. 11-й генеральный консул Турции в Казани Ахмет Садык Доган рассказал о том, почему турецкие инвесторы вложили в Татарстан $2,5 млрд и каких инвестиций турки ждут от КАМАЗа
Фото: Сергей Елагин

«КАЗАНЬ — ЭТО МОСТ МЕЖДУ ГЛОБАЛЬНЫМ СОТРУДНИЧЕСТВОМ ТУРЦИИ И РОССИИ»

Прошло ровно 8 месяцев с тех пор, как в Казань был назначен новый 11-й генеральный консул Турецкой Республики Ахмет Садык Доган. С того, что генконсул успел за это время и какие планы наметил на время работы в столице Татарстана, и начался разговор в ходе интернет-конференции «БИЗНЕС Online». Стоит отметить, что беседа с господином Доганом шла на двух языках: русском, которым он свободно владеет, и турецком. На вопрос, почему так часто в Казани происходит смена генеральных консулов, дипломат ответил, что каждый генконсул служит по два или четыре года, так принято: «Это нормально, у нас такая система. Первый год отводится на знакомство, второй и дальнейшие — на подготовку проектов и на получение результата», — отметил он. При этом генконсул обратил внимание на то, что в его консульский округ входит не только Татарстан, но и Башкортостан, Мордовия, Марий Эл, Самара и Чувашия. Однако за прошедшие 8 месяцев он еще не успел познакомиться со всеми из них: «Посетил еще не все регионы, но сделать это обязательно нужно».

Отвечая на ожидаемый вопрос читателей об отношениях между Россией и Турцией после всем известного кризиса, Доган процитировав турецкую пословицу: «Если сбрил бороду, дальше она растет еще гуще». «Не сомневаюсь, что российско-турецкие отношения выйдут из этого кризиса более окрепшими, прошедшими закалку», — философски заметил он. При этом наш собеседник уверен, что между главами двух государств есть понимание, в какую сторону двигаться в двусторонних отношениях. И работа эта идет самым активным образом: в марте прошлого года президент Турции Реджеп Эрдоган посетил Москву, а буквально на этой неделе прошла встреча двух глав стран в Сочи. А вот о том, что будущей весной Эрдоган может посетить Казань, приехав на открытие мечети, которую строит турецкая футбольная легенда Казани Гекдениз Карадениз, генконсул узнал из нашей газеты. Но при этом добавил, что есть договоренности на высшем уровне между двумя странами об усилении сотрудничества между разными регионами, которые включают в себя возможность посещения высокопоставленных российских чиновников Турции и наоборот, поэтому такой визит вполне возможен. «Но это зависит и от принимающей стороны, поскольку такие межгосударственные визиты согласовываются заранее на высшем уровне», — добавил он.

Отвечая на вопрос о турецких инвестициях в экономику Татарстана, генконсул отметил, что в республике много турецких компаний и они продолжают работать. Он напомнил, что четверть всех турецких инвестиций в России приходится на нашу республику: «Турецкие инвестиции в Татарстан составляют порядка 2,5 миллиарда долларов при общем объеме инвестиций по России 10 миллиардов долларов... Это очень важная цифра, которая показывает развитие Татарстана», — отметил он и добавил, что за последние один-два года в Татарстане резко увеличился объем турецких инвестиций. Например, в республику пришли такие крупные компании, как «Джошкуноз», «Шишеджам», «Кастамону Энтегре». «Они все пришли примерно в одно и то же время, и все эти производства масштабные, это крупные инвестиции», — отметил Доган. По словам консула, все компании пришли в Татарстан, поскольку поверили, что здесь будут предоставлены лучшие условия. «Их смогли убедить. Они поняли, что логистически здесь выгоднее: есть дороги, рабочая сила. И они подумали, что это преимущество. Они предвидели, что местное руководство поддержит их в различных вопросах. Бизнес-круги смотрят на эти вопросы, смотрят даже на то, как их встречают в аэропорту, как они прошли паспортно-визовый контроль и так далее. Крупные производства обращают внимание на такие вещи», — считает гость редакции «БИЗНЕС Online».

По словам Догана, в Татарстане есть все условия для ведения бизнеса: «Мы видим, что здесь есть ОЭЗ, есть логистическая сеть, есть Волга, есть железные дороги, автодороги, ну и надежность, доверие». При этом генконсул подчеркнул, что присутствие крупного турецкого бизнеса в Татарстане и Башкортостане является фактором углубления отношений Российской Федерации с Турцией в целом. «Я все время подчеркиваю, что мы сотрудничаем с Татарстаном, основываясь на принципе, что Казань — это мост между глобальным сотрудничеством Турции и России. И никогда не рассматриваем это как отношения только с Татарстаном. И между двумя странами в этом плане есть определенная договоренность», — подчеркнул наш собеседник.

Доган также отметил, что помимо открытия новых производств существует и такое понятие, как «дополнительные инвестиции», когда действующие инвесторы расширяют свои производства. В первую очередь это касается действующих заводов в ОЭЗ «Алабуга». Кроме того, крупный проект реализует компания «Полимекс». «Через два-три месяца они заканчивают реставрацию здания бывшей Шамовской больницы. Проект гостиницы уже на стадии завершения», — привел конкретные примеры консул. А вот с инвестициями в сельское хозяйство, а также со входом российского бизнеса на территорию Турции дела обстоят сложнее. Что касается сельхозпроизводителей, то пока они приезжают в нашу республику и знакомятся с возможностями — климатическими, логистическими, производственными.

«Также ждем прихода крупного татарстанского бизнеса в Турцию, чтобы инвестиции в турецкую экономику со стороны России, в том числе Татарстана, были зеркальными, — особо подчеркнул генконсул. — У вас развито лесное хозяйство, есть КАМАЗ: мы бы очень хотели, чтобы в Турции открылся их логистический центр, чтобы они располагались на территории Турции, но продавали свою продукцию в другие сопредельные страны, поскольку Ближний Восток — это огромный рынок. КАМАЗ в Турции знают, но я говорю о том, чтобы он вошел на турецкий рынок с инвестициями, создав там сервисно-логистический центр. Может быть и другая форма работы, другие компании. Хотелось бы, чтобы нефтехимический сектор также инвестировал в Турцию. Хорошо было бы, если бы и в Турции увеличивались татарстанские, российские инвестиции, в таких же объемах, как турецкий бизнес в Татарстане», — добавил он.   

«МОЖНО ВЕСТИ РЕЧЬ ОБ ОТКРЫТИИ ШКОЛ ИЛИ ЛИЦЕЕВ С ИЗУЧЕНИЕМ ТУРЕЦКОГО ЯЗЫКА С УЧАСТИЕМ ФОНДА «МААРИФ»

Отвечая на большой блок вопросов, касающиеся культурной и образовательной деятельности турецкой стороны в Татарстане, Доган ответил, что 2019 год объявлен перекрестным годом культуры между Турцией и Россией. Уже готов список различных культурных мероприятий, который ждет своего утверждения в Москве и Анкаре. Но уже сейчас стартовали курсы турецкого языка для детей в Доме дружбы народов, а через две-три недели планируются аналогичные языковые курсы уже для взрослых. При этом наш собеседник отметил, что все эти процессы шли бы легче, если бы в Казани был свой турецкий культурный центр. «В Москве такой центр уже работает — недавно там открылся турецкий культурный центр им. Юнуса Эмре. Хотим открыть культурный центр и здесь, в Казани. Есть соглашение между Турцией и Россией об открытии культурных центров, есть база, вопрос возможностей — нужно найти здание, — затронул эту тему генконсул. — Можно было бы проводить там культурные мероприятия, выставки и прочее. За прошедшие 8 месяцев какую-то работу в этом направлении мы уже провели, какая-то работа продолжается: есть медленно продвигающиеся вопросы, есть те, которые идут быстрее».

При этом Доган признался, что открытие турецкого культурного центра в Казани — это его цель, задача на время его работы в генконсульстве. «Для меня это даже важнее, чем строительство резиденции консула», — отметил он. Что же касается самой резиденции — так называемого «дома на Кабане», о котором наше издание писало ранее, переговоры о его строительстве также ведутся. «По участку процедура еще продолжается, земля еще не передана. Мы полностью зависим от решения местных властей, но между государствами подобное выделение земельных участков происходит на взаимных условиях. Если посольству или консульству в каких-либо странах выделяется участок, то и в Турции представителям этой страны тоже выделяется участок.

Большой блок вопросов, адресованных генконсулу Турции в Казани, касался и образования. При этом Доган отметил, что можно вести речь об открытии лицеев наподобие бывших татаро-турецких, но под патронажем турецкого правительственного фонда «Маариф». Данный фонд занимается вопросами открытия турецких школ за рубежом. Пока это направление больше работает в африканских странах, но расширяет свою географию. «Хотелось бы, чтобы и здесь они активно заработали», — поделился своими планами он.

В ответ на вопросы читателей нашего издания о том, как генконсул проводит свое свободное время, Доган ответил, что у него есть два увлечения — это музыка и кулинария. «Я люблю играть на разных инструментах. Есть такой турецкий народный инструмент — ней, он похож на курай или флейту. Я привез его сюда, иногда дома, чтобы отдохнуть, музицирую. Люблю традиционную и классическую турецкую музыку». Из татарской кухни генконсул выделил зур бэлиш, поскольку он напоминает ему турецкий талаш бореги. Но есть отличие. «Талаш» делается из слоеного теста и без картофеля, только из мяса», — рассказал генконсул. По заверениям Догана, его фирменным блюдом является долма и пирог на воде — су бореги. «Татарстан — неудобное место, чтобы похудеть», — смеется при этом генконсул. Чтобы проводить свое свободное время за своим любимым увлечением, генконсул даже приобрел книгу «Секреты татарской кухни». «Не жене, себе», — отмечает консул.

Доган также подробно ответил на целый ряд других вопросов наших читателей. Полная стенограмма интернет-конференции будет опубликована на «БИЗНЕС Online».