ДВОЮРОДНЫЙ БРАТ ХАЙДАРА ЗАКИРОВА СЧИТАЕТ, ЧТО ТОТ СЕБЕ НАЖИЛ СТРАШНЫХ ВРАГОВ, КОГДА ЗАЯВИЛ, ЧТО ЗАБЕРЁТ ВЕСЬ ГОРОД. ЧАСТЬ 27-Я

Сегодня в Верховном суде РТ на процессе по делу группировки «севастопольские» суд допросил матерей погибших телохранителей Хайдара Закирова (Хайдера), его жену и двоюродного брата, который рассказал, что спасло Дракона и погубило Хайдера. Репортаж с суда ведет корреспондент «БИЗНЕС Online».

НЕУДАЧНОЕ ПОКУШЕНИЕ

Сегодня обвинение допрашивало свидетелей по делу о покушении на лидера группировки «Жилка» Хайдара Закирова (Хайдера) в Санкт-Петербурге в 1995 году. Тогда Хайдер был только ранен, однако погибли два его телохранителя – Игорь Николаев и Анатолий Варламов. «Севастопольские» расстреляли их из автоматов в тот момент, когда Хайдер и его телохранители поднимались на лифте к своей съёмной квартире. Роль киллеров исполняли «старшие севастопольских» Рустем Сайманов и Андрей Баринов.

Первыми показания дали матери погибших «жилковских». Они рассказали, что понятия не имели, что их сыновья состояли в группировке «Жилка», хотя подозрения, конечно, были. Не знали и с какой целью их сыновья летали в «командировки» в Санкт-Петербург и за что убили их сыновей…

По словам матери Николаева, её сын устроил довольно пышную по тем временам свадьбу. Откуда он взял деньги на неё, она не в курсе, но уверена, что «командировками» в Петербург её сын расплачивался именно за это пышное свадебное торжество.

- Перед последней командировкой, где его убили, он сказал мне, что летит туда в последний раз и больше он им ничего не должен, – рассказала женщина.

Из перечисленных фамилий убитых «жилковских» она узнала лишь фамилию Ширшова, которого «севастопольские» похитили и убили. По словам свидетельницы, Ширшов был одноклассником её сына. Несмотря на факты, матери до сих пор не верят, что их сыновья состояли в группировке.

ЖЕНА ХАЙДЕРА НЕ ЗНАЛА, ЧТО ОН ЛИДЕР ОПГ

Жена убитого лидера «Жилки» Галина Закирова, как и на прошлом процессе, была немногословна. Заявила, что не знала об участии мужа в группировке и тем более, что он был её лидером. Что, конечно, довольно странно – об этом в то время знала вся Казань.

По словам жены Хайдара Закирова, в Петербурге её муж занимался коммерческой деятельностью. Однако где он точно жил, она не знает. По её словам, о покушении на мужа она узнала от него самого – он позвонил ей и сказал, что ранен и лежит в больнице. Оставив дочь своей матери, Галина, на пятом месяце беременности, отправилась в Петербург, где ухаживала за мужем. На вопрос о том, что случилось, Хайдер сказал ей, что ранение - просто случайность. На вопрос была ли у её мужа охрана Закирова ответила категорично – нет.

ДИСЦИПЛИНА В «ЖИЛКЕ» БЫЛА ЛУЧШЕ, ЧЕМ В МИЛИЦИИ

Двоюродный брат Хайдера Марс Залялетдинов оказался более разговорчивым. Если другие свидетели временами забывали свои показания на прошлом процессе, ссылаясь на прошедшее время, Залялетдинов, представившийся по-военному чётко пенсионером МВД, выдал свои прошлогодние показания буквально слово в слово. 

- Хайдар Закиров является мне двоюродным братом по линии матери, мы с ним выросли вместе, с детства я его знаю хорошо – щелбаны давал ещё, – сказал Залялетдинов.

Однако сначала он сам был далёк от всего того, чем занимался его родственник, так как 1986 году он уехал учиться в военное училище. После была служба в армии, две «горячие точки», а потом, в 1991 году, его перевели работать оперативником в Омск. Только после того, как перевели оперативником в Казань, он узнал о конфликтах между бандитскими группировками, в частности, между «Жилкой» и «Севастопольскими». Узнав, что лидером «Жилки» является его двоюродный брат, Марс Залялетдинов написал об этом рапорт, после чего был отстранён от оперативной работы и переведён в участковые – «работать с алкашами».

– Но я на начальство не обижаюсь, на дураков не обижаются, – заявил родственник убитого авторитета.

«Хайдар был очень хорошим руководителем! Без образования, обычный парнишка, сделал «Жилку» авторитетной группировкой. Я ему говорил, тебе надо предприятием руководить. Дисциплина была у них серьёзная, даже армии до них было далеко, а уж милиции тем более. Там один говорит -  все слушают, никто вперёд не лезет. Никто из них не пил-не курил, все занимались спортом», - рассказал Залялетдинов.

ВРАГ НОМЕР ОДИН

Говоря о криминальных войнах 90-х годов, Залялетдинов рассказал, что «Жилка» в 1995 году враждовала с «Севастопольскими» - выходцами из группировок «Низы», «Борисково», «Квартала». Если непосредственно говорить о Драконе, то конфликт с ним у Хайдера случился, когда Дракон попёр на «чайников» из-за Московского рынка. Как известно, Дракон тогда отсидел, но был «красным», то есть сотрудничал с администрацией колонии. А Хайдер жил по-чёрному и авторитет Дракона не признавал.

По словам Залялетдинова, война между «Жилкой» и «Севастопольскими» началась в связи с исчезновением некого Флёра и убийством лидера ОПС «чайники» Сыра, который контролировал Московский рынок Казани. В то же время сегодня следствием доказано, что убийство последнего инициировал сам Хайдер. Также, по утверждению Залялетдинова, «жилковские» до последнего придерживались неписанного закона: не трогать семьи и близких своих врагов.

– Именно поэтому Радик Дракон остался жив, его тогда спас ребенок, «жилковские» перестали стрелять, когда он оказался на линии огня, - эмоционально заявил свидетель.

Интересно, что, по утверждению брата Хайдера, одним из основных своих врагов среди «Севастопольских» Хайдер считал всё-таки Радика Юсупова - Дракона. Хайдер обвинял «драконовских» в убийстве всех своих людей.

НЕ ВЫДЕРЖАЛ БОРЬБЫ С ВЛАСТЬЮ

По словам Залялетдинова, он дважды пытался сам остановить конфликт между группировками, предлагал поехать в Москву и предложить «Севастопольским» мировую. Но Хайдер отказался, мотивируя это тем, что брат из Москвы живым не вернется, да и мира быть не может - слишком много «жилковских» убили – «его бы просто не поняли».

А вскоре Залялетдинов узнал о разговоре Хайдера с одним из высокопоставленных чиновников татарстанского МВД - и понял, что брат обречён.

– Тот предложил Хайдеру разделить город пополам, на что Хайдар ответил: я заберу весь город себе, – признался Залялетдинов. - Он хотел быть смотрящим по региону. Но я ему сказал, что он нажил себе страшных врагов и в борьбе с властью проиграет. Я предлагал ему бежать за границу. Но он меня не послушал, сказал: я выживу. Не получилось.

Интересным моментом в допросе стало признание свидетеля о том, что после смерти Хайдера он узнал от одного человека о готовящемся взрыве гостиницы «Севастополь». И, не проверяя фактов, сообщил об этом оперативникам из МВД.

– Если бы я узнал, что хотят заминировать машину Дракона, я бы и пальцем не пошевелил, но в гостинице могли погибнуть невинные люди, - сказал родственник убитого «авторитета».

Тимур Гайнутдинов