. Росавиация выдала сертификат типа на Т-500 — первый в России специализированный самолет сельскохозяйственного назначения
Фото: Сергей Елагин

ПОСЛЕ ПИНКА ОТ ПУТИНА

Росавиация выдала сертификат типа на Т-500 — первый в России специализированный самолет сельскохозяйственного назначения. Теперь он готов к коммерческому использованию.

Машина создана казанским ООО «Фирма „МВЕН“» и изначально называлась МВ-500 (главный конструктор — Юрий Шипилов). Это небольшой цельнокомпозитный моноплан, который может эксплуатироваться и вне аэродромов, он оснащен быстродействующей парашютной системой спасения. МВ-500 был спроектирован и облетан еще в начале 2000-х, а вариант Т-500 в первый полет подняли осенью 2014 года. Это самолет для выполнения мониторинга окружающей среды (особенно в пожароопасный период), обследования промышленных объектов большой протяженности, обработки лесов и полей.

Последняя функция — главная, ведь в России до сих пор не было специализированного сельскохозяйственного самолета. Да, наземная техника сегодня шагнула далеко вперед, но и сельхозавиация явно нелишняя: при помощи нее можно делать химпрополку, бороться с насекомыми, болезнями и так далее. В ряде работ авиация технологически предпочтительнее наземной техники — самолеты ничего не мнут, не ломают, что особенно важно на завершающих этапах созревания колосовых, когда использование наземной техники губит 5–10% урожая. С Т-500 можно даже сеять рис.

МВЕН пытался продвинуть машину с начала 2000-х, но стране было явно не до самолетов. Главной проблемой стало получение сертификата типа — процедура сложна, дорога, изобилует чиновничьими препонами. Борясь с трудностями, МВЕН совершенствовал самолет, в результате чего мы и видим Т-500. Сколько бы тянулась эта история и был бы у нее счастливый конец, сказать трудно, но тут в дело вмешался... Владимир Путин с рекомендацией-приказом ОПК-отрасли увеличить долю гражданской продукции. Как говорят в промышленных кругах, оборонщики по всей стране кинулись искать готовые проекты — ведь самим начинать с нуля дорого и долго. С высокой долей вероятности так было и в случае с «воздушным трактором». В конце прошлого года к проекту подключилось входящее в «Ростех» обнинское ОНПП «Технология» — один из российских лидеров в области композитных технологий, прежде всего для ракетно-космической и авиационной отраслей промышленности.

Впрочем, как заверяют на МВЕНе, участие «Технологии» принципиально важно с точки зрения нормального серийного производства — обнинская компания изготавливает особо ответственные композитные узлы.

Виктор Ермоленко Виктор Ермоленко: «Процесс сертификации — очень сложный. Надо было подтвердить надежность всех систем самолета — это более 1000 пунктов» Фото: president.tatarstan.ru

«ПРИЯТНО, ЧТО ГОСУДАРСТВО ПОМОГАЕТ»

И дело пошло с удвоенной скоростью и мощной информационной поддержкой. Пресс-релизы полетели один за другим. «Уже сейчас у нас намечены первые направления сбыта — в покупке самолетов выразил заинтересованность Рослесхоз, возможность покупки либо аренды обсуждается с министерством сельского хозяйства, подписано соглашение о содействии в продажах с „Росагролизингом“, — сообщал „Ростех“. — В реализации пилотного проекта создания единой системы авиахимработ в России готовы принять участие администрации Татарстана, Пермского края и Свердловской области. Заинтересованность в закупках также выразили зарубежные заказчики из Португалии и Эквадора».

Бо́льшая часть этих релизов, конечно, информационный шум, которого сегодня так много в авиапроме, но факт налицо — заветный сертификат типа получен. «Процесс сертификации — очень сложный, — рассказал „БИЗНЕС Online“ заместитель генерального директора МВЕН Виктор Ермоленко. — Надо было подтвердить надежность всех систем самолета — это более 1000 пунктов. Но была очень сильная помощь со стороны „Ростеха“ и минпромторга России, у которого, среди прочего, есть и механизм субсидирования таких затрат, и мы надеемся, что эти средства получим. В целом сертификация — это большие деньги, но самые затратные работы — постройка опытных образцов, стендов — не субсидируются, только затраты по самой процедуре, но психологически это важно: приятно, что государство помогает». Ермоленко подчеркнул, что сертификаты типа в России выдаются далеко не каждый день: «За последние лет 10 был только „Ансат“, по крайней мере, в подгруппе с взлетным весом до 5,7 тонны не помню, чтобы кто-то в эти годы получал такие документы».

«При наличии сертификата типа, компании, выполняющие коммерческие авиационные работы, могут использовать самолет с минимальными затратами времени на получение свидетельства летной годности, без которого летать самолеты легально не могут, — прокомментировал „БИЗНЕС Online“ новость исполнительный директор отраслевого агентства „АвиаПорт“ Олег Пантелеев. — Поэтому если компания планирует строить бизнес, то она будет покупать только самолеты, имеющие сертификат типа. В данном случае этот документ означает: уровень конструкторской проработки самолетов Т-500 и их исполнение „в железе“ удовлетворили самые высокие требованиям авиационных властей».

. Машина, созданная казанским ООО «Фирма «МВЕН» (изначально называлась МВ-500), – небольшой цельнокомпозитный моноплан, который может эксплуатироваться и вне аэродромов
Фото: president.tatarstan.ru

«ПЕРВЫЙ В ИСТОРИИ СТРАНЫ ПРЕЦЕДЕНТ»

Сегодня уверенно можно сказать, что есть один контракт на Т-500. На том же «Гидроавиасалоне-2018» дочернее предприятие «Технологии» — ООО «Аэропрактика» — и башкортостанское ООО «Авиакомпания „РусАвиа“» подписали контракт о поставке в 2018 году десяти Т-500. Сумма контракта — 200 млн рублей. «Воздушные суда будут использоваться для выполнения авиационно-химических работ на территории Российской Федерации, — сообщил генеральный директор „РусАвиа“ Дмитрий Торопов. — Одними из первых регионов применения станут республики Татарстан и Башкортостан. Место базирования самолетов — аэропорт „Уфа“. Первое воздушное судно мы ожидаем уже в октябре текущего года».

«В этом году вместе с „Технологией“ сделаем 10 самолетов — сборка уже идет на МВЕНе, — говорит Ермоленко. — Планы на следующий год пока обсуждаются: они зависят от готовности производства: нынешней оснастки недостаточно... А в целом сейчас, с получением сертификата, начнем работу с республиканскими минсельхозом, минтранспорта, минпромторгом, минобразом выстраивание системы реализации проекта».

Здесь припоминается, что вице-премьер РТ — министр промышленности и торговли РТ Альберт Каримов подчеркивал интерес Татарстана к сельхозавиации: «Мы заинтересованы в применении самых современных и самых экономичных методов обработки сельхозугодий. Мы говорим не только о производстве самолетов. Концепция состоит в том, чтобы предлагать обработку полей как услугу». Это верное направление, ведь потянуть покупку и содержание сельхозсамолетов, которые работают сезонно — три-четыре месяца, а остальное время стоят, — способны немногие. Есть смысл создать летную специализированную авиакомпанию и предоставлять услугу по авиахимработам по не особо драконовским ценам. К тому же дело не ограничивается только изготовлением самолетов и полетами, сельхозавиация — это система: полеты, обслуживание самолетов, подготовка технического и летного состава. Отметим, что некогда в Татарстане было примерно 30 площадок сельхозавиации, сохранились шесть, так что определенная база для апробации Т-500 есть.

Это может быть и глобальный проект, в масштабах страны. «Специфика России очевидна: мы имеем несколько климатических зон и поэтому у самолетов есть, так скажем, территория приписки, ну или регион, где зарегистрирована компания, — говорит Пантелеев. — Но с наступлением сезона самолеты отправляются на юг и выполняют работы там, где сначала быстрее всего наступает тепло, а потом мигрируют вместе с волной тепла на север. Когда заканчивается одна стадия обработки, нужно проводить подкорм и вносят другие удобрения, потом приходит время обрабатывать от вредителей — это третья волна. В зависимости от культуры и того, что требуется с ней проводить, самолеты будут мигрировать с юга на север вслед за теплом и готовностью культур... А то, что спустя буквально пару дней после выдачи сертификата подписана первая сделка на поставку 10 самолетов, недвусмысленно дает понять, что сертификат типа — это пропуск к народу. Вообще в России легкомоторных воздушных судов, имеющих сертификат типа, очень небольшое количество, а если говорить о самолете российской постройки, да еще и специализированном сельскохозяйственном, то это вообще первый прецедент в истории страны».