«Волжские путешествия», задолжавшие, по скромным подсчетам, около 4,5 млн рублей своим клиентам, пытаются подписывать соглашения об отсрочке возврата денег, но часть недовольных уже обратилась в суд. Один из адвокатов полагает, что оператор намеренно затягивает выплаты, чтобы вывести имущество, и грозит переходом дела в уголовную плоскость. На этом фоне круизер продолжает хранить молчание о том, как собирается выпутываться из ситуации. Свежие подробности конфликта собрал «БИЗНЕС Online».
Около 20 обманутых туристов из 150 подали судебные иски с претензиями к компании «Волжские путешествия»
СУДЫ ВМЕСТО КРУИЗОВ
В Московском, Вахитовском и Советском судах Казани стартовало рассмотрение исков клиентов казанской компании «Волжские путешествия», оплативших туры в этом году, но не получивших заветные поездки. На данный момент в суд обратились порядка 20 обманутых путешественников, но их общее количество близко к цифре 150 — такое число туристов нам называл гендиректор и владелец круизного оператора Вячеслав Самолин. На одном из таких судов побывал «БИЗНЕС Online». В числе первых истцов оказался Сергей Игнатьев, мужчина, который был сильно озадачен сложившейся ситуацией. Вместе с сыном они планировали 16–22 июля совершить 7-дневный волжский круиз по маршруту Казань — Волгоград, заплатив за него 47,8 тыс. рублей на двоих, а вместо этого вынуждены теперь дрейфовать в Советском райсуде.
О том, что рейс не состоится, Игнатьевых «обрадовали» за 5 дней до его начала. В качестве альтернативы им предложили совершить поездку в конце месяца, но этот вариант их не устроил. «23 июля я пришел в „Волжские путешествия“, написал заявление, чтобы мне вернули деньги. Мне сказали, что денег нет и что я на очереди 102-й. Когда я спросил, сколько всего заявлений поступило, мне сказали, что 150, — вспоминает Игнатьев свои хождения по мукам. — Я спросил, сколько они на тот момент они уже вернули денег. Мне сказали, что одному пассажиру — половину суммы».
Неудавшиеся путешественники попытались было вернуть свои кровные через страховую компанию, работавшую с круизным оператором, АО «Объединенная страховая компания». Но не тут-то было. Страховщики заявили, что не выдадут страховку, пока «Волжские путешествия» официально не заявят о своей несостоятельности. Мол, они же обещают сами вернуть деньги — так что ждите. Да и сумма страховки, как выяснилась, не способна покрыть стоимость тура Игнатьевых. Размер финансового обеспечения составляет 500 тыс. рублей, но это на всех горе-путешественников. Если разделить на 150 человек, получается чуть более 4 тыс. рублей на каждого.
Адвокат «волжских путешественников» Олег Стекольщиков попросил суд не только взыскать сумму долга и неустойку, но и принять меры обеспечения в виде запрета на регистрационные действия в отношении имущества должника, а также произвести арест его имущества на сумму 100 тыс. рублей. Но судья Марс Ганеев ходатайство отклонил. А в связи с неявкой представителя страховой компании и вовсе перенес рассмотрение дела на конец месяца. Представитель «Волжских путешествий» по имени Константин от комментария отказался.
Кстати, в числе истцов по делам против «Волжских путешествий» оказались не только физлица. Управление Роспотребнадзора по РТ также подало иск в защиту интересов одного из клиентов «Волжских путешествий». «Исковые требования касаются возмещения денежных средств за несостоявшийся тур, выплаты неустойки за неудовлетворение в добровольном порядке требований потребителя, компенсации морального вреда», — пояснили нам в пресс-службе ведомства. Всего с жалобами на несостоявшиеся поездки к ним обратились 9 человек.
После остановки «Очарованного странника» у Вячеслава Самолина остался только один теплоход — «Борис Полевой»
«МАССОВЫЙ ХАРАКТЕР, НАЛИЧИЕ ПРИЗНАКОВ ФИНАНСОВОЙ ПИРАМИДЫ»
Пока Игнатьевы обратились в суд с иском по статье 2.169 закона «О защите прав потребителей». Однако их адвокат Стекольщиков не исключает в будущем и уголовного поворота в деле. «Массовый характер, наличие признаков финансовой пирамиды подсказывают, что есть признаки уголовно наказуемой деятельности. Они продавали путевки, но на что эти деньги были потрачены? Если средства от путевок, купленных в апреле, тратились на приобретение топлива для выезда в июле, то получается, что за счет средств одних реализовали отдых других? Это 100-процентная пирамида!» — считает Стекольщиков. Сейчас он собирает пул из обманутых путешественников, чтобы представлять их интересы в суде.
Для досудебного решения конфликта в компании «Волжские путешествия» клиентам предлагают подписать дополнительное соглашение, согласно которому они отказываются от срочных претензий к «Волжским путешествиям», а взамен либо получают обещание вернуть деньги до конца 2018 года, либо соглашаются совершить поездку в 2019 году. Ведь навигация у «Волжских путешествий» 14 сентября закончилась. Стекольщиков полагает, что компания намеренно пытается затянуть сроки.
«Компании после отмены массовых рейсов стараются минимизировать свои возможные убытки и начинают принимать меры к сокрытию своих активов и выводу имущества. В это время обманутых туристов будут кормить обещаниями и бесконечно рассматривать их заявления на возврат денег. Все это делается с одной целью — не возвращать ничего, и это у них получится, если вовремя не начать активно взыскивать через суд стоимость тура и компенсацию морального вреда», — считает адвокат. Отдыхающих также возмущает тот факт, что билеты им спокойно продавали уже после того, когда стало ясно, что у теплоходов большие проблемы.
В самой компании «Волжские путешествия» отказываются комментировать ситуацию. Глава фирмы Самолин берет трубку телефона, но разговаривает крайне нервно и в итоге бросает ее, так и не ответив ни на один из вопросов. В частности, нас интересовало, будут ли проданы теплоходы, чтобы вырученными деньгами расплатиться с клиентами. Такой слух активно ходит в рядах самых «волжских путешественников», но никакого официального подтверждения этим разговорам пока нет.
Глава ассоциации туристических агентств РТ Рамиль Мифтахов продолжает сохранять спокойствие и веру в то, что компания «Волжские путешествия» еще выплывет из кризиса.
«Большинство людей подписывает двустороннее соглашение о возврате денег до конца года или в виде туров, а часть людей ничего не подписывает и идет в суд. Но 90 процентов людей понимающие и идут навстречу — ждут возврата денег», — говорит он.
«Стандартная схема какая? Объявить себя несостоятельным и сказать: „Идите в страховую компанию“. Он [Самолин] же так не сделал. Он же бьется, со всеми соглашения заключает, то есть собирается отдавать. Да, ситуация тяжелая. Я с ним говорил: „Я бизнес закрывать не хочу“», — передает Мифтахов.
ТЕХНИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ БЫЛО УСТАНОВЛЕНО КАК «НЕГОДНОЕ»
Неприятности у «Волжских путешествий» начались уже в начале навигации 2018 года. Из-за поломки не смог вовремя открыть навигацию теплоход «Очарованный странник», а, выйдя на воду, проработал он, судя по всему, буквально несколько дней, потому что уже 29 июня 2018 года судно было задержано в связи с нарушениями, выявленными в ходе плановой проверки. Замдиректор Верхне-Волжского филиала Российского речного регистра Евгений Смирнов сообщил нашему изданию, что 4 июля 2018 года теплоход «Очарованный странник» прошел освидетельствование, но его техническое состояние было установлено как «негодное», а само «судно признано негодным к эксплуатации». Его отправили на ремонт, к работе по перевозке пассажиров оно больше не выходило.
Как ранее рассказывал «БИЗНЕС Online» Мифтахов, дело застопорилось из-за того, что подрядчик, выполнявший ремонт судна, отказался выполнять гарантийные работы, а у самих «Волжских путешествий» денег на ремонт не оказалось.
«Очарованный странник», насколько у меня есть информация, находится на ремонте, не эксплуатируется. Думаю, что нынче работать он уже не будет, тем более что уже сентябрь», — говорит в беседе с нашим изданием начальник казанской инспекции государственного портового контроля ФБУ «Администрация Волжского бассейна» Олег Гизатуллин.
После остановки «Очарованного странника» у Самолина остался только один теплоход — «Борис Полевой». Но и у него в течение лета не раз возникали проблемы. В середине июля «БИЗНЕС Online» стало известно, что «Борис Полевой» не хотят выпускать из казанского речпорта из-за долгов компании. А в соцсетях появилась информация о задержках зарплат сотрудникам рейсов. Например, 5 августа в паблике «Типичный речник» в соцсети «ВКонтакте» было опубликовано сообщение о «внутренней кухни» «Бориса Полевого». «Приветствую братья РЕЧНИКИ! Крик души! Помогите советом! Куда позвонить, кому сказать, чтобы дали зарплату за ИЮНЬ!!!!!! Т/Х Б,Полевой! Многие поймут уже без слов!! Кто не в курсе — беда! Из адекватной и дружной команды остались несколько человек! Ходим в рейсы, без первого и второго помеха, без первого, второго и третьего штурмана (Что делать!? Как выбить заработанные деньги!? Имеем ли мы право ходить без первых помощников? Если нет, то куда позвонить, чтобы заприколили!!!! Нету приказов на исполнение обязанностей первых лиц, нету адекватного капитана, туристы которые катались в шоке!!!!!!! У тех, кто спросит почему не уходим!? Отвечу, практикантов тормознули с училища речного! Остальные из старой команды, в надежде, что всё образуется, и не хотят под конец навигации искать т/х», — возмутился анонимный работник судна (орфография и пунктуация автора сохранены — прим. ред.).
Анонимка успешно дошла до инспекции государственного портового контроля. 10 августа по ее результатам была проведена проверка, нарушения действительно были выявлены, после чего судно было задержано. «Основные нарушения, которые были выявлены и из-за которых судно было задержано (нарушение численности минимального состава экипажа), они устранили», — сообщил «БИЗНЕС Online» Гизатуллин. 13 августа после повторной проверки, когда стало понятно, что все нарушения устранены, теплоходу снова дали возможность возить пассажиров.
Выходит, что после поломки первого теплохода, чтобы выпутаться из ситуации, в компании решили экономить по полной, рискуя при этом жизнью и здоровьем пассажиров? Чем это может закончиться, в Татарстане хорошо известно — память об утонувшей «Булгарии» еще жива. Кстати, в профильных соцсетях про «Очаровашку» (так речники в шутку называют теплоход) говорят, что судно изначально было выкуплено «Волжскими путешествиями» не в лучшем виде и что оно, условно говоря, теперь «топит Бориса», то есть «Бориса Полевого».
Добила «Волжские путешествия» непростая ситуация на топливном рынке
ПРОБЛЕМЫ С ТОПЛИВОМ, РАВНОДУШИЕ ГОССТРУКТУР
Добила же «Волжские путешествия» непростая ситуация на топливном рынке. Еще в мае Самолин заявлял в СМИ о том, что из-за резко подорожавшего дизтоплива не сможет выполнить свои обязательства перед туристами при таких ценах. «Мы не продавали по таким высоким ценам путевки, мы продавали их из расчета максимум 35 тысяч рублей за тонну топлива, а не по 53 тысячи за тонну», — заявил он агентству «Татар-информ», но почему-то в итоге решил на свой страх и риск начать навигацию. Впоследствии выяснилось, что у компании есть еще и долг перед «Татфлотом», из-за которого теплоходы Самолина не хотели выпускать с причалов.
Когда в головном офисе «Волжских путешествий» начался наплыв обозленных клиентов, Самолин очень нервно отреагировал на журналистский интерес к проблеме, сообщив лишь, что никто из его клиентов брошен не будет. По его словам, есть процедура банкротства, у компании есть суда, другое имущество, так что даже при худшем варианте развития событий ни один из клиентов без компенсации не останется. Но как именно, Самолин не прояснил. Если считать, что каждый из 150 человек потратил на путевку около 30 тыс. рублей, то общая задолженность «Волжских путешествий» может колебаться примерно в пределах 4,5 млн рублей.
В эти же дни состоялось экстренное заседание с участием минтранса, госкомитета по туризму, «Татфлота» и самих «Волжских путешествий». Конфликт с «Татфлотом» тогда уладили, и тот разрешил теплоходам беспрепятственно закончить навигацию. Но как компания намерена выпутываться из ситуации и из каких источников собирается закрывать долги, так до сих пор и не ясно.
Интересно, что госорганы тоже хранят молчание по этому поводу. Так, в минтрансе РТ нам сообщили, что курируют только организацию пригородных речных перевозок. Из госкомитета по туризму нам прислали лишь рекомендации несостоявшимся путешественникам:
«Туристам, попавшим в затруднительное положение, необходимо:
- Обратиться с письменным заявлением о возврате денежных средств к туроператору, получить регистрационный входящий номер, снять скан-копию заявления.
- В случае невозврата денежных средств после написания заявления обратиться в управление Роспотребнадзора по РТ (отдел защиты прав потребителей).
- В случае, если не помогает и это, писать заявление в суд. Истцы по судебным делам о защите прав потребителей освобождаются от уплаты государственной пошлины, а также имеют право на рассмотрение дела в суде по своему месту жительства (регистрации)». Уточняется также, что к заявлениям в Роспотребнадзор и суд нужно приложить все документы, выданные в турагентстве (или туроператором): копию договора, документы, подтверждающие факт оплаты тура.
К сожалению, «БИЗНЕС Online» не смог получить комментарий Самолина, но мы готовы выслушать и его аргументы.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 21
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.