Тандем министра спорта РТ и президента ФИНА выглядит настолько устоявшимся, что ему пора придумать имя собственное, к примеру Хулио Владимир МагЛеонов

ПОЛГОДА УШЛИ НА ПЕРЕГОВОРЫ

Впервые об открытии центра развития водных видов спорта министр соответствующего ведомства республики Владимир Леонов обмолвился еще зимой, когда в Татарстане «дуплетом» открывали два плавательных бассейна в казанском поселке Дербышки и в Балтасях. Тогда это выглядело как проект, но журналистов уже должно было заинтересовать то, что на открытии двух типовых бассейнов присутствует президент международной федерации водных видов спорта Хулио Маглионе, причем наверняка неспроста. Но тогда было не до этого: гораздо важнее, казалось, спросить о прогнозах на футбольный матч чемпионата мира между Россией и родным для Маглионе Уругваем.

Возможно, тогдашняя поездка президента международной федерации водных видов спорта стала последней каплей, которая перетянула его желание открыть центр именно в Казани, а не в Москве, на чем поначалу настаивала федерация плавания России. Именно Маглионе воспротивился этому и настоял на выборе Казани. Его сотрудничество со здешним министром спорта Леоновым, начавшееся лет десять назад, давно уже перешло в настоящую дружбу. Со временем нас перестали удивлять визиты Маглионе в Казань не только на крупные международные соревнования, но и на такие мероприятия, как выборы президента республиканской федерации по прыжкам в воду. Тандем министра спорта РТ и президента ФИНА выглядит настолько устоявшимся, что ему пора придумать имя собственное, к примеру Хулио Владимир МагЛеонов.

 – Мы полгода вели переговоры, было множество нюансов, споров по поводу главного, – пояснил Леонов. – В конце концов, базой центра был выбран спорткомплекс «Олимпиец», где есть все необходимое: бассейн, спорткомплекс, места для проживания и питания, тренажерный зал и зал для «сухого плавания».

Впрочем, руководство федерации плавания России также не стало противиться планам открытия центра именно в Казани, поскольку для президента федерации Владимира Сальникова столица Татарстана также становится знаковым местом. Здесь он достиг дна на ЧМ-2015, но сумел оттолкнуться, подтвердил свои полномочия президента федерации через год, в 2016-м, и теперь его федерация выглядит одной из наиболее успешных в России. Поэтому он легко принял план переноса центра и не смог присутствовать на торжественной церемонии подписания документов только из-за неотложных дел, делегировав в Казань первого вице-президента федерации Григория Стецюка.  

– Мы с удовлетворением восприняли желание руководства ФИНА открыть свой четвертый центр в Казани, – выразил Стецюк официальную позицию федерации. – Считаем этот выбор правильным, обдуманным и своевременным. Казань превращается в плавательную Мекку России, которая может дать импульс дальнейшему развитию нашего вида спорта во всей стране. 

САМА ЦЕРЕМОНИЯ ПОДПИСАНИЯ ДОГОВОРА БЫЛА ПОХОЖА НА ЦЕРЕМОНИЮ БРАКОСОЧЕТАНИЯ

На церемонию подписания документов собрался весь плавательный бомонд республики, что неудивительно, поскольку центр будет предназначен прежде всего для пловцов, а не прыгунов, синхронисток или ватерполистов. Часть его будет базироваться на территории училища олимпийского резерва, это объяснило присутствие на церемонии Фарита Ахмадуллина. Участникам сборов в центре будет предоставлена возможность учиться в Поволжской академии спорта, которую на церемонии представлял проректор Ильшат Фархуллин. «Оператором» всего процесса будет дирекция спортивных проектов, от которой присутствовал заместитель генерального директора Ранко Тепавчевич.

До Нового года будет сформирован первый пул стипендиатов ФИНА, которые начнут здесь тренироваться и учиться. Сама программа подготовки на первоначальном этапе будет занимать порядка полугода, – пояснил Леонов. – Максимальный срок обучения может занять три года. Поэтому для молодых спортсменов подготовлена и программа обучения либо на базе училища олимпийского резерва, либо в Академии спорта, если стипендиатами ФИНА будут пловцы студенческого возраста.


Сама церемония подписания была короткой и радостной, как церемония бракосочетания, когда вроде бы ничего особенного не происходит, но лица собравшихся сами собой расплываются в улыбке. Так же и здесь: два человека поставили свои подписи, а присутствовавшие встретили это бурными аплодисментами, оценивая выгоды соглашения.

В переводе на более понятный для широкого круга болельщиков язык, наверное, нужно было бы взять пример с футбола. Допустим, президент УЕФА Леннарт Юханссон переживал по поводу того, что клубы его родной Швеции в далеких 80-х дважды выигрывали Кубок УЕФА и выходили в финал Кубка Чемпионов, а сейчас не конкурентоспособны в еврокубках. При том, что страна не переживала политических проблем, подобно странам Восточной Европы, сборная является четвертьфиналистом чемпионата мира, воспитывает таких звезд мирового футбола, как Златан Ибрагимович, и топ-тренеров, как Свен-Горан Эрикссон. И вот тогда принимается решение об открытии в Казани центра УЕФА, создания некой платформы для подготовки и прогрессирования футбольных команд среднего звена, подобно нашему «Рубину», чтобы приблизить их к уровню суперклубов мира. Вот и ФИНА видит подъем интереса к плаванию через повышение конкурентоспособности. Понятно, что сюда вряд ли приедут пловцы США, Австралии, Китая, Англии, где существуют программы развития плавания, через государственные или студенческие программы. Здесь будет тренироваться и учиться «второй эшелон», которому занятия в центре дадут шанс подняться в топ.


ФИНА ГОТОВА ВЫПЛАЧИВАТЬ КАЖДОМУ СПОРТСМЕНУ ПО $2 ТЫС. ДЛЯ УЧАСТИЯ В ТРЕНИРОВОЧНОЙ ПРОГРАММЕ

Здесь стоит больше вести речь о репутационных выгодах. Татарстанский центр развития водных видов спорта станет четвертым в мире, после тех, которые уже существуют в США, Сенегале и Таиланде. Что касается США, то там плавание прекрасно развивается без участия кого-либо, поскольку именно Штаты являются центром притяжения тренеров и спортсменов высочайшего уровня со всех концов мира. Сенегал и Таиланд были выбраны в качестве хозяев центров для решения задачи популяризации плавания в Африке и Азии. ФИНА готова выплачивать каждому спортсмену по $2 тыс. для участия в тренировочной программе, кроме того, будет нести затраты по их логистике, а также проживанию и работе здесь тренерского корпуса.     

Сам центр послужит для подготовки «стипендиатов ФИНА» к следующим Олимпийским играм. В число этих «стипендиатов» будут входить пловцы, которые добились высоких результатов, пока не позволяющих им отобраться на ближайшую Олимпиаду. Первый пул спортсменов составит порядка 20 пловцов со всех уголков мира.

– Я абсолютно убежден, что в Татарстане есть все необходимые условия для организации нашего центра. Здесь одни из лучших бассейнов, которые есть на территории России, – заверил Маглионе.

Главным тренером станет Гульнара Гарипова, воспитавшая Эрнеста Максумова. Сейчас идут поиски кандидатур на места ее ассистентов. Тренерская тема будет одним из главных преимуществ Татарстана, который он ожидает от самого проекта.

– В рамках этого центра под эгидой ФИНА будет работать школа по переподготовке и усовершенствованию тренеров по плаванию, с выдачей соответствующих сертификатов, – отметил Леонов.

Тут надо пояснить, что Татарстан, массово открывая бассейны и готовя пловцов высокого уровня, в том числе приглашая их извне, пока «буксовал» с точки зрения сильных тренерских кадров. Доказательством этому может служить даже история с поиском главного тренера сборной Татарстана после трагической гибели Василия Цыганко год назад. 

В число «стипендиатов» будет входить определенное количество российских, в том числе и татарстанских пловцов, что является вторым плюсом для спорта нашей республики.

Наконец, главная выгода и Татарстана, и России от участия в этом проекте заключается в том, что все затраты на себя берет ФИНА.