабельность муниципального предприятия «Электротранспорт» — основного челнинского пассажирского перевозчика, который оперирует исключительно «НЕФАЗами» большой вместимости, — в очередной раз была проиллюстрирована арбитражным иском к МУПу со стороны поставщика техники лизинговой компании «КАМАЗ». После зимних тяжб, в результате которых КАМАЗ отсудил у «Электротранспорта» 435 млн рублей, эпопея с взысканием долгов продолжилась новым иском еще на 186,4 млн рублей. На днях Арбитражный суд РТ принял решение в пользу КАМАЗа на эту сумму, в которую заложено и 9,7 млн рублей неустойки по договорам лизинга. Зимой на покрытие долгов деньги «Электротранспорту» выделил муниципалитет как учредитель МУПа. Залезет ли предприятие в городской бюджет и на этот раз, в самом «Электротранспорте» пока сказать не могут. Добавим, что за прошлый год чистый убыток перевозчика составил 246,3 млн рублей при выручке 225,3 миллиона.

Директор МУП «Электротранспорт» Александр Гурьянов пояснил, что проигранный иск на 186,4 млн организация обжаловать не будет: долг реально есть, и от него не откреститься. «Единственное, что мы смогли сделать, — это уменьшить пени в два раза, — пояснил Гурьянов. — Суд принял наше ходатайство. Задолженность образовалась в связи с тем, что вся техника 100-процентно закуплена в лизинг. В данной ситуации нет возможности полностью ее гасить. И вообще производительность уменьшена, потому что начались проблемы с технической готовностью — транспортные средства простаивают в ожидании ремонта. Но ситуация под контролем. На сегодняшний день мы заключили контракт по техническому обслуживанию и ремонту с сервисной компанией. Основным поставщиком услуг является ООО „Автозапчасть-КАМАЗ“. Договор заключен на три года».

Гурьянов рассказал, что сейчас на предприятии все направлено на максимальное увеличение коэффициента технической готовности. Пока динамика не особо радует, но, если объемы увеличатся, вырастет и доходная часть. «И мы попытаемся оплатить», — с надеждой заметил директор.

Александр Гурьянов: «И вообще производительность уменьшена, потому что начались проблемы с технической готовностью — транспортные средства простаивают в ожидании ремонта. Но ситуация под контролем» «И вообще производительность уменьшена, потому что начались проблемы с технической готовностью — транспортные средства простаивают в ожидании ремонта. Но ситуация под контролем»

Гурьянов, кстати, до назначения в июне директором МУПа 2,5 года отработал заместителем Рашида Шамсудинова, прежнего руководителя МУПа. Как он пояснил «БИЗНЕС Onine», решение было продиктовано обстоятельствами: до тех пор и МУПом, и ООО «Электротранспорт» (на балансе ООО содержится трамвайный парк города) руководил один человек — Шамсудинов. «Решили привести в порядок. Это не нарушение, — предупредил Гурьянов, — но тяжело — это два транспортных предприятия, которые занимаются социальным направлением. Раз это два разных предприятия, решили вот так».

Основная задача, которую поставили перед новым начальником, — увеличение коэффициента техготовности, а также рост объемов на рынке перевозок как по регулярным городским маршрутам, так и по спецперевозкам. В перспективе предприятие намерено повысить качество услуг и минимизировать издержки: здесь слышат нарекания горожан по поводу нерегулярности рейсов больших автобусов и недостатков маршрутной сетки. «Мы свои предложения по маршрутам вносим. Наши жители довольны, что есть большие автобусы. Да, проблемы есть: если возникает технеисправность и автобус сходит с линии, не всегда получается перекрыть дыру, увеличивается интервал. Но мы работаем в этом направлении. Когда достигнем коэффициента технической готовности, жалобы сократятся», — заверил директор МУПа.

Гурьянов поделился новостью: на конец года запланирован новый тендер для регулярных маршрутов. В нем примут участие как частные перевозчики, так и МУП. «Условия контракта очень жесткие, — предупредил Гурьянов. — Но другие перевозчики тоже будут принимать участие. Пока мы не знаем, сколько будет лотов, сколько в них будет маршрутов. Предложения свои мы вносим, но все на усмотрение заказчика и от предложений жителей зависит».

ЗОЛОТАЯ СЕРЕДИНА НЕ НАЙДЕНА 

Напомним, расчеты по лизинговым долгам были актуализированы КАМАЗом в удобный для завода момент — как раз зимой между перевозчиком и поставщиком техники достигли пика нешуточные разногласия на почве извоза рабочих в промышленную зону Челнов, на работу и обратно.

Первый конфликт возник еще весной прошлого года, когда ООО «Электротранспорт» заявило от отмене ночных трамвайных маршрутов на заводы, мотивируя решение убыточностью рейсов. Тогда ситуация была отыграна назад за несколько дней переговоров, а летом того же 2017 года бюджет города выделил 26 млн рублей для доставки ночных рабочих. Таким образом КАМАЗ продавил свою позицию: промышленная зона входит в черту города, по логике автогиганта, о транспортных нуждах горожан-камазовцев и должен заботиться город. Осенью стало понятно, что нагружать бюджет и впредь нецелесообразно, в связи с чем перевозчик по согласованию с городом и КАМАЗом взялся экспериментировать с количеством вагонов, параллельно анализируя их заполняемость и расписание движения. В результате заводчане стали опаздывать на работу. «Вести КАМАЗа» тогда писали, что пострадали НТЦ, ПРЗ, РИЗ, завод двигателей, автомобильный, кузнечный и исполнительная дирекция. Еще через неделю стороны задались вопросом о новых регулярных автобусных маршрута в промзону. Безуспешные корректировки маршрутов продолжались, но, как говорится: «Вы, друзья, как ни садитесь...»

Именно тогда, в январе, от «КАМАЗ-Лизинга» и поступил первый иск на возврат 190 «НЕФАЗов», закупленных в 2013 году. К этому времени МУП задолжал за них 365 млн рублей — иск учитывал долг с лета 2014-го по октябрь 2017-го. Одновременно КАМАЗ принялся искать нового подрядчика на транспортные услуги. При всем нежелании возить рабочих «Электротранспорт» сразу одумался и уже через неделю заявил, что наращивает заводские маршруты на 19 автобусов и 8 трамвайных вагонов.

На фоне всех передряг КАМАЗ и «Электротранспорт» даже заключили договор о компенсации убытков — разницы между выручкой «заводских» автобусов и себестоимостью их маршрутов. Однако Контрольно-счетная палата признала такой договор неправомерным, и он был отменен, хотя КАМАЗ не стал требовать деньги назад. Более того, КСП провела проверку на предмет финансовой отдачи маршрутов «Электротранспорта» и обнаружила значительные несоответствия с отчетностью. Так, выручка автобуса на городском маршруте №2 в день проверки на 86% превысила план, в то время как среднемесячная выручка заявлялась на 28% ниже плана. КСП передала сведения в прокуратуру, и к дисциплинарной ответственности было привлечено одно должностное лицо МУПа.

Между тем иски по лизинговых платежам не прекращались. В мае этого года «КАМАЗ-Лизинг» потребовал с «Электротранспорта» 120 млн рублей за январь — март, в июле — еще 73,5 миллиона. В августе именно трамваям, идущим в промзону, за долги отключил электричество «Татэнергосбыт» — как выяснилось, за энергию на городских маршрутах «Электротранспорт» платил, а на заводских — нет. КАМАЗ вынужден был срочно найти автобусы для 10 тыс. человек, работающих во вторую смену, а директор ООО «Электротранспорт» Шамсудинов заявил, что отключение именно заводских трамваев было «неумышленным», но добавил, что на корректировке расписания под нужды КАМАЗа его предприятие потеряло 15 миллионов. Пока стороны решали вопрос, в арбитраж и поступил очередной иск лизинговой компании.

КАМАЗ вынужден был срочно найти автобусы для 10 тысяч человек, работающих во вторую смену, а директор ООО «Электротранспорт» Рашид Шамсудинов заявил, что отключение именно заводских трамваев было «неумышленным» КАМАЗ вынужден был срочно найти автобусы для 10 тыс. человек, работающих во вторую смену, а директор ООО «Электротранспорт» Рашид Шамсудинов заявил, что отключение именно заводских трамваев было «неумышленным»

«У НАС С МУНИЦИПАЛИТЕТОМ И МУП «ЭЛЕКТРОТРАНСПОРТ» ВЫСТРОЕНО АБСОЛЮТНО КОНСТРУКТИВНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО»

Несмотря на столь насыщенную историю отношений с перевозчиком, позиция КАМАЗа сегодня заключается в отделении мух от котлет. Как заявил в разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online» руководитель пресс-службы ПАО «КАМАЗ» Олег Афанасьев, иски никак не связаны с затянувшимся конфликтом между заводом и перевозчиком — требование долга является не желанием, а прямой финансовой обязанностью поставщика техники.

«Это рутинный вопрос, он не носит никакого политического оттенка или оттенка противоборства с администрацией города, — говорит Афанасьев. — Мы по всем лизинговым долгам судимся. В структуре КАМАЗа вопросами доставки сотрудников на работу занимается одно подразделение, а лизинговыми платежами — другое, „КАМАЗ-Лизинг“, и перед ним стоит обязанность взыскивать задолженности, независимо от того, кто должник. В противном случае к самому „КАМАЗ-Лизингу“ со стороны контролирующих органов возник бы вопрос: а почему не взыскивают? Это может быть расценено как уход от налогообложения».

Афанасьев пояснил, что в результате зимних тяжб КАМАЗ не только взыскал с МУП «Электротранспорт» все долги за прошлые годы, но уже и получил все 435 млн рублей. Более того, впоследствии между судебными оппонентами был заключен и договор обслуживания городских автобусов на сумму 404,2 млн рублей — тендер выиграла «дочка» автогиганта ООО «АвтоЗапчасть КАМАЗ». Сумма же, отраженная в новом иске (186,4 млн рублей), накопилась с января текущего года.

«Никаких разногласий по сумме между нами нет, КАМАЗ поддерживает решение суда, — уточнил руководитель пресс-службы. — У нас с муниципалитетом и МУП „Электротранспорт“ выстроено абсолютно конструктивное сотрудничество. Где-то и мы идем навстречу в рамках наших нормативов. К примеру, когда случается задержка с оплатой, мы обязаны подать в суд не только на возмещение лизинговых платежей, но и на возврат техники. Однако мы никаких претензий или пожеланий на возврат не предъявляем — просим лишь возместить наши потери».