Артём Дзюба «Просто отдаю честь: играю за свою страну, служу России!» – объяснил Артем Дзюба свой коронный жест Фото: «БИЗНЕС Online»

СМИ ВЫНУЖДЕНЫ СОЗДАВАТЬ МИФЫ

В XXI веке – веке технического прогресса – почти все СМИ перешли в электронный формат. Это очень удобно. Через сеть можно предоставить все аудиовизуальные методы передачи информации. Изо дня в день роль интернета в жизни изданий (в том числе и спортивных) возрастает, соответственно, его конкуренты (радио, телевидение и печатные издания) теряют свои позиции. Чтобы ослабить хватку нового игрока на рынке информации, телевизионщики были вынуждены прибегнуть к законам об авторском праве. С каждым годом права всё более жестко регламентируются. Для примера возьмем прошедший чемпионат мира. Журналистам было запрещено снимать фото и видео без соответствующей аккредитации. Были случаи, что во время пресс-конференций супервайзеры подходили и просили удалить все отснятое, если у человека не было соответствующего документа. Болельщиков эти правила не касались. Под рамки загонялись только представители СМИ.

Подобные правила есть во всех крупных футбольных турнирах. Известны случаи, когда клубы из чемпионата Англии отказывали в аккредитации из-за того, что издания использовали на своих сайтах гифки. В России мы не так сильно ощущаем это в силу того, что телевидение государственное. Такой TV-индустрии, как на Западе, у нас пока нет. Соответственно, на некоторых сайтах спортивных СМИ читатели могут наткнуться на видеообзоры игр или обзор матча с помощью тех же гифок. Но все идет к тому, что и наша страна в скором времени перейдет на использование фотографий, и только. Например, полтора года назад канал «Матч ТВ» и сайт Sports.ru судились из-за видеообзоров игр чемпионата ФНЛ. Канал посчитал незаконным демонстрацию фрагментов матчей на сайте. В заявлении было указано, что «Матч ТВ» «несет значительные затраты на приобретение прав у официальных правообладателей».

Интернет-СМИ не всегда могут позволить себе покупку прав на трансляции матчей, поэтому пытаются словить хайп через другие кейсы. Теперь издания вынуждены сами культивировать вирусный контент и продавать его читателям. Банального описания гола (если это не шедевр) уже недостаточно. Основная масса аудитории видела его в трансляции, и необходимости в пересказе событий не остается. Теперь газеты из-за жестких рамок начали рисовать схемы голов. Взятия ворот нельзя показывать, но никто не запрещал их описывать.

Аналитики разбирают игры команд с помощью картинок, а не видео. Так, например, работает одно из самых крупных изданий Великобритании Daily Mail. Газета схематически воспроизводит изображения, тем самым разбирая ошибки одних и выделяя мастерство других. Отчасти разборы тактики, которые в последние годы становятся все популярнее (в том числе и в России) родились «благодаря» недостатку видеоконтента. Описанием маршрута передвижения футболистов по полю и игровых схем в целом издания компенсируют отсутствие видеонарезки.

Отсюда получается мультипликативный эффект. Два-три подобных разбора – и читатели начинают все больше интересоваться футболом.

Игроки сборной Франции Сегодня взятие гола в футбольном матче как событие отошло на второй план (на фото – игроки сборной Франции) Фото: «БИЗНЕС Online»

ПРАЗДНОВАНИЕ ВАЖНЕЕ ГОЛА?

Мода на закрытый футбол привела к тому, что его зрелищность несколько снизилась. Отсюда и снижение количества красивых, особенных голов. Таких, что после просмотра хватаешься за голову, кричишь «вау» и думаешь: «Как он, черт возьми, это сделал?!» Но такие голы редкость. В основном приходится наблюдать за повседневными, иначе говоря, «мусорными» голами – курьезными, забитыми из-за ляпов, скучными, да какими угодно. Большинство из них не представляют для информационного общества никакой ценности, кроме того, что это гол. Поэтому СМИ вынуждены создавать что-то уникальное, что будет представлять ценность. Они создают мифы.

Обсуждения празднования голов – идеальный выход из ситуации. Кто празднует? Как празднует? Что он этим хотел сказать? Да, возможно, этот контент первичен в телевидении. Но благодаря грамотной подаче, вторично он уже идет дальше и уже с более мощной силой. Искусство и движение общества в эпоху постмодерна говорит, что реакция на событие важнее самого события.

Рассмотрим на конкретных примерах. Бразильский нападающий «Ливерпуля» Роберто Фирмино на выходных получил травму. В одном из игровых моментов защитник «Тоттенхэма» Ян Вертонген едва не лишил соперника глаза, ткнув в него пальцем (разумеется, случайно). Футболиста со стадиона увезли в больницу, где медики диагностировали травму роговицы. Повреждение не помешало Роберто выйти на поле в матче с ПСЖ, в котором он забил в самой концовке встречи, тем самым принеся победу англичанам. Свое взятие ворот форвард отпраздновал, закрыв рукой поврежденный глаз.

Те, кто не смотрел игру, могут и не знать, как забил Фирмино. Но они увидели празднование гола, которое стало хитом во всех СМИ и соцсетях. Игрока пародировали, про него писали, рассказывали и рисовали карикатуры. Пройти мимо этой истории было очень трудно. Это и есть особенность постмодернистского искусства. Сегодняшние СМИ всё свели к тому, что празднование гола – это новое культурное явление, которое создается футболом. Красивый гол повторить практически невозможно, а оригинальное празднование футболисты могут выдавать после каждого забитого мяча.

Нередко маркетологи клубов или самих футболистов участвуют в процессе придумывания празднования взятия ворот. Определенные жесты, действия, прыжки, выкрики – все это становится брендом спортсмена, через который его узнают. Так, например, один из самых известных футболистов в мире – Криштиану Роналду – имеет в своем запасе несколько вариантов празднований. Каждый из них имеет свою историю, которые стали известны публике как раз благодаря СМИ.

Если с фанатзией туго, то футболистам никто не запрещает обращаться за помощью. Лидер чемпионов мира, сборной Франции, Антуан Гризманн после голов исполняет танец из самой популярной в мире компьютерной игры Fortnite Battle Royal. Там персонаж приставляет правую руку ко лбу, образуя букву L. Теперь этот жест стал фирменным и для француза. Игрок сборной Англии Дели Алли запустил целый челлендж, предлагая повторить его празднование. Практически никто не сумел повторить этот жест с первого раза. Празднование никому не давало покоя. Оно обсуждалось в СМИ, в соцсетях и даже на пресс-конференциях. Главный тренер «Тоттенхэма» Маурисио Почентино выложил в «Инстаграм» целую инструкцию того, как это делается. Журналисты нарисовали печатную версию в виде схемы.

Нападающий «Реала» Гарет Бэйл вовсе зарегистрировал свое празднование голов в виде сердечка, которое образуется путем складывания двух рук, как товарный знак. Он не единственный, кто так празднует, но единственный, кто это дело монетизирует. Продажа сувенирной продукции с жестом Бэйла приносит валлийцу немаленькие деньги.

Некогда лучший футболист РПЛ – голландец Квинси Промес – еще до отъезда из России придумал праздновать голы в виде подбрасывания в воздух маски и прикладывания ее обратно к лицу. Маркетологи игрока выпустили даже товарный знак в виде маски, образованной из двух букв – QP (первые буквы имени игрока), а сам футболист записал рэп-композицию. Сейчас экс-игрок «Спартака» также выпускает разного рода продукции под своим брендом.

Празднование нападающего сборной России Артема Дзюбы во время чемпионата мира стало настоящим хитом. «Просто отдаю честь: играю за свою страну, служу России!» – объяснил игрок в интервью пресс-службе сборной.

Празднование голов – это особое искусство. Разработчики самого популярного футбольного симулятора ФИФА давно это поняли и переносили в игру самые яркие и запоминающиеся перформансы игроков. Конечно, среди них есть и выдуманные празднования, которым нет аналогов в реальной жизни. Но все равно большинство из них взяты из реального футбола, что, безусловно, привлекает новых покупателей игры.

Как мы видим, диктат телевизионщиков привел к тому, что сегодня взятие гола в футбольном матче как событие отошло на второй план. Для прессы важнее действия игрока после этого мяча. Практически всегда жесты, взгляды, слова и танцы несут в себе нечто такое, о чем обычный болельщик не догадается, просто сидя на трибунах или наблюдая за трансляцией. Издания нашли свой хлеб и теперь делают все, чтобы выращивать его тоннами и продавать в виде продукта потребителю.